Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


среда, 25 мая 2016 г.

Продуктивность с человеческим лицом

Наверное, главная беда всех книжек по продуктивности - это слишком высоко поднятая планка предлагаемых техник и предполагаемых результатов улучшения этой самой продуктивности.  Авторы стараются сделать из таких книг "концентрат методик", и в обязательном порядке запихивают туда что-нибудь сложное и экзотическое. 

А эффект от прочтения получается скорее противоположный :((. Читается это всё крайне занимательно, но в результате КПД применения в жизни стремится к нулю. При этом пусть вас не вводят в заблуждение заверения автора типа "я сам всё это в своей жизни применяю". Автор может описывать свой накопленный годами опыт; и при этом его образ жизни может радикально отличаться от вашего. Книги по продуктивности пишут какие-нибудь фрилансеры-консультанты-журналисты - люди свободных профессий, основное жизненное занятие которых может быть в том и заключается, чтобы тестировать на себе любимых разные способы повышения продуктивности :))). 

Т.е. авторы таких книг обычно "профессионалы продуктивности", которые обрушивают на нас (жалких любителей) свои многотонные познания в данном вопросе. Разумеется, заинтересованный читатель, что-то из этих рекомендаций воспримет и начнёт применять и в своей жизни. Но, повторюсь, в целом КПД многих книг "про продуктивность" остаётся достаточно низким. Ибо "страшно далеки они (авторы) были от народа" (с) :)).

Книги, содержащие "концентрат методик" продуктивности часто читаются как какое-то руководство для сверхчеловека. Складывается впечатление, что то, что автор нарабатывал годами методом проб и ошибок, мы должны взять и быстренько внедрить в свою жизнь, радикально поменяв её. Разумеется, в такому "превращению в сверхчеловека" многие морально не готовы.  А вот книг, содержащих сравнительно простые рекомендации, которые легко встроить в свою жизнь (не превращаясь в сверхчеловека) сравнительно мало. 
 
Рецензия и интеллект-карта по книге Джоша Дэвиса Успеть за 120 минут

Встречайте одну из них: Джош Дэвис "Успеть за 120 минут. Как создать условия для максимально эффективной работы" - М: Альпина Паблишер, 2016  (страничка книги на сайте издательства;  можно приобрести на Озоне).  Книга очень небольшая по объёму (всего 156 страниц), но очень толковая. Пожалуй, это одна из лучших книг по теме продуктивности, которые мне попадались в последние полгода-год. 

Главная идея книги очень проста: 

Главная идея книги очень проста: современный человек попал в "ловушку эффективности".  Мы придумываем все более изощрённые способы повышения продуктивности, все более крутые техники тайм-менеджмента, стараемся всё больше уплотнить наш день, чтобы сделать как можно больше дел и достичь как можно больше результатов. В идеале мы стараемся уподобиться роботам, которые работают очень продуктивно, и при этом ещё и не устают.  

Но парадокс заключается в том, что чаще всего такой разгон персональной эффективности приводит к обратному результату - мы становимся менее результативными, больше устаём, разочаровываемся в методах повышения личной эффективности. Начинаем их менять один за другим; ищем всё более "новые и продвинутые" методы, но так и не находим. В итоге чем БОЛЬШЕ мы стараемся быть эффективными, тем МЕНЬШЕ у нас это получается (это и есть "ловушка эффективности"). 

В начале книги автор приводит факты из биографии Бенджамина Франклина. Как известно, Франклин по праву является отцом-основателем и современного тайм-менеджмента (о его вкладе в историю тайм-менеджмента я писал здесь) и гуру саморазвития, на которого ссылаются все последующие специалисты (например, Стивен Кови). Но все свои жизненные успехи Франклин достиг как раз благодаря тому, что ему удалось избежать "ловушки эффективности"!

Вот показательная цитата из книги: "Он (Франклин) не пытался втиснуть дела, связанные с издательской деятельностью, в каждый имеющийся час. Планируя свой распорядок дня, Франклин не забывал о двухчасовом перерыве на обед и другие дела, вечером – о свободном времени «для музыки, развлечений или разговоров», а также о полноценном сне ночью.

Вероятно, так успешно зарабатывать деньги ему удавалось не вопреки, а именно благодаря тому, что он уделял время удовольствиям, самообразованию, творчеству, развлечениям, физическому здоровью, семье и общению с друзьями.

Если бы Франклин не отвлекался на другие интересы, а посвящал издательской деятельности каждую минуту жизни – то тратил бы свое время наиболее эффективно. Однако как мало мы знали бы о нем, не отдавай он столько сил и умственной энергии своим многочисленным изобретениям, благотворительности и даже своей издательской империи!"

*   *   * 

Какой же вывод делает автор, приводя в качестве примера реальной эффективности Бенджамена Франклина?  Вывод простой: для достижения высоких результатов не надо пытаться быть "эффективным" каждую минуту своей жизни.

Достаточно выделять для работы над самыми важными жизненными задачами всего два часа (120 минут) в день. Но именно в это время необходимо работать с полной отдачей, входить в состояние супер-эффективности. Представьте, что вы спортсмен на чемпионате мира, которому нужно установить мировой рекорд - и действуйте!

Важное дополнение: автор подчеркивает, что два часа - это условное число. На самом деле оно индивидуально. Ваше личное время сверх-продуктивности может меняться в большую или в меньшую сторону. Главное, чтобы вы сами его знали. 

Самое интересное, что книга посвящена не столько этим сверх-эффективным двум часам, сколько подготовке к ним. Автор предлагает 5 стратегий, которые позволяют правильно войти в режим сверх-продуктивности и гарантируют, что мы отработаем "на всю катушку". 

*   *   * 

Вот эти пять стратегий: 

1. Определяйте точки принятия решений. Приступив к делу, вы по большей части включаете автопилот, а в таком режиме сложно изменить курс. Максимально используйте периоды переключения между задачами: именно в этот миг вы выбираете следующее дело, которым будете заниматься, и, следовательно, можете выбрать наиболее важное.

2. Управляйте умственной энергией. Задачи, требующие самообладания или пристального внимания, могут изматывать, а задачи, которые взвинчивают вас эмоционально, могут выбить из колеи. Распределяйте дела в зависимости от того, сколько энергии они потребуют и сколько времени вам понадобится на восстановление сил.

3. Не боритесь со своим вниманием. Научитесь его перепереключать. Системы, управляющие вниманием, настроены не на бесконечную сосредоточенность, а на смену объектов внимания, переход от одного к другому. Бороться с этим – все равно что пытаться бороться с океанским приливом. Понимание принципов работы мозга поможет вам быстро и результативно сфокусироваться на задаче после того, как вы отвлеклись.

4. Используйте связь между сознанием и телом. Двигайтесь и питайтесь в таком режиме, который позволит вам успешно работать в ближайшее время, а не в перспективе (в периоды отдыха можете переходить на любой желаемый режим питания и физической активности).

5. Пусть рабочее место работает на вас. Выясните, что в окружающей обстановке повышает вашу работоспособность и как можно изменить условия, чтобы поставить эти факторы себе на службу. Определив, какие раздражители вас отвлекают и какие стимулы приводят ваш мозг в творческое состояние или в режим принятия рискованных решений, вы сможете создать условия для плодотворной работы.

*   *   *  

Почему мне понравилась эта книга?  Если вы внимательно прочитали описание пяти стратегий, то наверняка заметили, что они очень простые:   

Первая стратегия: Превращайте негативные моменты отвлечений в переключения - то есть в сознательный выбор следующего наиболее важного дела. 

Здесь, пожалуй, самое главное - это момент осознанности. Потому что мы из одной случайной и автоматической деятельности можем легко соскользнуть (и залипнуть :)) в другую такую же случайную деятельность.  Достичь этого момента осознанности можно через памятование/внешние напоминания и с помощью паузы между деятельностями

Вторая стратегия: Перед 120 минутами ударной работы над высокоприоритетной задачей избегайте умственного истощения (например, не принимайте решения даже по мелким второстепенным вопросам). 

От себя добавлю, что про "истощение воли" (или про "умственное истощение") очень интересно написано в "Триггерах" и особенно в "Силе воли". Рекомендую! 

Третья стратегия: Не бойтесь утратить фокус внимания на приоритетной задаче. Отвлечения - это нормально, и их тоже можно превратить в осознанный отдых (я называю это "микроотдых") или даже в средство повышения продуктивности (в творческой деятельности. 

Четвертая стратегия: используйте своё тело так, чтобы оно помогало (а не мешало) двум часам сверх-продуктивной работы. При этом автор приводит очень простые и очень здравые советы типа "если вы немного подвигаетесь, то последующие 15-20-30 минут ваша голова будет соображать гораздо лучше" :) Или "если вы начали тормозить, то выпейте чашечку кофе, но при этом помните, что пик действия кофеина примерно через 30 минут после  его приёма". 

Пятая стратегия: подготовьте и обустройте своё рабочее место так, чтобы оно помогало (а не мешало) периоду сверх-продуктивной работы. Автор приводит всего три фактора среды, влияющих на продуктивность: шум, освещённость и пространственные характеристики рабочего места. С точки зрения эргономики это, конечно, маловато :) , но зато каждый фактор расписан очень подробно.

Хотя и тут можно спорить ;). Например, описывая влияние акустической среды на работоспособность, автор пишет, что лучше всего работается в тишине. А вот модные ныне приложения, генерирующие разный "белый шум" - это мифология. Т.е. белый шум по-любому хуже для продуктивности, чем просто тишина.  Но при этом автор почему-то ничего не пишет о музыке. Хотя ещё в 90-е было много исследований, где доказывалась высокая эффективность музыки для моделирования разных функциональных состояний (в т.ч. и высокой продуктивности). 

В качестве промежуточного вывода: книга не предлагает "идеальных" техник и способов повышения продуктивности. Предложенные пять стратегий просты и интуитивно понятны, их легко применить, и легко сопоставить с нашим собственным опытом повышения продуктивности. И это здорово, т.к. книга не закрывает :), а открывает простор для экспериментов с собственной продуктивностью. 

*   *   *  

Поскольку книга мне понравилась, то по традиции я сделал по ней интеллект-карту (обратите внимание, что жёлтеньким выделены практические советы в рамках каждой из пяти стратегий).  Картинка ниже кликабельна, кроме того mindmap по книге  можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz   / *.mmap / *.xmind / *.png 

Пять стратегий и практические техники продуктивности из книги Успеть за 120 минут - mindmap
И в заключение самый главный "плюс" книги: несмотря на кажущуюся простоту авторских рекомендаций, это очень серьёзный дайджест современных научных исследований (в книге 127 ссылок на статьи в научных журналах!). 

Я давний фанат чая, и поэтому достаточно давно и обстоятельно мониторю информацию о влиянии кофеина на человеческий организм и на психику. В этой теме для меня мало что является "новостью", и меня трудно чем-то удивить. А вот автору это удалось!  Влиянию кофеина на работоспособность в книге посвящено буквально пару страничек, но на этих страницах целых тринадцать ссылок (!) на научные статьи о влиянии кофеина. И такой обстоятельный подход у автора не только к теме кофеина, а вообще в каждой главе. 

Так что книгу решительно рекомендую. Возможно кому-то она может показаться "слишком простой", но рекомендации в ней изложены действенные и вполне посильные. Главное, не забывать их применять в комплексе - и 2 часа сверх-продуктивности вы гарантированно получите.  Успехов! 
 
 
 



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



4 комментария:

  1. Анонимный26 мая 2016 г., 9:18

    (о его вкладе в историю тайм-менеджмента я писал здесь)
    К сожалению нет ссылки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Благодарю за подсказку, исправил.

      На всякий случай и тут ссылку на "Краткую историю тайм-менеджмента" (где про Франклина) продублирую :) http://s-kalinin.blogspot.ru/2012/08/blog-post_22.html

      Удалить
  2. >>А вот книг, содержащих сравнительно простые рекомендации, которые легко встроить в свою жизнь (не превращаясь в сверхчеловека) сравнительно мало.

    Мне кажется, подход, где не вываливаются суперметодики, а преподносится от простого к сложному более правильными.
    Например, нельзя решать дифф.уравнения не изучив сначала интегралы. Следует понять основы, на которых стоит продуктивность. То есть, можно бросится внедрять суперметодику, но если при этом не обратить внимания на базовые приемы, которые уже помогают сделать шаг вперед, можно потратить усилия и не получить должного эффекта.

    К тому же, важен именно не просто метод оторванный от личности, а метод, который органично вписывается в жизнь человека - именно такой, на мой взгляд, дает больший результат. Потому что он потом и будет уже усложнятся самим человеком (подгонятся по себя).

    ОтветитьУдалить
  3. Сергей, спасибо за рецензию.
    Начал читать книгу - нравится. Подход автора близок.

    Отметилось "По прошлому опыту он смутно помнит, что это дело можно уложить в десять минут. Пусть не всегда, но такое порой случалось. И собраться с мыслями для разговора с начальством тоже порой удавалось за пять минут"
    Бывает такое искажение оценки времени, когда оно исходит из лучшего времени в лучшем состоянии когда-то...

    Но правда, у автора при описании функции сознания упор немного не верный. Он говорит о конфликте автоматизмов. В то время, как Сознание включается и при отсутствии какого-либо варианта автоматизма (шли по дороге и вдруг перед нами большая лужа - автоматизм ходьбы следует остановить, но нового уверенного автоматизма еще не выбрали, вот тогда и нужно включение сознания для принятия или поиска решения).

    ОтветитьУдалить