Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


среда, 5 октября 2011 г.

Россия не станет "самой читающей страной в мире"


Знакомая журналистка тут на днях прислала мне вопрос:

"Вот вы за свою жизнь столько книг перечитали - и печатных и электронных. Как вы считаете, реально ли сделать "как завещал великий Путин", то есть вернуть России статус самой читающей страны в мире? "

Собственно, ниже - мои мысли по поводу...

Я сильно сомневаюсь, что России можно вернуть статус «самой читающей страны в мире» (особенно какими-то специальными административными мерами). Причин много:

1) Глубочайший кризис системы образования, в первую очередь школьной и вузовской. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда чтение в школе вырождается  (для того, чтобы сдать ЕГЭ – читать не надо, надо знать правильные ответы к тестам), общий уровень школьного образования (особенно гуманитарного) пикирует вниз.

В то же самое время в стране неадекватно большое количество ВУЗов. Будут ли в институтах читать книги те, кто не читал их в школе? Сильно сомневаюсь… Поток полуграмотной абитуры приводит только к одному - к деградации (по цепочке) и вузовского образования :(

И главное: если даже госВУЗы на 80% коммерциализированы, то понятно, что задача студентов – не получать знания, а платить деньги (в т.ч. за оценки); и не читать книги – а уметь искать готовые рефераты в Интернете.

2) Книги ОЧЕНЬ дорогие. Особенно если сравнивать с бутылкой водки или компьютерным CD/DVD-диском, на который могут влезть десятки игр.

Тут бы хорошо вмешаться государству, и не по приказному принципу: «Снизить цены, раз-два!», а создав льготы издателям, торговле, потребителям.

А у нас даже с обеспечением школ учебниками бардак :( . Есть много случаев, когда школы не обеспечиваются бесплатными учебниками, и с родителей требуют деньги. Про укомплектованность многих ВУЗовских библиотек современной научной литературой (особенно иностранной) я вообще молчу :( .

Получается, что книги (как объект потребления) становятся все менее доступными всё меньшим слоям населения.

3) Стремительно утрачивается семейная культура чтения. Даже если мы возьмем благополучные семьи (а не деклассированные, где вообще растут дети-маугли), то там родители «горят» на работе, им просто некогда читать своим детям. Современным родителям всегда проще посадить ребенка за видеоигру или за компьютер, а не тратить время и силы на чтение книги ребенку.

А ведь многократно доказано, что если родители не читают сами, если они не читают ребенку вслух (причем лет до 10-12, даже тогда, когда ребенок уже и сам умеет читать), то ребенок вряд ли полюбит читать книги самостоятельно.

4) Еще лет 20-30 назад в сфере «информационного досуга» у книг практически не было конкурентов. Сейчас есть бездонный Интернет, сотни наименований «глянцевой» прессы, 50 и более каналов кабельного ТВ и т.д. Это огромное количество новых каналов информации, которые очень успешно отвоёвывают у книг наше внимание и наше время.

Причем чисто психологически - чтение книги является более сложной и энергозатратной задачей, чем расслабленное созерцание экрана телевизора или монитора. Современному человеку, живущему в условиях хронического информационного стресса решение в пользу выбора чтения вместо "смотрения в зомбоящик" может стоить неимоверных усилий.

5) И главная, сугубо российская проблема – у нас умерла культура чтения как специфическая социальная субкультура. В России книги всегда были некой «отдушиной» для инакомыслящих, для «духовных диссидентов». Во времена тотального дефицита при «развитом социализме» кто-то менял книги на колбасу, а кто-то менял колбасу на книги :) . Это были две разные породы людей… Но тех, кто менял колбасу на книги - было много. Читающие люди держались вместе, они были своего рода "аристократами духа".

Для «духовных диссидентов» в СССР чтение книг было реальной альтернативой официозу и жесткому идеологическому контролю. Т.е. это был как бы глоток свободы и свободного полёта мысли на фоне идеологической и социальной несвободы.

Сейчас в нашем обществе свободы выше крыши, а идеологии нет вообще никакой – зачем тогда читать? Смысл исконного российского свободолюбивого чтения утрачен…

Может ли сегодня (или в ближайшее время) чтение быть ответом на тот бардак, беспредел и бездуховность, которые чинятся сейчас в России?

Я лично очень в этом сомневаюсь, т.к. чтение – это слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому как большинство стремительно превращается в «общество потребления». А в «обществе потребления» нормальной реакцией на социальные потрясения и проблемы является не чтение, а потребление – фастфуда, телевидения, Интернета и проч. суррогатов. И даже чтение с легкостью вырождается в потребление суррогатного чтива уровня Донцовой и Ко.

Так что мой прогноз – пессимистический. Интерес к чтению и потребность много читать на пустом месте у россиян не возникнет. Россия НИКОГДА не станет «самой читающей страной в мире», пока не будет на то серьезных предпосылок.

Культура чтения = культура образованных людей, культура специалистов и ученых. Специалисты появятся только тогда, когда в стране начнут не только перекачивать углеводороды, но и системно развивать различные отрасли производства.

Ученые нужны не всякие, а именно ученые-гуманитарии, т.к. они больше всего работают с текстами. А у нас сейчас принят курс на «самофинансирование» науки, что является полным абсурдом по отношению именно к фундаментальным и гуманитарным наукам. «Оптимизация» ВУЗов и научных центров идёт полным ходом, и, увы, ученые-гуманитарии в России – постепенно вымирающий вид…

Так что с чтением пока всё плохо :( . Если вы думаете иначе - буду искренне рад выслушать ваши доводы, пишите!




Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Не стоит ассоциировать термин "читающий" исключительно с книгами. Новые каналы получения информации, о которых Вы пишете, это общемировой тренд. Такая диверсификация ответ на изменение динамики жизни и продолжающийся "информационный взрыв". Ниша книг снижается, но это не отражает однозначно снижение активности по работе с информацией. По себе могу сказать, что, при снижении количества прочитанных книг в последнее время, я существенно много читаю. И богатство, разнообразие, эффективность чтения только выросли.

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитрий, спасибо за Ваш комментарий!

    Отчасти я с Вами согласен - про "информационный взрыв", про увеличение темпа жизни и про неизбежное появление новых трендов в "работе с информацией".

    Пафос :))) моей заметки несколько в другом… IMHO, есть очень большая разница между чтением книг и "работой с информацией".

    Книги (если мы говорим о качественной литературе) = большие тексты, есть некая крупномасштабная информационная целостность :) Взаимодействуя с такими "крупными" знаковыми объектами, мы соответствующим образом выстраиваем/моделируем наш "внутренний текст" - наше сознание.

    "Информация" (в том виде, в котором её получает современный человек из сети, из СМИ, просто из средового информационного шума) = осколки, фрагменты. Они не образуют связной и упорядоченной целостности, они очень разнородны.

    Они не интегрируются во что-то целостное, оставаясь в головах современников неким информационным винегретом :) /Про проблему писали многие; я веду точку отсчета от Ф.Бодрийяра, предложившего для инфовинегрета в головах хорошее название - "клиповое мышление (сознание)". Можно набрать в поисковике, почитать по теме и ужаснуться.../

    Чтобы сложить эти инфоосколки в систему, человек должен УЖЕ обладать неким "предустановленным" :) в сознании целостным текстом. А откуда он возьмется, если не из книг??? Из книг, которые читаются с самого раннего детства - а далее "внутренний текст" уже существует по своим законам, интегрируя в свою целостность новые тексты, и с легкостью расставляет на "правильные места" внутри этой целостности даже информационные осколки...

    Активность по работе с информацией действительно не снижается - снижается качество работы с информацией :( Молодежь теряет способность концентрировать внимание на текстах, размер которых превышает тот, что влезает на монитор. Они не просто пишут "ниасилил" - они действительно не в состоянии дочитать до конца и осмыслить большой текст :(

    Если сознание человека попытаться с самого начала выстраивать без больших текстов (т.е. без чтения книг, что и происходит с современными детьми и молодежью), а только на основании "эффективной" работы с осколками информации - мы и получим фрагментированное, расщепленное сознание - в переводе с греческого "шизофрения" называется… /Кстати, эту самую шизофренизацию массового сознания мы сейчас в полный рост наблюдаем… И у нас, и на Западе. И это довольно легко доказать. Но это уже тема для отдельного разговора/.

    ОтветитьУдалить
  3. Глядя на рост популярности электронных ридеров/смартфонов и расширение ассортимента соответствующих магазинов (e.g. Amazon) можно сделать вывод, что интерес к чтению, в целом, весьма велик. И в основном, к чтению художественной литературы, ибо на большинстве ридеров техническую не почитаешь.

    Думаю, компьютеризированный народ нынче читает очень много, но большинство потребляемой информации низкого качества: форумы, блоги и т.д.

    ОтветитьУдалить
  4. Евгений, всё это - рост популярности ридеров и он-лайн книготорговли - есть!

    Но это общемировая тенденция, и насколько она характерна для России (какую ступеньку в мировом рейтинге пользования ридерами/он-лайн магазинами мы бы заняли) - я лично не знаю. Очень хочется верить, что всё гораздо лучше, чем кажется :)

    PS По поводу чтения технической литературы - просто надо выбирать правильный ридер ;) На дагонали 9' и больше - уже вполне приемлемо.

