пятница, 19 июля 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 8. Злодеи

Периодическая таблица сторителлинга - 8. Злодеи
Понятно, что любой сюжет будет пресным, если в нём будут только положительные герои. Обязательно наличие антагониста (а то и нескольких). Чем ярче и могущественнее будет злодей, тем больше возможностей для раскрытия талантов и способностей главного героя, тем динамичнее сюжет. 

Тот, кто служит Злу - тоже злодей. Например, Адвокат дьявола (см.п.10)


В "Периодической таблице сторителлинга" предлагается аж 28 видов разнообразных злодеев :) Начнём: 

1) Главный злодей (Bad) - собственно,  в любой традиционной повествовательной структуре (сказка, миф и проч.) в качестве классического дебюта используется некая негативная ситуация - беда/бедствие, проблема, недостача чего-либо важного. Собственно, ради преодоления этой негативной ситуации "на старте" и начинаются все последующие злоключения главного героя :) 

Понятно, что эта самая негативная ситуация может просто "случиться", но чаще всего указана и её конкретная причина. Такой причиной являются злонамеренные действия главного злодея, направленные на то, чтобы нанести ущерб главному герою, дорогим для него людям, или существующей реальности в целом. 

Динамика сюжета = противоборство/конфликт главного героя и главного злодея, поединок, обмен "ударами", череда побед и поражений. Заканчиваться сюжет может как победой главного героя, так и торжеством главного злодея. 

Спектр вариантов "главного злодея" - бесконечно велик! От абстрактного и неясного Зла, до вполне понятных бытовых хамов и подлецов. Главный злодей может быть реалистичен или абстрактен, персонифицирован или обобщён. В сложных сюжетах  герой и злодей могут меняться местами, причем неоднократно. 

В данном тропе просто постулируется необходимость его наличия в самом общем смысле. Конкретные воплощения злодеев - см.далее. 

2) Восхитительный злодей (Mgb) - да, он, конечно же, сволочь, но до чего хорош собой! Он молод, хорошо одет, образован, богат, его любят женщины, ему завидуют мужчины. Он с легкостью проворачивает аферы любой сложности, даже не испачкав рук. Он элегантен, симпатичен и смышлен, что помогает ему служить злу с особым вкусом и талантом. 

В начале сюжета его приверженность злу может быть неочевидной. Иногда он даже воспринимается, как главный герой. Но по ходу движения сюжета его неприглядные замыслы и злодейские действия непременно раскрываются. 

В некоторых случаях авторам жаль наказывать или тем более убивать "восхитительного негодяя", и в конце сюжета он может раскаиваться, и вставать на сторону добра (или проносит себя в качестве искупительной жертвы, защищая добро). 

Достаточно ярким "восхитительный злодей" получается, если подавать его немного с комическим эффектом. 

3) Негодяй-манипулятор (Mpb) - его главная особенность - он отлично знает людей, все их слабости и "болевые точки". Он долго собирает о своей жертве досье, и просчитывает её поведение на много ходов вперёд. Он знает, как управлять эмоциями и потребностями других людей, чтобы они стали послушными марионетками в его руках. 

Негодяй-манипулятор - классический персонаж триллера/саспенда "про маньяков" или детектива/боевика "про заложников". Классическая схема: негодяй-манипулятор берёт в заложники семью главного героя, заставляя его тем самым действовать в собственных интересах - например, кого-то убить, ограбить банк, добыть важную информацию и т.п.  

Главный герой пытается вырваться из под контроля манипулятора, но тот просчитал его поведение на несколько ходов вперёд. И только волшебная случайность и какие-то совсем уж неординарные действия могут помочь главному герою переиграть негодяя-манипулятора... 

4) Мастер шахмат (Chs) - "Мастера шахмат" - это великие стратеги вымышленного мира, которые натягивают все ниточки для того, чтобы заманить ничего не подозревающих людей в, казалось бы, совершенно безобидные ситуации, а когда ловушка захлопнется, использовать их по полной. В отличие от негодяя-манипулятора (см.п.3) мастер шахмат манипулирует не напрямую людьми, а вещами, информацией и обстоятельствами.  

"Мастер шахмат" - классический персонаж детективных сюжетов (или сюжетных линий) "про подставу". Там он мастерски фабрикует улики, компрометирующие главного героя. После чего главный герой вынужден лихорадочно искать доказательства своей невиновности. Часто "мастер шахмат" делает это из мести. 

Но "мастера шахмат" могут встречаться и в любых других жанрах, где предполагается стратегическое противостояние главного героя и главного злодея - в боевиках, фэнтези, военно-политических романах и т.п.

 5) Абсолютный монстр (Mon) - это нечто анти-человечное в человеческом облике. Это иррациональное чудовище, действующее абсолютно за гранью морали и человеческого понимания. Сосчитать его злодеяния совершенно невозможно, впрочем, как и найти в нем что-нибудь хорошее. Он никогда не сожалеет о содеянном, не раскаивается, и изображается в мрачных, безнадежных тонах, лишенных и капли юмора.

Это классический персонаж самых мрачных и страшных триллеров. Иногда его поведение как-то объясняется (например, психическими отклонениями, генетикой, несчастным детством и т.п.), но часто его злодеяния никак и ничем не мотивированы. Это просто чудовище в человеческом облике, цель которого - приносить другим боль и страдания. 

6) Маньяк-разрушитель (Om) - Кто это там взорвал бомбу, которая уничтожила планету? Или выпустил на свободу смертельный вирус? Это тот самый парень. Говоря проще, это злодей, который имеет своей целью уничтожить весь мир и человечество, которое ему по каким- то причинам несимпатично.

7) Тамплиер (Kt) - фанатичный служитель какой-нибудь праведной идеи, задача которого  - следить за соблюдением "закона и порядка" и строго наказывать всех, кто этот самый порядок не соблюдает. "Тамплиер" олицетворяет Добро, доведенное до крайности, до абсурда. И поэтому "тамплиер" начинает сеять зло, безжалостно наказывая всех, кто хоть в чём-то ведёт себя "неправильно". "Тамплиер" искренне верит в свою правоту и руководствуется некими благими намерениями, которые в его глазах оправдывает любую жестокость с его стороны.

"Тамплиер" - классический персонаж фантастических антиутопий и киберпанковских текстов про "светлое будущее". 

8) Злобный брат-близнец (Etw) - идеальная фигура для создания множества сюжетных коллизий! И бесконечное противоборство в стиле "кто из нас круче" :)  В сериалах это злобный двойник популярного персонажа, который традиционно играется тем же актером, но в злом обличии. 

Как правило, положительной герой неожиданно узнает о своем злобном двойнике, крайне редко ситуация оказывается обратной – злодей обнаруживает свою добрую копию. Далеко не всегда двойник является реальным кровным братом персонажа, это может быть просто его клон, его вариант из параллельного мира или даже абсолютно идентичный робот-андроид. Часто для добавления эффекта злой брат близнец изображается в темном плаще, с бородой или усиками.

9) Враг внутри (Ewi) - особая форма раздвоения личности. Это может быть некое неконтролируемое зло в одном из персонажей (даже в главном герое), которое становится все более неконтролируемым. В фэнтези герой может являться наполовину сказочным существом (демоном, вампиром и т.п.), он пытается противиться своей сущности, но его угнетенная половина постепенно начинает брать верх.

10) Адвокат дьявола (Law) - чаще всего это некий персонаж-наёмник, но который очень уж добросовестно прислуживает силам зла.  Законники сами по себе скользкие, хитрые и изворотливые типы, которые действуют только в интересах своего клиента, что зачастую противоречит нормам морали. Стоит отметить, что адвокат дьявола, как правило, отлично образован, блестяще подкован в своей области, коррумпирован (не обязательно, но частенько) и циничен. 

11) Бюрократ (Ob) - В "лёгком" варианте - это просто формалист, который делает "всё по правилам", проявляя черствость и невнимание к проблемам главного героя, отказывает ему в помощи. 

В "тяжёлом" варианте этот персонаж ближе к "тамплиеру" (см.п.7). Например, это может быть полицейский или сотрудник спецслужбы, которому нравится преследовать людей, выбивать из них нужные признания, и даже убивать их (если потребуется). Главная черта такого персонажа - эмоциональная чёрствость. Он не является служителем какой-то "высокой идеи" (как "тамплиер"), он оправдывает себя тем, что "просто выполняет свою работу". 

В детективах и боевиках это классический "тупой служака", который путается под ногами у главного героя; на дух не переносит его "самодеятельность", и при случае старается "призвать его к порядку", остановить или даже наказать. И в результате прямо или косвенно помогает главному злодею-антагонисту...

12) Злая мачеха (Ws) - классический персонаж (см. "Золушку" :)) в любой семейной драме. Это не обязательно мачеха - это родственный главному герою злобный "родительский" персонаж (любого пола и степени родства), который играл/играет важную роль в становлении главного героя. 

Как правило "злая мачеха" пытается осуществлять над главным героем некий негативный контроль, подавляя его эмоционально, наказывая, и запрещая развивать в себе какие-то лучшие качества. Контроль со стороны "мачехи" может быть как прямым (запреты, наказания), так и косвенным (интриги, манипуляции, влияние через других людей). 

Обычно в больших текстах есть сюжетная линия избавления главного героя от "мачехи". Способы избавления могут быть самыми разными :)  Зависит от жанра. Например, можно просто куда-нибудь подальше уехать :))

13) Громила (Bru) - это просто злая версия "тупого качка" (см предыдущий пост про архетипы главного героя, п.11). Он так же огромен, силен, мускулист, очень любит драться и хорошо умеет это делать. Он не способен сопереживать и, в большинстве случаев, глуп и прямолинеен.

14) Жуткий ребенок (Chi) - они выглядят милыми, беззащитными, невинными ангелочками. Но с ними что-то не так. Они слишком спокойные, слишком скрытные, слишком знающие. Часто это девочка, иногда – девочка с жуткой куклой. Жуткие дети редко бывают физически опасны, они просто наводят на вас ужас своей неэмоциональностью и подозрительной осведомленностью. Часто такое дети способны общаться со злыми духами или предсказывать жуткое будущее, например, при помощи своих рисунков.

Разумеется, самая классическая штука здесь - "Дети кукурузы" Стивена Кинга. Хотя и "Омен" неплох :)))

15) Заклятый враг (Rch) - всё очень просто - у главного героя существует его "персональное проклятие" в виде конкретного персонажа, питающего к нему давнюю и сильную ненависть. Мотивы этой ненависти - личные, они сокрыты далеко в прошлом, и даже не всегда толком раскрываются в сюжете. 

Заклятый враг существует как некая константа жизненного мира главного героя, но лично он почти никогда не вступает в открытое противоборство с героем. Он появляется лишь изредка, пытаясь нанести смертельный удар. Часто он строит козни чужими руками, или выступает союзником каких-либо сил зла. 

Обычно главный герой всегда отбивает атаку заклятого врага, но его появление (или воздействие) в самый неожиданный момент может придавать сюжету яркий драматизм и динамику. 

16) Дракон (Dra) - в какой-то степени это разновидность "Громилы" (см.п.13). Дракон - это некое сверхсильное (иногда сказочное, фантастическое) существо, которое верно служит главному злодею. Дракон - это привратник, последняя линия обороны Зла. 

В некоторых случаях он глуп и силен, и предоставляет всю мыслительную работу главному злодею, иногда он, напротив, хитер и изворотлив, планируя наступление злых сил самостоятельно. В любом случае, для сражения с главным злодеем, вам прежде всего придется сразиться с Драконом. 

Иногда Дракон может совершить переворот "с ног на голову" (см. часть 6 "Модификаторы сюжета", п.10) и перейти на сторону добра, помогая ей одержать победу над злодеем.

17) Крот (Mol) - классический персонаж детективов и боевиков - это предатель, "чужой среди своих". Часто это некий второстепенный персонаж, роль которого раскрывается только в момент кульминации сюжета. Часто крота разоблачают вообще в самом конце сюжета, в момент развязки. 

Степени детализации персонажа-Крота может быть разной. От самой примитивной (выявили - и тут же пристрелили :)), до довольно подробной, с объяснением его мотивации. История предательства вообще может быть рассказана в виде отдельной сюжетной линии. 

18) Вирус (Vir) - малоосязаемая разновидность Зла, проявляется в различных формах и жанрах. Говоря просто, вирус превращает жертву в себе подобного или меняет жертву согласно своему эффекту. Изменение как физическое, так и психическое. 

Инфицированный находится под властью вируса и готов выполнять его злодейские цели. В том случае, если трансформация произошла не до конца, или требует определенного времени, инфицированный старается навредить как можно меньше своим родним и близким, осознавая близость превращения (см.п.9 "Враг внутри"). 

Первое, что пришло в голову - "Жена астронавта". Очень хорошо там тема раскрыта, Депп красавчег :)))

19) Сверхъестественная гадость (Eld) - как еще назвать фантастические, но крайне злобные вариации законов природы? Такого слова нет ни в одном земном языке. 

Это просто Иное. Они просто Другие. Сверхъестественная гадость отрицает все законы природы, она противоречит всему, что мы знаем, она отвратительна. Это могут быть странные существа, или вообще нечто неопределенное в виде лучей, плесени, роботов, голограмм и т.п.  В любом случае, любые земные аналогии будут недостаточны, чтобы понять или объяснить природу этого неземного Зла. 

Как правило, "гадость" прилетела к нам из далекого космоса, или пряталась где-то с самого начала времен, но так или иначе, она не имеет отношения к нашей реальности, она из потустороннего мира, который нам никогда не постигнуть. 

20) Однокрылый ангел (1wa) - троп получил своё название благодаря одному из злодеев в Final Fantasy. Многие злодеи, когда дело доходит до финальной битвы имеют обыкновение превращаться в жутких монстров, фантастических существ. Троп указывает на способность мгновенной трансформации обычного злодея в злодея, имеющего сверх-способности и сверх-могущество. 

Например, безумный профессор запускает внутри себя работу некого мутагена, робот трансформируется в супербомбу, а обычный среднестатистический злодей обнаруживает у себя какие-то жуткие сверхспособности. Как правило, этот образ ужасного злодея, превратившегося в монстра, лишает его последней человечности, что делает его убийство совершенно оправданным и даже уместным. 

21) Коррумпированный директор (Cca) - главный управляющий или владелец крупной компании, ориентированной на зарабатывание денег любой ценой, безразличный к любым морально-этическим нормам. 

Готов пойти на любые преступления против природы и человечества для достижения своих целей. Зачастую может быть главой огромной международной корпорации, контролирующей все, что только можно контролировать. 

Коррумпированного директора обычно можно найти во главе огромного стола на самом верхнем этаже страшной башни, в которой располагается его компания :)  

22) Империя (Emp) - в англоязычном слэнге фактически синоним "Империи Зла". Жители exUSSR конечно всё поняли)))  

Империя - всегда злобный враг Федерации, Королевства, Республики и любой другой прогрессивной формы правления. Империя представляет собой мощную враждебную силу, которая хочет установить свой порядок и завоевать все возможные территории. Разумеется, Империей правят злобные тоталитаристы, и маршируют строем существа с промытыми мозгами... 

23) Анти-злодей (Av) - это злодей с героическими целями. Он злодей, но при этом не осознает этого (хотя иногда и сомневается :)), не теряя человечности и свято веря в то, что он – и есть один из хороших парней, которые борются со злом. Например, он может мстить ещё более плохим парным, чем он сам. Или восстанавливать справедливость (как он её понимает).

Антизлодей – это злодей с чертами человечности, который пытается выдавать то, что он делает за добро, при этом оставаясь строго отрицательным персонажем.

24) Злодей-протагонист (Vp) - забавный поворот при создании сюжета, когда главным протагонистом неожиданно становится злодей. Забавно посмотреть на ситуацию с другой стороны, со стороны зла. Как правило этот прием используется в комедийных сериалах и фильмах, в конце которых злодей может-таки превратиться в героя.

Ну и теперь четыре стилистические "фишки", которые дополнят и украсят любого злодея:

25) Зло ради Зла (4te) - у большинства злодеев есть четкая мотивация для того, чтобы быть злыми. Это может быть ненависть, ревность, желание отомстить, любовь, тяжелое детство, жадность, зависть – да что угодно. Большинство их эмоций знакомо многим из зрителей и делает их злодеяния частично обоснованными, что помогает в переговорах со злодеями (правда, редко работает). Иные же злодеи совершают зло без явных на то причин. Им просто нравится творить злые поступки и они это делают – просто Зло ради Зла.

26) Злобный смех (Lol) - в любом сюжете может наступить момент, когда апофеоз Зла почти уже состоялся: ваше оружие судного дня активировано, MacGuffin в ваших руках, Герой и его команда заточены в Ловушке смерти, ваш злобный план реализован на 99%, вы еще не верховный властелин, но уже почти бог, и вот тут настало время для него. Для злобного смеха. МУА-ХА-ХА-ХА-ХА!!!! :)))

27) Ты подвел меня (Fai) - "Ты меня подвёл…в последний раз!" -  именно с этими словами главный злодей убивает одного из своих приспешников, которому в очередной раз не удалось убить/схватить/остановить/обнаружить Героя. 

28) Ручной кот (Cat) - если положительные герои любят собак, то Злодеи любят котов. Если Злодей не отличается харизмой, то у него непременно будет кот, сидящий у него на руках или на столе в то время, как его хозяин разрабатывает очередной дьявольский план. 

Троп этот очень древний, и трудно сказать, что в нём самое главное. То ли намёк на те древние времена, когда черная кошка считалась символом дьявола и непременным спутником ведьм и колдунов. То ли это просто контраст симпатишного котэ и уродливого злодея :) 






Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий