Две недели назад, 19 июня мне довелось поучаствовать в конференции Tomorrow's Trainings, посвященной методам геймификации в бизнесе и бизнес-образовании. Конференция проходила в любимом городе Питере, и организовала её Российская Гильдия Профессиональных Разработчиков Бизнес-Игр.
Забегая вперед, могу сказать, что конференция мне очень понравилась. Организаторы - очень светлые и позитивные люди (отдельное спасибо Ольге Ладоге-Ячменёвой, она душа этого мероприятия :)). Плюс было достаточное разнообразие интересных (и адекватных! :)) тем и спикеров. Подробности - далее...
Участие я принимал в качестве слушателя, хотя есть и собственные наработки по игровым методам для развития бизнеса, для бизнес-обучения и т.п.
Года полтора назад я написал в местной прессе заметку о том, какая это (геймфикация) замечательная и перспективная тема.
Особенно для профессиональной социализации работничков поколения Y :). Видели бы вы зажигательные комментарии, которые я отхватил от наших троллей :))) "Да на этих дебилах пахать надо, а автор предлагает с ними в кубики играться!" (и это самое мягкое из сказанного).
...Уфф, как сказал классик: "Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране" :)). Вот и решил я скататься на конференцию и посмотреть на таких же ненормальных, как и я. В смысле на тех, кто считает, что серьёзные бизнес-задачи вполне могут решаться в играх и с помощью игр. Поехал подзарядиться творческой энергией, подсмотреть какие-нибудь новые идеи ;), ну и заодно оценить себя - насколько сильно я отстал от жизни в своём профессиональном развитии.
В итоге: 1) энергией подзарядился; 2) идеи новые немножечко подсмотрел; 3) от жизни отстал не сильно, хотя многие хорошие gamification-идеи в наших псковских болотах мало востребованы, поэтому навыки мои ржавеют и покрываются пылью :(.
* * *
Что было на конференции? Ну оочень много всего интересного! Хотя организаторы, конечно садисты :). Конференция проходила всего один день и мастер-классы шли нон-стоп параллельно в пяти (!) залах. Очень хотелось разорваться, и побывать сразу везде! Обнадёживает лишь одно: организаторы обещали поделиться видеозаписями мастер-классов.
Началась конференция с выступления британского фасилитатора Брюса Роулинга (здесь более подробная информация о нём). Задача у Брюса была непростая - дать старт конференции и "разогреть" аудиторию на дальнейшие учебные подвиги :).
На мой взгляд, Брюс справился с этой задачей мастерски. Немного информации о себе; немного (с тонким английским юмором) о том, как ему работается в России; немного полезной информации (типы интеллекта/познания по Р.Гарднеру); дал весёленькую двигательную разминку, активизирующую работу обеих полушарий коры головного мозга. Плюс умудрился продемонстрировать несколько приёмов визуальной фасилитации (Pinpoint Facilitation), которой он, собственно и обучает. В общем - молодец :))
Но скажу честно: смотреть на профессионала высокого класса всегда приятно, хотя лично для меня в этом вступительном слове информации было ноль. Про Гарднера знаю с университетской скамьи. Про разогрев аудитории тоже всё очевидно. Свои навыки фасилитации развиваю уже много лет (сейчас вот "на прокачке" скрайбинг), и было бы интересно пообщаться с Брюсом про всякие тонкости. Но формат выступления не предполагал "тонкостей", а то что было продемонстрировано, для меня очевидно.
* * *
После напутственного слова Брюса, народ ломанулся по мастер-классам :). Я выбрал Алексея и Евгению Любко "Gamification Canvas: запускаем гейм-проект за 6 шагов". Евгения - основатель социально-мотивационной платформы Pryaniky.com.
Про "Пряники" я знал довольно давно, в т.ч. слышал хорошие отзывы об этом сервисе от тех, кто им довольно активно пользуется. Поэтому было очень интересно посмотреть на ребят "вживую", и послушать идеи, которые они предлагают.
Понятна, что сама идея Gamification Canvas не нова :), но ребята понимают её по-своему. И, что самое главное, их понимание основано на многолетнем опыте разработки подобных проектов.
Итак, Gamification Canvas от "Пряников" - это семь этапов (шесть основных и седьмой вспомогательный):
1. Формулировка целей и задач проекта (Для чего нужна геймификация в организации?)
2. Определение критериев и метрик (числовых показателей), на основании которых можно делать выводы об эффективности геймификации (о достижении целей и задач).
3. Определение целевой аудитории с учётом специфики организационной культуры компании.
