Ура! Наконец-то я дождался появления этой книги!!! :)
Да, друзья, именно с такими жизнерадостными эмоциями :) я приветствую выход в свет книжки Игоря Манна "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" (МИФ, 2014; о книге на сайте издательства; сама книга на Ozon'е).
Книга очень хорошая, и, несомненно, must read для любого профессионала с амбициями (в хорошем смысле этого слова :)). И в первую очередь книга будет полезна тем, кто работает с людьми, и чей жизненный успех в значительной мере зависит от "звёздности" (опять же - в хорошем смысле :)), т.е. от публичной привлекательности, харизматичности). Соответственно, в очередь за книгой должны выстроиться не только консультанты и бизнес-тренеры, но и руководители любого уровня, политики и т.п.
Почему я пишу "дождался" появления этой книги? Начну с интриги :)
Интрига в том, что я уже много лет внимательно слежу за тренингами и публикациями Игоря Манна. Причин этому несколько:
1. У меня, как у бизнес-консультанта есть своя система "профессиональных координат". На этой системе координат отмечены и "звёзды" консалтинга (на которых я ориентируюсь, у которых постоянно учусь), и симулирующие консалтинг дилетанты.
Игорь Манн - один из немногих людей, кто занимает одно из самых высоких мест в моём профессиональном рейтинге. Подчеркну - это МОЙ собственный рейтинг, который весьма сильно отличается и от "всенародного признания" (...ой, как народ любит разного рода пустых клоунов!), и от составленных какими-нибудь профессиональными объединениями/СМИ "официальных рейтингов" (...ибо в этой ярмарке тщеславия всё продаётся и всё покупается).
Для меня лично одним из "моментов истины" в отношении Игоря Манна была ситуация, когда лет, эдак 8 назад, все кругом величали себя "бизнес-тренерами", фактически не понимая, что такое "тренинг" как формат обучения :(. И когда в профессиональном сообществе началось вялотекущее выяснение отношений (кто "настоящий бизнес-тренер", а кто - нет), одному лишь Игорю Манну хватило мужества сказать, что он не тренер, а "популярный бизнес-лектор". (Я уже писал в своём блоге об этом, размышляя о том, что же такое "бизнес-тренерство").
Тем, кто не в теме, поясню контекст :). Среди бизнес-тренеров ооочень распространена фобия, что их примут за "теоретиков" (за "лекторов"). Поэтому каждый во что бы то ни стало старается доказать/показать, что он "практик", но уж никак не "лектор" :))))
Кстати, карьера Игоря Манна - на редкость удачное сочетание и "практики", и "теории". Но самое забавное, что сделанное много лет назад "признание" в том, что он "лектор", карьере Игоря (в качестве публичного спикера, ведущего семинаров и тренингов) никак не повредило - даже наоборот! Для меня этот случай до сих пор пример маленького маркетингового чуда :)
...и ещё вызывает уважение человек, не побоявшийся быть собой вопреки моде, "требованиям рынка" и т.п.
* * *
2. Я не специализируюсь только в маркетинговом консультировании, но периодически работаю в больших консалтинговых проектах, когда в компаниях приходится среди прочих задач "поднимать" или "ставить" :))) маркетинг.
Стоит ли спрашивать о том, читал ли я "маркетинговые трактаты" :) Игоря Манна? Разумеется, да! Более кратких, практичных и адаптированных к российской действительности маркетинговых руководств вы вряд ли найдёте! Читал практически все его книги; применяю в работе; помогает :)
Вот что ещё важно: я работаю в основном с малым бизнесом, в котором большинство маркетологов - самоучки без образования. В таких компаниях есть "какой-то маркетинг"... Но как только появляется цель вывести маркетинг на новый уровень, создать систему ("маркетинговую машину"), то первое, с чего мы обычно начинаем... - с чтения книг (желательно всей компанией) Игоря Манна! И это снова очень помогает!
А знаете, почему помогает?! (Внимание! Сейчас я раскрою великую профессиональную тайну Игоря Манна! :))). У Игоря Манна есть уникальная способность сочетать широчайшую эрудицию с умением удобно структурировать и кратко "упаковывать" большие объёмы информации.
К консультанту обычно идут за ответами на какие-то свои вопросы. Или за свежими/оригинальными идеями. А теперь представьте, что вместо одного ответа на вопрос (или вместо одной новой идеи) вы получаете целое "меню", содержащее множество таких ответов, из которого удобно выбирать. При этом неожиданные "озарения" (сверх ожидаемого ответа) гарантированы! Это стиль работы (и во многом секрет проф.успешности) И.Манна :)
Консультант - это машина по переработке профессиональной информации в более удобную, понятную и практичную форму. Игорь Манн справляется с этой задачей очень здорово! (и этому я учусь у него).
* * *
3. Теперь главный момент интриги :)))) То ли в 2009, то ли в 2010 году мне в руки попала презентация Игоря Манна (он обычно щедро делится ими с участниками своих семинаров ;)) "Самый важный маркетинг (маркетинг самого себя)".
Помню, тогда на меня это знание произвело очень сильное впечатление. Для меня всегда было довольно жёстким противоречие между "быть" и "казаться". Я всегда старался "быть" и наплевательски относился к "казаться". В моём понимании маркетинг - это что-то из мира иллюзий, это что-то про "казаться". Именно поэтому словосочетания вроде "самомаркетинг", "персональный брендинг" и т.п. казались мне полной чушью.
Семинар Игоря заставил меня взглянуть на "маркетинг самого себя" совсем с иной точки зрения. На самом деле между "быть" и "казаться" нет пропасти. Особенно, если благоприятное впечатление ("казаться") на окружающих является закономерным результатом самосовершенствования, серьёзной работы над собой ("быть").
В моих рабочих блокнотах всегда были какие-то задачи из разряда "работы над собой" (как над профессионалом), но именно после семинара Игоря Манна я систематизировал свои наброски, сделал интеллект-карту, в которой собрал все основные направления работы над своим "Я-брендом". Эта интеллект-карта у меня и в настоящее время один из самых рабочих инструментов. Т.е. манн-идеи по-прежнему помогают и работают ;)
* * *
И вот развязка интриги: книга Игоря Манна "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" - это не только рассказ о его личном "пути к вершине". Это обобщение его пятилетнего опыта проведения семинаров, тренингов и т.п. по самомаркетингу. Об этом почему-то не упоминается ни в предисловии, ни в аннотации к книге.
Многие вещи в хранящейся у меня на компьютере презентации пятилетней давности совпадают с тем, что есть в книге. По сути дела книга - это обновлённая (расширенная и дополненная) версия отличного манновского тренинга :) Вот почему я так радуюсь, что наконец-то это издали, и теперь информация станет доступна широкому кругу читателей!
* * *
Теперь очень коротко о самой книге... На самом деле, лучше ничего о ней не писать :), потому что книга сама по себе очень небольшая (её легко прочитать-просмотреть за пару часов), но это настоящий "концентрат" знаний и советов по самопродвижению.
Можно было, конечно, mindmap по книге сделать :))) Но автор это уже сделал за читателей: в самом начале книги находится интеллект-карта по основным направлениям самомаркетинга; а весь остальной текст - краткие пояснения к "ветвям" карты.
Книга больше напоминает "справочник по компетенциям успешного человека" :) - всё чётко, сжато, по делу. Тем не менее, автор умудряется добавить в текст цитаты, анекдоты, примеры (различные поучительные случаи из своей карьеры и даже из своего детства). Несмотря на краткость, книга ни в коем разе не "сухая", читать её очень легко и увлекательно.
Также хочу предупредить, что эта книга - практикум. Просто "читать" её смысла никакого нет. Ещё до того, как откроете первую страницу книги, киньте закладку на страницу №176 - именно с неё начинаются бланки заданий, над которыми нужно работать в процессе прочтения книги.
Могу сказать, что несмотря на наличие у меня уже готовой своей интеллект-карты по Я-брендингу, я с удовольствием выполнил практически все задания из книги. В общей сложности работал я с книгой где-то неделю, зато в моей интеллект-карте дополнилось несколько новых веточек ;)
Каждая компетенция, которую мы можем совершенствовать, чтобы стать №1, описана в книге очень кратко. Но практически для каждой компетенции есть список рекомендуемой литературы (конечно, с уклоном в издания "МИФ"а ;))). Т.е. текст книги очень легко масштабируется; и желающие углублённо "прокачать" какую-нибудь компетенцию, смогут быстро понять, в каком направлении им двигаться дальше.
* * *
Ложка дёгтя... (ну не могу я без неё )))). Это не претензии к автору книги (книга прекрасна), это так - мысли по поводу...
Если вы: а) не молоды; б) не амбициозны; в) не азартны; г) не любите учиться; д) не умеете серьёзно работать над собой - не читайте эту книгу! Книга, несомненно, вредна, т.к. втравливает вас в очередные крысиные бега, в безнадёжную гонку за лидером.
Что за нелепая идея - "быть первым"?! Вне контекста (в чём? где? для кого?) эта идея вообще не имеет смысла. А если добавить контекст, то очень быстро понимаешь, что всё преходяще, и всё относительно :) И стоит чуть внимательнее посмотреть по сторонам, то обязательно заметишь кого-нибудь "первее" себя - как бы высоко ты не забрался...
Легко писать такие книги с вершины своего успеха. Но чужой успех - не воспроизводим, успех бывает лишь свой собственный. Тогда нужны ли нам вообще чужие советы про то, как стать успешным?!
И чем тогда эта книга принципиально отличается от ещё 1001 книги "про успех"?!
Вы..., и вы..., и вы тоже... - не будете №1 ! Точно так же, как и 99,9999% читающих эти строки никогда не будут №1 ! И это не чудеса ясновидения, это просто статистика.
И тогда м.б. лучше писать книги не про то, как быть первым, а про то, как быть "лучшим №2"? Потому что любой адекватный №1 понимает, что без своей команды, без отличной группы поддержки (т.е. без правильных №2) - он ничто, ноль без палочки... Всегда есть чемпионы, и всегда есть те, кто делает чемпионов (это "вторые").
Я вот почти в каждой преуспевающей компании наблюдаю толпу грызущихся между собой выскочек (каждый уверен, что он №1 :)), ну, или должен им стать), и тихих малозаметных людей, которые делают всю работу, и на которых держится успех всей компании (а не только одного-меня-номерпервого :(( ). И кто бы выучил нам побольше таких №2?
Список компетенций "первого номера" впечатляет... Хотя, пожалуй, это самое уязвимое место в книге, т.к. о конкретных компетенциях тут можно спорить, и спорить, и спорить бесконечно. Я бы добавил туда такую компетенцию, как "отдавать", бескорыстно помогать окружающим. Об этом пишет и К.Феррацци (по его мнению правильный нетворкинг основан исключительно на "отдавать"), и Адам Грант. Мне кажется, что и Игорь стал №1 во многом благодаря этому качеству. Но в состав компетенций не включил - или недооценивает его значимость, или скромничает :)
* * *
Книгу - читать обязательно! Всем, кто хочет быть королём песочницы №1 в выбранной сфере деятельности, но особенно консультантам :)
P.S. ...а вообще я сделал бы книгу "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" обязательным учебником для изучения в старших классах. Абсолютно серьёзно. Глядишь, в стране бы больше хороших профессионалов выросло...
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
О, я уже и забыл :) Я, оказывается, уже писал рецензию на одну из книг И.Манна :))) Здесь: http://bookmix.ru/review.phtml?rid=66414#review
ОтветитьУдалитьСпасибо за вдохновляющую рецензию! Проникся и купил электронную версию.
ОтветитьУдалитьХороший обзор! По мере чтения книги Манна, я постоянно ловил себя на мысли, что, несмотря на броскость названия, ее идеи хорошо сочетаются с идеями книги "Уверенность в себе". Это сочетание позволяет несколько иначе смотреть на крысиные бега - если речь идет о соревновании с самим собой (а достижения остальных - лишь ориентир или контекст)
ОтветитьУдалитьВадим, в целом я согласен, и тоже так думаю - что важно соревнование с "собой вчерашним" :) , а другие - это контекст и ориентир.
УдалитьНо я хотел немного другой смысловой акцент сделать... В моём понимании "крысиные бега" - это погоня за какими-то ложными и преходящими ценностями, которая съедает кучу сил и времени (которые можно потратить на что-нибудь более прекрасное :)).
Я лишь о том, что существует определённый риск, что цель "быть №1" превратится в такую псевдо-цель. "№1" предполагает активное сравнение себя с другими и активное доказывание этим другим, что "№1 - это я!". Т.е. точка отсчёта моих усилий смещается во внешний мир, я становлюсь заложником чужих мнений и "признания толпы". Эдаким поп-идолом... А это уже первый шажок к девальвации личности, к выгоранию и проч. известным в клинической психологии штукам :)
Тут, наверно, какой-то баланс нужен между внешним (быть №1 для окружающих) и внутренним (уверенностью в том, что я №1 сам для себя :)).
Путь, противоположный "крысиным бегам" ведь тоже хорошо известен (и ему пытаются учить предпринимателей ;)) - не быть лучшим среди других, а максимально развивать собственную уникальность. Не конкурировать на известных рынках среди известных продуктов, а создать свой собственный рынок/продукт. Это ведь тоже способ быть №1 - через уникальность.
А в данной книге (IMHO, разумеется) в больше степени речь идёт не о том, как найти/создать свою уникальность, а о том, как "толпе" понравится... А это оооочень повышает риск втягивания в "крысиные бега" :)
Спасибо, Сергей, за очередную качественную рецензию. Добавил книгу Манна в свой список чтения и уже даже начал читать.
ОтветитьУдалитьСразу 3 ваши рецензии добавил в свою Ссылковыжималку:
http://n-man.ru/int15/
Жду еще рецензий - хороших и разных книг))
Фарид, спасибо за добрые слова и за ссылку! Скоро будут ещё рецензии :)
Удалить