Друзья, по наводке одного хорошего человека и постоянного читателя моего блога ;), я прочитал-таки книгу великого и ужасного Гая Кавасаки "Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки" (Альпина Бизнес Букс; 2012 год; подробности на Озоне :))).
За рубежом книга была издана в 2011 году; вошла во множество списков "лучших бизнес-книг"; и подавалась рецензентами не иначе как "новый Дейл Карнеги". Книгу Кавасаки сравнивали с супер-книгой Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", но при этом добавляли, что это современное руководство, которое написано с учётом произошедших в обществе и технологиях изменений.
В своей книге "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" Игорь Манн также рекомендует "Как очаровывать людей" как хорошую книгу по современному нетворкингу; как сборник инструментов для управления отношениями с другими людьми.
Могу добавить, что информация об этой книге Гая Кавасаки мне попалась довольно давно в замечательном блоге Brainpickings Марии Поповой, который я давно и регулярно читаю. В 2011 году там была опубликована заметка Enchantment: Guy Kawasaki’s Guide to Success , в которой очень кратко освещались основные идеи книги. Также в заметке присутствует очень неплохая инфографика (одного взгляда на которую мне тогда хватило, чтобы решить, что читать ЭТО мне не надо :))).
Тем не менее, через несколько лет книга "Как очаровывать людей" всё же догнала меня :), и я понял, что надо её всё же прочитать...
* * *
В последнее время я особенно глубоко погружаюсь в вопросы, связанные с тайм-менеджментом отношений. Люди вокруг нас могут быть и мощным поглотителем времени, который создает мощное "трение" на нашем пути к целям. Но люди вокруг нас могут быть и "ускорителем" - ракетой, которая в мгновение ока поможет нам домчаться до наших целей :).
Все широко распространенные техники тайм-менеджмента - слишком просты. Научиться календарному планированию или сортировке входящий информации с помощью алгоритма GTD может даже обезьяна :))).
Но никакие (даже очень хорошо тренированные) техники тайм-менеджмента вам не помогут, как только вы окажетесь в ситуации ценностного конфликта (внутреннего или внешнего). Другие люди - не пешки, которые мы можем как угодно переставлять, стремясь к своим целям. Чем важнее / ценнее / значимее для нас другой человек, тем больше он будет претендовать на наше время. И тем актуальнее становится умение выстраивать правильные отношения с ценными для нас людьми.
"Правильные" отношения = ресурсные отношения. Каждый человек рядом с нами обладает определенным ресурсным потенциалом - может нам чем-то помочь, чему-то научить, вдохновить и т.п. Смогли выстроить хорошие отношения - рядом с нами появляется друг и помощник (а в перспективе целая "команда" таких помощников)! Благодаря таким друзьям и помощникам мы движемся к нашим целям значительно легче / быстрее.
Разумеется, на нашем жизненном пути встречаются разные люди. С кем-то установление ресурсных отношений затруднено по объективным причинам. С кем-то мы психологически несовместимы, и в данном случае "цена" установления ресурсных отношений может быть слишком высока. Тем не менее, все более-менее успешные люди обладают "даром царя Мидаса" :) - они превращают в золото любые отношения с другими людьми. Они с лёгкостью находят взаимопонимание с каждым встреченным человеком, очаровывают, обращают в свою "веру", находят совместные интересы и общие радости :), а также поводы для сотрудничества и взаимопомощи.
Кто-то всю жизнь движется "от людей" - по пути потерь, разочарований и прогрессирующей мизантропии. А кто-то всю жизнь движется "к людям", обрастая разнообразными связями и отношениями, которые делают нашу жизнь интересной, наполненной эмоциями и смыслом.
Есть люди, обладающие даром установления и поддержания отношений от природы (от Бога и т.п.). Есть и выраженные "одиночки", которым любые отношения даются с большим трудом. Есть люди, главная проблема которых - не количество, а качество отношений. Вокруг них много людей, но отношения с ними представляют из себя полный хаос, явно не помогающий нам управлять нашим временем и эффективно достигать наших целей. Наведению порядка в отношениях - можно и нужно учить и учиться! (В моем понимании это и есть "тайм-менеджмент отношений").
...вот именно под таким углом зрения я и пытался читать книгу Кавасаки "Как очаровывать людей" - чем она может быть полезна с точки зрения управления (установления, поддержания и т.д.) отношениями с другими людьми?...
* * *
Если начинать сразу с вывода, то книга "Как очаровывать людей" показалась мне довольно слабой :(. До уровня Дейла Карнеги она явно не дотягивает :((.
Во-первых, книга жёстко привязана к определенной целевой аудитории. В первую очередь она будет полезна начинающим предпринимателям (стартаперам). Речь в ней идёт не про "как очаровать, чтобы установить отношения", а про то, "как очаровать, чтобы продать". Книга всё же больше про маркетинг, чем про нетворкинг или психологию отношений.
Фокус книги немного смещён: в ней не просто "Я + другие люди", в ней рассказывается "Я как представитель бренда + другие люди". Это и понятно, т.к. Гай Кавасаки - миссионер и бизнес-евангелист Apple. Вот и не выветривается на всём протяжении книги этот скотоводческий душок: мы это потребительское стадо приманиваем красивой цацкой (брендом Apple), а стадо за нами покорно и радостно следует. Лично для меня это не совсем те отношения с окружающими, которые мне хотелось бы иметь :(. Хотя в смысле конкретных рекомендаций и техник, разумеется, в книге есть много полезного.
Во-вторых, книга представляет из себя большой дайджест идей, надёрганных откуда только можно (в основном из Интернет-новостей, конечно же :))) и кое-как скомпонованных под одной обложкой. Автор, конечно, обаяшка :)). И авторская подача информации чувствуется. Но из личного опыта автора (или хоть как-то увязано с опытом автора) - лишь процентов 30 от общего объёма книги. Т.е. текст такой вполне себе реферативного типа :). И если бы не харизма и известность Гая Кавасаки, то подобную книженцию ("в стиле дайджест") вполне мог бы состряпать какой-нибудь студент-старшекурсник))).
Это означает, что в книге есть "про всё - про всё", но крайне "по верхам" :(. Местами даже складывается впечатление, что автор сам не очень хорошо понимает, о чём пишет - т.к. тема затронута довольно сложная, а он пытается отделаться кратким определением. (Или это трудности перевода?). Разумеется, книги в стиле "дайджест идей" также имеют право на существование - т.к. действительно могут подсказать новые и неожиданные для нас идеи :). Но вот ожидать от них какой-то глубины, системности, последовательности бесполезно...
* * *
Могу сказать, что книгу читать было интересно. Кое-какие маркетинговые идеи я там для себя накопал. А вот про "продвинутый нетворкинг" - установление и поддержание отношений - для себя там практически ничего не нашёл. Во всяком случае не нашёл ничего такого, что было бы "круче", чем у старичка Карнеги :)).
Всего в книге 12 глав. Вот краткий обзор:
1. Зачем нужны чары - хорошая глава; "азы" установления позитивных отношений с другими людьми; конкретные цели, в эффективном достижении которых нас весьма могут помочь хорошие отношения.
2. Как быть приятным - вся глава посвящена тому, как производить благоприятное первое впечатление в самом-самом начале установления отношений. В целом написано неплохо, но для меня - ничего нового :)
3. Как внушать доверие - а вот это очень хорошая глава, которая мне понравилась. По сути дела речь в ней идёт про этическую сторону отношений, про то, как наработать и поддерживать положительную репутацию.
4. Как готовиться - ...вот нетворкинг и закончился))) и начались главы про маркетинг. Эта глава про разработку продукта, и про проектирование бренда (как неотъемлемой части продукта). Довольно банально и поверхностно, хотя и с претензией на "секреты от Apple".
5. Как начинать - снова глава для стартаперов про маркетинг на этапе "запуска" нового продукта на рынок. Это очень банальные советы "на уровне здравого смысла", которые есть в любом учебнике по маркетингу. Хотя иногда напоминание таких "азбучных истин" бывает не лишним...
6. Как преодолевать сопротивление - вот эта глава меня вообще удивила :) Если мы "очаровываем" людей, то откуда вообще взяться сопротивлению? Ведь "очарование" предполагает добровольное согласие с нами? Ах да, я же совсем забыл - книга не про психологию отношений, а про маркетинг! То бишь про то, как впарить людям свой товар :))) Конечно, они могут сопротивляться такому "маркетинговому очарованию"!
Скажу по секрету, что на самом деле глава посвящена психологическим манипуляциям (приёмчикам стимулирования продаж), причём довольно жёстким и эффективным. Такое вот у них, у маркетологов, "очарование" :))). Причём любое неловкое применение этих приёмчиков стопроцентно приведёт к обратному эффекту - т.е. к разочарованию потребителя в нас, и к разрыву отношений.
7. Как сделать чары долговечными - на самом деле глава про лояльность потребителей; про то, как сделать из покупателей приверженцев и поклонников бренда (разумеется, всё на примерах от Apple). Сами по себе рекомендации неплохие (для отношений "продавец - потребители"), но как транспонировать на личные (и прочие другие) отношения - не очевидно :(.
Главы 8. Как использовать push-технологию и 9. Как использовать pull-технологию посвящены тому, как можно использовать Интернет (блоги, социальные сети, эл.почту и т.п.) в качестве площадки для установления и поддержания отношений. Это очень неплохие главы, в которых много технических советов и полезных "фишечек"; причем многие из опыта самого автора (Гай Кавасаки - отличный SMM-щик! :))).
Но... Все-таки книга вышла в 2011 году, и изложенные в ней рекомендации основаны на возможностях интернета образца 2008-2010 года. Сегодня многое уже изменилось. Но главное не в этом: появились гораздо более толковые и подробные книги по самопродвижению и нетворкингу в Интернете. В качестве лучшей книги на сегодняшний день могу рекомендовать "Платформу" М.Хайятта (ещё кое-какие рекомендации в этом посте).
Глава 10. Как очаровывать подчиненных. ...а если у меня нет подчиненных? ))). Глава про основы управления людьми. Вернее так: в основе любых деловых отношений лежат человеческие отношения. В любом деловом взаимодействии присутствует воспитательный момент. Подчиненные - не слепые автоматы, которые "обязаны" выполнять распоряжения руководителя. Они будут следовать за руководителем, только если тот будет для них и лидером, и коучем, и отцом/матерью родным :). Кавасаки предлагает в своей книге ряд простых (но верных) рекомендаций о том, как "воспитывать" сотрудников, правильно выстраивая с ними базовые лично-рабочие :) отношения.
Глава 11. Как очаровать начальника. ...поржалъ))). На самом деле очень верные советы про то, "как стать работником, имеющим отличную деловую репутацию в глазах начальства". Вот к примеру: "Бросайте всё и делайте, что просит начальство")). В целом автор не рекомендует прямого подхалимажа, но из опыта знаю, что подобные советы не просто приживаются на российской почве. Хотя бы потому, что в их основе лежит абсолютное доверие к руководству и абсолютная готовность хорошо выполнить поставленные руководством задачи. У нас же каждый второй революционэр и каждый первый считает своего начальника идиотом. Но советы в целом хрошие :)))
Глава 12. Как сопротивляться чарам. Отличная глава, хотя и немного не о том :)). Дело в том, что на протяжении всей книги автор путает "чары" с манипуляциями. Поэтому и 12 глава на самом деле про то, как противостоять манипулятивному давлению извне.
И "чары" и манипуляции схожи на начальном этапе - в них присутствует соблазн - эмоциональная приманка. Это мощные позитивные эмоции, на основе которых другой человек принимает определенное решение или совершает определенный поступок. Только в случае манипуляции это "игра в одни ворота" (достигаются лишь цели манипулятора), а в случае "чар" - это взаимовыгодное Win-Win сотрудничество, где максимизируются результаты обоих участников.
Но разумеется, книга написана для маркетологов в первую очередь :)) И мы живём в реальном мире, где слишком велико использовать навыки "очарования" исключительно в личных целях. Поэтому, знания о том, как сопротивляться чарам/манипуляциям будут не лишними.
По традиции я сделал интеллект-карту (mindmap) по книге, в который собрал всё самое ценное и интересное (скачать можно здесь в форматах *.pdf | *.cdmz | *.mmap ). В интеллект-карту не вошли главы 8 и 9 по интернет-маркетингу, а также главы 10 и 11 по основам менеджмента. Всё остальное более-менее имеет отношение к "очарованию"...
/на всякий случай напоминаю, что на картинке здесь в блоге видна не вся карта; т.к. если развернуть все ветви, то интеллект-карта станет слишком большой :). Поэтому лучше скачивайте!/
* * *
В качестве резюме: если вы начинающий предприниматель (особенно если вы в стартапе в роли маркетолога), то книгу читать обязательно!
Если вы занимаетесь личным самопродвижением (например, в роли бизнес-консультанта), то полезными будут лишь отдельные главы книги (1-3, 7, 12).
В целом же складывается впечатление, что книга на 80-90% "не про то" :). Если бы в названии был какой-нибудь подзаголовок вроде "основы маркетинга отношений для начинающих предпринимателей", то всё было бы по-честному. А вот "очарование" - это как-то очень широко, про всё сразу и ни про что подробно :(.
С точки зрения тайм-менеджмента отношений или в качестве руководства по продвинутому нетворкингу, или в качестве современного руководства по психологии отношений (типа "новый Карнеги") книга слабовата :(.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
До чего дожили, учимся искусству общения и манипуляций через книги...
ОтветитьУдалитьУважаемый J.Faker, Вы правы, именно "дожили" :)
УдалитьРазумеется, научиться общению можно только в живом общении. Та же история и с манипуляциями.
Книги в данном случае хороши "для обобщения и закрепления материала"; как своего рода "словарь", дающий слова для описания и понимания того, что происходило на практике.
И, разумеется, у каждого свой способ учиться :). Есть люди, для которых реальность и тексты (любые - на бумаге или, скажем, кинематографические ;)) почти никогда не пересекаются. Но есть и такие, для кого тексты обладают мощным обучающим потенциалом.
Спасибо за обзор
ОтветитьУдалитьНиколай, рад что Вам понравилось! :)
УдалитьОтличная аналитика по книге, спасибо.
ОтветитьУдалить