    PPS По поводу "чтения" и "потребления информации" см. мой комментарий выше - это две большие разницы.

    PPPS Что касается "компьютеризированного" (и, как ни странно, айтишного :)) народа - в плане чтения это сейчас "свет в оконце", это самая читающая публика на сегодняшний день (IMHO).

    ОтветитьУдалить
  5. "Книги (если мы говорим о качественной литературе) = большие тексты, есть некая крупномасштабная информационная целостность :) Взаимодействуя с такими "крупными" знаковыми объектами, мы соответствующим образом выстраиваем/моделируем наш "внутренний текст" - наше сознание."
    Спасибо, Сергей! Очень интересное утверждение (я так раньше про книги не думал)! И мне оно представляется справедливым. Но только в части своей функциональной сути - крупномасштабная информационная целостность дает большее качество при восприятии человеком чем инфоосколки. Книга же только носитель этого целостного объекта. Могут быть другие носители. Причем, носители, предоставляющие новые возможности. В настоящее время, читая текст, читатель имеется возможность построения своей целостности. Когда я, например, читал книгу про пребывание Наполеона на острое Елена, я для большего проникновения в материал изучал фотографии и картины, искал в Википедии справку о некоторых персонах, рассматривал остров через Google Earth, читал описания интересующих событий из других книг. Это была иная чем у автора исходной книги информационная целостность. И она позволила, как мне представляется, гораздо более качественно работать с информацией, чем пассивное прочтение книги.
    Я разделяю опасения губительности «клипового мышления». Но это не повод горевать об уходе эры книг. Необходимо формировать у людей другие способы работы с информацией, более адекватные современной ситуации. Мне представляется, что самостоятельное складывание инфоосколков в информацинные целостности, будет в ближайшее время новой компетенцией, которой будут обучать в начальной школе. :)

    ОтветитьУдалить
  6. 1) Дмитрий, рад за Ваше маленькое открытие :) На самом деле, следует только спросить себя: что является самыми ПЕРВЫМИ текстами в истории человечества? Ответ прост: это тексты мифов.

    А теперь возьмите какую-нибудь из сохранившихся в относительной целостности мифологий и оцените объем ("размер" :)) текста. Особенно рекомендую древнеиндийскую мифологию - вот где ТЕКСТИЩЕ!!! Там одних только персонажей несколько тысяч насчитывается, причем большинство в родственных отношениях, и мифы - вполне связная история взаимодействий и взаимоотношений между ними :)

    /Одна только "Махабхарата" в академической серии "Литературные памятники" = 6 толстенных томов. А это лишь один из индуистких классических текстов!/

    Это я пишу к тому, что даже в глубочайшей древности лучшие представители человечества - образованные люди, носители культуры - оперировали именно с целостными и весьма объемными текстами. А сейчас наметилась некая девальвация больших текстов, уклон в клиповость :(

    2) Вы приводите замечательный пример - чтение книги о Наполеоне... Но, обратите внимание, что СНАЧАЛА была книга (т.е. целостный текст :)), а потом уже "информационные приправы" к ней :) Даже если Вы отыскивали информацию паралелльно чтению книги, то всё равно - логика и последовательность поиска задачались текстом :)

    3) При этом я абсолютно согласен с Вами, что при привлечении дополнительной информации получится новая, более качественная информационная целостность, превосходящая книгу. Но всё равно нужен некий базовый "скелет", на основе которого эта новая целостность формируется :)

    4) Что касается "ухода книг": поживём - увидим! Например, Умберто Эко считает, что книга уже создана человеком в некой совершенной форме (подобно ложке или чашке). Видоизменяться она может, но окончательно исчезнуть - нет :) Будем надеяться, что всё будет хорошо :)))

    А вот идея новой компетенции (которой надо в наш век обучать уже с детского сада :)) по работе с инфоосколками - мне очень нравится! Надо будет помедитировать в данном направлении :)

    ОтветитьУдалить
  7. 1) Я рад, что нашел тему для Вашей медитации. :)
    2) В случае с Наполеоном книга скорее была поводом для работы над темой, а не "базовым скелетом".
    3) Я думаю, что надо учитывать какую книгу и для чего мы читаем. Художественное произведение - это образ, который передает автор. Образ надо воспринимать целостно. Тут я согласен. Иное дело, когда речь идет про научную или деловую литературу, учебники ... - это тексты, являющиеся понятийными конструкциями. А это значит, что такие тексты можно (и нужно) не столько целостно прочитывать, сколько целостно формировать в своем сознании. Это вы прекрасно демонстрируете в своей заметке про способы работы с деловой литературой.

    ОтветитьУдалить