Про книгу Энн Ламотт "Птица за птицей" я узнал лет, эдак, восемь-девять назад от одного, гм, скажем так, широко известного в узких кругах писателя ;). Это был очень восторженный отзыв: "Хочешь научиться писать книги - не нужен никакой Литинститут! Достаточно только "птичек" прочитать, и практиковаться побольше!".
Я попытался было возразить, что тонкости писательского мастерства лучше изучать, скажем, по письмам Чехова к Левитану, ну, или по черновым версиям "Мастера и Маргариты"... Но приятель был непреклонен: "Нечего тешить себя сравнением с гигантами! Их время оценивает, а нас - люди. Вот и надо научиться писать так, чтобы сегодня людям нравилось! И "птички" в этом очень хорошо помогают!".
"Чтобы сегодня людям нравилось... - это как Донцова, что ли?" - подумал я тогда, но "птичек" решил на всякий случай прочитать :). Сначала это были какие-то главы из книги "Птица за птицей" на английском языке (которыми поделился тот самый писатель). Потом это был какой-то странный самиздат, напечатанный на газетной бумаге, и уж не знаю кем переведённый на русский. И вот наконец книга Энн Ламотт "Птица за птицей" издаётся уважаемым издательством МИФ осенью 2014 года в хорошем переводе. Разумеется, мне сразу захотелось, что называется, "сравнить ощущения" :).
Что я могу сказать о книге? Если честно, то мой первый восторг от неё значительно поубавился...
* * *
Но сначала это был именно восторг! Первые прочитанные главы из книги "Птица за птицей" появились в моей жизни тогда, когда я был физически и морально вымотан, работая на нескольких работах (не всегда любимых), и переживая какой-то очередной :))) жизненный кризис. В те годы, на вопрос о том, есть ли у меня мечта, я отвечал: "Я мечтаю уйти на пенсию и начать писать книжки для детей с разными волшебными и увлекательными историями!".
При этом в роли писателя я себя совершенно не видел, и представление о писательском ремесле имел самое поверхностное. Кроме того, у меня было сильно убеждение, что писатели - это некие особые существа, люди иной породы, обладающие особым талантом, и что я вряд ли являюсь представителем той же самой породы.
Процесс литературного творчества я воспринимал именно как Творчество (с большой буквы "Т" :))). А Творчество всегда окружено покровом тайны, и апеллирует к величинам иррациональным - вдохновению, озарениям, таланту и т.п. О том, что в основе любого творчества лежат определенные технические навыки, я как-то не задумывался... И в этом смысле книга "о птичках" тогда стала для меня настоящим откровением - оказывается, есть простые и понятные техники писательского ремесла, и их вполне может освоить любой желающий!
Не могу сказать, что после прочтения "Птица за птицей", я бросил всё, и решил стать писателем :))). Книга мне понравилась, вдохновила, подсказала "приёмчики" написания текстов, но радикального переворота в моей жизни не произвела...
* * *
По существу: я бы выделил в книге "Птица за птицей" две стороны - мотивационную и техническую.
Если говорить о мотивационной стороне, то книга выше всяких похвал! Книга является просто супер-эффективным лекарством для всех, кто хотел бы писать тексты, но по каким-то своим внутренним причинам боится или не решается это делать. Книга отлично помогает в снятии "писательского зажима" :).
Она написана очень простым языком. Она рассказывает о личном писательском опыте автора (и о "пути в литературу" её учеников). Причем, рассказывает очень эмоционально, и с великолепной самоиронией. Поэтому читать её необычайно легко. И очень легко примерить всё рассказанное автором на себя.
А еще это очень светлая книга... Потому что Энн Ламотт учит начинающих писателей простым вроде бы вещам: быть искренним с самим собой, быть внимательным к миру, начинать с малого. Начать писать очень просто: можно записать свои детские воспоминания; можно пройтись по улице, и описать "главное впечатление дня"; можно глянуть в себя, найти какое-нибудь сильное чувство, и рассказать о нём...
Энн Ламотт учит (и это у неё отлично получается!) творческой свободе, которая заключается в абсолютной открытости себе и Миру. И даже суровое знание о том "когда б вы знали, из какого сора..." (боли, страданий, личных трагедий и неудач) вырастают тексты, она умудряется подать с тонкой иронией.
А ещё книга учит творческой смелости: любой текст - это выражение ценностей автора; его отношение к тому, что для него по-настоящему важно. Настоящий текст отличается от набора букв именно "ценностной позицией" автора. Благодаря этой позиции одни ваши читатели будут вас любить, другие будут ненавидеть; но ТОЛЬКО благодаря наличию такой "ценностной позиции" тексты будут настоящими, живыми...
(И очень нравящийся мне лично подход: каждый текст, как посвящение кому-то; как подарок лучшего в себе, предназначенный тем, кого мы очень любим и ценим).
Книга очень помогает пережить периоды творческих депрессий (на самом деле неизбежных - если вы работаете на максимуме, на пределе своих эмоций). Очень смешно описываются различные "тараканы", бытующие в писательских головах :))). Средства от спадов творческой активности и грызущих сомнений даются вроде бы простые: не переставайте писать; отдохните, переключите внимание на что-то радующее душу; обзаведитесь своей "группой поддержки" и т.п. Но эти советы правильные и действенные.
Короче, мотивационный потенциал книги "Птица за птицей" с годами (для меня лично, разумеется :)) не "выдохся". А, напротив, стал только лучше, заиграв какими-то новыми гранями и оттенками...
* * *
Что касается технической строны книги - т.е. описания собственно писательских методов и техник - то она более чем скромная. Вернее, рассчитанная на самых зелёных новичков, лишь пробующих свои силы в писательском ремесле.
В первой части книги бегло рассказывается о том, как планировать процесс работы над книгой; выстраивать сюжетные линии и управлять динамикой сюжета; как описывать и "выращивать" :) персонажей; расписывать диалоги и создавать "декорации" к различным сюжетным сценам и ситуациям. Это действительно базовые "кирпичики" любого художественного текста, которые начинающие просто обязаны знать как таблицу умножения. Если читать книгу внимательно, то в каждой главе упоминаются 1-2 упражнения, с помощью которых данные "кирпичики" можно освоить.
В третьей части книги есть и более "продвинутые" техники, направленные на доработку уже готового текста (или больших его частей, глав и т.п.). Это шлифовка деталей с помощью творческой картотеки; обращение за консультацией "по деталям" к экспертам; вынесение рукописи (или её части) на суд коллег; обращение за поддержкой к дружественной группе "читателей черновиков" :) и т.д.
Могу сказать, что техники эти меня уже не удивили (знаю и использую намного больше ;)), но для начинающих - самое то!
* * *
Из мааааленьких минусов книги... Выражаясь языком современной молодёжи, книга, конечно, очень няшная :). Но...
Книга "Птица за птицей" миленькая, пёстренькая (в плане живописуемых примеров, картинок, ощущений), ОЧЕНЬ эмоциональная (с бесконечными перепадами от комедии к трагедии), с переизбытком деталей-мелочей, очень "расфокусированная" (в том смысле, что в ней то про бытовое выращивание домашних цветов, то про высшие философские материи :)).
Это я к тому, что это очень женская книга :). Она напомнила мне нечто среднее между женским рукоделием ("Вот какую миленькую салфеточку я вышила!") и женским глянцевым журналом (в котором много картинок; в нём есть про всё-про всё, но нет связного текста объёмом больше, чем полстраницы; где рецепт модного коктейля соседствует с вольным переложением какой-нибудь светской львицы учения йоги о саморазвитии).
Книга оптимистичная, живая, но в то же самое время сумбурная, поверхностная, тонущая в эмоциях. Книга по-своему очень логична :), но вот сама манера изложения (в стиле "пёстрого коврика"))) меня лично утомила... Из чего я сделал вывод (возможно, кому-нибудь пригодится), что книгу эту лучше читать не "запоем" (хотя легко можно за пару дней всю прочесть), а не спеша, по 1-2 главки.
А в промежутках между чтением глав - за письменный стол, и творить, творить, творить :)
* * *
Вывод: книгу Энн Ламотт "Птица за птицей", разумеется, я рекомендую к прочтению! Рекомендую всей пишущей братии: тем, кто ещё только начинает писать, она пригодится как источник полезных технических знаний и как прививка уверенности в себе; тем, кто УЖЕ пишет, она очень поможет лучше осознать собственный писательский опыт, и особенно поможет в преодолении творческих кризисов.
...Вообще, для творческих людей эта книга - must read. Это одна из базовых книг, позволяющих открыть/раскрыть в себе творческие способности, которая стоит в одном ряду с книгами вроде "Путь художника" Джулии Кэмерон.
(Кстати, из этой же оперы - для начинающих писателей - я бы ещё рекомендовал книгу Эрни Зелински "Успех без офисного рабства". В ней тоже не столько про изощрённые писательские техники, сколько про обретение уверенности в себе и творческой свободы).
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Мечта ЛафйвЛибовских графоманов сбылась!
ОтветитьУдалить