/Вот тут ребята меня приятно порадовали :)). Они сказали, что если геймификация предлагается для какой-нибудь полумонопольной гос.корпорации, где заправляют серьёзные дяденьки поколения Х, то слово "игра" вообще не должно произноситься вслух. Им просто предлагается "программа корпоративного признания / заслуг / вклада сотрудников в общее дело" и т.п. Так что в следующий раз буду писать для троллей статью про "программу признания" :))) /.
4. Назначение руководителя проекта (в компании) и основной команды проекта. В команде обязательно должны быть HR + маркетолог + IT-специалист.
По словам ребят, самые "тяжёлые пассижиры" в подобных проектах - айтишники :).
5. Определение бюджета проекта. Примерные статьи бюджета геймификации: IT-решение (ПО + автоматизация); необходимые для игры материалы; призы (премии) по итогам игры; оплата работы консультантов.
6. Выбор инструментов геймификации. Здесь необходимо принять как минимум три важных решения:
- "чистый" онлайн / "чистый" оффлайн / смешанный вариант
- "лёгкая" (прокачка отдельного навыка) / "глобальная" геймификация (комплексная система оценки и мотивации труда)
- кто пишет сценарии? (любая игра морально устаревает; примерно через полгода нужна новая)
7. Вовлечение участников в игру. В проектном подходе это называется "PR проекта" :). Необходимо заранее, ещё во время разработки игры, мотивировать будущих её участников. Делать это можно по-разному: запустить слух; попробовать элементы игры оффлайн; рассказывать о ходе проекта в корпоративных СМИ и т.д.
В общем и в целом "Пряники" предлагают вполне понятный и логичный алгоритм геймификации. Их выступление мне понравилось. На мои каверзные :) вопросы отвечали исчерпывающе; приводили кучу примеров из практики работы с разными организациями.
* * *
Далее я двинулся на мастер класс бизнес-консультанта Арины Гороховской под названием "Игровое моделирование корпоративных компетенций и ценностей". Выбирал по двум критериям: 1) Арина является преподавателем Русской Школы Управления (которую я по-прежнему считаю одним из самых лучших заведения по обучению бизнес-консультантов в России); 2) Мне самому доводилось работать в консалтинговых проектах по развитию компетенций и ценностному управлению. И, разумеется, особенно заинтересовало словосочетание "игровое моделирование" :).
Что могу сказать? Мастер-класс Арины Гороховской одновременно и порадовал, и разочаровал. Почему порадовал? Потому что методика разработки компетенций практически совпадает с той, которую использую и я в своей работе :).
Метафорически это можно назвать "каскадированием компетенций" (по аналогии с каскадированием целей в BSC). В методике четыре этапа:
1) Интервью с первым лицом компании. Задача интервью - "вытащить" из руководителя ключевые ценности, цели и факторы успеха (КФУ) бизнеса. После актуализации ценностей-целей, руководителю предлагается выбрать среди своих ближайших (по должностному уровню) подчинённых четырёх самых лучших.
Далее этих "четырёх лучших" необходимо сравнить попарно (А с Б, Б с В, А с В и т.д.). Для сравнения используются следующие вопросы:
1. Чем А отличается от Б ?
2. Что А делает лучше, чем Б ? (нужно назвать/выбрать одно самое главное отличие)
3. Почему, по каким точным критериям А лучше, чем Б ?
4. Приведите пример, когда А действовал таким образом, и достиг высоких результатов?
На основе ответов на эти вопросы формулируется перечень основных (управленческих) компетенций, которые первое лицо ценит в своих непосредственных подчинённых.
2) Аналогичное интервью проводится со "вторыми лицами" в компании (при этом уровень глубины дальше второго не рекомендуется). В качестве "вторых лиц" не обязательно выступают ВСЕ менеджеры высшего/среднего звена. Но это обязательно должны быть сотрудники, демонстрирующие максимальные результаты.
В интервью с ними можно использовать вопрос: "Какие действия (ваши собственные или ваших подчинённых) приводят к результатам?".
Итогом интервью также является черновой словарь компетенций.
3) Итоговый словарь компетенций, уточнение и согласование модели со всеми участниками проекта. Как метко заметила Арина, этот этап называется "Правильно ли мы за вами всё записали?" :)).
На этом этапе все названные участниками поведенческие индикаторы выписываются на стикеры. После чего участникам проекта даётся задание уточнить формулировки этих самых индикаторов и рассортировать (объединить) их по смыслу в N групп. Каждая группа карточек (кластер) - это и есть некая компетенция; которую можно содержательно расписать и дать ей какое-нибудь название.
Количество групп лучше ограничить 4-7, иначе потом с полученными компетенциями будет неудобно работать (например, в отборе и оценке сотрудников).
4) Внедрение разработанной модели (словаря) компетенций в работу организации. Под "внедрением" Арина понимает издание приказа по организации, в котором утверждается итоговый вариант разработанных компетенций.
В целом схема работы вполне понятная, и я бы даже сказал, традиционная. Рассказывала Арина душевно, с примерами. Видно, что сильный практик. Но что же меня разочаровало в её рассказе? На мой взгляд "игрового моделирования" в рассказе Арины не было совсем :((.
Под "игрой" Арина понимает процедуру кластеризации поведенческих индикаторов (см. этап 3). Ну очень весёлая игра - раскладывание карточек на кучки :))). В моём понимании, подобные группировки каких-либо объектов - банальный и распространенный метод фасилитации. При чём тут "игра"? :(
* * *
Далее настало время развеяться от умных :) мастер-классов и немного во что-нибудь поиграть. Вот тут была реально пичалька :((( потому что от разнообразия предлагаемых игр глаза разбегались!
Очень хотелось попробовать нейрографику от харизматичного Павла Пискарева; "Живые ценности" от компании NORDIC; "Тамоболию" для бизнеса; и конечно же, мою любимую Lego Serious Play в исполнении профессионалов этого дела :) .
Но в итоге я выбрал скромную такую настолку за 4000 евро (это стоимость игры :))) от латышского гостя конференции Евгения Геллера. Евгений демонстрировал одну из своих игр, а именно MatriX. Сели, поигрались в Матрикс :)
Евгений определяет суть игры, как усиленный дополнительными техниками креативности (метод фокальных объектов, морфологический анализ и др.) мозговой штурм. Игра НЕ универсальна, она ориентирована на поиск новых идей/решений в решении социальных задач: в социальных проектах (в самом широком смысле), политтехнологиях, маркетинге (брендинге, разработке нового продукта и т.п.).
Евгений человек очень эрудированный, но я бы объяснил механизм игры проще :). По сути это такой "генератор латеральности" (в смысле де Боно), но в ограниченном смысловом поле. Латеральное мышление - это "сдвиг", скачок мышления от шаблонного, традиционного решения в сторону чего-то неожиданного, нового. MatriX как раз подсказывает такие "скачки"; фасилитатор (в блестящем исполнении Евгения) помогает участникам достроить ассоциативные мостики между начальным запросом и игровым случайным стимулом.
Времени на игру было маловато (всего около часа вместо необходимых 3-4), но демо-версия игры вполне удалась! Думаю, что игра - настоящая находка для маркетологов-креативщиков. Попробовал представить, смог бы я применить эту игру в мою бытность политтехнологом в середине 90-х :))) Например, для разработки предвыборных PR-компаний кандидатов. Представить знакомых мне политиков за игровым столом мне не удалось :), но в узком кругу штабных технологов м.б. и сработало бы...
* * *
После обеда нервы не выдержали, и я начал бегать :(. Сначала забежал на мастер-класс Нины Рыжовой и Юрия Михеева "Как достичь бизнес-результат с помощью игр?".
Выбор был прост - Нина и Юрий представляют питерский Институт Тренинга, который является моей тренинговой Alma Mater. Думаю, что до конца моей профессиональной жизни буду безмерно благодарен Нине Юрьевне Хрящевой (увы, ныне уже ушедшей :(( ) за тренерское мастерство, которым она щедро делилась со своими студентами. Я ведь динозавр из тех времен, когда ИТ ещё только создавался...
Нина Рыжова и Юрий Михеев начали обстоятельно и подробно рассказывать про V-модель Д.Филлипса (возврата инвестиций на обучение), и про то, как её можно использовать для оценки бизнес-результатов любого обучения. Модель Филлипса я хорошо и давно знаю, и поэтому я заскучал :((. Отсидев половину мастер-класса (а всё ещё рассказ про Филлипса), я не выдержал, и сбежал...
М.б. я был не прав, т.к. докладчики дальше должны были перейти к конкретному кейсу (если верить их презентации ;)) , но времени у них оставалось явно мало.
...А сбежал я на мастер-класс Виктории и Сергея Бехтеревых по сторителлингу "Как играя создавать истории, которые усилят корпоративную культуру". С Сергеем мы были виртуально знакомы :). Я очень ценю его книгу по майнд-менеджменту, и мне нравится, как работает его тренинговая компания "Правила игры". Именно поэтому хотелось посмотреть, как ребята работают "вживую".
