пятница, 31 января 2014 г.

Тайм-менеджмент "от противного"

Тайм-менеджмент "от противного"
25 января 2014 в рамках Большого Бизнес-Завтрака состоялся мой тренинг "Тайм-менеджмент от противного" (особые благодарности вдохновителями и организаторам мероприятия: Роману Дусенко, Татьяне Анисимовой, Кате Иволжатовой и др.). 

Тренинг был короткий, демонстрационный, всего на два часа. Подозреваю, что после нашей встречи у участников осталось больше вопросов, чем ответов. Ну что же, вопросы - это хорошо :) Это означает, что мыслительный процесс включился, и что через некоторое время нужные ответы обязательно будут найдены! 
 
Тайм-менеджмент "от противного" в исполнении автора)
 
Я пишу этот пост для того, чтобы поделиться презентацией с тренинга (см.ниже; а скачать можно здесь), а также ещё раз пробежаться по основным положениям тайм-менеджмента "от противного". Повторение - мать учения ;)


Я начал тренинг с критики традиционного (классического) тайм-менеджмента. Причём досталось не только базовым принципам классического ТМ, но и привычным инструментам (ежедневникам и т.п.).  Мне показалось, что у некоторых участников эти мои "наезды" на привычные всем идеи и методы управления личным временем вызвали лёгкий шок :) 

Поясню... Путь к высокой самоорганизации проходит по восходящей спирали. В самом низу этой спирали люди, которые "просто живут" и "часов не наблюдают" :)  Они не заморачиваются тем, чтобы "всё успеть", "быть эффективными / продуктивными", "стать победителями" и т.п. Это вполне себе счастливый растительный образ жизни. 

Если вы живёте в стабильной стране, у вас более-менее хорошая работа, уровень доходов от среднего и выше, уютная квартирка, любимая машинка и т.д. и т.п. - поздравляю, вы нашли тёплое местечко в Матрице! Я не осуждаю этот выбор (т.к. любой чужой выбор достоин уважения), я лишь может быть слегка иронизирую ;)   Но лучших из нас в один прекрасный день осеняют амбиции, великие Цели и т.п. И мы начинаем усиленно стремиться вперёд и ввысь, и заодно начинаем "прокачивать" свою личную эффективность. 

Обычно мы используем то (методы, техники), что под рукой - какие-то идеи из книг, из опыта друзей, из Сети.  Но 95% (если не больше) из легко доступных материалов по повышению личной эффективности - это именно классический тайм-менеджмент. Это базовые инструменты вроде учёта времени (хронометража), планирования времени (с помощью ежедневников), контроля выполнения поставленных задач / запланированных дел (с помощью дневников) и т.д. и т.п. 

Все эти инструменты - очень полезны и очень эффективны! Проблема в другом...  Если вы не балуетесь с этими методами, а используете их серьёзно, то они очень быстро и мощно (иногда в разы!) повышают вашу результативность. Вы начинаете успевать сделать не просто много дел, а ОЧЕНЬ много дел!  

*   *   * 

Но чем завершается второй виток спирали по развитию личной эффективности?  В лучшем случае из всех перепробованных нами инструментов управления временем мы оставляем 2-3 наиболее проверенных метода. Эти методы становятся нашими рутинами/ритуалами, привычками.  

Но как только что-то становится повседневной привычкой, теряется ощущение динамики :) Нам становится всё труднее понимать: наша эффективность по-прежнему возрастает, или мы незаметно сползаем назад?  

В худшем случае возникает полное разочарование в методах повышения личной эффективности. "Ну да, я стал более результативным... Да, вместо десятков дел, я стал успевать делать сотни запланированных дел. Моя жизнь превращается в какой-то потогонный ад: чем больше делаю, тем больше задач возникает". 

...Подчеркну: я не против классических методов тайм-менеджмента! Пока эти методы помогают вам приращивать личную эффективность, пока вы чувствуете радость и удовлетворение от использования этих техник - их можно и нужно использовать! 

Мало того, я считаю, что изучение классического тайм-менеджмента надо начинать ещё в школьном и студенческом возрасте. Владение простой "бухгалтерией времени" (вроде умения учитывать своё время, составлять план на день и т.п.) никому не повредит. Напротив, классический тайм-менеджмент - крайне полезная вещь в плане базовой самодисциплины и самоорганизации. 

*   *   * 

Тайм-менеджмент "от противного" - это для тех, кто уже освоил и достаточно долго и успешно применял в своей жизни методы классического тайм-менеджмента, но в определенный момент времени упёрся в "потолок" традиционных техник. Почувствовал ограничения и издержки ТМ-техник, стал "буксовать" в приросте эффективности. Разочаровался или просто устал... 

Тайм-менеджмент "от противного" нужен тем, кто уже вырос из детских штанишек классического тайм-менеджмента :) Это новый уровень, это третий виток спирали саморазвития, своего рода "продвинутый тайм-менеджмент" :) , основанный на "возвращении к истокам", к своему "Я".

Примерно полгода назад я уже пытался сформулировать основные идеи тайм-менеджмента более высокого уровня, назвав это "пост-таймменеджмент". Сегодня я называю эти идеи "тайм-менеджментом от противного". 

Почему "от противного"? Главная проблема любых методов саморазвития - их базовая "точка отсчёта". Например, в религии любые психотехнические практики (молитва, медитация, соблюдение обетов, постов и проч.) служат одной лишь цели - приблизить человека к Богу. 

Классический тайм-менеджмент - это печальное наследие :))) раннего капитализма. Отцы-основатели классического тайм-менеджмента - это Бенджамен Франклин и Фредерик Тэйлор. Тайм-менеджмент в его ранних вариантах - это не просто "бухгалтерия времени", сконцентрированная на количестве времени. Это ещё и способ приблизить, подогнать отдельного человека к условиям машинного производства - т.е. к конвейеру. 

Если вы ещё не поняли, то вот вам видео для лучшего метафорического понимания :))) того, что есть классический тайм-менеджмент: 

В классическом тайм-менеджменте "точкой отсчёта" является производство (организация) и его цели (например, прибыль). В тайм-менеджменте "от противного" другая "точка отсчёта" - сам человек. Главное: ваше личное время, и то, как вы его проживаете. Т.е. важно не количество, а качество нашего времени.  

*   *   * 

Казалось бы, в основе тайм-менеджмента "от противного" очень простая идея - жить не чужим, а СВОИМ временем.  Но эта простая идея на практике приводит к череде очень непростых выборов... 

С точки зрения тайм-менеджмента "от противного" мы будем счастливы лишь тогда, когда будем заниматься в этой жизни СВОИМИ, а не чужими делами. Т.е. посвящать наше время только тому, что является действительно ценным продолжением нашего "Я". 

Но для этого надо сначала осознать, что есть "Я" :) 

После этого надо понять, что в этой жизни "не моё" - когда я приношу в жертву или калечу своё время в пользу чужого времени? 

Затем надо разобраться, от чего зависит качество вашего времени... Тут тоже всё не так просто, потому что качество времени не сводимо к слишком простым вещам вроде "счастья", "драйва" и т.п. /об этом я говорил подробно на тренинге/. 

После этого надо начать последовательно менять свою жизнь, постепенно отказываясь от "не ваших" дел и задач, и постепенно повышая качество проживания каждой секунды СВОЕГО времени. 

*   *   * 

Самый первый непростой вопрос, который возникает к многих: "А что тогда делать с моей работой?". Разумеется, подтекстом тут является: "А что делать с моей НЕЛЮБИМОЙ работой" :).  Когда человек занят не своим делом, не с теми людьми, не в том месте, не в той организации, не по той профессии, не в тех проектах и т.п., то у него и возникает это мучительное ощущение бесцельно потраченных лет :) 

Простой ответ: бросить эту работу, найти/создать новую, которая будет вам по душе! Но для многих такой ответ будет слишком революционным. Хотя... Здесь нет никаких революций, здесь элементарная честность перед самим собой: занимайтесь лишь тем, что вам по-настоящему нравится, что вас действительно вдохновляет!  (Вот и многие бизнес-гуру рекомендуют то же самое: "Начните своё дело со страсти!").  

Вот чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что по-настоящему счастливы лишь те люди, которые следуют своему жизненному предназначению, призванию (в самом высоком смысле этого слова).  

Но мы живём в очень странное время... Кто-то прячется за цинизмом, мол: "Какое, нафик, "призвание" - кушать же что-то надо! Пусть будет нелюбимая работа, зато денежная". Кто-то малодушничает, и живёт по принципу: "Пусть лучше синица в руках, чем журавль в небе. Уж лучше хоть какая-то нелюбимая работа, чем вообще никакой".  Вот такой вот парадокс: больше всего мы боимся потерять то, что на самом деле не любим... 

...В любом случае мы меняемся тогда, когда мы внутренне готовы измениться. И у всех это происходит по-разному: кто-то долго "зреет", а кто-то бросается в изменения, как в омут с головой. Если кто-то не готов сделать решительный выбор в пользу СВОЕГО времени, то можно улучшать качество своего времени постепенно. 

Главная метафора тайм-менеджмента "от противного" - это стрелка компаса. Это внутреннее очень тёплое чувство, глубинная уверенность в том, что в любых жизненных катавасиях вы остаётесь верны себе. Вокруг что-то происходит, вы что-то делаете, но это самое чувство позитивной сопричастности жизни - "это - моё, это - продолжение моего лучшего Я" - не должно покидать ни на минуту! 

Если мы не теряем это чувство, значит, наш внутренний компас ведёт нас в правильном направлении. Значит, качество нашего времени становится всё лучше и лучше...

Качество НАШЕГО времени - в первую очередь внутри нас. Всё остальное - лишь декорации...

*  *   *

Четыре базовые техники тайм-менеджмента от противного
 
Чтобы стало понятнее, о чём речь, опишу четыре базовых техники/навыка "тайм-менеджмента от противного": 

1. В один момент времени делайте только одно дело (исключите многозадачность). 

Здесь всё очень просто: если вы хотите максимально прочувствовать вкус, например, помидора, то как это лучше сделать - съесть этот помидор отдельно или в составе салата, состоящего ещё из 10 компонентов?  Разумеется, чтобы понять вкус помидора, надо съесть  только его (а не салат).  

Так и со временем: хотите точно/достоверно понять качество своего времени - делайте в данный момент лишь что-то одно. 

2. Говорите жёсткое "нет"/"стоп" посторонним делам. 

Недостаточно делать только одно дело - его ещё надо защищать от вторжения других дел. Качество = рамки, ограничения. "Нет" нужно говорить вторжениям извне; "стоп" надо говорить самому себе (ибо наше шаловливое сознание постоянно норовит соскользнуть куда-то в сторону, на какие-то посторонние дела). 

Техники 1 и 2 можно условно назвать навыками прикладного минимализма. Качество СВОЕГО времени можно (легче, проще) почувствовать, находясь в рамках ОДНОГО дела, не распыляясь при этом на посторонние дела и отвлекающие факторы. 

3. Максимально концентрируйтесь на том, что делаете. 

Это не просто глубокое погружение в поток ощущений, эмоций, впечатлений от происходящего. Это ещё и очень чёткое и ясное осознание того, что происходит "здесь и теперь" : Что вообще происходит? Где я? Кто все эти люди? )))) и т.д. 

Но на самом деле главная задача концентрации - это осознанный ответ на главный вопрос: "То, что происходит - это Я? Это действительно что-то важное, что является продолжением моего лучшего Я?  Я действительно хочу этого?". 

4. Периодически контролируйте себя - своё состояние осознанности.

Быть на 100% "в потоке" и одновременно решать рефлексивную задачу на самоидентификацию ("Это - Я?") - очень непростое усилие для нашего сознания. Все-таки качество времени легче прочувствовать, пребывая в потоке деятельности "с головой". Но "поток" может унести нас в неизвестном направлении))), поэтому в любой деятельности нужны своего рода "реперные точки" - моменты самоконтроля. 

Я предлагаю периодически задавать самому себе волшебный вопрос: "А не фигню ли я сейчас делаю?" )))  Если работаете за компьютером, то настройте какую-нибудь напоминалку, чтобы каждые 30-45-60 минут она задавала вам этот самый вопрос. Если не за компьютером - нарисуйте от руки постер с данным вопросом, и повесьте его на самом видном месте.  Очень помогает вовремя задуматься/одуматься о качестве своего времени...

Техники 3 и 4 условно можно назвать способностью оставаться в фокусе. Всё, что делаете - делайте максимально осознанно и внимательно - и лишь тогда сможете понять качество СВОЕГО времени! 

*   *   *

UPD:  Пока писал этот текст, подоспело видео с моим выступлением "Тайм-менеджмент от противного" на Большом Бизнес Завтраке.  Наслаждайтесь :)  



...и, разумеется, продолжение следует...





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



10 комментариев:

  1. Всё верно, не количество, а качество! Иначе, стрельбы в школах не избежать.

    ОтветитьУдалить
  2. Классный тренинг. Но хочу сделать несколько комментариев.
    1. первая треть тренинга - тренер не вошёл в кураж, постоянно смотрит на презентацию, как будто первый раз в жизни видит.
    2. не останавливает взгляд на слушателях. можно задерживать на секунду-две взгляд на каждом слушателе, чтобы информация доносилась персонально и снимался фидбек по глазам.
    3. гипер-жестикуляция. по большей части в тему. но через некоторое время начинаешь ощущать себя глухим (жестикулирует почти каждое слово).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арсений, спасибо за Ваши наблюдения! Приму к сведению, буду улучшать свою манеру выступления.

      Надеюсь, что и к содержанию сказанного мною Вы отнеслись также глубоко и вдумчиво, как и к форме, в которой это было сказано ;)

      Удалить
    2. По содержанию - интересно, основы. Всё применить невозможно. Поэтому взял за основу методику "Генри Форда". Но презентацию положил в копилку интересных. Кстати, презентация сделана очень грамотно. С точки зрения и подачи материала и визуализации.

      Ещё хотел бы порекомендовать (если можно) в презентации прописывать тайминг и цели до тренинга и после. Чтобы замотивировать публику. Они получат план в начале и сравнят с тем, что получили на выходе - в результате получим конструктивные вопросы в конце, не просто приятное времяпровождение.

      С удовольствием, запишусь к вам на тренинг, если таковой будет в нашем регионе.

      Удалить
  3. Кстати, если вдруг ваша компания внедряет ПО Microsoft для клиентов (читал вашу статью про консалтинг в области аналитики продаж и составления OLAP кубов), то приглашаю 26 марта на свой тренинг в Пскове. Интересно будет узнать ваше мнение о специфическом тренинге.

    ОтветитьУдалить
  4. 1) Арсений, по поводу тайминга, чётких целей/задач и структурированного подведения итогов в конце тренинга - всё это делается на "больших" полноформатных тренингах. Если Вы внимательно читали пост, то он начинается с того, что это была демо-версия; т.е. не столько тренинг, сколько публичное выступление о том, про что будет в полномасштабной версии тренинга :)

    С методической точки зрения делать жёсткую структуру (с таймингом, целями и т.п.) не всегда целесообразно. Это может сильно "утяжелять" тренинг...

    Цели тренинга могут быть разные. В данном кратком варианте цель была - презентовать основные идеи тайм-менеджмента "от противного", заинтересовать и именно создать приятное впечатление :)

    2) "В нашем регионе" - это где?

    3) Мы не занимаемся внедрением ПО. Но если напишите пару строк, о том, где и какой тренинг планируется во Пскове, возможно, эта информация заинтересует и наших клиентов ;)

    Было бы любопытно посмотреть на Вас, но 26 у меня уже распланировано с утра до ночи. Хотя, м.б. и получится вырваться...

    4) Это видео с Вашим выступлением? http://www.videosostav.ru/video/f5fd54a00ce7fa5662b181cc98660fcd/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Согласен. Просто у меня немного другое видение, но принимаю все точки зрения и хотелось услышать ваш ответ.

      2. в Пскове.

      3. Это не для клиентов тренинг. Но для вас забронирована место. 26.03 Некрасова 1б с 10:00 до 18:00 в любое время.

      4. Выступление моё и мне очень стыдно в этом признаться. Осталось понять как его убрать из интернета или добавить те, которые удачные.

      Удалить
    2. 3. Тренинг для менеджеров по продажам. Тема - как правильно продавать ПО Microsoft. тренинг интерактивный с вовлечением группы. Попытка сделать Edutainment (обучать играя), хотя теории больше.

      Удалить
    3. Спасибо за приглашение, но не смог вырваться :( Надеюсь, что всё у Вас прошло хорошо.

      ...по поводу п.4 могу сказать, что мне лично 95% моих выступлений не нравятся :) Мне кажется, что это нормально - не терять критичность к себе, чтобы не "зазвездиться", и не перестать совершенствоваться.

      Удалить