вторник, 22 марта 2016 г.

Базовые навыки общения для IT-специалистов

Первый свой тренинг "Навыки делового общения" я провёл, кажется, в 1991 году. Потом было ещё очень много тренингов и учебных курсов, содержание которых вертелось вокруг коммуникативных навыков (подробнее о коммуникативных тренингах я писал здесь, см.красную ветку интеллект-карты).

Пожалуй, самое интересное, это вести подобные курсы/тренинги для профессионалов - психологов-консультантов; психологов, работающих на телефоне доверия; педагогов, работающих в детских домах; продавцов (особенно в телемаркетинге и в "больших сделках"); следователей МВД (тогда ещё была милиция :)); руководителей, имеющих в подчинении десятки и сотни людей и т.д. Везде есть своя специфика в общении, но и везде есть свои основы, "азы". 

Знаете, что меня больше всего удивляло? Обычно заказчики этих тренингов запрашивали "что-нибудь эдакое" :) Например: "научите нас манипулировать сотрудниками", или "обучите детекции лжи по невербальным признакам", или "как наводить эриксонианский транс на собеседника?" и т.п. Я не знаю, откуда они всей этой экзотики набирались :), но истина, как обычно, была где-то рядом.

Истина заключается в том, что практически у всех желающих освоить продвинутые навыки коммуникации совершенно не развиты базовые навыки общения. Айтишники обычно любят иронизировать над гуманитариями, которые не могут разобраться в "простых вещах", связанных с программированием, ремонтом ПК и т.п. Но для гуманитариев слово "айтишник" является нарицательным, когда речь идёт о навыках общения.

Людям, которые в основном общаются с сервером и виртуальными персонажами, крайне необходимы базовые навыки живого общения
 
"Айтишник" - это такой странно социализированный человек-маугли; ребёнок, воспитанный майонезом, в смысле - Интернетом :). У него плохо с контактностью; он странно выражает свои мысли, не заботясь об обратной связи от собеседника; эмпатия у этих "железных людей" отключена как опция по умолчанию. Как следствие - у "айтишников" куча проблем в отношениях с реальными живыми людьми.

Только не подумайте, что я "гоню" на IT-специалистов! Это скорее нарицательное название. Гляньте, к примеру, первые сезоны "Теории большого взрыва", там очень наглядно показаны такие "айтишники". Которые ведут умные речи о высшем пилотаже в общении (вроде продвинутых НЛП-техник), а сами поздороваться с девушкой не могут... Вот именно таким персонажам как воздух нужен тренинг базовых навыков общения

Если уж "айтишникам" не дойти до тренинга, то отчасти могут помочь книги по психологии общения. Особенно толково написанные и содержащие в себе практические задания для отработки "в полях". Одна из таких мне и подвернулась недавно... 


Если вы хотя бы немного в теме интернет-маркетинга, то наверняка знаете об электронном издательстве PushBooks ,  которое выпускает всякополезные книги и учебные курсы. О моём опыте изучения одного из push-курсов (курс Александра Райкова "Точно в цель: Создание эффективных целевых страниц") этого издательства я уже писал в этом блоге: начало эпопеи :)) здесь. /Продолжение эпопеи и её благополучное завершение/. 

Хочу поделиться впечатлениями от очередной push-книги, которая, как ни странно, посвящена не интернет-маркетингу, а психологии общения. Это книга Владимира Железняка и Дмитрия Снисаря  "Не бесите меня! Как время, потраченное на конфликты, превратить в деньги" (страничка книги на сайте издательства). 
Книга Не бесите меня! - хорошее руководство по пяти базовым навыкам общения

Начну с главного: один из авторов - психолог, а второй - самый что ни на есть айтишник :). В книге довольно много примеров из жизни - кого бы вы думали? - конечно же команд по разработке ПО :)). Поэтому не удивительно, что авторы создали прекрасное руководство по базовым навыкам общения и для реальных IT-специалистов (облегчающее им коммуникации как в рабочем коллективе, так и в реальной жизни), и для "айтишников" в самом широком смысле :). 

*   *   *

Из "плюсов" книги: 

1) Авторы не стали распыляться, а взяли 5 конкретных навыков общения: вступление в контакт; структурирование беседы; комплименты; вопросы; слушание. Каждый из этих навыков они кратко разъясняют, и по каждому из них предлагают техники реализации в общении. 

2) Читается легко, написано с юмором; есть примерчики из жизни. Что особенно ценно, местами есть научные пояснения (со ссылками на соответствующие исследования) о том, какие физиологические механизмы лежат в основе различных техник общения. Думаю, любителям пруфлинков ;) понравится. 

3) Книга отлично структурирована, практически без "воды"

4) Книга практична! Мало того, что в тексте просто кладезь советов типа "бери и используй". Но в конце каждой главы есть 4-5 заданий для отработки предложенных техник общения на практике. 

5) Это уже моё частное мнение, но некоторые главы - просто шедевр! Например, просто отличная глава (четвертая), посвященная применению вопросных техник в общении. Говорю это как эксперт, который много и серьёзно изучал вопросы (с точки зрения философии, логики, коммуникативной семантики и проч.). 

*   *   * 

"Минусы": 

1) Лично для меня (пожалуй, и для любого профессионального психолога тоже) книга содержала 0% новой информации :(.  Читать её было приятно и небесполезно (ибо повторение - мать учения), но...  Не забываем о целевой аудитории: "айтишники"! 

2) Дорогая редакция!  Повесьте, расстреляйте, увольте того, кто придумал книге название! При чём тут "не бесите меня"?! При чём тут "время, потраченное на конфликты"?!  В книге о конфликтах и о эмоциональной регуляции/саморегуляции в общении - ни слова!  Обложка просто вводит читателя в заблуждение (внимание да, привлекает). 

3) В книге есть спорные моменты. Например, авторы не видят сильной разницы между просто общением и отношениями. Очень большое упрощение - понимать отношения как цепочку не прерывающихся актов общения. Отношения - это система (эмерджентная ;)), а акты общения - лишь некоторые из элементов этой системы.  Но ладно, это же не монография, и не руководство для коучей/консультантов - для "айтишников" сойдёт... 

*   *   * 
Интеллект-карта / Mindmap по книге "Не бесите меня!" (кликабельно)

В качестве резюме: людям, которые хотя бы минимально подозревают себя в наличии трудностей в общении (и "айтишникам" :))) - читать обязательно!  Книга очень достойная, но надо понимать, что в ней самые-самые основы, "азы" искусства общения. 

Книга небольшая, легко конспектируется, поэтому пока читал, наваял по ней интеллект-карту. Здесь можно скачать mind map по книге "Не бесите меня! Как время, потраченное на конфликты, превратить в деньги" в форматах   *.pdf / *.cdmz   / *.mmap / *.xmind / *.png  . 

И в качестве полезного дополнения... Если вы чувствуете себя "полным айтишником" :)) и желаете немного прокачать навыки общения, то в добавок к отрецензированной книге я бы рекомендовал: 

1. Читать сначала руководство по техникам общения всех времён и народов: И.Атватер "Я вас слушаю" (книжечка старенькая, скачать её можно здесь). Это небольшая брошюрка, в которой сжато изложены все базовые техники общения. 

2. Потом читать нетленного Дейла Карнеги "Как приобрести друзей и оказать влияние на людей".  Без комментариев... - просто изучите и применяйте! Сразу +100500 к "общению" :) 

3. Для современного мира довольно неплохо подойдёт книга про искусство общения  Гая Кавасаки "Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки" (моя рецензия + интеллект-карта). 

4. Также очень любопытный вариант (в лучших традициях Карнеги и Кавасаки) это книга Ричарда Шелла и Марио Муссы "Как убедить, что ты прав". Там не столько про "убедить", сколько про "охмурить" :)) - т.е. о том, как наладить хорошие отношения и доверительную коммуникацию. (моя рецензия + интеллект-карта). 

5. ...и наконец кое-что очень важное, о чём авторы книги "Не бесите меня!" упомянули очень поверхностно - эмпатия! В прикладном плане очень хороша книга  Донни Эбенштейна "Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам" (моя рецензия + интеллект-карта). 

/Но вот если даже все перечисленные книги не помогут навыки общения улучшить - тогда точно к психологу! ;) / 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



4 комментария:

  1. А как насчет книги Шафера и Карлинса "Включаем обаяние по методике спецслужб"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за дополнение! "Включаем обаяние по методике спецслужб" также очень толковая книга по невербальной коммуникации, техникам первого впечатления, установления доверительного контакта и т.п.

      Разве что посыл у книг немного разный... Авторы "Не бесите меня" делают акцент на установлении долгосрочных положительных отношений в трудовом коллективе. А "Включаем обаяние..." - книга чисто для манипуляторов :)). Несмотря на весь антураж про ФБР, целевая аудитория у неё - скорее пикаперы :) или продавцы. Которым важно что-то втюхать (ситуативно добиться нужного изменения поведения от пациента) и свалить. Но в целом книга неплоха!

      Удалить
  2. Какая тоскливая mindmap: куцая содержательная часть не более 25% площади занимает, остальное - красочная шелуха и пустота.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Unknown, не тоскуйте :) И не судите сгоряча: интеллект-карта большая по размеру, поэтому на картинке она в свёрнутом варианте - отображен только первый уровень ветвей.
      Скачайте файл в нормальном Mindmap-формате, посмотрите полный вариант интеллект-карты, и сравните с прочитанной книгой. Потом уже делайте выводы о "пустоте".
      ...и желаю замечать в этой жизни больше позитива! :)

      Удалить