Месяца два назад я писал о том, что корпоративный тайм-менеджмент - это не массовое внедрение Outlook'а в организации, а нечто более серьёзное. В моем понимании корпоративный тайм-менеджмент - это искусство синхронизации основных подсистем бизнеса.
Разумеется, тут же возникает следующий вопрос: "А что есть основные подсистемы в нашем бизнесе/организации?". Я на него отвечаю обычно так: "Основные подсистемы бизнеса - это устойчивые механизмы воспроизведения КФУ (ключевых факторов успеха)". Проще говоря: На чём держится наш бизнес? Что мы постоянно должны делать, чтобы быть лучше остальных?
Если основные подсистемы бизнеса синхронизированы - КФУ сохраняются, бизнес процветает. Если синхронизация отсутствует - ключевые факторы успеха незаметно исчезают, бизнес разваливается.
В крупных бизнес-системах эти закономерности (между уровнем синхронизации ключевых процессов и КФУ) проследить бывает непросто. А вот в стартапах всё довольно наглядно! Хотите наглядный пример?
* * *
На Новый Год дочка подарила мне занятную книгу Дэвида Кушнера "Властелины DOOM. Как двое парней создали игровую индустрию и воспитали целое поколение геймеров" (МИФ, 2014; страничка книги на сайте издательства; Озон).
Книга была прочитана мною в ностальгическом угаре))). Эх, побегал я в свое время по тёмным коридорам с двустволкой)). Жена с дочкой были верными болельщиками :).
А ещё у нас была традиция: я читал дочке перед сном какие-нибудь книги. Когда была совсем маленькая, это были конечно же сказки. Но позже сказки заменило в основном фэнтези :).
Это был способ совместить приятное с полезным: я брал какую-нибудь книгу, которую мне самому хотелось почитать (к примеру, "Волкодава"). В качестве тест-драйва ребенку читалась вслух первая глава, и если её глаза загорались, то прочитывалась вся книга до конца.
Совершенно неожиданно абсолютным "хитом" наших вечерних чтений стал "Лабиринт отражений" небезызвестного Пейсателя :). Содержание книги было очень легко визуализировать на основе игровой картинки DOOM-а. Поэтому читать получалось особенно интересно... Мы даже вместе фантазировали, а как бы мог главный герой выкрутиться в той или иной ситуации, если бы это было в компьютерной игре :).
...Для "цифровых пуритан", для тех, кто считает компьютерные игры исключительно поглотителем времени, я скажу, чтобы не судили строго. Именно благодаря DOOM'у и книге "Лабиринт отражений" у меня появился вполне серьёзный и академический :) интерес к виртуалистике. Мне повезло, в середине 90-х мне удалось послушать лекции Николая Александровича Носова. Довелось общаться с этим интереснейшим человеком; в моей библиотеке почетное место занимает книга с его автографом.
Собственно, любое ИСС (Измененное Состояние Сознание - сон, транс, гипноз, медитацию, "поток" и проч.) очень продуктивно рассматривать и изучать как частный случай виртуальной реальности. Моя задумка была ещё круче ;) - рассматривать любые эмоциональные состояния (особенно индуцированные в коммуникациях, массовых и межличностных) как виртуальную реальность. Задумку, увы, реализовать не удалось - на тот момент (когда писалась моя диссертация по эмоциям) оцифровать и рассчитать модель технически было сложно.
* * *
Впрочем, я увлекся... Вернемся к нашему примеру десинхронизации основных бизнес-подсистем. Пример, как вы догадываетесь, будет из книги "Властелины DOOM" :).
Книга "Властелины DOOM" - обстоятельный бизнес-кейс. Правда, это не столько кейс "про компанию", сколько "история про отцов-основателей". Уверен, что любой компьютерщик (или геймер) со стажем легко вспомнит "двух Джонов" - легендарных создателей DOOM Джона Кармака и Джона Ромеро.
Книга - это история "двух Джонов", которая начинается с их раннего детства :). Потом они встречаются и начинают создавать собственные игры; потом они придумывают DOOM; потом они создают компанию iD (которая в лучшие годы была в десятки раз более прибыльной, чем Misrosoft или Apple); а потом... компания не выдерживает "испытания успехом", между Джонами возникает конфликт, и всё накрывается медным тазом.
Если смотреть с высоты настоящего, то история iD Software - это классическая стартаперская история: несколько увлеченных парней, буквально "на коленке" создают нечто прикольное "для себя". Их объединяет только общее увлечение, но в какой-то момент они понимают, что их увлечение может приносить деньги, т.е. быть бизнесом. И с этого момента их личные отношения по сути становятся фундаментом данного бизнеса, той самой "основной подсистемой" их бизнеса.
В стартапе каждый участник на вес золота. В идеале между ними должна быть максимальная психологическая совместимость. Несовместимость и непохожесть легко прощать, если мы связаны только общим увлечением. Но как только начинается "всё по-взрослому" (увлечение превращается в бизнес), любая несхожесть характеров может стать поводом для раскола.