В итоге с Сергеем мы плотно пообщались в перерыве :), а зажигательное выступление Виктории о сторителлинге я с удовольствием послушал. Виктория рассказывала очень эмоционально, думаю, никто не остался равнодушным :). Плюс очень понятно, с хорошим примерами. Плюс (на мой взгляд) это было самое "визуальное" из всех виденных мною на конференции выступлений. Круто работают ребята, очень профессионально!
В качестве маленькой ложки дёгтя добавлю, что лично для себя я ничего нового о сторителлинге из выступления Виктории не узнал. Но я в этом плане то ли капризный, то ли слишком продвинутый ;), а вот судя по реакции аудитории - им было самое то...
* * *
Далее я двинул на мастер-класс Марии Гориной, Галины Лабковской "Технологии геймконсультирования и GameCoaching". И тут случилось страшное: я не понял, о чём был мастер-класс :(.
Сначала я был наповал сражён методологическими изысками выступающих. Они торжественно заявили, что господствующие ныне рефлексивно-деятельностные игры морально устарели, и что они изобрели рефлексивно-рефлексивные игры. Ну-ну... Пусть ночью дамам приснятся Г.П. и В.А. (Щедровицкий и Лефевр). Может, что новое подскажут "изобретателям"...
Ладно, фиг с ней, с методологией... Иногда какая-то штука работает очень хорошо, но при этом мало кто понимает, как она вообще работает. Тогда, плс, расскажите мне про "технологию" - КАК же всё-таки эта штука (GameCoaching) работает?
Не рассказали :((. На сайте авторов супер-метода я также не нашёл ничего вразумительного. Честно пытался гуглить, час, наверное, потратил. Ну должны же быть хоть какие-то публикации (желательно научные) про такой распрекрасный и проверенный метод? Не нашёл ни-че-го :(.
На Фейсбуке есть отзывы тех, кто играл в разработанную авторами настолку "Синяя Птица". Как её позиционируют сами авторы: это некое логическое развитие "Тамболии". Если "Тамболия" даёт некую карту проблем человека и направления их решений, то "Синяя Птица" помогает поставить чёткую цель и наметить конкретные шаги по её достижению. Звучит прекрасно, но как играть-то?! Как играть в "Тамболию" я представляю. И в сети есть сравнительно понятные описания технологии "Тамболии". А вот как играть в "Синюю Птицу" (и в другие "изобретения" авторов) - нигде ничего нет :(. Есть только ценник на обучение у авторов. Мол, "заплатите, и тогда всё поймёте" :))).
В общем, этот мастер-класс мне понравился МЕНЬШЕ всего.
* * *
Далее я двинулся на мастер-класс Елены Литвиновой "Дизайн стратегической сессии или как сделать красиво". Тут просто совпало "два в одном": и стратегические сессии (которые я периодически провожу) и скрайбинг (графическая фасилитация, на которую я подсел в последнее время :)).
Но, увы, на этом мастер-классе я задержался буквально минут на 15-20. Зал для мастер-класса был явно маловат. Народу набилась толпа, маркеров для рисования и стен для развешивания художеств явно не хватало :((. Кроме того, Елена работала явно в демо/обучающем режиме; т.е. за то время, что я там был, не услышал абсолютно ничего нового. А находится там в режиме зрителя (фломастеров не достаааалось :((( ) было совсем не интересно.
И поэтому я побежал дальше на мастер-класс Жанны Косолаповой по теме "Геймификация и e-learning умерли… да зравствует Blended Learning!" (здесь можно посмотреть презентацию её выступления). Кроме того, в рамках мастер-класса был обещан телемост с Канадой, с участием Александра Евчука, специалиста по BL (профессора University of Ottawa).
К сожалению, в силу технических накладок, телемост получился очень коротким и поверхностным :(. Хотя у Александра есть явно богатые наработки по этому вопросу. Идея BL не нова, я слышал о "смешанном обучении" ещё лет 10 назад (у меня как-никак пройдено 2-годичное обучение по специальности "методист дистанционного образования" :))). Но теперь, с развитием дистанционного образования через Интернет, у BL возникают совершенно новые перспективы (хотя BL нельзя отождествлять с e-learning).
Что ещё порадовало в выступлении Александра? Его фраза о том, что на этапе постановки целей учебного BL-курса на Западе (во всяком случае, в Канаде :)) в обязательном порядке используют таксономию Блума. В России таксономию Блума традиционно не жалуют (особенно педагоги старой закалки :)), а я вот уже много лет как продвигаю идею, что цели тренингов (и прочих программ бизнес-образования) должны формулироваться именно на основе таксономии Блума. Беда в том, что слово "тренинг" упорно ассоциируется с "тренировкой", т.е. с формированием устойчивых поведенческих навыков. На самом деле "навыки" - это только ОДИН таксон, только одна из возможных целей и результатов обучения!
...в целом про BL было и интересно, и полезно, но несколько теоретично. Практических кейсов явно не хватало :((. Скорее всего, Александр и Жанна просто не успели о них рассказать из-за нехватки времени.
* * *
Заключительным роскошным аккордом в работе конференции был мастер-класс Елены Васильевны Сидоренко "Превращение информации в игру и задачу". Пожалуй, это был самый ЛУЧШИЙ мастер-класс конференции из всех посещённых мною!
Разумеется, я могут быть необъективен :)). Елена Васильевна - мой университетский преподаватель, и мой тренинговый "гуру", у которого я учился много-много лет назад (и продолжаю учится до сих пор). Чем больше набираюсь профессионального опыта, чем больше наблюдаю разнообразных тренеров, тем больше понимаю, что настоящих Профессионалов тренинга (с большой буквы "П") - считанные единицы. Елена Васильевна - один из таких Профессионалов.
В качестве срочного нелирического отступления: меня очень часто спрашивают о том, где и у кого можно научиться хорошо, "по-настоящему" вести тренинги. Отвечаю - у Елены Васильевны Сидоренко! И ещё очень рекомендую поторопиться, т.к. Учителя, увы, моложе с годами не становятся.
За считанный час Е.В. умудрилась в сжатом виде изложить методику тренинга :), а также методику разработки тренинговых игр и задачек. Причём всё это происходило в тренинговом формате, и были задействованы все (несмотря на то, что зал был битком набит народом).
Вот определение тренига по Е.В.Сидоренко: тренинг - это...
1) технологии действий
2) изучаемые на основе определенной концепции реальности
3) с помощью интерактивных методов
Процесс тренинга легко описать с помощью формулы ВВОПШе :))
В - введение понятия
В - введение технологии действия
О - отработка на практике этой технологии
П - пауза для осмысления, анализа, рефлексии
Ше - шлифовка технологии, улучшение мелких "деталей" действия для получения максимального результата
Но, по словам Е.В. тренинг по такой схеме получается слишком "сухим", технологичным. Поэтому в ЛЮБОМ тренинге есть мотивационная составляющая, которая должна быть сбалансирована с информационно-технологической составляющей.
Всего существует девять инструментов тренинга (легко запоминается как ЭЛЕКТРО :)):
1. Эго
2. Эксперимент
3. Летопись
4. Лидерство
5. Конкуренция
6. Технология
7. Рассказ
8. Рынок
9. Омнибус
Подробно расписывать здесь я их не буду, чтобы не перегружать отчёт, но очень рекомендую почитать первоисточник ;). Главная "фишка" заключается в том, что любое тренинговое упражнение (игру, задачу и т.п.) необходимо проверять с помощью этих девяти ЭЛЕКТРО-критериев. Чем большему количеству критериев соответствует упражнение, тем более интересным и эффективным оно будет.
Далее Елена Васильевна с помощью двух изящных упражнений (игры и задачи) продемонстрировала, как из информации спроектировать эти самые тренинговые игры/задачи, чтобы они соответствовали перечисленным выше 9 критериям. Равнодушным не остался никто :). Было и очень полезно, и интересно!
Если уж совсем придираться, то чего не хватило лично мне: и игра, и задача были продемонстрированы в демо-режиме. Т.е. как своего рода иллюстрации, готовые примеры: "Поучаствовали в игре? Понимаете теперь, как это работает?". Я же всё ждал, когда нам будет поставлена задача на проектирование: "А теперь, дорогие участники, вот на основе этой вводной информации разработайте СВОЮ тренинговую игру/задачу! Да ещё и так, чтобы она соответствовала 9 названным критериям". Задача на проектирование - это было бы по-настоящему интересно :). Но прекрасно понимаю, что уложиться в отведённые временные рамки было просто не реально...
* * *
Такие вот впечатления, в целом очень позитивные. Возможно, получилось слишком пёстро. Но мне намеренно хотелось охватить весь спектр бизнес-геймификации, представленный на конференции.
Объять необъятное, конечно, не получилось :), но даже то, что успел увидеть - вдохновляет! Буду пробовать в работе!
Успехов организаторам ;) И если вас заинтересовала тема бизнес-игр, следите за организаторами, они планируют очередную конференцию в феврале 2016 года.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий