понедельник, 18 марта 2024 г.

Практиковать счастье

Я продолжаю вникать в психологию счастья (если таковое вообще возможно))). Недавно попалась вполне научная свежая (от 8.03.2024) статья по теме: "Long-term analysis of a psychoeducational course on university students’ mental well-being" ( https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-024-01202-4 ).

Насколько долгосрочный эффект имеют курсы вроде "Науки счастья"?


(Среди авторов статьи, кстати, британский психолог Брюс Худ; на русском есть две его книги: 1) "Мозг прирученный: что делает нас людьми?" (2014 г), на эту книгу была рецензия в моём блоге: http://s-kalinin.blogspot.com/2014/12/blog-post.html  ; 2) "Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг" (2015 г), которую очень рекомендую всем, желающим разобраться, как создаётся/конструируется и функционирует наша внутренняя Я-концепция. Поможет стать более осознанным. Возможно, сделаю рецензию и на неё, но это не точно))).

Если совсем кратко, то...

 

 

...то статья посвящена оценке долгосрочной эффективности учебных (факультативных) курсов для студентов "про счастье". Как правило, подобные курсы основаны на идеях и исследованиях современной позитивной психологии/психотерапии. О том, что очень нужны подобные курсы по психогигиене и психопрофилактике, улучшающие повседневное психологическое самочувствие и повышающие устойчивость к стрессам и кризисам, писал ещё один из отцов-основателей позитивной психологии Мартин Селигман.

Сегодня подобных курсов за рубежом уже насчитываются десятки. Пожалуй, самый известный курс от Йельского университета "The science of well-being" ("Наука о благополучии"; https://www.coursera.org/learn/the-science-of-well-being , оценка 4.9 из 5). Он бесплатный, есть автоперевод на русский язык; но у меня открывается только через VPN. 

Курс Йельского университета "Наука о благополучии" доступен на платформе онлайн-обчения Coursera


В курсе 10 модулей:

1. Введение
2. Ошибочные представления о счастье (стереотипные представления о счастье)
3. Почему наши ожидания так плохи (какие психологические механизмы лежат в основе ошибочных представлений о счастье)
4. Как мы можем преодолеть свои предубеждения
5. Вещи, которые действительно делают нас счастливыми
6. Применение стратегии на практике (формирование здоровых привычек)
7. Начните решать свою финальную задачу по перепрошивке (план позитивных изменений на 4 недели)
8. Продолжайте выполнять своё перепрограммирование (как наладить отношения с другими людьми, чтобы они помогали в ваших изменениях)
9. Продолжайте выполнять своё перепрограммирование (как в целом изменить своё окружение в лучшую сторону)
10. Итоговые (контрольные) задания

Также довольно популярен схожий курс "Наука счастья" от Калифорнийского университета Беркли ( https://www.edx.org/learn/happiness/university-of-california-berkeley-the-science-of-happiness ). Он также бесплатный (но ограничено время прохождения); здесь на русском более подробно о нём: https://dial-pos-psych.ru/blog/free-courses-pp/2024-01-14-berkeley-course-pp.html , плюс выложены различные материалы в переводе. 

Основные "практики счастья", которые изучают в курсе "Наука счастья" Калифорнийского университета в Беркли


Брюс Худ ведёт подобный курс "Наука о счастье" ("Science of Happiness"; https://bit.ly/3IL1UQI ) в Бристольском университете, но закрытый, только для студентов данного ВУЗа.

В курсе предлагается изучить:

1. Критически оценить доказательства того, что психическое здоровье студенческой популяции ухудшается (об этом кстати есть данные в статье - С.К.).
2. Измерить свой собственный уровень счастья.
3. Открыть для себя свои сильные стороны (что означает "счастье" для вас лично).
4. Найти баланс между генетической предрасположенностью и жизненными событиями в формировании счастья.
5. Разобраться, как человеческий разум искажает счастье.
6. Разобраться в том, как счастье понимается индивидуально и в отношениях/социуме.
7. Разобраться, каким образом можно изменить (повысить) уровень счастья.
8. Разработать и применять успешные стратегии улучшения психического благополучия.
9. Признать и обсудить роль культуры в формировании самооценки.

(Здесь ещё немного информации о курсе: https://www.bristol.ac.uk/news/2022/february/science-of-happiness.html ). 

На сайте Бристольского университета статья о том, насколько курс "Наука счастья" был востребован и полезен во время ковидного локдауна


Аналогичные курсы (в т.ч. в онлайн-формате) есть и в России. Конкретных ссылок давать не буду, чтобы никому не делать рекламы)). При желании легко нагуглите, но... Были у меня когда-то мысли сделать подобный курс/тренинг в корпоративном формате. Типа "сделайте сотрудников вашей компании счастливыми!")).  Пообщался с парочкой провайдеров, кто занимался продвижением корпоративного обучения и они даже какую-то лёгкую аналитику рынка мне предоставили. Но в итоге тема "про счастье" оказалась не востребованной от слова "совсем"((((. Это было лет 7-8 назад, может сегодня ситуация изменилась, но складывается впечатление, что народ у нас тут больше любит страдать, чем быть счастливым...

Ладно, это было лирическое отступление, вернёмся к эффективности подобных программ. Понятно, что эффективность мониторят и оценивают. Вот, к примеру, ролик (с русской озвучкой) https://www.youtube.com/watch?v=m4NqyxEhGuI про эффективность курса "про счастье" для студентов Йеля. Ролик, конечно, скорее рекламный - там лишь про одну дыхательную и медитативную технику из йоги, но графики красивые и все улыбаются))).  Но студентам нравится и вроде как помогает лучше учиться...

В статье же Брюса Худа и соавторов задача была более серьёзная - оценить эффективность подобных "курсов про счастье" в долгосрочной перспективе. Так, в исследование попали 905 студентов; в выборке были люди, у которых с момента окончания курса до момента исследования прошло от 1 до 3 лет. Исследователи использовали несколько простых шкал для оценки психологического благополучия (в т.ч. показатели тревожности и одиночества); замеры производились три раза: до курса, через один месяц после его окончания; и через максимально длительный промежуток времени (т.е. 1-3 года). Также задавались анкетные вопросы типа "Будете ли вы рекомендовать этот курс другим людям"?

Не буду вас грузить деталями статистического анализа; самое интересное - это полученные выводы:

1) Курс определённо даёт краткосрочный позитивный эффект. Сразу после его проведения (через 1 мес.) у всех участников наблюдалось снижение тревожности, уменьшились негативные переживания одиночества, в целом уровень субъективного благополучия (=счастья) повышался.

2) На уровне "послевкусия" (т.е. через 1-3 года) лишь 52% участников считали, что курс улучшил их психологическое самочувствие; а 94% сказали, что будут рекомендовать курс другим людям. (От себя добавлю, что в целом неплохо, но в очередной раз подтверждает аксиому, что эффективность любого психологического вмешательства 50/50))).  
 
3) Но, что интересно, в долгосрочной перспективе (1-3 года) происходил "откат". Т.е. не в полной мере, но довольно значительно, показатели психологического неблагополучия (тревожность, одиночество и т.п.) повышались/восстанавливались.  

4) Самый важный результат заключается в том, что положительная оценка курса и собственных позитивных изменений в долгосрочной перспективе (через годы) чётко даётся теми, кто ПРОДОЛЖАЕТ ПРИМЕНЯТЬ те психотехники/методы/"лайфхаки" для повышения уровня счастья, которые узнали на курсе.

5) Вот рейтинг применяемых в долгосрочной перспективе техник: различные варианты медитации / практики осознанности - 38%  ; практика благодарности (ведение "дневника благодарности", составление "списков благодарности", написание "писем благодарности" и т.п.) - 37% ; повышение физической активности, занятия спортом и т.п. - 21% ; ведение личного дневника (в котором фиксируются позитивные жизненные события/изменения)  -18% ; практика доброты, альтруистические поступки, помощь другим людям - 11% .  

Главный (мой))) вывод: Хотите быть счастливыми в долгосрочной перспективе? Найдите (на специальных курсах / с помощью психолога / самостоятельно) свои собственные "практики счастья" - и делайте! Не забрасывайте, находите силы, время и прочие ресурсы - и действуйте регулярно! И будьте счастливы)).

P.S. Вдогонку... Пока писал эту заметку, обнаружил, что появилась свеженькая, прямо с пылу-с жару книга Брюса Худа "The Science of Happiness: Seven Lessons for Living Well".  Официальная дата издания 14.03.2024. Хвалебные отзывы написали всякие хорошие люди типа Дэна Гилберта ;) http://s-kalinin.blogspot.com/2015/02/blog-post.html , так что надо читать обязательно. Разве что Amazon скурвился и пишет no dispatch in your country... Ладно, будем искать варианты.

Вряд ли Брюс написал что-то принципиально новое; эти "семь уроков/лайфхаков счастья" хорошо известны ( https://www.youtube.com/watch?v=KSzKN0DmYsI ): 1) медитация; 2) благодарность; 3) доброта; 4) социальные связи; 5) физическая активность; 6) здоровый сон; 7) яркие впечатления ("вкус жизни"). Но книгу я бы всё равно полистал, наверняка есть нюансы как практические, так и теоретические.






Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий