Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


понедельник, 15 февраля 2016 г.

Полезные привычки против прокрастинации

Тема прокрастинации продолжает преследовать меня :)  Во-первых, сознаюсь, что я и сам тот ещё прокрастинатор. Причём хронический, с детства. Борюсь с этой негативной привычкой (откладывать трудные/неприятные дела "на потом") много лет, но с переменным успехом. Многое понял, многое получилось, но до окончательной победы ещё далеко :))

Во-вторых, есть смутное ощущение, что с каждым годом людей, которые желают избавиться от прокрастинации становится всё больше и больше. Точно статистики я не веду, но ко мне (как к психологу и консультанту по личному развитию) таких "страдающих от прокрастинации" обращается всё больше и больше. Поэтому прокрастинацией мне приходится заниматься :)) профессионально. 

На поверку прокрастинация оказалось не такой уж и простой штукой... Если хотите подробностей, то здесь можно посмотреть мою часовую лекцию по теме "Прокрастинация и лень" ( презентация к ней ).  Также в этом блоге накопилось уже довольно много постов, посвященных прокрастинации и тому, как с ней бороться. 

Книга Новый год прокрастинатора - отличный справочник техник тайм-менеджмента

Конечно же я не мог пройти мимо новой книги Эс Джей Скотт "Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов" (МИФ, 2016; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне ). 

Начну с главного: книгу очень и очень рекомендую! На самом деле она не совсем про прокрастинацию :) Но это отличный (без "воды"!) справочник наиболее эффективных техник тайм-менеджмента.  


Подробности ==> 

Начну с того, что автор - нормальный такой американский инфобизнесмен, который ведёт свой блог http://www.developgoodhabits.com/ , посвященный выработке полезных привычек во всех возможных и невозможных жизненных сферах.   На инфобизнес у меня застарелая аллергия :), но блог показался мне настолько толковым, что я подписался на него.  

Также могу сказать, что мне очень понравился рекомендательный список автора 175+ Best Self Help Books, разбитый на 16 разделов по темам: личностное развитие, продуктивность, навыки предпринимательства, ежедневные рутины, персональные финансы и т.д. Книги товарисч Эй Джей Скот подобрал очень толковые, рекомендую!  У него также есть полтора десятка собственных книг, некоторые из которых выложены в свободном (триальном) доступе.

*   *   *

Теперь о книге... Почему она не совсем о прокрастинации?  Всё просто: в начале книги автор даёт очень короткое определение прокрастинации как вредной привычки не доводить начатые дела до конца и/или откладывать их на потом.  

Далее он предлагает решение в духе общей концепции своего блога: если прокрастинация = плохая привычка, то надо просто заменить её хорошими привычками!  

Плохую привычку поддерживают т.н. "семь оправданий прокрастинатора": 

1) "Это не имеет значения" (т.е. обесценивание, снижение приоритета)

2) "Сначала мне нужно сделать то-то и то-то" (давление срочности; чаще всего придуманное или преувеличенное)

3) "Прежде чем приступать, мне нужно собрать информацию" (чаще всего это маскировка страха и неуверенности в себе)

4) "Я и так перегружен" ("чрезмерное планирование", стремление запихнуть в ежедневник как можно больше дел, не рассчитывая время и силы)

5) "Как раз сейчас у меня нет времени" (предпочтение множества мелких дел, суеты) 

6) "Я забыл" 

7) "Мне просто не хочется" (отсутствие мотивации, нехватка сил) 

"Семь оправданий" работают как внутренние установки/диалог с самим собой, и включаются как раз тогда, когда  нам нужно быть продуктивными. Чтобы "выключить" эти установки, автор и предлагает 23 полезные привычки, которые помогут победить прокрастинацию. 

Сами эти привычки - давно не новость, и не сам автор их изобрёл (в чём он честно сознаётся :)).  "23 полезные привычки против прокрастинации" - это просто сборная солянка из техник тайм-менеджмента, предложенных Д.Алленом, С.Кови, Л.Бабаутой и другими известными экспертами. В чем же тогда заслуга автора? 

Исключительно в подаче и в упаковке информации. Каждую из 23 привычек он описал максимально кратко (как в справочнике), и для каждой привычки предложил чёткий пошаговый алгоритм по её выработке. Все привычки соотнесены с "семью оправданиями", т.е. можно точно выбрать, какие именно шаги нужны для преодоления ваших "любимых" оправданий прокрастинации. Кстати, не обязательно вырабатывать у себя все 23 привычки - достаточно хотя бы 2-3, чтобы стать гораздо более продуктивным. 

Вот перечень 23 привычек: 

1.  Используйте правило 80/20, чтобы определить важные дела.
2.  Соизмеряйте каждое действие со SMART-целями.
3.  Записывайте идеи, как только они возникнут.
4.  Создайте дома систему 43 папок для работы с бумагами.
5.  Составьте список на каждый многоэтапный проект.
6.  Составляйте чек-листы рутинных заданий.
7.  Группируйте однотипные дела в единые блоки.
8.  Занимайтесь каждым процессом и заданием по одному.
9.  Каждую неделю уделяйте несколько часов пересмотру.
10.  Для пристального анализа своей деятельности проводите ежемесячный пересмотр.
11.  Говорите «нет» делам низкого приоритета.
12.  Отслеживайте собственный прогресс и успехи.
13.  Начинайте день с MIT (Самых Важных Дел).
14.  Расставляйте приоритеты по методу АБВГД.
15.  Создавайте ощущение срочности при помощи метода временных блоков.
16.  Сделайте свои цели достоянием гласности.
17.  Начинайте с малого каждый раз, приступая к новому или рутинному делу.
18.  Вознаграждайте себя за то, что добились даже небольшого прогресса.
19.  Вырабатывайте навыки, нужные для реализации проектов.
20.  Укрепляйте мотивацию, слушая вдохновляющие выступления.
21.  Практикуйте визуализацию каждый раз, когда чувствуете недостаток мотивации.
22.  Будьте терпеливы на пути к улучшению собственной жизни.
23.  Примите тридцатидневный вызов и меняйте по одной плохой привычке за раз.

Все полезные алгоритмы из книги я решил собрать вместе в виде интеллект-карты ( mind map по книге также можно скачать в форматах   *.pdf / *.cdmz   / *.mmap ): 

Интеллект-карта  mindmap по книге Новый год прокрастинатора

В заключение добавлю, что книга очень неплоха, но у неё есть один большой минус. Автор сильно упрощает понимание прокрастинации, в основе которой могут быть не только "семь оправданий", но и множество других причин. Привычки, которые он предлагает, сами по себе полезны, и наверняка помогут стать более организованным и более продуктивным человеком. Но в 50% случаев эти привычки могут быть вовсе "мимо" именно вашей прокрастинации. Т.е. нисколько от неё не избавят :(.

Но в любом случае - предложенные техники пробуйте!  Возможно, это именно те полезные привычки, которые больше всего нужны именно вам! ;) 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



4 комментария:

  1. Сергей, здравствуйте.
    в интеллект-карте указано оправдание 3 "Прежде чем приступать к делу, мне надо собрать информацию". Но ему в соответствие не поставлен ни один из 23-х приемов/техник.
    Как быть с этой потребностью: накачивать себя информацией в новом деле, чтобы что-то начать делать? Ведь без информации (или что может быть равноценно, без внутреннего понимания) - нельзя начать делать что-то осмысленное (как делать что-то осмысленное, если нет даже внутреннего плана?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, в книге действительно нет ни одного приёма (из 23), который был бы прямо противопоставлен оправданию №3. :((

      Хотя, по моему мнению, проблема эта очень актуальная - например, для меня :). Я могу увлечься изучением ситуации и "завязнуть" в информации. Со временем я выработал для себя такое правило: набрать по изучаемой теме 7-10 ключевых понятий/категорий. Этого вполне достаточно для осмысления/понимания того, что я буду делать. После этого можно приступать :).

      Уточнение: как минимум 3-5 ключевых понятий должны быть понятными/знакомыми/сопоставимыми с моим прошлым опытом. Все остальные понятия могут быть нечёткими - это не страшно, т.к. их содержание будет дополнено позже, по мере набора опыта.

      Удалить
  2. Сергей, большое вам спасибо за вашу работу, со дня моего знакомства с вашим блогом, он в момент превратился самым просматриваемым и читаемым мною, за последние несколько лет. Очень много ценной информации и ответов на мои вопросы, кратко, четко, по существу.
    Вопрос не к этой теме, но все же, могли бы вы написать статью о том как писать эти самые статьи, для тех кто начинает? На, что обратить внимание что упустить, как заинтересовать. Опыта у вас накопилось много и советов, не сомневаюсь, могли бы дать интересных

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за "спасибо"! :)

      Если честно, то пока не планирую писать статью о том, как писать эти самые статьи :)) По моему мнению, я пишу довольно слабо:

      1) Длинно. Всё-такие читать многабукофф с экрана далеко не всем удобно.

      2) Могу увлечься, и начать писать много "лирики" :). Она вроде бы к посту имеет отношение, но, допускаю, что не всем интересна.

      3) И главный грех: я всё-таки пишу в этом блоге для себя :)). Это я к тому, что я регулярно штудирую книги и курсы по копирайтингу, литературному мастерству и т.п.

      Есть тексты, которые я пишу на заказ для журналов, сайтов и т.п. но не для души :). Те тексты написаны "по правилам" и они достаточно "эффективны". А здесь в блоге я расслабляюсь :). Веду диалог с самим с собой и с немногочисленными читателями, которые (хочется верить) на меня похожи ;).

      ...может быть до советов когда-нибудь дорасту, но пока рано мне их ещё давать :( .

      Удалить