четверг, 24 октября 2013 г.

Личностный рост или превращение в живые консервы? Tertium non datur...

Личностный рост или превращение в живые консервы? Tertium non datur...
Ура! Свершилось! :) Наконец-то за последние несколько лет мне попалась по-настоящему хорошая книга по саморазвитию!  

Прошу любить и жаловать:  Кэрол Дуэк - Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей - МИФ, 2013  (страница книги на сайте издательства;  приобретается на Озоне :)). 

Книга Кэрол Дуэк - Гибкое сознание - одна из лучших книг по саморазвитию!
 
Если кратко: книга про изменения. Почему одни люди развиваются, совершенствуются, личностно растут над собой, становятся лучше?  Почему другие люди не меняются, блокируют изнутри свой собственный личностный рост, негативно относятся к самосовершенствованию, и в итоге превращаются в "ходячие консервы"?  Книга даёт простой и ясный ответ на эти вопросы. 

Книга действительно очень хороша, и чуть ниже вы сможете прочитать мою рецензию на неё. Но начать хочу с личных впечатлений, потому что книга реально зацепила :)  

|Если мои рассуждения вам не очень интересны, можете смело их пролистать, и сразу перейти к чтению рецензии|. 

*   *   *

У меня сложные отношения с изменениями... Я человек с нордическим (прохладно-флегматическим, в смысле) темпераментом :))), интраверт, склонный к ленивой неге и созерцанию прекрасного :)  Если меня аккуратно положить в каком-нибудь уютно-теплом месте, с видом на морской закат и чашечкой хорошего чаю, то я могу пролежать в этом самом месте долго-долго... 

Но я обожаю изменения! 


Даже созерцание заката - это наслаждение игрой меняющихся и постепенно тускнеющих красок. Но больше всего я люблю наблюдать, как меняются люди (в лучшую сторону, разумеется :)). Нет ничего боле захватывающего, чем видеть, как светлый росток в чьей-то душе растёт и  вырывается наружу в виде прекрасных качеств и достойных поступков.  

Думаю, что профессию психолога я и выбрал в своё время только благодаря этой вере - вере в то, что люди могут чудесным образом меняться. И совершенно особый кайф - когда я могу им в этих позитивных изменениях хоть немного помочь!  

И мне по жизни везёт - жизнь постоянно сводит меня с людьми, которые на самом деле демонстрируют чудеса, добиваясь, казалось бы, совершенно невозможных вещей в своей жизни.  Я не говорю здесь о каких-то мировых рекордах или выдающихся достижениях (хотя и такое встречается). У каждого из нас своя обыденность, свой ад замкнутой по кругу серой привычности. И у каждого может быть свой способ разорвать этот самый круг, найти выход в некое "иное измерение" (дверь в лето ;)))) - творчества, любви, счастья, дружбы, подлинной самореализации и т.п. 

В моём понимании настоящие мастера изменений те, кто не озлобился на весь белый свет и не сдался в плен серой обыденности. Это те, кто нашёл собственный путь, чтобы стать лучше. Пусть даже в мелочах... 

*   *   *

Мне нравится меняться и самому. Хотя я крайне тяжел на подъём, и вообще - лентяй :)  Но я смотрю на мир глазами исследователя, и мир не перестаёт меня удивлять и восхищать. Вокруг столько интересного и замечательного!  Всё хочется попробовать, всё хочется понять, ко всему хочется прикоснуться (душой, эмоциями, реже - руками ;))). 

При этом я стараюсь смотреть на жизнь трезво, и понимаю, что часто реальные изменения означают серьёзный и тяжелый труд. В моей жизни есть истории и лёгких, и трудных изменений. Разумеется, больше всего я ценю, и больше всего благодарен трудным изменениям. Только благодаря тому, что доставалось через страх, неуверенность, пот, слёзы и сопли :) начинаешь чувствовать себя человеком... 

Когда я собираю вместе все мои прекрасные истории изменений, то я часто задаю себе вопрос: "А почему вообще у меня получилось?". Ответов (т.е. факторов удачных позитивных изменений) много разных, но всегда есть нечто общее - другие люди. 

Я понял, что главный фактор любых моих серьёзных изменений - другие люди. Запросто решаешь сложные жизненные проблемы вместе с хорошими друзьями и единомышленниками. Запросто совершаешь подвиг ради того, кого действительно любишь и ценишь. Запросто идёшь на риск и совершаешь невозможное, чтобы победить врага (если враг достойный, конечно) или конкурента. 

Кто-то из этих других людей выступает в роли "волшебного пенделя" :), замечательно запуская процесс изменений. Кто-то другой становится Серым Волком (в смысле волшебным помощником-трикстером :)). Ещё кто-то - мудрым Наставником, помогающим осмыслить и принять происходящие трансформации. Ещё кто-то - в роли Матери или Сестры (в переносном, разумеется, смысле :))), дающих эмоциональную поддержку и энергетическую подпитку на трудном пути изменений. Ещё кто-то - соперником, с которым явно или неявно начинаешь соревноваться в процессе изменений. И т.д. 

Короче, жизнь в процессе изменений больше всего напоминает некую увлекательную то ли сказку, то ли игру. Тут уж точно не заскучаешь :) 

*   *   * 

Но не всё так радостно в этой жизни... Я понимаю, что меняться здорово, ты понимаешь, что меняться замечательно... Но всегда есть люди (большинство?), которые боятся изменений и относятся к ним крайне негативно.  В лучшем случае - пассивно, т.е. просто "плывут по течению". 

...в моей жизни периодически бывают ситуации, когда я оказываюсь где-нибудь в глубинной глубинке :) /например, в рыболовно-туристическом десанте)))/ и аборигены интересуются, кем я работаю. Ну не буду же я им объяснять про бизнес-консультирование и бизнес-тренерство))) Я обычно отвечаю просто: "Работаю учителем начальных классов". 

Отвечаю так абсолютно без всякой иронии. Т.к. именно в начальных классах главная задача обычного школьного учителя - научить ребенка учиться и привить позитивное отношение к самому процессу обучения. Вот и в качестве моей сверх-задачи я вижу не вбивание в головы манагеров каких-нибудь хитроумных бизнес-моделей, а в том, чтобы зажечь в них позитивное желание меняться-учиться...

В философии человека, открытого изменениям (и в моей тоже))) учиться чему-либо (всегда и везде, при любой возможности) - это замечательно! Любого человека, который может и хочет меня научить чему-то новому, я воспринимаю с благодарностью. Не факт, что наше сотрудничество состоится :), но любой потенциальный учитель достоин уважения, любая возможность чему-то научиться - интересна! Т.е. изменение/обучение = положительные эмоции

Но учение далеко не у всех связано с положительными эмоциями... Если человек не готов меняться сам, он начинает менять других. Часто делая это с помощью насилия (и не только психологического...). Потому что это самый простой способ сделать мир безопаснее: "Я меняю мир, значит, я его контролирую, значит, я могу чувствовать себя комфортно, и мне самому уже не нужно меняться".  Это вот как раз та самая категория людей, которые готовы научить (заставить учиться!!!) окружающих тому, чего не хватает больше всего им самим :))) 

Мне это очень знакомо по моей работе. Чуть ли не каждый второй руководитель - заказчик тренинга или семинара хочет, чтобы я "промыл мозги" его сотрудникам, изменил бы их в желаемую ДЛЯ НЕГО сторону.    При этом сам руководитель исключает себя из списка тех, кто "обязан" измениться :(  

Но, как показывает опыт, из такой ситуации - сотрудники учатся и меняются, а руководитель уже "самый умный" - никогда ничего хорошего не получается :(  Я даже писал в своё время статью по этому поводу. Поняли (и приняли) её далеко не все... Но смысл прост: если для самого руководителя изменения/обучение будет своего рода "баловством" или "наказанием", то среди сотрудников будет такое же негативное отношение (возведенное в степень). И никакой супер-пупер знаменитый гуру тут принципиально ничего не изменит :( 

*   *   * 

И вот загадка, которая терзала меня долгое время :)  Как можно ненавидеть изменения? Как можно быть настолько .... (эпитет впишите сами :)) , чтобы не ловить кайфа от изучения различных замечательных штук, которыми наполнен удивительный мир вокруг нас?   Откуда вообще берутся такие люди, которые не любят учиться? 

Словосочетание "живые консервы" я услышал, будучи ещё студентом психфака ЛГУ, от одного из любимейших преподавателей - Владимира Валентиновича Лоскутова. Удивительный был человек!  (Увы, с 2005 года его уже нет с нами :( ).  

Он читал лекции по общей психологии для первокурсников, а в аудитории всегда был аншлаг. Причем кроме студентов-психологов (с 1 по 5 курс) в аудитории кого только не было! Студенты и преподаватели с философского. Какие-то бравые люди при погонах (тоже психологи, но ведущие какие-то секретные разработки в "почтовых ящиках").  Какие-то дядьки с бородами :))) /Тсссс, это знаменитые питерские эзотерики... Те самые "моги", которых так неосторожно засветил г-н Секацкий ;)/. Какие-то совсем уж андеграудные писатели-музыканты-художники, забредшие на лекцию прямо из "Сайгона". И т.д.  Эх, весёлое было времечко... 

Почему все шли "на Лоскутова"? Потрясающей эрудиции человек. Кроме того, я бы назвал его "поэтом психологии" - казалось бы про скучные научные изыскания он рассказывал эмоционально, увлекательно, создавая на глазах изумленных слушателей увлекательные истории. 

Лоскутов был любителем парадоксов и интеллектуальных импровизаций. Он мог начать рассказывать о чём-то одном, потом перескочить на нечто неожиданное, потом его мысль делала несколько причудливых виражей, и потом он приходил к совершенно непредсказуемому выводу. Который на первый взгляд казался бредом, а на второй - необычайно оригинальной гипотезой, требующей проверки.  Собственно, многие его идеи, "просто так подаренные" аудитории, бородато-погонные дядьки подхватывали, и дорабатывали до вполне себе прочных диссертаций. 

Строго говоря, его лекции для первого курса вовсе не были лекциями для первого курса :)  Он свободно цитировал монографии (порой довольно экзотические).  Он на лету препарировал науку психологию, сталкивая лбами теории и модели. Каждая лекция - это своего рода научный анализ-импровизация, очень глубокий. Интеллектуальный градус его рассуждений был максимально высоким, он как будто забывал, что перед ним - студенты... 

Самыми первыми с его лекций сбегали примерные ботаники - любители чётких определений под диктовку. На самом деле, за ним практически невозможно было ничего записать. Говоря современным языком - он отжигал! он круто отжигал!!!  Но тем, кто любил и умел мыслить, его лекции были нужны, как воздух.    

Я до сих пор храню мои "конспекты" его лекций... Там три типа записей: 1) Фамилии учёных, которые я впервые слышал и названия монографий, которые надо прочитать;  2)  "Перлы" Лоскутова :)  Он говорил очень много парадоксальных и смешных вещей. Это было остро-умие высшей пробы;  3) Новые супер-идеи и мои комментарии к ним. 

Увы, Лоскутов - человек эпохи "до Интернета". В сети о нем почти ничего нет. Хотя в 2009 году попытались сделать аудиозаписи - оцифровали магнитофонные записи, кажется, ещё 2001 года  -  его знаменитых лекций по общей психологии (взять можно здесь). Но, честно говоря, эта запись меня разочаровала :( Плохое качество звука, да и сам Лоскутов не в ударе... Всё же годы и проблемы со здоровьем :(   
А вообще на своих лекциях-импровизациях он почти никогда не повторялся (собственно, почему и собиралась такая аудитория - от первокурсников до преподавателей Универа). И сильно зависел от вдохновения, т.о. в разные годы по одной и той же теме могла быть лекция и "зажигательная" и "вялая".  Запись 2009 года - вялая :( 

*   *   *

Про "живые консервы" Лоскутов упомянул, когда рассказывал о развитии интеллекта человека. Многократно доказанный факт: все наши психические процессы развиваются по типичной кривой-гауссиане. Т.е. сначала рост (эволюция), потом стадия относительной стабильности (плато), потом спад (инволюция). В результате - разрушение, деградация, смерть.  

И (плохая новость) пик наших "естественных" интеллектуальных способностей приходится на 20-25 лет. Помнится, когда услышали эту дивную новость, в аудитории кто-то с ужасом спросил: "Так я что, уже начал инволюционировать? Проще говоря - тупеть?".  Угу. Так и есть. 

Но есть и хорошая новость. На самом деле психика - чертовски пластичная вещь. Инволюция - это естественный процесс.  Т.е. она происходит сама по себе. Но мы вполне можем сознательно противостоять этой инволюции. Просто если поставим себе такую цель.  Тут прямая аналогия с физкультурой: если мышцы не нагружать, они естественным образом дряблеют (инволюционируют). Если решить поддерживать себя в форме, и начать тренироваться, то процесс инволюции вполне обратим. 

Та же история и с интеллектом (в самом широком смысле этого слова). Если мы примем сознательное решение постоянно развиваться - т.е. постоянно "прокачивать" свои различные интеллектуальные способности, то и интеллектуальная инволюция может быть обращена вспять. Чем чаще мы применяем наши способности, и чем больше их нагружаем, тем лучше они сохраняются с годами. Но часто они не просто "сохраняются", но и продолжают с годами возрастать!  Я мог бы привести много примеров, подтверждающих этот факт, но сомневающимся просто рекомендую заглянуть сюда :) 

Т.е. превратимся ли мы в туповатых старикашек или в уважаемых носителей мудрости зависит от очень простой вещи - от нашего сознательного решения развиваться дальше. Беда в том, что на пике своих способностей, в 20-25 лет наша самооценка крайне убедительно льстит нам, подтверждая что мы - само совершенство.  Не без оснований - т.к. это и вправду вершина :)  

Но строго говоря заслуги-то нашей в этом "совершенстве" практически и нет. Это физиология наша молодецкая естественным образом (т.е. почти независимо от наших усилий) приводит нас к этому пику способностей :))). 

Самооценка инертна. Нам уже 30 лет. Сорок. Пятьдесят. Но в нашем сознании мы всё такие же "крутые", как в свои 20-25 :) Мы не замечаем, что на самом деле уже вовсю инволюционируем :(  На тренингах я иногда предлагаю провести простой эксперимент: просто вспомните, что вы могли/умели делать в 20-25 лет, и что вы не делаете (и вряд ли сможете сделать, если даже попытаетесь) прямо сейчас?  

Поверьте, иногда результаты этого эксперимента людей до слёз доводят! Люди вдруг осознают, сколько своих способностей и талантов они похоронили на самом деле :(  Вот отзывы: "Я вот в 20 стихи писал. Примерно одно стихотворение раз в два дня. А сейчас уже неделю тужусь - четверостишие срифмовать не могу";  "В 22 ходил на факультатив по органической химии. Точнее, моя девчонка-медичка там занималась, я её просто ждал в аудитории, а они там задачки решали. Я от скуки тоже стал решать. Увлёкся. Так в течение двух лет на этот факультатив и отходил. А сегодня открыл свою старую тетрадку - хоть плачь! - ничего не понимаю. С трудом, еле-еле две задачи решил...". 

А причина этих "похорон" своего интеллекта проста: мы принимаем решение (осознанное или не очень), что мы УЖЕ достигли/изучили, что мы УЖЕ знаем/умеем на достаточном уровне, и что больше нам ничего уже не надо.  Фактически, мы принимаем решение остановиться в развитии. Зафиксировать пик своих способностей. 

И это ошибка :( В мире изменений, чтобы оставаться на месте, надо всё время бежать. Как говорил Лоскутов: "Что означает решение остановиться в своём развитии?  Это означает, что человек хочет законсервировать себя. Законсервировать и сохранить лучшее в себе. Но что рано или поздно происходит с любыми консервами, если их хранить много-много лет? Правильно - они тухнут!". 

*   *   *

Книга Кэрол Дуэк "Гибкое сознание" как раз про то, как не превратиться в консервы  - как принять правильное решение не в пользу "сохранения лучшего в себе", а в пользу постоянных и направленных изменений. 

Немного об авторе. Кэрол Дуэк - вполне себе уважаемый стэнфордский профессор психологии. Она специализируется в социальной психологии, а именно, разрабатывает тему о том, как именно наши внутренние представления о самих себе (Я-концепция) и о мире (т.н. "теории обыденного сознания", Implicit Theories)  связаны с нашим реальным поведением.  Кстати, на её официальной страничке в открытом доступе выложено достаточно её научных статей, дающих возможность понять, чем именно она занимается :)

об авторе Кэрол Дуэк - Стэнфордский профессор, изучает самосознание личности

(источник фото. Там, кстати, неплохая заметка о Кэрол Дуэк и её теории)

Книга "Гибкое сознание" была издана в 2006 году:  "Mindset: The New Psychology of Success"  1st (first) Edition by Dweck, Carol published by Random House (2006). Именно после издания этой книги Кэрол Дуэк, что называется, "проснулась знаменитой" :)  Хотя книга скорее рассчитана на массовую аудиторию, а вот лично мне было бы гораздо интереснее почитать (надеюсь, доблестные издатели не дремлют ;))): 

1) Self-theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development (Essays in Social Psychology) - это первая книжка Дуэк, изданная ещё в 2000 году.  IMHO, книга более, чем актуальная, т.к. в России со времён В.В.Столина ("Самосознание личности") или Р.Бернса ("Я концепция и воспитание"), изданных ещё в начале 90-х, ничего путного по самосознанию не издавалось. 

2) Motivation and Self-Regulation across the Life Span - А вот это вообще должна быть супер-книга! :) Во-первых, свежачок (издано в 2009). Во-вторых, тема мега-интересная. В принципе, сейчас любые книги "про мотивацию" пользуются спросом :), но вот про исследования мотивации в разрезе различных жизненных периодов было бы почитать крайне любопытно. На русском точно ничего подобного нет.  В третьих, книга написана Кэрол Дуэк в соавторстве с Юттой Хекхаузен. Для тех, кто в теме ;) - да-да, это дочка Хайнца Хекхаузена! Того самого, великого и ужасного! :)

Что ещё? У книги "Mindset: The New Psychology of Success" есть свой отдельный сайт. Собственно, книга и её автор с 2006 года стали настоящими поп-звездами :) Поэтому если нет желания читать книгу (и вы неплохо понимаете речь на английском :)), то в сети можно найти кучу видео по теме - в т.ч. и вполне качественные лекции, которые читает сама Кэрол Дуэк. 

В сети также существует сообщество последователей идей Кэрол Дуэк -  Mindset Works (о проекте). Миссия проекта: помогать всем желающим эффективно учиться, усиливая их мотивацию к обучению. Под "усилением мотивации" в первую очередь понимается формирование "установки на рост", описанной в работах К.Дуэк.  

В рамках проекта Mindset Works была создана учебная программа для школьников "Мозгология" (Braynology), которая учит детей с трудностями в обучении правильно (и с удовольствием) учиться. /О "Мозгологии" также упоминается в книге "Гибкое сознание"; см. Главу 8., стр. 317 ;)/.  Идея программы "Мозгология" сравнительно проста: есть компьютерный интерактивный учебник, в котором в доступной для детей форме (в виде мультика, игровых заданий) излагаются правильные принципы поведения, гарантирующие успех в обучении.  Компьютерные уроки чередуются с экспериментами, контрольными тестами, групповыми дискуссиями и т.п.  Купить программку можно там же на сайте)))

От себя добавлю: проект Mindset Works не производит впечатления популярного и оживленного :( Уж и не знаю, почему так... Основная аудитория проекта - школьные (и совсем немного вузовских) учителя и педагоги. Соответственно, все обсуждения крутятся в основном вокруг обучения детей, а не взрослых. Кое-что интересное по обучению/самообучению можно найти в блоге проекта, но, честно говоря, скудновато :(((

*   *   * 

Теперь о содержании книги... Основная идея книги сказочно проста и бесконечно прекрасна :)  Эту идею можно свести к трём простым тезисам: 

1) У каждого человека существует устойчивая система представлений/взглядов (mindset) на свои собственные способности/качества. 

(В современной психологии есть много похожих терминов - конструкты, репрезентации, ментальные модели, "теории житейского сознания", имплицитные модели/теории и т.п. Это всё то, что в НЛП метко называется "Карта - это не территория!" :)  Тем не менее, на основании этих "внутренних карт" мы выстраиваем своё поведение...  )

2) Есть два крайних полюса этих представлений о самом себе: "установка на данность" vs "установка на рост".  

"Установка на данность" - представление о своих качествах и способностях как о статичных, фиксированных, неизменных, врождённых, раз и навсегда данных богом/природой, сформированных семьёй/школой/улицей :) и т.д. 
 
"Установка на рост" - представление о своих качествах и способностях как о динамичных, пластичных, гибких, поддающихся тренировке и целенаправленным изменениям.

3) Каждая из установок приводит к определенной стратегии поведения. Причем в большей степени эта стратегия связана со специфическим подходом к изменениям/развитию, к обучению и самообучению. 

Из "установки на данность" вытекает консервативная стратегия избегания изменений; попытки создать свой собственный  "миропорядок" и жёстко контролировать его; негативное отношение к обучению; стремление пребывать в "зоне комфорта", избегая неожиданностей и трудностей и т.д. Короче, постепенное превращение в консервы :(

Из "установки на рост" следует стратегия непрерывных изменений; поиск новизны и разнообразия (в т.ч. и за счет выхода из "зоны комфорта"); получение удовольствия от преодоления трудностей; наслаждение процессом обучения и т.д. 

...парадокс, однако, заключается в том, что в отдельные периоды своей жизни люди с "установкой на данность" могут быть не менее успешными, чем люди с "установкой на рост" :)  Но, тем не менее, если не желаете превратиться в "живые консервы" - развивайте в себе "установку на рост"!

*   *   *

В качестве небольшой критики замечу, что объём книги "Гибкое сознание" раздут раз в пять больше необходимого :(  

Если вы хотите получить только чёткое и ясное понимание о различиях между "установкой на данность" и "установкой на рост", то читайте только первые три главы книги. Всё поймёте :)

Четвертая глава посвящена наглядным примерам из мира спорта. Вот у этого спортсмена - установка на рост (и смотрите, как он добился успеха), а вот у этого спортсмена - установка на данность (и смотрите, как он из чемпионов стал никем). В основном речь про бейсболистов, поэтому читать было несколько тоскливо... 

Основная идея главы: в спорте всегда был "культ самородков". Т.е. изначально старались отбирать и тренировать людей, УЖЕ наделённых незаурядными физическими данными. Это подход, основанный на "установке на данность". Тем не менее, в мире спорта огромное количество выдающихся чемпионов, которые изначально не обладали вообще НИКАКИМИ данными, которые помогли бы спрогнозировать их будущее чемпионство. 
  
Собственно, пятую главу я читал с особым внимание, т.к. в ней были собраны примеры двух установок из мира бизнеса. Основная идея проста: бизнес начинает загибаться, как только первых лиц начинает косить "болезнь CEO" (она же в моей терминологии - "звёздная болезнь" :))).  "Болезнь CEO" - это прямое следствие установки на данность: "Я УЖЕ достиг успеха, поэтому я УЖЕ самый умный, поэтому мне нафик не надо ничему больше учиться" (и т.д.). 

Читать было увлекательно, т.к. в главе было приведено по три бизнес-кейса, иллюстрирующих каждую из установок. "Установку на данность" иллюстрировали кейсы - истории CEO-шной болезни :)) -  Ли Якокки (в книге это страницы 163-171; ох, как точка зрения Дуэк совпадает с моим восприятием Якокки!), Альберта Данлопа и "самых смышлёных парней в этой комнате" :)))  (т.е. топов из Enron). 

"Установку на рост" иллюстрировали кейсы Джека Уэлча (времен работы в GE), Лу Герстнера (IBM) и Энн Малкахи (Xerox). Эти кейсы читать было особенно интересно, т.к. все они - про выход/выведение компаний из кризиса. Причём базисом для этого выхода было изменение установок сотрудников (вместо "на данность" - "на рост") этих компаний. И описывается, ЧТО ИМЕННО делали руководители для этого... 

Шестая глава - уже знакомые нам установки в семейном интерьере :)  В смысле, их проявления в семейных отношениях. Ну, тут также всё просто: хотите жить в браке долго и счастливо - учитесь друг у друга, изменяйтесь/развивайтесь СОВМЕСТНО. 

Хотите, чтобы всё развалилось в одночасье: воспринимайте ваши семейные отношения (во всех их проявлениях - бытовых, эмоциональных, сексуальных и проч.) как данность. Воспринимайте своё "семейное Я" как данность. В ответ на любые проблемы говорите: "Ну что ж, такой я человек! Тут уж ничего не поделаешь!". При этом активно пытайтесь перевоспитать свою "вторую половинку".  Ну, и в книге много ещё полезного о том, как люди с установкой на данность превращают свою семейную жизнь в ад... 

Седьмая и восьмая главы книги - педагогические. О том, как известные нам установки проявляются в школьном обучении, в развитии и воспитании детей. Мне почему-то эти главы показались самыми скучными (т.к. фактически всё уже было сказано в предыдущих главах). 

Разве что в конце 8 главы ("Как изменить установку", начиная с 324 стр.)  есть несколько кейсов (автор называет их дилеммами), которые по моему мнению надо не просто читать, а использовать как тренажёр :)  В каждом кейсе описывается проблемная жизненная ситуация. Например, вы поступали в престижный ВУЗ, но вас не приняли. Как в данной ситуации будет действовать человек с установкой на данность? А что попробует сделать человек с установкой на рост?  Разумеется, в книге есть "правильные ответы" :))), но интереснее поразмышлять над данными кейсами самому.  

*   *   * 

В сущности, идея книги очень проста. Если мы серьёзно занимаемся собственным саморазвитием, то очень быстро понимаем, что какие-то вещи в себе изменять сравнительно легко, они "легко доступны" для воздействия на них.  

Наши убеждения (mindset) - это достаточно "легко доступная" часть нашей психики. Мы можем их осознать сами (даже не нужна какая-то особая диагностика). Мы можем эти убеждения чётко сформулировать (или подобрать уже готовую формулировку). Мы можем эти убеждения переформулировать - самостоятельно, без посторонней помощи!  А уже измененные убеждения становятся основой для нашего нового поведения - т.е. для "изменений в действии". 

Главные идеи книги можно свести к довольно простой схеме :) /стр.351/ 
 


Но я привык "выжимать" из любой книги какие-то идеи, которые кажутся лично для меня наиболее полезными и актуальными. Вот несколько таких идей из книги "Гибкое сознание": 

1. В самом себе человек может изменить ВСЁ, что действительно захочет именить. Это аксиома. Её надо просто внушить самому себе, и придерживаться данного убеждения несмотря ни на что. 

2. "Точка старта" (врождённые способности, наличие каких-то особых качеств и т.п.) ничего не значит. Важны лишь усилия, затраченные на достижение цели. 

3. Успех - это не трон, на который можно сесть и успокоиться. Успех - это лишь ступенька к новым возможностям, толчок к новым усилиям. Именно так рассматривают все свои достижения по-настоящему успешные люди. 

4. Люди с установкой на рост - это люди процесса. Они не думают о целях/результатах! Они максимально сконцентрированы на том, как лучше всего сделать то, что они делают в данный момент времени. 

5. Людям с установкой на рост всё равно, как другие оценивают/воспринимают их в целом. Им безразличны личностные ярлыки. Но они крайне внимательно относятся к тому, как оценивают их отдельные действия. Оценка (даже негативная) действий = полезная обратная связь, на основе которой я буду совершенствовать своё поведение. 

(И наоборот: люди с установкой на рост ДРУГИХ оценивают не по ярлыкам, а по тому, что и как те другие делают). 

Ещё: люди с установкой на рост умеют отделять эмоции от сути замечания; умеют абстрагироваться от личности критика (иногда довольно неприятной), и улавливают только пользу из его замечаний.  

Люди с установкой на данность избегают критиков, ищут лишь тех, кто поддерживает их. Люди с установкой на рост обычно имеют "штатных адвокатов дьявола" - людей, которые хотят и умеют критиковать их идеи с пользой (т.е. расширяют поле идей, позволяют увидеть их под новым углом зрения и т.д. и т.п.). 

Ещё: люди с установкой на рост самокритичны (и самоироничны). 

6. Собственные неудачи и негативные оценки люди с установкой на рост воспринимают как позитивный вызов ("Ага, я могу это улучшить!") и как полезную обратную связь ("Теперь я знаю, НАД ЧЕМ мне работать!"). Любая неудача - это не личная трагедия и проблема, а задача, которую можно осмыслить и решить. 

7. Люди с установкой на рост любят (и ищут) ситуации риска, неопределенности, испытаний. Они спокойно относятся к ситуациям, где возникает угроза их самооценке и Я-образу. Проще говоря, они не боятся ситуаций, где можно "потерять лицо" или произвести "неправильное впечатление". 

Они постоянно вытаскивают себя из "зоны комфорта" в социальном смысле. Они - автономны, независимы и не замыкаются в привычном круге единомышленников (тех, кто поддерживает их самооценку), а готовы к новым видам деятельности, к сотрудничеству с новыми людьми и т.п. 

8. Люди с установкой на рост ориентированы на командное и равноправное сотрудничество с другими людьми. Они учатся у других людей через совместную работу над каким-то общим проектом. Наоборот, люди с установкой на данность ориентированы на "лидерство" и доминирование. Окружающих они воспринимают как помощников и подчиненных. 

Люди с установкой на рост воспринимают окружающих как потенциальных друзей и соратников в общем деле. Не сравнивают чужие успехи со своими, радуются чужим успехам.  Люди с установкой на данность воспринимают других как врагов и конкурентов. Чужие успехи для них - всегда источник сравнения с собственными успехами. Если чужой успех больше, то они начинают завидовать и обвинять; если чужой успех меньше, то они начинают гордиться собой (и это им позволяет не развиваться дальше) и презирать "неудачников". 

9. Люди с установкой на рост - трудоголики :) Вернее так: то, чем они занимаются, доставляет им наибольшее удовольствие в жизни, является их "страстью", предназначением и т.п.  Это тот самый случай, когда увлечение и работа совпадают, поэтому понятие "8-часовой рабочий день" для людей с установкой на рост попросту теряет свой смысл... Т.е. эти люди развиваются и работают над собой ВСЕГДА и ВЕЗДЕ, чем бы они не занимались. 

10. Люди с установкой на рост - интерналы. Проще говоря, за всё происходящее с ними, за всё, что они делают, они по-честному (без отмазок, оправданий и отговорок) берут ответственность на себя. Не ищут виноватых, не перекладывают ответственность на других. 

11. Люди с установкой на рост - исследователи деятельности. Они любят "разбирать по винтикам" собственные и чужие действия и технологии. Их любимый вопрос: "А КАК это работает?". Причём, им всё интересно, они любопытные :)  Разумеется, полученные новые идеи и знания они тут же пытаются применять в своей работе/деятельности.  

Важная оговорка: люди с установкой на данность тоже могут задавать вопрос "Как?", и вроде бы интересоваться чужим опытом и чужими идеями. Но они делают это обычно только ради того, чтобы оценить (как правило, негативно - т.е. осудить) чужой опыт, и лишь подкрепить своё мнение о том, что "я и так всё уже знаю, и делаю правильно". Они используют чужой опыт лишь для того, чтобы подкрепить догму (уже существующую у них систему знаний и навыков), но не для того, чтобы её изменить, расширить. 

12. Люди с установкой на рост мотивируют и вдохновляют окружающих. Они воспринимают жизнь как увлекательное путешествие, приключение, игру (а не как войну или гонку). Они делятся с окружающими своим оптимизмом, вдохновляют, поддерживают их идеи, связанные с ростом и развитием. Им нравится, когда другие меняются/учатся, и они готовы помогать им в этом. 

*   *   *

Пожалуй, остановлюсь... Хотя можно было бы написать и больше 12 пунктов :)  Почти под каждым из этих пунктов я готов подписаться, каждый из них - принцип моей жизненной философии. Не могу утверждать, что я УЖЕ такой (весь белый и пушистый)))), но именно в этом направлении я меняю себя и свою жизнь. 

В заключение скажу, что книга, конечно, прекрасна :) , но есть и ряд серьёзных вопросов, которые как бы остались за скобками этой замечательной, но простой дихотомии (установка на рост - установка на данность). 

Например, я в шутку написал в п.9 про трудоголизм... А ведь тут всё серьёзно. Человек с ярко выраженной установкой на рост может запросто стать трудоголиком, перфекционистом, и вообще конченным невротиком (т.к. бесконечное и радостное наращивание трудовых усилий не отменяет энергетического истощения). 

Кроме того, стремление к совершенствованию (установка на рост) не отменяет возможности выбора неверного направления этого самого совершенствования. Поверьте, я повидал немало конченных психов, приносящих много страданий окружающим, но при этом вполне честно "личностно растущих" и "просветляющихся" :(  

И главная проблема... Уверен, что 80% сограждан находится где-то посередине между этим двумя полюсами (установкой на рост и на данность).  Т.е. в нашей Я-концепции есть и жёсткие и гибкие звенья. В каких-то сферах нашей жизнедеятельности мы готовы расти и меняться, в каких-то нет. (Языком научной психологии: установки могут быть генерализованными, обобщенными, а могут быть и локальными).  

Людей, которые ярко демонстрируют свою приверженность какому-то одному полюсу - на самом деле не так уж и много. Но они есть. И вот в чем вопрос: А могут ли (захотят ли) в принципе те, кто находится на крайнем полюсе установки на данность, изменить её на установку на рост? Тут всё очень непросто, т.к. с точки зрения "законсервированной в себе" внутренней реальности - а у меня и так уже всё в порядке! чего-то я буду меняться?  Интересно, что вообще должно произойти, чтобы человек-консервы осознал, что он - консервы? :) 

...Пожалуй, хватит. И так получилась мега-рецензия :) Кто дочитал до конца - респект и уважуха! :)  Растите, меняйтесь и не употребляйте консервы с истекшим сроком годности ;) 

*   *   *

PS  Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что всё новое - это хорошо забытое старое :)  В 1979 году издательство "Педагогика" издало книгу Симона Соловейчика "Учение с увлечением". Книга, кстати, была дико популярна в своё время. 

Когда я был ещё школьником, мне её торжественно подарила мама :))) ; после чего я забросил её подальше. А удосужился прочитать уже после окончания университета - и глубоко сожалел, что не прочитал её раньше. Она бы очень помогла мне учиться...

Изложенные там идеи практически на 100% совпадают с тем, что предлагает Кэрол Дуэк.  Только книга адресована родителям, дети которых не любят/не умеют учиться; и  речь в ней не про формировании установки на рост, а про формирование положительного отношения ("любви") к учению. Но предлагаемые рекомендации очень и очень схожи.





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



5 комментариев:

  1. Судя по всему, книга "Motivation and Self-Regulation Across the Life Span" издана не в 2009, а на 10 лет раньше.
    http://www.cambridge.org/ru/academic/subjects/psychology/social-psychology/motivation-and-self-regulation-across-life-span?format=HB
    В сети можно найти версию, датированную 1998 годом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Виктор, благодарю за уточнение! Вы действительно правы, первое издание было ещё в 1999.

      ...это называется "вот и верь после этого Амазону" :)))

      Удалить
  2. Спасибо за рецензию. Тоже с удовольствием прочитал книгу и первое желание было подарить своей школьнице дочке ее, но теперь думаю, что ситуация сложнее, придется трудным путем, личным примером, дозированная передача и вложение по мере возможностей в голову дочке принципов изложенных в книге... По поводу Вашего вопроса о дилемме трудоголизм-рост: тоже для себя задавал этот вопрос и похоже 2 месяца назад нащупал для себя ответ. Вернее ответом стали размышления над другим вопросом: почему самые любимые работы, увлечения, проекты со временем превращаются в каторгу? Был такой эксперимент, щас лениво искать пруф, смысл в следующем. Через крысу пропускали малые токи в ожидании того, что ее нервные цепочки начнут выстраиваться в направлении пропускания тока и таким образом сопротивление крысы должно уменьшаться. На деле оказалось после некоторого снижения сопротивления наблюдался наоборот сильный рост. Не помню какие выводы экспериментаторы сделали, но я для себя понял, что наши нейронные сети не только выстраиваются оптимальным образом для совершения одинаковых операций, но и могут "перегреваться" при частом использовании, значительно увеличивая сопротивление (во всех смыслах). Таким образом в жизненном цикле работы, увлечения, проекта можно выделить следующие этапы: 1 - недостроенные нейронный цепочки - когда мы учимся чему то новому и еще не получили никаких положительных результатов обучения, сопротивление недостроенных цепочек велико, приходится преодолевать собственное нежелание. 2. Рождение первых нейронных цепочек, как только пошли первые результаты, начали что-то понимать, применять это новое понимание, знание, сопротивление резко уменьшается, дофаминовые центры дают ощущение удовольствия, трудно себя остановить от начатого дела)) 3. Перегретая нейронная сеть, когда слишком долго, часто возвращаемся к одному и тому же делу, сопротивление возрастает, несмотря на то, что тысячу раз уже выполняли совершаемое действие, приходится преодолевать себя, чтобы сделать его еще раз. 4. Переохлажденная нейронная сеть, когда перерывы в занятии делом велики, нейронные цепочки начинают утоньшаться (наверно), приходится преодолевать себя, чтобы снова начать (например, после отпуска). В общем сейчас второй месяц успешно испытываю для себя такую схему: распечатал сетку, где в первом ряду указаны дни текущего месяца, слева направления, в которых хотелось бы добиться роста, спортивно-оздоровительные моменты, клавиатурный тренажер, английский и проч. За основной принцип положил, что всеми перечисленными делами нужно заниматься через день в идеале, не реже раза в неделю (авралов и всяких форсмажоров у всех хватает)). Установил норму для каждого дела (можно разбивать и на четвертушки выполнение за один подход). И в течении дня в сетке заштриховываю клетки в соответствии с выполнением нормы, какие четвертушками закрашиваю, какие сразу полностью. Слежу, чтобы не забрасывать надолго какие-то подсознательно неприятные дела. Обнаружил, что такая схема не приводит ни к перегреву нейронной сети, ни к переохлаждению. Раньше жутко не любил английский и подтягивания, теперь еле сдерживаю себя чтобы не заниматься ими каждый день. И для 2-15 минутных занятий каждым делом прогресс более чем приятный. Начал переносить схему на домочадцев: сопротивление проявляют только на первом этапе выстраивания нейронных цепочек, но я не настаиваю на полном выполнении нормы, замечаю, что через неделю они уже добровольно и с удовольствием сами выполняют ее полностью. Такие вот наблюдения, берегите себя от перегрева семантики))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дионисий, благодарю за ваш опыт!

      Действительно, очень важна постепенность и непрерывность изменений; а также возможность проводить их не перегружая нейронные сети (как вариант - по частям, по "четвертушкам", как вы это называете :)).

      А выстраивание непрерывной цепочки - это известная тема. На западных ресурсах по саморазвитию есть много про методику "не разрывать цепь" (автор Джерри Сайнфельд). Вот тут есть краткое описание на русском: https://habrahabr.ru/company/testutor/blog/305556/

      А в России похожую методику предложил Дмитрий Литвак - "календарик-пинарик" http://www.improvement.ru/zametki/pinarik/

      Всё это хорошие работающие инструменты, и очень здорово, что вы сами пришли к чему-то подобному.

      Удалить