Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


понедельник, 27 апреля 2015 г.

Просто о стратегическом управлении или Как играть в большой бизнес?

Можно называть любой бизнес игрой или творчеством. Но по-моему, сущность любого бизнеса - это постоянная борьба с энтропией. Попытки получить устойчивый и предсказуемый результат от деятельности организации в рыночном хаосе. 

С энтропией можно бороться по-разному. Лучшие решения - системные. Когда бизнес превращается в тонко отстроенную "машину", прочную и надёжную, готовую в любым рыночным штормам.  С точки зрения бизнес-консультанта (или любого менеджера, имеющего MBA) существует множество разных управленческих методологий, с помощью которых можно выстраивать/упорядочивать бизнес именно как целостную систему. Из самых распространенных: стратегическое управление (SM), система сбалансированных показателей (BSC/KPI), реинжиниринг бизнес процессов (BPR), процессное управление (BPM) и проч. 

Всё это замечательно, но в подавляющем большинстве российских компаний для руководителей-практиков все эти методологии как китайская грамота :)).  Знаю это не понаслышке, т.к. уже больше 10 лет работаю в проектах по разработке и внедрению BSC/KPI.  Объяснить, "как всё это работает", практику без соответствующего образования - та ещё задача :)) 
 
Большая игра в бизнес - отличная книга об управлении! От практика для практиков

Именно поэтому,  хорошие книги, где системные методологии излагаются "практиками для практиков" - просто и чётко - это всегда редкость!  Одна из таких книг Джек Стэк, Бо Берлингем "Большая игра в бизнес. Единственный разумный способ управления компанией" была совсем недавно переиздана издательством МИФ  (2015 год, страничка на сайте издательства;  купить на Озоне).   

Первое издание книги на русском датируется ещё 1994 годом (первое издание в США 1992 г.), и я очень жалею, что книга не подвернулась мне раньше - она очень пригодилась бы во многих моих консалтинговых проектах! 

Книга очень хорошая, я всячески рекомендую её и руководителям предприятий, и бизнес-консультантам. Но давайте по порядку... 


*   *   * 

Сначала пару слов об авторах.  Сравнительно недавно я писал рецензию на книгу Бо Берлингема "Великие, а не большие". Книга мне не очень понравилась, т.к. Бо Берлингем - журналист, которые подался в дебри бизнес-анализа, и (на мой взгляд) получилось у него это не очень хорошо :((. 

Эта книга - совсем другое дело! Возможно, сказалось благотворное влияние Джека Стэка - очень харизматичного бизнес-лидера. Вот кусочек из информации о Стэке, опубликованной в книге: 

Джек Стэк  —  основатель,  президент  и  СEО  компании  SRC  Holdings 
Corporation. Эта компания полностью находится в собственности персона-
ла численностью более 1200 человек, а объем ее продаж составляет более 
450 миллионов долларов. В состав SRC входит 31 структурное подразделение, 
в том числе совместные предприятия с такими компаниями, как John Deere, 
Case New Holland и Navistar. Кроме того, SRC поддерживает два фонда вен-
чурного капитала.

К этому можно только добавить, что начиналась компания SRC с одного-единственного обанкротившегося завода, который Стэк буквально вернул к жизни. И потом умудрился дорасти до холдинга в 31 бизнес-единицу!  Т.е. он "практик из практиков", и всё, что он рекомендует в своих книгах, проверенно на его собственном опыте.  

Стэк знаменит тем, что создал свою собственную системную методологию развития бизнеса, которую он назвал "Большой Игрой в Бинес" (GGOB). Эту систему Стэк активно пропагандирует. У него есть множество учеников и соратников; и во всём мире (преимущественно в США) есть много компаний, которые внедрили эту систему менеджмента. 

Джеку Стэку уже очень много лет (он 1948 года рождения), но дело его живее всех живых :)).  Есть официальный сайт "Большой Игры" http://greatgame.com/ .  На нём море информации об обучающих мероприятиях, о кейсах по внедрению системы и т.п. Мне показался очень толковым регулярно обновляющийся блог; также иногда попадаются очень любопытные статьи по применению методологии. 

Думаю, что такое положение дел (методология разработана более 25 лет назад, но до сих пор активно используется) наглядно свидетельствует о том, что Джек Стэк предложил очень толковые управленческие идеи... 

*   *   * 

Так о чём же книга?  

Если бы меня попросили как можно короче обозначить основные идеи книги, я бы сформулировал так: 

1) Книга о стратегическом управлении, основанном на целевых показателях (очень похожая на упрощенный вариант классической системы BSC/KPI Каплана и Нортона); 

2) Книга об очередной разновидности партисипативного управления (т.е. о том, как максимально вовлечь всех сотрудников в процесс принятия решений и управления бизнесом); 

3) Основными способами вовлечения сотрудников в управление бизнесом являются: 

     - максимальная открытость информации о бизнесе, особенно финансовая прозрачность 
     - открытость коммуникаций (использование общих собраний)
     - обучение всех сотрудников финансовой грамотности 
     - персональная и измеримая (KPI) ответственность каждого сотрудника за вклад в общий результат
     - система премирования только по реальным результатам работы
     - участие всех сотрудников в планировании деятельности компании и в контроле над результатами
     - участие в отдельных проектах (мини-игры)
     - каждый сотрудник становится собственником компании 

Вроде бы ничего нового, но книга хороша! 

*   *   *

Во-первых, книга прекрасно структурирована. В начале книги авторы предлагают так называемые "высшие законы бизнеса" :).  Вот они: 

1.  что отдаешь, то и получаешь.
2.  легко остановить одного человека; гораздо труднее остановить сотню.
3.  каждый получает по заслугам.
4.  делайте то, что должны делать.
5.  нужно просто хотеть!
6.  вы можете одурачить болельщиков, но вам ни за что не обмануть игроков.
7.  Поднимешь дно — поднимется и покрышка.
8.  когда люди сами выбирают цели, в большинстве случаев они достигают их.
9.  невнимательное отношение к сотрудникам порождает безразличие с их 
стороны.
10.  Перемены начинаются сверху, или рыба гниет с головы.

Самый главный закон: 
обращаясь к высшему уровню мышления сотрудников, вы добьетесь мак-
симального уровня производительности.

Дальше каждая глава просто раскрывает и поясняет каждый из "законов". 

Во-вторых, даже если сама методология ("законы") показалась вам сложной, то в конце книги (стр.220 и далее) есть прекрасный пример, в котором подробно расписывается алгоритм применения "Большой Игры" для реального бизнеса. 

Особо нетерпеливым практикам, которые негативно воспринимают даже минимальную дозу "теории", я рекомендую сразу начать со стр.220 - вам сразу станет понятно, как работает метод развития бизнеса, предложенный Стэком. 

В-третьих, книга ОЧЕНЬ практична!  Авторы очень щедро делятся наработанными ими алгоритмами и "фишками".  Например, мне очень понравился их стратегический подход к разработке мотивационной системы в компании. Он опирается на финансовые показатели бизнеса в целом, которые потом проецируются на результаты каждого сотрудника. Также очень хороши рекомендации по развитию "психологии собственника" у рядовых сотрудников. 

Очень логично в книге о том, что общий финансовый план "завязан" на план продаж. По своему опыту знаю, какие "битвы" и "трагедии" могут разворачиваться в компаниях при его разработке :)).  Джек Стэк предлагает начинать разрабатывать план продаж на год за 6 месяцев до его окончательного принятия. При этом он считает, что план продаж обязательно (!!!) должен обсуждаться и приниматься теми сотрудниками, которые потом будут его выполнять. После чего он предлагает чёткий алгоритм, как с помощью ежемесячных встреч добиться согласования и утверждения плана, который бы всех устраивал.  Лично мне его алгоритм показался очень любопытным; кроме того, в некоторых особо продвинутых ;) компаниях я наблюдал нечто подобное... 

Я привёл лишь два примера (мотивационная система и план продаж), но в книге таких полезных вещей намного больше - буквально на каждой странице!  Так что книга must read для менеджеров/руководителей. 

Пока читал, делал традиционный конспект в виде интеллект-карты. Сразу предупреждаю, что интеллект-карта сделана без всяких "красивостей", это лишь выжимка наиболее интересных для меня (т.е. некоторые главы конспектировал не подробно) моментов. Но м.б. кому-нибудь пригодится :).  

Mindmap по книге  можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz   / *.mmap

Mindmap по книге Большая игра в бизнес (кликните для увеличения)
 
*   *   * 

Из "минусов" (а как же без них :))...

На Западе управленческую модель Джека Стэка часто называют Open-Book Management. Т.е. менеджмент "открытой книги" - полной информационной прозрачности и честности. Когда каждый рядовой сотрудник компании имеет максимальный доступ к реальным финансовым показателям бизнеса. 

В этом подходе есть два "предохранителя": а) сначала каждого сотрудника учат правильно понимать эти самые финансовые показатели;  б) потом каждого сотрудника делают собственником (акционером) компании, чтобы он не просто разглядывал циферки, но воспринимал их как "свои кровные". 

Про финансовую честность и прозрачность в российских компаниях я лучше промолчу :((. И по ряду объективных, и по множеству субъективных причин всё не весело у нас с финансовой прозрачностью... 

Про финансовую грамотность сотрудников - моё мнение тут не однозначное... Знаю довольно много примеров, когда в компаниях проводились тренинги типа "Финансы для нефинансистов". Результативность примерно 50/50. 

Тут практически всё зависит от стартовой морально-психологической ситуации в компании. Если всё хорошо, то данные знания улучшают ситуацию. Например, люди серьёзнее начинают относиться к снижению затрат. Если изначально психологический климат плохой, то и толка особого от обучения нет. Были даже ситуации, когда саботаж становился более грамотным и более злым... 

Про количество акционированных компаний в России вообще молчу. Также отдельная история - это отношение сограждан к "финансовым бумажкам" (даже ценным). Общая финансовая культура/грамотность такова, что владение акциями собственного предприятия (и даже "Газпрома" :))) вряд ли будет для работников серьёзным мотивационным рычагом. 

Вывод: в книге "Большая игра в бизнес" предложена пре-крас-ная модель управления бизнесом :)) но, увы, имеющая очень ограниченную применимость в России. 

Точнее, очень избирательную применимость... Организации, где "Большая Игра" сработает у нас есть, но их не так много. М.б. у вас приживётся?!  :)






Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



2 комментария:

  1. Как это далеко от нашей жизни! Знакомый дагестанец (владелец двух рынков) резюмировал так : « Странные вы люди русские, пока вы копаетесь в своей макулатуре, мы овладели вашими рынками и заняли управленческие места, копайтесь дальше, Бог в помощь».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...ну да, кому и кобыла невеста (с)... это я к тому, что, надеюсь, владелец не тех двух рынков - нефтяного и газового? - а какого-нибудь из 5 павильонов возле вокзала? Масштабище, однако...

      А вот те самые Ротшильды (владельцы двух и более правильных рынков) своих менеджеров получать MBA ("копаться в макулатуре") почему-то отправляют стройными рядами.

      Моё мнение очень простое: учиться надо и у тех, и у этих. У западных менеджеров - западному менеджменту; у кавказцев - не сраться друг с другом (как мы "россияне" сегодня на каждом шагу и по малейшему поводу делаем), а договариваться, и по-братски держаться друг за друга. И всё у нас будет.

      Удалить