понедельник, 4 ноября 2013 г.

Сторителлинг для бизнеса и не только

Сторителлинг для бизнеса и не только
Книгу Питера Губера "Расскажи, чтобы победить" (издано Эксмо в 2012, продаётся на Озоне) я бы не назвал учебником сторителлинга, но это весьма толковая и душевная книга о том, как сочинять и рассказывать истории.
 
Расскажи, чтобы победить - толковая книга о практике сторителлинга в бизнесе
 
Пару слов об авторе: Питер Губер - успешный управленец из мира шоу-бизнеса. Человек, побывавший в топ-менеджменте (в т.ч. в роли CEO) таких компаний, как Columbia Pictures, Sony, Polygram и др. Человек, который продюсировал такие любимые мною фильмы как "Человек дождя", "Иствикские ведьмы", "Танго и Кэш" и др. (всего более 50). 

У Питера Губера есть ещё две книги, но не про сторителлинг :)  Первая -  Inside The Deep - была издана ещё в 1977 году, и была посвящена первому фильму ("Бездна", 1977), который продюсировал Губер. Для своего времени "Бездна", с её обилием подводных съёмок и водолазных трюков, была необычайно новаторским и крутым фильмом. А книга как раз посвящена описанию "кухни", т.е. того, как снимался фильм. 

Вторая книга П.Губера (в соавторстве с Питером Бартом) - Shoot Out - издана в 2003 году. Книга снова про кинематографическую "кухню", и написана как своего рода развёрнутая аннотация к одноименному телешоу (Shootout, also known as Sunday Morning Shootout), которое Губер и Барт вели на американском канале AMC в 2003-2008 годах.  

"Расскажи, чтобы победить" (Tell to Win: Connect, Persuade and Triumph With the Hidden Power of Story) была издана в 2011 году. 
 
 
В этом же году Питер Губер был назван журналом New York Times   "No. 1 Bestselling Author".  Кстати, книга стала бестселлером и по версии Amazon, Wall St. Journal и др.  У книги есть свой сайт на английском (правда, с 2011 года, не обновлявшийся :(( ). 

Сам Питер Губер более-менее активничает на Facebook,  довольно регулярно размещая всякие ценные мысли :) про сторителлинг, примеры применения историй в бизнесе, ссылки на полезные ресурсы и т.п.  Читать местами интересно, рекомендую :) 

*   *   * 

Теперь о книге... Первое впечатление - это очень "лёгкая" книга. Просто какой-то сборник баек про шоу-бизнес :) И немного хвастовства автора про то, с какими звёздными персонами он знаком :) Читается всё это очень увлекательно, и местами забавно. 

В общем, автор сделал очень круто - он написал книгу историй об историях

Главный посыл книги прост: люди ВСЕГДА и ВЕЗДЕ (в т.ч. и в бизнесе) обмениваются историями. Рассказывание историй - способ выживания человечества. Способ объединения людей, и средство эффективной координации усилий, направленных на достижение общей цели. 

"...чтобы победить" в названии книги присутствует не случайно. Книга в первую очередь адресована людям бизнеса и содержит примеры - истории успеха - из мира бизнеса. Любая история успеха - это именно история, апеллирующая к ценностям других людей, и вызывающая у них яркие эмоции. 

На первый взгляд может сложиться впечатление, что бизнес - это про цифры. Это про объективную информацию, с которой оперируют с помощью формальной логики. А принятие решений в бизнесе - сродни математическому вычислению.  Но Питер Губер с очень хорошим юмором пишет: "Потеря 12 млн.долларов в прошлом квартале - это информация. А вот ПОЧЕМУ мы эти деньги потеряли - это уже история!" :)  

На самом деле бизнес гораздо больше пропитан историями, чем кажется на первый взгляд. Даже самые "объективные" бизнес-руководители принимают важнейшие управленческие решения не столько на основе цифр, сколько на основе историй. Потребители ВСЕГДА принимают решение о покупке вашего продукта на основе того, стоит ли за ним привлекательная история. Короче, if you can't tell it you can't sell it (с) Peter Guber :)) 

*   *   * 

Кроме "историй про применение историй в бизнесе" в книге есть достаточно полезных советов о том, как придумывать и рассказывать истории. Для меня лично книга не стала откровением, но она довольно толковая!  Если вы только начинаете осваивать сторителлинг, то читать однозначно стоит! 

Книга будет полезна всем, кто работает с другими людьми (ибо какой же лидер без историй!), но максимальную пользу она принесет руководителям организаций/подразделений и маркетологам. В книге также много полезного для бизнес-переговорщиков (в т.ч. для менеджеров по продажам). 

Я сделал интеллект-карту по книге (полную версию в форматах *.mmap, *.cdmz, *.pdf можно скачать здесь), которая является кратким конспектом основных идей книги "Расскажи, чтобы победить": 

mindmap к книге Расскажи, чтобы победить - основные правила сторителлинга

Также приведу несколько идей из книги, которые лично для меня показались наиболее интересными и актуальными: 

-  истории, которые действительно нас изменили, мы будем помнить (и повторять) всю жизнь

-  нарратив (история) рождается из разрушения ожиданий  /...это про то, что не выйдешь из зоны комфорта - не будет у тебя никаких историй ;) -  С.К./

-  истории могут быть деструктивны: "мы подсели на сказку, а живем в хаосе реальности". Важно не жить чужими историями ("сказками"), а сочинять свою собственную! 

-  успех зависит не от истории, а от изложения /мастер сторителлинга может сделать Историю из ничтожно малых исходных материалов; но есть и обратная сторона :) если вдуматься, то многие "истории успеха" необычайно примитивны - зато КАК преподносятся! /

-  эффект плацебо - лечит не фальшивая таблетка, а история, рассказанная об этой таблетке 

- история - это виртуальная реальность, она рождается совместными усилиями рассказчика и аудитории "здесь и теперь" в момент встречи/общения двух (и более) людей. Но состоится ли эта встреча, определяется теми историями, которые все участники уже носят в себе, с которыми они пришли на встречу.  История рождается на стыке двух (как минимум!) предысторий.  Если встреча не состоялась, то это означает, что были актуализированы неправильные ("враждебные друг другу") предыстории. Несовместимость людей = несовместимость их предысторий. 

-  нет истории - нет бизнеса

-  история - это обещание, которое должно быть выполнено. Именно поэтому истории хуже всего воздействуют на тех, кто нас хорошо знает лично :)  Они всегда вносят "поправочный коэффициент", учитывающий разницу между тем, что мы говорим, и как мы поступаем (что обещаем и насколько сдерживаем свои обещания) 

- история: вызывает эмоции - актуализирует ценности - ценности являются универсальными.  /Т.е. в основе лучших историй лежат универсальные ценностные метафоры. Например, можно рассказывать "историю любви" - между людьми, к Родине, к работе, к бренду и т.д. и т.п./

-  как это ни парадоксально, но в истории должен быть эмоциональный баланс. Например, одной из "струн" аудитории может быть ч-во страха. Можно "играть на опасениях", но при этом нельзя запугивать аудиторию!  Иначе смысл истории как целенаправленного рассказа будет утрачен.  Страх должен балансироваться надеждой, радость - печалью, сомнение - уверенностью и т.д.  Т.е. хорошая история - это такой эмоциональный "инь-ян" :) , в котором две противоположные эмоции чередуются, но  уравновешены. 

-  главным героем истории может быть всё, что угодно! - человек, продукт, место, покупатель и т.д. Но главный вопрос: как "заставить" говорить их? Как вовлечь их в процесс сочинения истории? Бизнес все время должен думать о том, как сделать "говорящим" место? как сделать "говорящим" продукт? как вовлечь в разговор клиента? и т.д. 

-  для успешного ведения бизнеса (в современном мире) требуется определенная доля шоу /бизнес как актёр: какая история? какая роль? какие эмоции дарит аудитории?/ 

- великие лидеры глуховаты, вместо "нет" они слышат "вперед" (если уверены, что ваша история стоящая - рассказывайте её! даже если есть негатив) 

-  если историю помнят и пересказывают - значит, она действительно принесла пользу людям 

- самые сильные истории - живые (в личном устном общении), но они неизбежно дрейфуют в онлайн (тех.прогресс не остановить). Поэтому нужно рассказывать истории "во всех мирах" :) 
 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий