пятница, 16 июня 2017 г.

Моя система работы с информацией

Моя система работы с информацией (2017). Часть 1.




Зачем нужна персональная система управления информацией? 



Многолетний опыт проведения тренингов по тайм-менеджменту убедил меня в том, что у каждого человека есть свой излюбленный хронофаг - способ нерационально терять время, растрачивать его нецелевым образом. Для кого-то главным поглотителем времени является общение с другими людьми, кто-то "зависает" в процессе принятия решений, но есть достаточно большая категория людей, кто буквально тонет в море информации.

Персональная система работы с информацией нужна, чтобы преодолеть информационные завалы и стрессы
 
Информация - это самовозрастающая сущность. Её рост подчиняется экспоненциальному закону. Например, есть данные, что количество блогов в сети удваивается каждые полгода; а общий объем сетевой информации увеличивается вдвое примерно каждый год-полтора. Создание Google начиналось с сохранения всего Интернета на одном компьютере: 

"– Работа над Google началась, когда мы с Сергеем еще были докторантами Стэнфордского университета на кафедре компьютерных технологий, – начал Пейдж. – У нас не было четкого представления о том, что именно мы хотим сделать. Но мне не давала покоя дерзкая мысль – загрузить весь Интернет на свой компьютер. Я сказал своему научному консультанту, что справлюсь с этой задачей за неделю. И примерно через год мне это частично удалось." (из книги Дэвида Вайза "Google. Прорыв в духе времени"). 

Думаю, что сегодня подобный эксперимент - сохранение "всего Интернета" на одном компьютере или даже в одном дата-центре - никому уже не под силу! Но проблема в том, что...


... что информации не просто слишком много - есть несколько факторов, вызывающих у каждого из нас тяжелейший информационный стресс

  • всё возрастающая скорость создания/поступления новой информации, за которой мы не успеваем;  
  • отсутствие определенности, противоречивость (на любой факт есть опровержение; на любое мнение есть альтернативные мнения); 
  • некачественная информация (ложная, неточная, дублирующаяся и т.п.) никуда не исчезает - наоборот, она остаётся и накапливается в общем информационном потоке; 
  • становится всё больше доступных каналов получения информации, следовательно, возрастает мощность/плотность потока информации; 
  • лёгкая доступность "бесконечных архивов" (ВСЯ произведенная цифровая информация сохраняется, независимо от её ценности и актуальности); 
  • преобладание дискретной (буквенно-цифровой) информации над образной (перегрузка левого полушария КГМ и "недогрузка" правого). /Кстати, всеобщая озабоченность "эмоциональным интеллектом" объясняется именно этим фактором!/; 
  • по некоторым оценкам 95-98% информации в потоке является неструктурированной, не включенной в целостную систему знаний (что по факту приводит к ее неверному пониманию); 
  • низкая релевантность информации относительно наших вопросов/целей (не помогает, а тормозит принятие решений). 

Кроме перечисленных факторов хочу добавить ещё один, крайне важный: если в недалёком прошлом (ещё в середине-конце 20 века) потоки информации были "раздельными", то сегодня они являются "смешанными", тесно переплетенными. Раньше, чтобы изолировать себя от потока рабочей информации, достаточно было уйти с работы домой и не поднимать трубку городского телефона (а многие его и не имели вовсе :)). Сегодня мы все являемся "подключенными" (благодаря мобильной связи и Интернету) к потоку информации в режиме 24/7. Спрятаться от рабочей информации практически невозможно; но кроме этого в 21 веке меняется и сама концепция занятости. Если вы представитель "креативного класса" и работаете на себя, то фактически невозможно провести границу между вашей трудовой занятостью и частной жизнью. Поэтому создание персональной системы работы с информацией является не только залогом высокой продуктивности на работе, но и просто условием выживания в современном мире. 

Итак, персональная система работы с информацией нужна вам: 

1. Если вы хотите избавиться от чрезмерного потребления информации как от "поглотителя времени".
2. Если вы хотите снизить уровень информационного стресса / информационной перегрузки.
3. Если вы хотите взять под контроль информационный поток и начать работать с информацией более осмысленно и целенаправленно. Чтобы она не мешала, а помогала в достижении ваших целей. 
4.  Если вы хотите навести порядок в информационных потоках, сделать работу с информацией максимально удобной, автоматизированной и технологичной. 
 

Мой опыт работы с информацией 



Сознаюсь, что данная заметка появилась благодаря многочисленным и настойчивым просьбам моих друзей и клиентов. Не считаю себя каким-то "самым умным" :) , но с информацией работаю давно, и кое-какой опыт накопил. Попробую кратко его описать... 

Начну с главного - с отношения к информации. Наверное, потребность в новой информации является во многом врождённой :)  Сколько себя помню, с самого раннего детства я был (и остаюсь сейчас) очень любопытным и любознательным человеком. Я ЛЮБЛЮ УЗНАВАТЬ НОВОЕ! Мне интересно ВСЁ :) , и про это "всё" мне хочется узнать как можно больше :)). В школе я всегда учился хорошо, но не потому, что был "ботаником" - уроки я делал из под палки, и только чтобы от меня отстали - а потому, что мне было интересно узнавать информацию по школьным предметам из других источников. 

Есть разные способы учиться и/или получать новую информацию. Кто-то любит задавать вопросы, кто-то любит сам изобретать/создавать, кто-то любит экспериментировать, и т.д. У меня с детства есть три излюбленных способа получения информации: 1) чтение книг; 2) эксперимент (проверка на собственном опыте); 3) обмен опытом/знаниями в группе единомышленников/друзей. Причем первые два способа более приоритетны, т.к. я интраверт и довольно непросто схожусь с другими людьми. (Знаете ли вы свои излюбленные способы учиться/узнавать новое? Это важно!)

Вот характерный пример их моего детства: классе в шестом в одной из книг по истории древнего мира я вычитываю рецепт раствора, который использовался при строительстве крепостей. После чего иду гулять во двор, и пытаюсь изготовить данный раствор из подручных материалов :) . С помощью раствора делаю кусочек крепостной стены, высотой до колена. После чего ко мне подходят дворовые гопники с явным намерением сломать мою стенку. Посвящаю их в ход эксперимента, после чего у меня образуется команда помощников из трёх человек :). С растворами и стенами мы экспериментировали недели две, пока не надоело. Кстати, рецепт лучшего состава раствора до сих пор хранится в моих записях; надо будет по случаю продать каким-нибудь любителям эко-строительства ;) .

В старших классах школы у меня появилась чёткая определенность, кем я хочу стать в этой жизни. Меня очень привлекала карьера учёного, работающего "в тиши библиотек" :) в каком-нибудь НИИ и изучающего какую-нибудь глобальную проблему. Меня интересовала биология (в частности бионика), и с какого-то времени - психология. Не скажу, что мои интересы были тогда чётко сформулированы, но сегодня я определил бы их как машинное/программное моделирование психических процессов, в частности - эмоций. Это я пишу к тому, что с детства я был предрасположен быть "книжным червём", кабинетным учёным-теоретиком, который ковыряется в информации, и при этом предельно счастлив :)). Но, забегая вперёд, скажу, что жизнь распорядилась иначе... Сегодня бОльшую часть своего времени я работаю как исследователь-практик, помогая в решении проблем конкретных людей или организаций. А "тишь библиотек" является для меня скорее способом отдыха и частью непрерывного самообразования. 

Могу сказать, что мне очень повезло с родителями - именно мама и папа были моими первыми учителями/образцами в том, как надо работать с информацией. Все самые интересные для меня книги я находил в отцовской библиотеке; сам отец очень много читал и активно работал с книгами. Мама по образованию библиотечный работник, и именно она научила меня работать с такими инструментами как рубрикатор, каталоги, картотека, библиография и др. Мама (за что я очень ей благодарен!) всегда была в курсе моих интересов и увлечений, и активно помогала мне в сборе полезной информации. Например, она до сих пор :) делает вырезки из газет и журналов с потенциально ценными для меня цитатами, статистическими данными, мнениями экспертов и т.п.

На фото ниже вы видите часть моей бумажной картотеки. Сами перфокарты мне принесла с работы мама. И первые карточки в этой картотеке были карточками с цитатами, выписанными для меня мамой (для примера три такие карточки лежат сверху):

Бумажная картотека: коробка с перфокартами, на которых цитаты, факты, персоны и т.п.
     
От себя добавлю, что опыт многолетней работы с бумажной картотекой бесценен! Во-первых, я до сих пор пользуюсь ей; а во-вторых, это помогло мне лучше понять, что я хочу от электронной картотеки, и как наиболее эффективно я могу её использовать.

После поступления в университет (ЛГУ, ныне СПбГУ) я столкнулся с настоящим "культом знаний". Не подумайте только, что это была какая-то "секта задротов"! :))  Во-первых, восхищали своей эрудицией преподаватели. Слушать их было безумно интересно, и они невольно задавали тот высокий уровень знаний, которому хотелось подражать и соответствовать. Во-вторых, поступить в ВУЗ, выдержав конкурс в 22-25 человек на место, мог далеко не каждый. Считал (и считаю) своих однокурсников интеллектуальной элитой своего времени. А попадая в общество очень умных и эрудированных людей, сам невольно стараешься быть таким (об этом хорошо писал М.Гладуэлл в "Переломном моменте" ;)). В-третьих, моё обучение совпало с годами Перестройки и распада СССР. Это было уникальное время, когда неожиданно открылся огромный пласт информации, которая ранее была в СССР запрещена. Стали издавать философов и психологов, тексты которых были или жутким дефицитом или просто не переведены на русский. Например, обучаясь на психфаке, я мог читать Фрейда только в читальном зале, заранее записываясь на раритетные издания 1910-1920-х годов. А тут вдруг все эти книги появились чуть ли не на каждом книжном прилавке! Разумеется, было интересно всё это прочитать :). 

На фото ниже: слева дореволюционное издание Ф.Ницше из библиотеки отца (как сейчас помню, что он просил "особенно про неё в школе не распространяться" :)), а справа двухтомник, купленный в 1990 "на Крупе" ;) 

Вот они, любимые книги из 1990-х :))

Спасибо Универу, он привил мне навыки научно-исследовательские работы с информацией. Наука - особый социальный институт (в котором мне, кстати, многое не нравится :( ), и научная деятельность имеет свою специфику. Но есть множество навыков, которые можно эффективно применять в любой деятельности: выявление/постановка проблемы и формулировка исследовательской задачи; выдвижение гипотез и разработка исследовательской программы по их проверке; обзор существующих фактов / данных / моделей и т.п. ; концептуализация (выбор методологии и разработка понятийного аппарата); экспериментальный дизайн, и т.д. Сюда же можно включить и технические навыки как составление реферативных обзоров книг/статей по теме, навыки конспектирования, составление библиографий и персональной картотеки/архива.

Студенческие навыки работы с информацией позволили мне получить диплом с отличием и написать диссертацию. После окончания университета я стал работать в качестве преподавателя психологии в ПГПИ (Псковском гос.пед.институте). У преподов есть старая шутка о том, что искусство преподавания заключается в том, чтобы красиво пересказать студентам методичку, которую сам прочитал за полчаса до лекции :)  Так вот эта поговорка не про меня - к написанию конспектов лекций я относился мега-ответственно. Мало того, мне казалось принципиально важным, чтобы в моих лекциях были самые свежие исследования по самым актуальным проблемам данной научной дисциплины. Сегодня благодаря Интернету поддерживать подобную актуальность учебных курсов сравнительно легко, а в то время я был подписан на все доступные в стране научные журналы по психологии и смежным отраслям, плюс заказывал по почте сборники статей с научных конференций. В общем, добывать крупицы полезной информации - было довольно нешуточным трудом!

Добавлю, что за более чем 20 лет работы преподавателем я прочитал десятки лекционных курсов (я уж не говорю о сотнях краткосрочных семинаров, тренингов, отдельных выступлений). Практически по каждому курсу у меня есть "досье" - архивная папка, постоянно пополняемая какой-нибудь ценной информацией. Сознаюсь, что некоторые курсы типа "Педагогической психологии" :) я не читаю уже много лет, поэтому заветная папочка давно уже ничем не пополнялась. А некоторые досье (типа "Психологическое консультирование и коучинг", "Маркетинг услуг", "Психология управления" и др.) обновляются и дополняются и по сей день.  

На начало преподавательской работы моя система работы с информацией включала несколько основных "кирпичиков": 1) "входящая" информация в виде книг, научных журналов и сборников статей, в виде данных моих собственных исследований (а также моих учеников); 2) информационный поток перерабатывался и сортировался частично в картотеку (цитаты, отдельные факты/примеры/цифры, термины и определения, персоны, библиографические карточки и др.), частично в архив (полноформатные статьи, конспекты, вырезки из газет и т.п.); 3) собственно для работы с информацией (для создания "исходящих" научных и СМИ-шных публикаций) я использовал рабочие тетради (в основном любимые блокноты на пружинке :)). В блокнотах сначала писал план/схему/ключевые идеи статьи, после чего обкладывался книгами (с продвинутой системой закладок ;)), карточками из картотеки, архивными папками, и начинал писать черновик статьи. Когда был готов чистовой вариант, перепечатывал его на печатной машинке (да-да, речь ещё про те древние времена, когда компьютеры ещё были недоступны :)).    

На фото: слева - те самые рабочие блокноты на пружинке, справа - архивные папки (я использовал обычные бумажные скоросшиватели). Обратите внимание на цветовую маркировку - это маркеры, помогающие быстро находить материалы по определенной теме. Например, светло-зеленый корешок - материалы по моей научной специализации (психология эмоций), оранжевый - по психотерапии, темно-зеленый - психология общения/коммуникаций, и т.д. Всего я использовал 10 цветов, плюс их сочетания (например, темно-зеленый + оранжевый = материалы по групповой психотерапии). 

Так выглядят рабочие блокноты и архивные папки в бумажной системе управления информацией

Добавлю ещё пару штрихов к моим техническим навыкам по работе с информацией: 1) В старших классах школы и в студенческие годы я довольно серьёзно увлекался разными техниками чтения, в т.ч. скорочтением;  2) В студенческие годы я был фанатом стенографии и испытывал самые разные методы конспектирования книг/лекций;  3) Во время службы в армии меня в добровольно-принудительно :) обучили методу слепой десятипальцевой печати. Причём печатал я сначала на механической печатной машинке, потом на электрической, потом при первой же возможности приобрёл IBM XT 286 :) . Но могу сказать честно, что компьютер довольно долгое время был "вспомогательным элементом" в моей персональной системе работы с информацией - в основном он выполнял функцию печатной машинки. Ну, и примитивного файлового архива, где электронные документы были просто раскиданы по соответствующим папкам (которые фактически дублировали разделы моего бумажного архива/картотеки). Причем наличие компьютера даже не сильно изменило процесс написания статей - сначала я всё равно писал черновик в рабочем блокноте, а лишь потом набирал чистовую версию статьи в MS Word. 

Не хочу здесь повторяться, но я очень много экспериментировал (и продолжаю это делать ;)) с различными компьютерными программами и сервисами, которые помогают мне работать с информацией. Например, про мои попытки найти удобную электронную альтернативу моей бумажной картотеке я писал здесь. Я пробовал делать карточки в виде отдельных текстовых файлов (с ключевыми словами), в виде карточек MS Works, в виде самописной картотеки в MS Access, в виде "Заметок" в Outlook и т.д. В результате дождался появления удобных программ типа Evernote или Wiznote, которые сегодня полностью удовлетворяют мои потребности в удобной цифровой картотеке. 

Примерно с 2010 года моя система управления информацией стала максимально (насколько это возможно) безбумажной. Все мои информационные потоки на всех своих этапах ("вход - переработка - выход") существуют на 80% "в цифре". Например, для того, чтобы получать необходимую и достаточную информацию по моей научной теме (психосемантика эмоций) мне достаточно доступных в сети электронных статей/монографий, а также полутора десятка RSS-подписок на новости ведущих мировых лабораторий, работающих по данной теме. Этого вполне достаточно, чтобы оставаться экспертом в своей области знаний и быть в курсе новейших трендов. (Есть лишь две проблемы: а) дороговизна некоторых публикаций; б) некоторые бумажные публикации появляются в цифре через довольно долгое время). 

Даже если я читаю бумажную статью/книгу, добавляя к ней пометки и закладки, то потом я в любом случае стараюсь найти электронную версию данного текста, и уже из него "выдергиваю" в картотеку необходимые мне цитаты, примеры, факты и т.п. Если электронный текст найти не получается, то информация в электронную картотеку/конспект переносится ручками, что, конечно же, занимает больше времени :( . 

Могу сказать, что полностью перейти на ЭДО (электронный документооборот) не получается по двум причинам: 1) Я продолжаю работать с бумажными картотекой/архивом/блокнотами, которые наполнялись информацией десятилетиями. Одно время у меня был порыв перевести всё это в цифру, но по трудозатратам это титанический труд :( . Поэтому я отказался от данной затеи и продолжаю шокировать моих гостей пожелтевшими папками :)) ;
2) Есть и позитивный смысл в сохранении/работе с бумажными носителями информации. Мне, к примеру, очень нравится идея Остина Клеона о том, что для поддержания высокой продуктивности крайне полезно иметь две рабочие зоны - цифровую и бумажную. В бумажной рабочей зоне можно "думать руками", работать с информацией с помощью иных креативных техник. Например, мне по-прежнему нравится делать (рисовать) визуальные конспекты некоторых книг. Например, сделать от руки схему / набросок / тезисы будущей статьи в рабочем блокноте для меня гораздо более творческое решение, чем писать это где-нибудь в Ворде. 

Добавлю, что я вовсе не считаю мою систему работы с информацией идеальной. В ней есть много слабых мест - например, информация теряется как на бумажных носителях, так и на ПК. Бумагу (конспект, карточку) легче потерять и проще положить "не на то место" (с удивлением обнаружив её там года через три :)). На ПК периодически умирает HDD, вирус съедает базу писем/заметок в Outlook, и т.д., и т.п.
На ПК остаётся некая "зона хаоса" в виде скачанных из сети, но так и не разобранных разноформатных файлов. Причём эта "зона хаоса" может сохраняться годами, кочуя из одного бэкапа в другой. (В последнее время я уже просто безжалостно стираю всё, что скачал, но так и не использовал/не разобрал в течение последнего месяца). 
Возможности рубрикации и поиска информации на бумажных носителях ооочень сильно отстают по своим возможностями от рубрикации и поиска на электронных носителях. Т.е. "бумажные пережитки" (при всей их полезности) тормозят мою работу, и я это чувствую :( . 

Но, тем не менее, моя "не идеальная" :) система работы с информацией меня вполне устраивает и даёт возможность поддерживать высокую экспертность в приоритетных для меня жизненных и профессиональных сферах. В следующих заметках я планирую написать подробнее о том, как я выстраиваю управление моими информационными потоками сегодня и какие компьютерные программы/сервисы использую для этого. 

Это лишь первая заметка о моей системе работы с информацией :)  Надо ли вам читать следующие заметки? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько близко мы понимаем "информацию", насколько она важна в нашей жизни, и насколько похоже мы её используем. 

Ваш покорный слуга - психолог, коуч, бизнес-консультант, преподаватель. Я работаю преимущественно с гуманитарной (о людях, отношениях, организациях и т.п.) и сложной (системной) информацией.  Я работаю с информацией:

а) как накопитель, хранитель и транслятор знаний (преподаватель);
б) как популяризатор научных знаний и моделей (для СМИ, клиентов);
в) как аналитик, исследователь и экспериментатор;
г) как "решатель проблем"; 
д) как инженер-проектировщик изменений в сложных системах (люди, отношения, организации). 

По своему складу я любитель целостного (системного, холистического) и междисциплинарного ("дженералистского") подхода к работе с информацией. В наш узко-специализированный век стараюсь быть "человеком эпохи Возрождения" ;) , многосторонним и эрудированным.

Я довольно иронично отношусь к фанатичным и приземлённым практикам, потому что неоднократно наблюдал подтверждение мудрости: "Нет ничего практичнее хорошей теории". Уважительно отношусь к теоретической информации, и считаю, что тот "практик", который игнорирует теории и сам не в состоянии моделировать ("теоретизировать") свою деятельность, никогда не станет хорошим профессионалом.  Это как две стороны одной монеты. 

Моя система работы с информацией создавалась в контексте моей работы, а также в соответствии с указанными выше принципами. Если это актуально для вас, схоже с вами - обязательно читайте следующий пост!  Он будет посвящен описанию трёх принципиальных моделей для построения персональной системы работы с информацией.

... продолжение следует! ...
  
P.S.  Чуть не забыл! В июне 2017 на замечательном ресурсе о личной эффективности "Будет сделано!" вышел подкаст №52 о минимализме, где Сергей Калинин в беседе с Никитой Маклаховым раскрывает все самые-самые секретные техники расхламления своей жизни ;) Если кто пропустил - обязательно послушайте! 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



10 комментариев:

  1. Сергей, спасибо. Жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день. Интересует вопрос - у Вас был опыт управления информацией в TheBrain http://www.thebrain.com/ ???
    На просторах инета есть отзывы о удобстве этой программы для этой цели. вот к примеру
    http://www.improvement.ru/zametki/thebrain/
    http://glebkalinin.ru/the-brain/

    ОтветитьУдалить
  3. Вот еще статья по теме управления знаниями в этой программе
    http://compress.ru/article.aspx?id=10212

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый! Благодарю за ценное дополнение и полезные ссылки по замечательной программе TheBrain ! Я хотел рассказать об этой (и других) программе в отдельной заметке "Инструменты для управления информацией" :)

      Если кратко: программа очень хороша для построения ассоциативных/концептуальных карт - т.е. для отображения целостной системы знаний. Я пользовался ею примерно три года; это была ещё то ли 6, то ли 7 версия программы. Использовал её для построения концептуальной карты по моей научной теме - психология эмоций.

      Но а итоге я от неё отказался (по нескольким причинам):
      1) Дорого (за тот довольно сырой функционал, который был раньше. Про новую, 9 версию программы ничего сказать не могу, просто не знаю).

      2) У меня были сбои программы и частичная потеря информации из-за конфликтов версий Java. Т.е. Java на ПК обновлялась, а программа нет; и либо работала с ошибками, либо приходилось откатываться на старую версию Java.

      3) В старой версии программы мне не хватило функции экспорта из программы цитат, ссылок и проч. хотя бы в текстовый файл. Есть ли такая возможность в новой версии??? Ведь важно, чтобы информация не только накапливалась в концепт-карте, но и удобно извлекалась оттуда.

      4) В какой-то момент моей работы у меня серьёзно изменилось понимание общей структуры знаний. Я довольно радикально поменял структуру папок и расположение файлов на ПК - и все связи с файлами/папками, которые были в TheBrain слетели :( . Переделывать их заново руками - тот ещё объём работы :((

      В общем тогда я от TheBrain отказался, но спасибо что напомнили о ней. В целом впечатление от программы хорошее. Надо будет потестировать новую версию.

      Удалить
    2. Есть ли возможность интегрировать интеллект-карты в системы типа Evernote или Wiznote? Или может есть программы для работы с интеллект-картами с возможностью синхронизации на разных устройствах? В первую очередь интересуют Windows и Android.

      Удалить
    3. 1. В принципе, у многих программ/сервисов есть возможность интегрировать созданные интеллект-карты в Evernote (такая возможность для Wiznote мне неизвестна :( ). Например, такая интеграция есть у xMind и ConceptDraw (десктопные версии для Виндовс) и у MindMeister (веб-сервис). Но подлинной "интеграцией" это вряд ли можно считать, т.к. интеллект-карта сохраняется в Эверноуте или в виде картинки или просто как вложенный файл.

      2. Боюсь, что не смогу подсказать толковые программы для создания интеллект-карт для Android. По очень простой причине: с картами мне удобно работать на больших экранах, но не на экранах андроидных устройств (телефоны, планшеты).
      Я синхронизирую мои интеллект-карты между несколькими виндовс-ПК и ноутами. Но делаю это просто - через Яндекс.Диск (ранее через Dropbox).
      Думаю, что если принципиально важной является кроссплатформенная синхронизация, то надо смотреть в сторону веб-сервисов. Их сейчас довольно много: MindMeister, Coggle, MindMup, BubbleUs и др. Всегда можно подобрать что-то на свой вкус :)

      Удалить
  4. Сергей, спасибо за очень качественную информацию. Так же не могу не посоветовать Вам замечательный сайт www.darov.net. Уверена, что почерпнете для себя массу полезного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за дополнение! Хотя первое желание было выпилить ваш комментарий как рекламный (уж больно агрессивно ориентирован на продажи сайт Дарова).

      Для всех, читающих этот комментарий: если есть желание оставить в комментарии ссылку, не поленитесь, загляните в раздел "Партнерство"! Там всё написано! А в будущем все комментарии предположительно рекламного характера со ссылками будут безжалостно удаляться.

      От себя добавлю, что "массу полезного" я на этом сайте точно не почерпну :( . Во-первых, вызывает большие сомнения квалификация автора (и на уровне отсутствия нормального резюме, и на уровне владения методами психологической помощи). Во-вторых, ради любопытства прочитал несколько заметок. Самостоятельности в мышлении и смелости в идеях автору не занимать (в этом он реально молодец). Но вот "лёгкость необнаковенная" в обращении с существующими психологическими (и проч.) моделями и теориями настораживает :( Причины тут могут быть разные. Либо автор одного себя любимого считает самым умным (что в работе с людьми недопустимо). Либо это просто отсутствие глубины и системности в понимании. Либо это просто такой маркетинговый выпендрёж - роль "гуру", который умнее всяких там фрейдов. Но "роль гуру" сама по себе очень не конструктивна и опасна (зависимостями, переносом, инфляцией Эго и прочими профдеформациями). Короче, я бы к такому "замечательному" специалисту (?) обращаться не стал.

      Удалить
  5. Сергей, очень полезная информация, и в этой статье, и в блоге в целом. Подписался на вас через RSS и на рассылку, много статей ушло в закладки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! Надеюсь, что впереди будет ещё много полезного и интересного :)

      Удалить