Особенно опасно, если "отцы-основатели" стартапа десинхронизированы - т.е. их личностное, психологическое время очень сильно различается. Вот долгожданная цитата из книги "Властелины DOOM" (стр.70-71):
"Изначально очевидная разница между Двумя Джонами заключалась в их внутренних источниках энергии и отношении каждого ко времени. Это различие делало парней идеальным дополнением друг друга, но вместе с тем однажды стало причиной неразрешимого конфликта.
Кармак был человеком момента. Его коньком являлась концентрация. Время существовало для него не в обещаниях будущего и сентиментальных воспоминаниях, а в настоящем; его окружала сложная, запутанная сеть, состоявшая из проблем и вариантов их решений, из его воображения и математических кодов. Он не сохранил ничего, что бы напоминало ему о прошлом, — ни фотографий, ни записей, ни игр, ни компьютерных дисков, ни даже копий своих первых игр, Wraith и Shadowforge. Не было ни школьного альбома, ни журналов с его первыми публикациями. Он не хранил ничего, кроме того, что ему может понадобиться в данный момент. В его спальне были только лампа, подушка, покрывало и стопка книг. Даже матрас отсутствовал. Все, что он прихватил с собой из дома, это кошка по кличке Митци (подарок новой семьи отца), отличавшаяся мерзким характером и готовностью гадить где угодно.
Ромеро же, напротив, дорожил каждым моментом: минувшим, настоящим и будущим. Он так же страстно относился к настоящему, как и к тому, что осталось в прошлом, и тому, что еще предстоит. Он был не просто мечтателем, а исследователем: ревностно хранил воспоминания, отдавался динамике настоящего и строил планы на будущее. Он помнил каждую дату, каждое имя, каждую игру. Чтобы удержать прошлое в памяти, он хранил письма, журналы, диски, чеки из Burger King, картинки, рецепты. Желая в полной мере ощутить радость настоящего момента, он был всегда не прочь повеселиться, пошутить, состроить безумную рожицу; его истории неизменно оказывались самыми смешными. При всем при этом он не перегибал палку и умел сосредоточиться, если нужно. Уж если он чем-то занимался, то основательно — был собранным, разумным, трезво мыслящим. У Тома Холла даже появилось специальное определение такого поведения Ромеро. Как известно, для компьютеров единицей информации является бит. Том называл такую смену поведения Ромеро "жонглированием битами". "
* * *
Я сторонник системного подхода, и прекрасно понимаю, что за любым бизнес-успехом (или за любым бизнес-крахом) стоит не единственная причина, но всегда целый комплекс причин. Вряд ли компания iD Software ушла с рынка ТОЛЬКО по причине десинхронизации отношений между отцами-основателями :). Но фактор этот (то, что каждый из Джонов жил и работал в СВОЕМ времени) сыграл свою важную роль в распаде их бизнеса.
Как специалист по стратегическому управлению, осмелюсь утверждать, что самый первый "тревожный звоночек" - это именно психологическая десинхронизация, которая существует между конкретными первыми лицами в бизнесе. Между учредителями (если их несколько); между учредителем и CEO; между топ-менеджерами компании и т.д. Если первые лица бизнеса существуют в разном времени, то рано или поздно этот "базовый рассинхрон" приведёт к реальным проблемам.
Я не утверждаю, что десинхронизация первых лиц ОБЯЗАТЕЛЬНО разрушит бизнес! Приведу простую аналогию. Представьте семью, где муж и жена собираются в театр. Сколько для сборов нужно времени мужчине? А сколько женщине? Как сказал сатирик: "Сколько тебе нужно времени, чтобы ты за полчаса собралась?" :)).
В 99% случаев партнёры по отношениям (личным или деловым) живут в разном времени. Если у двух (или более) людей совпадает их внутреннее время - им сказочно повезло! Но чаще всего мы синхронизируемся на короткое время. Например, когда влюблены друг в друга :). Или когда ОЧЕНЬ влюблены в общее дело (как бывает в начале стартапов). Во всех остальных ситуациях мы будем в той или иной степени рассинхронизированы. И на уровне человеческих отношений (не бизнес-подсистем!) это нормально...
Это нормально, если мы правильно реагируем на чужое внутреннее время, принимаем его инаковость. Быстро собравшийся в театр муж или может устроить скандал своей жене за то, что она "копается". Или использовать это время ожидания как-то иначе, с пользой.
В качестве резюме: базовая десинхронизация бизнеса = десинхронизация между "отцами-основателями" (первыми лицами бизнеса).
Пока мы правильно (конструктивно) реагируем на "иное" внутреннее время другого человека, всё будет хорошо :).
А как правильно реагировать на чужое "иное" время? Просто. Уважайте его.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий