Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


суббота, 25 мая 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 6. Модификаторы персонажа (главного героя)

Периодическая таблица сторителлинга - 6. Модификаторы персонажа (главного героя)
Предыдущий пост по периодической таблице сторителлинга был посвящен главному герою - точнее, возможным амплуа, в рамках которых может преподноситься центральный персонаж в книгах, сериалах, комиксах и т.д. 

Амплуа - это всегда некий целостный образ, своего рода "обобщённый типаж". Но на самом деле, в рамках любого амплуа допустимы и желательны модификации героя. Так сказать, внесение каких-то черт характера, личностных или сюжетных особенностей, наделяющих героя яркой индивидуальностью. 
 
Фландеризация (п.4) - универсальный способ модифицировать любого персонажа)
 
Амплуа - это в большей степени характеристика главного героя как бы "извне", с точки зрения его места/роли в целостном сюжете. Модификаторы - это "внутренние" особенности главного героя; способы сделать его художественный "портрет" более оригинальным и привлекательным. 

В периодической таблице сторителлинга предлагается всего 18 вариантов модификации образа главного героя, некоторые из них являются парными - т.е. противоположными по смыслу (1 и 2, 10 и 18, 14 и 15, 16 и 17): 
 

1) Протагонист (Р) - термин, традиционно обозначающий главного героя повествования :)  С точки зрения приёмов сочинения историй гораздо важнее более глубинный смысл данного термина: протагонист - это персонаж, с которым целевой аудитории проще всего отождествить себя. 

Всё очень просто: протагонист должен быть портретом "идеального читателя" (зрителя и т.п.) данного текста.  Возьмите, к примеру, Гарри Поттера - 11-летнего (в первой книге) мальчика из неблагополучной семьи, желающего магического разрешения своих жизненных трудностей. Да практически каждый современный подросток 11-13 лет узнает себя в описании главного героя? 

И, хотя среди центральных персонажей присутствует также и женский (Гермиона), но почему бы не сочинить десяток-другой самостоятельных историй, где полноправным протагонистом-волшебником будет женский ("девчонский") персонаж вроде Тани Гроттер? )))  

/Поколение любителей поттерианы постепенно стареет... Не удивлюсь, если скоро в продаже появятся какие-нибудь адресованные пенсионерам дневники Дамблодора "Про то, как наколдовать достойную пенсию"))))) /

Литературные приёмы, задающие протагониста, обычно очень просты: это описание внешности и образа жизни (место жительства, близкие друзья и родственники, какие-то бытовые хлопоты и т.п.) главного героя. Чем больше получится совпадение жизненного мира протагониста с жизненным миром целевой аудитории, тем проще ей (аудитории) будет отождествиться с главным героем. 

2) Антагонист (А) - в традиционном смысле - это персонаж (-и), противостоящие главному герою. Соответственно, сами они не могут быть при этом главным героем :)  

Но в данном разделе мы говорим о способах модификации ("оформления") ТОЛЬКО центрального персонажа - т.е. главного героя. Поэтому слово "антагонист" следует писать в кавычках - это лишь форма подачи главного персонажа, который описывается как "противоположный" целевой аудитории. 

Например, сказка для детей вполне может быть написана от лица взрослого и "серьёзного" персонажа, неожиданным образом оказавшегося... в сказке :) 

3) Приступ идиотизма (Ib) - в сюжет добавляются эпизоды, в которых главный герой совершает "идиотские"  поступки - т.е. неожиданные, глупые, нелепые, никак не согласующиеся с его характером и основной линией поведения. 

Приступы идиотизма могут быть мотивированными (например, выпивка)))) или нет. Но они всегда выступают в качестве драйверов сюжета, а иногда даже начинают новую второстепенную сюжетную линию. 

Цель "приступов идиотизма" - или вызвать комический эффект у аудитории; или активизировать сопереживание главному герою ("Ну как он мог в такой ответственный момент совершить такую глупость?!"). 

"Приступы идиотизма" могут также случаться у нескольких персонажей одновременно))), что является правилом для комических эпизодов/сюжетов.  

Периодическая таблица сторителлинга - модификаторы персонажа4) Фландеризация (Fl) - прием, который заключается в том, что берется одна черта персонажа и раздувается, преувеличивается до тех пор, пока она полностью не поглощает персонажа и начинает определять всё его поведение. 

Такой прием обычно встречается в ситкомах, где характеры героев зачастую упрощаются и типизируются до одной конкретной и преувеличенной характеристики. Названо в честь Фландерса, персонажа из «Симпсонов», который на начало сериала просто был добропорядочным, верующим и вежливым соседом Гомера, а с развитием сериала превратился чуть ли не в религиозного фанатика.

5) Крутан / крутой (Bda) - всё просто :) главный герой осуществляет самые немыслимые трюки, например, обезвреживает жуткую бомбу при помощи зубов или выжигает огнеметом целую армию. Наиболее типично для боевиков, где, к примеру, ГГ затевает драку с парой десятков набегающих на него противников, и всех побивает. Или, вооруженный 6-зарядным револьвером полицейский вступает в бой с толпой бандитов-автоматчиков, и расстреливает всех, как в тире.

Понятно, что все эти подвиги неосуществимы в реальности. Например, вооруженный пистолетом человек не имеет никаких шансов против автоматчика. Однако персонаж-крутан традиционно привлекает зрителей своей неимоверной крутостью, зрелищностью и эффективностью своих действий.

6) Кнопка вызова берсерка (Bb) - итак, в начале сюжета вы имеете дело с абсолютно нормальным парнем. Он общителен, дружелюбен, адекватен, переводит бабушек через дорогу и подкармливает бездомных котят. 

Но вот однажды кто-то делает ему какое-то незначительное замечание, например, относительно его роста, или веса, или отсутствия у него девушки, или еще чего угодно, что для большинства людей является абсолютно нормальным обыденным вопросом. И вот тогда он моментально превращается в монстра и обрушивает на окружающих всю свою ненависть и ярость, от которой только чудом удастся спастись. 

Это значит, что вы нажали "Кнопку вызова берсерка". В комедийных сериалах, "Кнопкой вызова берсерка", как правило является какой-то физический недостаток человека, например его рост, из-за которого человек явно комплексует. В трагических фильмах и сериала "Кнопка" традиционно связана с какими-то душевными неурядицами, болезненными воспоминаниями или темным прошлым героя. 

7) Мерзавец с золотым сердцем (Jhg) - персонаж, "на лицо ужасный, но добрый внутри" :)  Это клон Антигероя (см. п.2 предыдущего поста о сторителлинге). Герой ведет демонстративно нонкомформистский  образ жизни, нарушает общественный порядок, неопрятен в быту, и творит всякие мелкие пакости. Т.е. на первый взгляд производит впечатление законченного мерзавца :)

Но на самом деле этот персонаж - человек с золотым сердцем. Он незаметно совершает какие-то очень хорошие и общественно полезные поступки. У него вполне может быть великая миссия, значимая для всего человечества. А когда наступает "час Х" - он запросто спасает мир :)

8) Засранец (Ja) - омерзительный персонаж, который совершенно невыносим, а потому сложно себе представить, что кто-то будет общаться с ним по собственной воле. Как правило, в реальной жизни мы крайне редко имеем дело с настолько отвратительными персонажами, однако в кино/книге мы можем присмотреться к ним поближе. 

Есть масса типов засранцев – некоторые из них могут быть даже симпатичными, забавными, привлекательными и смелыми, но это не мешает им все равно оставаться крайне непривлекательными, отталкивающими, омерзительными персонажами, среди которых встречаются расисты, шовинисты, фанатики, ну или просто моральные уроды. 

Технически персонаж-засранец создаётся очень просто: выбирается какой-нибудь негативный социальный стереотип (или всеми осуждаемый "порок") и раздувается, преувеличивается до степени гротеска.

Главный герой-засранец - очень привлекательная модификация с точки зрения сюжетной динамики. Это очень противоречивый персонаж, который одновременно является смешным и уродливым, вызывающим жалость и отвращение, вызывающим сочувствие и презрение. На этих противоречиях можно играть бесконечно ;) 

9) Голос здравого смысла (Sav) - персонаж, который по сюжету ведет себя разумнее и адекватнее всех остальных персонажей. Он осознаёт нелогичность многих поступков и старается удержать других персонажей от неверных решений. Именно он знает, что не стоит брать конфеты у незнакомцев, проверять источник странного шума в подвале или разделяться, гуляя по заброшенным подземельям. Однако, как правило, его никто не слушает :) 

10) С ног на голову (Hft) - "с ног на голову" - это сленг из профессионального реслинга, заимствованный сочинителями сценариев/текстов массовой культуры.  В реслинге существует два вида персонажей, ярко отличающихся друг от друга - "добрый" и "злой". "Доброго" обычно поддерживают зрители, сопереживают ему и желают победы. "Злого", наоборот, ругают, и  желают ему проигрыша. 

Иногда отрицательный герой вдруг может стать положительным, и наоборот. Это и есть "с ног на голову". Причин на то может быть масса: просто прихоть сценаристов, влюбленность героя в доброго/злого персонажа соответственно, какие-то сильнейшие жизненные переживания, действие заклятья, промывание мозгов и т.д.

11) Мимимишечка (Wb) - персонаж, которого хочется завернуть в теплое одеяло, прижать к груди и кормить сахарком, пока ему не станет лучше :), ведь он так душераздирающе, но с тем же мило страдает. 

Как правило этот персонаж вводится в произведения для того, чтобы сопереживая мимимишечке, зритель мог решать какие-то свои внутренние проблемы, приходить к катарсису и усваивать мораль фильма, которая в таких фильмах обязательно есть. 

Стоит отметить, что в большинстве случаев источником страданий мимимишечки является внешний мир, а не его внутренние переживания, поскольку внутренний мир такого персонажа как правило, до неприличного прост и мил. 

12) Чудик (Ccl) - персонаж со странностями, который неожиданно реагирует на очевидные вещи, странно одевается, рассказывает невнятные истории, далекие от того, что он на самом деле хочет сказать. 

Одним из признаков чудика является тот факт, что 90% сериала вы считаете его самым сумасшедшим персонажем, однако на протяжении 10% сериала вам кажется, что он – единственный разумный из всех персонажей. Таким образом мы начинаем догадываться, что чудик – это человек, обладающий удивительными и уникальными знаниями о нашем мире. 

Отсюда следует помнить, что бормотание чудика - не всегда просто бормотания :) А намёк на что-то очень-очень важное!

13) Гигантская ветчина (Ham) - на самом деле к ветчине не имеет никакого отношения :)  Название тропа (характерного преимущественно для фильмов и сериалов) обусловлено игрой слов в английском языке. В переводе с английского слово «ham» обозначает как «ветчина», так и «переигрывающий, противоестественный актер». 

«Гигантская ветчина» - это персонаж, как правило, играемый приглашенной звездой, просто звездищей с огромным послужным списком. Использование "гигантской ветчины" - это всегда очень большой риск, т.к. уровень актерской игры главного героя может значительно превышать общий уровень сериала (фильма). В некоторых случаях это может "вытянуть" фильм, превратив его в произведение искусства; но чаще это гробит его, создавая ненужный пафос. 

14) Объёмный персонаж (Rnd) - одной из характерных особенностей любых персонажей является их глубина, или насколько они сложны. Объемные персонажи – это не просто типовые герои любого сериала или фильма, это персонажи с предысторией, скрытыми чертами характера, глубиной и замысловатостью. 
Такие персонажи могут действовать в разрезе с ожидаемым для их типажа поведением, «самостоятельно» принимая каждый выбор.

15) Плоский персонаж (Fla) - персонаж, обладающий самым минимумом характеристик, способных сделать его хоть немного интересным для зрителя. Однако плоский – не значит плохой. Объемность персонажа напрямую зависит от его роли в развитии сюжета. 

Нам не обязательно слушать полную биографию и историю жизненных страданий официантки в баре – ей достаточно просто быть официанткой. И, в свою очередь, добавление лишних деталей в портрет того или иного персонажа, намекает зрителю на то, что этот персонаж каким-то образом важен для дальнейшего развития истории.

16) Динамичный персонаж (Dyn) - люди меняются, и это факт, не раз подтвержденный жизнью. Люди могут меняться постепенно, со временем, или же под влиянием некого сильного воздействия. 

Если персонаж заканчивает свою историю с взглядами, отличными от тех, с которыми он ее начинал, его называют Динамичным. Опять-таки, это не может являться хорошим или плохим качеством – персонажи бывают разными.

17) Статичный персонаж (Sta) - противоположность динамичному персонажу (п.16). Т.е. каким был в начале сюжета, таким и остался в конце.

18) С головы на ноги (Fht) - противоположность тропу  "С ног на голову" (п.10). Т.е. добрый герой в силу каких-либо обстоятельств становится злым. 


 
  







Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий