Страницы

четверг, 19 мая 2011 г.

Чтение как образ жизни. Часть 6: Моя система чтения - методы ("для пользы дела")


6. Моя система чтения: методы ("для пользы дела")

Как я уже писал в предыдущей части, для меня существует два типа чтения (у вас этих типов может быть сколько угодно :)): чтение "для пользы дела" и чтение "для удовольствия".

Чтение "для пользы дела" (чтение-средство) - это извлечение из книг необходимой информации с максимальным КПД :) Удовольствие в данном процессе может возникнуть как некий побочный эффект и это скорее не эстетическая, а чисто когнитивная эмоция - например, удовольствие от разрешения сложных вопросов в процессе чтения; от открытия чего-то принципиально нового; от "схватывания" какой-либо закономерности, формулы; от нахождения в своей голове идей, аргументов, фактов, сродственных с таковыми у автора (и т.п.).  Справедливости ради надо сказать, что у читателя-маньяка такое вот незапланированное удовольствие от чтения "серьезных" книг возникает постоянно :) Но тут важна регулярная практика :)))

Но все-таки главная особенность данного типа чтения: книги в нём являются всего лишь вспомогательным средством для достижения целей и решения задач в рамках какой-то более глобальной деятельности, более высокого уровня в системе моих всяких разных жизнедеятельностей, нежели просто "чтение ради чтения".

Самый простой пример:  мне необходимо провести тренинг продаж в организации Z (это одна из задач в деятельности высокого уровня - в моей профессиональной деятельности). После выяснения и уточнения запроса со стороны заказчика, я изыскиваю некое количество книг (и других информационных источников) по теме, читаю, добываю из них определенный объем идей/знаний/информации. Полученный объем знаний далее используется при проектировании/проведении тренинга.

Что в данной (и в подобных ситуациях чтения "для пользы дела") будет считаться "эффективным" чтением? Вот критерии и техники эффективного чтения "для пользы дела":

1) Скорость
2) Релевантность
3) Новизна
4) Целенаправленность
5) Осмысленность


1) Скорость чтения. Точнее - своевременность; программа тренинга, презентационные и раздаточные материалы к нему - должны быть готовы к определенному, жестко запланированному сроку. Т.е. можно при подготовке читать хоть 100 книг, хоть 10, но информация должна быть получена, переработана, преобразована точно к заданному сроку!

2) Релевантность чтения. Или качество того самого "книжного субстрата", из которого добывается необходимая для пользы дела информация. При этом не забываем, что в условиях жёстких сроков, ограничивающих чтение "для пользы дела", читать следует только самые-самые необходимые, лучшие и полезные книги :)

Как учит нас великий и ужасный Quality Management :)  "качество" - понятие клиентское. Соответственно, очень важно знать уровень информированности будущей аудитории или адресата.

В соответствии с предложенным выше примером: если мой тренинг рассчитан на только что принятых на работу "продавцов-новобранцев", то вполне релевантными для получения информации будут 2-3 книжки из разряда "продажи для чайников...". Если тренинг рассчитан на каких-нибудь матёрых продажников с большим стажем работы, действующих в каком-нибудь узко специализированном сегменте, то так легко не отделаешься :)  Для получения релевантного набора придётся подбирать 10-15 книг, уже достаточно специализированных. Например, по "продвинутым" технологиям продаж типа СПИН; про использование техник НЛП в продажах; про типы "трудных" клиентов и особенностям работы с ними и т.п.

3) Новизна чтения. Новизна читаемых мною "для пользы дела" книг тесно связана с релевантностью. Повторюсь: если информация будет транслироваться неофитам, то им хватит и проверенных "азов" (не очень "свежих", но надежных и "работающих" знаний). Новая информация (без знания "азов") может в некоторых случаях оказать крайне пагубное воздействие на неокрепшие профессиональные сознания :)))

Если информация предназначена для непрерывно обучающихся и мега-интеллектуальных супер-профессионалов :))), то тут без "новизны" никак не обойтись :)  В профессиональной среде если ты "не в тренде", не следишь за интеллектуальной модой - с тобой просто не будут разговаривать :)

Да, у меня есть свой wish list книжных новинок, потенциально интересных мне "для пользы дела"! Формируется такой список более чем легко :) - есть Интернет, в котором есть новинки издательств деловой литературы; есть "лидеры мнений" в любых профессиональных сообществах, которые в некоторых случаях прямо рекомендуют и рецензируют лучшие книги, либо просто упоминают их в общении, в докладах, заметках, включают в библиографию к своим книгам/статьям и т.п. Разумеется, такой список регулярно пополняется. Буквально, моё правило: "Узнал про новую книгу/автора - сразу же внеси в wish list (добавляя новую книгу в верх списка)!"

Вот только алгоритм прочтения книг из этого самого wish list'а у меня хитрый :) Я редко читаю деловую литературу "просто так" или по некому абстрактному календарному плану. Критерий "новизны чтения" заключается как раз в том, что как только возникает необходимость "чтения по делу", и при этом я знаю, что для аудитории/адресата релевантна новизна информации - я извлекаю мой wish list, и стараюсь набрать из него хотя бы 50% (или более) книжек для прочтения. Т.е. получение новой информации (чтение новых деловых книг) происходит не просто так, а привязано к какой-то важной внешней задаче  (вопрос о мотивации чтения отпадает сам собой: не просто "Надо", а "Очень надо!" :))).

4) Целенаправленность чтения. Это очень "суровый" критерий :)) Чтение "для пользы дела" требует известной степени концентрированности на внешней задаче (ради решения которой читаем), и умения безжалостно отбрасывать те элементы чтения, которые с точки зрения решения этой самой внешней задачи являются "лишними".

Именно поэтому в 80-90% случаев мною для чтения "для пользы дела" используются высокоскоростные режимы / техники чтения: просмотровое, скоростное (по диагонали), выборочное, поисковое.

В любом случае (независимо от того, какой скоростной режим выбран) я сначала внимательно читаю оглавление книги: в большинстве случаев это даёт возможность получить представление о структуре книги и определиться с главами, которым необходимо уделить особое внимание. Хотя, справедливости ради надо сказать, что чтение оглавления - не панацея! Бывает множество ситуаций, когда оглавление или просто неинформативно, или непонятно, или достаточно плохо отображает смысловую структуру книги (бывает и такое :)).

При всех скоростных режимах чтения намеренно отбрасывается такая информация как: предисловие, информация об авторе, разглядывание обложки (того, что на ней). Разумеется, исключается "выход за пределы" книги - например, поиск какой-то дополнительной информации о личности автора, рецензий и отзывов на книгу и прочего "фан-арта" :)))   Понимаю, что кого-то возмутит такой подход (игнорирование предисловия, информации об авторе и т.п.), но в подавляющем большинстве случаев эти разделы в некотором смысле "промывают мозги", т.е. содержат некий угол зрения, некую авторскую позицию того человека, который эти самые дополнительные разделы писал. Иногда этот "угол зрения" бывает довольно оригинальным и по-своему полезным, но в любом случае он искажает информацию "как есть", содержащуюся в книге. Именно поэтому "для пользы дела" я читаю исключительно саму книгу, а не то, что "около книги".

Просмотровое чтение - нет ничего более простого :) - это непрерывное безостановочное пролистывание всех страниц книги в максимально быстром (для вашего восприятия) темпе. Если вы владеете навыками эйдетики или фоточтения - отлично! - но даже если не владеете, то суть техники в том, чтобы постараться "схватить", воспринять всю страницу целиком. Никакого скольжения глазами по строкам! Один "фотографирующий" взгляд на разворот книги - и листаем дальше. Поверьте, даже не имея супер-тренированного и "расширенного" поля восприятия вы всё равно сможете воспринимать информацию хотя бы на уровне ключевых слов, словосочетаний, отдельных коротких фраз.  Если в книге присутствуют иллюстрации (рисунки, схемы, графики), то качество просмотрового чтения улучшится в 2-3 раза.

Важным элементом просмотрового чтения является маркировка ключевых слов. Самый простой способ здесь - закладки (которые не вклеиваются, а вкладываются в книгу). При просмотровом чтении использование закладок должно быть самым простым - например, нет смысла использовать цветные закладки, варьировать их размер и прочие хитрые способы (см. мой пост по теме закладок) - вполне достаточно обычных полосок из белой бумаги. Я использую именно такие полоски (из белого картона) в качестве временных "черновых" закладок.

И еще один совет: при просмотровом чтении "для пользы дела" количество маркируемых закладками частей текста следует ограничивать. Я, например, стараюсь ограничиваться 5-7 (максимум 10) закладками на книгу. Если количество мест с "важной информацией" в книге больше 10, то проводится жесткая ревизия, и одна из закладок перемещается с менее приоритетного фрагмента текста на более приоритетный (но всё равно используется не более 10 закладок).

Чтение по диагонали - это вариант просмотрового чтения, когда вместо "фотографирования" страницы в целом используется сканирующий просмотр страницы по диагонали. Это довольно легко тренируемый навык; в частности, промежуточным шагом к чтению "1 диагональ на 1 страницу" может быть чтение, когда взгляд движется по диагонали в границах одного абзаца (получаются как бы зубья пилы).  Разумеется, подобное чтение более медленное, но зато и информация воспринимается более качественно :) 

Обычно я использую чтение по диагонали, когда имею дело с относительно сложными (незнакомая тематика, "тяжелый" стиль изложения и т.п.) для меня текстами. А также в тех ситуациях, когда нужно не просто выхватить из текста некие ключевые слова, но и понять логику автора, какие-то концептуальные связи между идеями, излагаемыми в тексте. 

В диагональном чтении также важна скорость и она достигается за счет определенной ритмичности чтения. Ритмичность означает, что на каждую страницу должно тратиться примерно одинаковое время. В частности, это означает, что если встречается какой-то сложный для восприятия и понимания кусок текста, то его следует пропустить. Просто "понимаем, что смогли понять" и двигаемся дальше. (Если у меня есть уверенность, что я обязательно вернусь к данной книге в качестве чтения "для удовольствия", то я обязательно маркирую эти самые "трудные места", и впоследствии выведываю у них всю подноготную :)).  Кстати, довольно часто бывает так, что этот самый "мутный" кусок текста далее разъясняется значительно более простыми словами, и желаемое глубокое осмысление никуда не девается :)))  Т.е. очень важно при чтении по диагонали не "застревать" (снижая скорость), не возвращаться назад, не перечитывать даже сложный отрывок по несколько раз.

При диагональном чтении уже может использоваться более сложная система маркировки текста, с использованием закладок, пометок на полях и т.п.

Выборочное чтение - я использую эту технику, когда весь набор подобранных для решения внешней задачи релевантных книг был просмотрен или прочитан по диагонали. Фактически, передо мной лежит стопка просмотренных книг, утыканная как ёжик закладками :))  Некоторые маркированные участки текста в некоторых книгах кажутся мне особенно важными с точки зрения решения внешней задачи - и поэтому нуждаются в более спокойном и вдумчивом прочтении. 

Понять, что является "избранными местами для углублённого прочтения" можно только в сравнении - т.е. только после того, как был просмотрен/продиагонален :))) весь отобранный массив книг. В нашем сознании "выхваченные" из текстов ключевые слова и идеи сами собой вступают в некий диалог, перекличку - мы обнаруживаем какие-то схожие идеи, какие-то противоречащие мысли, где-то закономерность, где-то пример, где-то исключение и т.д. Т.е. пока мы "сканируем книги" в голове не просто собираются некие осколки информации - они сами собой начинают складываться в "интеллектуальную мозаику", в целостный узор, содержащий в себе ответ на первоначально сформулированную нами задачу (не забываем, что это чтение "для пользы дела" :)).

Выборочное чтение необходимо для придания этой самой "интеллектуальной мозаике" более чёткой структуры, более понятного узора. "Избранные места" являются своего рода опорными информационными/смысловыми точками, на которых держится наша интеллектуальная конструкция (решение внешней задачи).

Важное условие: "избранные места" по возможности являются небольшими по объему - от 1-2 абзацев, до 1-2 страниц. Самих таких "избранных мест" для выборочного чтения также должно быть немного: например, если вы "просканировали" 10-12 книг, желательно извлечь из них 7-10 (максимум 15 !) важных фрагментов текста.

Выборочное чтение - это фактически переход от чтения к работе над книгой (см.далее про осмысленность чтения).

Поисковое чтение - это фактически то же самое просмотровое :)) (т.е. просто пролистывание) но уже с определенной целью - найти определенную информацию в тексте (причём при первичном быстром прочтении эта информация могла быть и не маркирована).

Чаще всего необходимость в поисковом чтении возникает на этапе работы с книгой, когда в процессе творческой переработки информации возникает некая неожиданная идея (например, сослаться на какой-нибудь оригинальный кейс). Причём я точно помню, что видел данный кейс в одной из "просканированных" книг (и я обычно помню в какой именно :))), но, т.к. первоначально идея задействовать данный кейс отсутствовала, он не был маркирован. Закладки нет, но описание кейса (красивая цитата, фамилия, дата и т.п.) где-то в книге… Значит, придётся листать снова :)  Причём скорость такого поискового чтения даже выше, чем у первоначального просмотрового :))


5) Осмысленность чтения. В 100500 раз повторюсь, что "для пользы дела" книга не просто читается в своё удовольствие. Напротив, идёт целенаправленное получение информации, и, как правило её получение является только неким начальным этапом в работе с данной информацией. Т.е. только получение (и расслабленно-пассивное наслаждение :)) информацией "как есть" здесь не подойдет. Уже в процессе чтения информация должна претерпевать обработку, превращаться в интеллектуальный "полуфабрикат", который будет использован далее (и, возможно, неоднократно) для решения задач внешней деятельности.

Т.е. в моём понимании "осмысленность" чтения означает параллельную с чтением (или следующую сразу за чтением) переработку информации. Методы и техники переработки информации могут быть различными и их специфика довольно сильно зависит именно от контекста использования информации - т.е. от тех самых внешних жизненных задач.

Если вы бизнес-тренер и готовитесь к тренингу (как в приведённом мною выше примере) - там нужны одни методы. Если вы CEO и готовитесь к выступлению перед акционерами (и ваши "книги" преимущественно бухгалтерские :))) - там нужны другие методы. Если вы научный работник и пишите диссертацию, там будут собственные методы.

Поясню на примере (всё том же: подготовка к тренингу :))… Предположим, что я определился с формой (форматом) проведения тренинга. У меня есть определенная программа и "режиссура" тренинга. Но есть и некое содержательное наполнение тренинга (в соответствии с целями тренинга, с его концепцией, пожеланиями заказчика и т.п.). Из моего прошлого опыта у меня уже есть кое-какие проверенные "домашние заготовки", предназначенные для отдельных этапов тренинговой программы. Но всё равно - в самом содержании тренинга ещё достаточно много белых пятен :((

Что я делаю далее: с учётом моей аудитории и пожеланий заказчика, я отбираю дюжину релевантных для решения данной задачи (содержательного наполнения тренинга на все 100%) книг. Просматриваю их (возможно, некоторые читаю по диагонали), потом выборочно читаю наиболее интересные и значимые куски текста. Именно данные куски текста (в чистом виде, или в виде моих собственных идей, разработанных на основе этих самых фрагментов текста) и есть решение задачи - т.е. являются информацией, дополняющей содержание нового тренинга до 100%.  Осталось только перенести найденную информацию (или возникшие под её влиянием идеи) в производные тексты (программу тренинга, сценарий, раздаточные материалы, в презентацию и т.п.) - и всё, задача решена. Но это не так :)))

Дело в том, что данная задача (проведение тренингов) в моей профессиональной деятельности является типовой, повторяющейся. Это означает, что "нарытая" для проведения конкретного тренинга информация с большой вероятностью может пригодиться и в дальнейшем. Мало того, как правило полученная в процессе чтения "для пользы дела" информация для решения конкретной задачи является избыточной. Т.е. вполне может получиться так, что даже из 10 "избранных" мест в исходящие производные тексты войдет не более 5-6 фрагментов. Как избежать потерь избыточной (но в ближайшем будущем востребованной) информации? 

Как правило, в  процессе выборочного чтения я использую 5 техник создания "интеллектуальных консервов" :)))

1. Закладка
2. Краткая выписка (цитата / заметка / структура)
3. Конспект (в т.ч. рецензия, обзор, summary)
4. "Вырезка"
5. Идея / сделать

С закладками всё более-менее понятно :) - после прочтения книга отправляется на книжную полку, "нафаршированная" различными закладками и/или пометками. Понятно, что на полках книги расположены не вперемешку, а сгруппированы тематически. В случае необходимости можно быстренько сформировать релевантную выборку, пройтись по закладкам выборочным (или даже поисковым) чтением - и в максимально короткий промежуток времени получить максимум необходимой информации.

Закладки - это очень быстрый и удобный способ "консервирования" информации, но как быть, если книга была взята в библиотеке, у друзей и т.п.? Также в некоторых случаях работать со стопками книг не очень удобно, и тогда нужны другие техники работы с информацией.

Второй способ "консервирования" информации - это сделать краткую (обычно не более 1-2 предложений) выписку из книги наиболее ценной, актуальной и значимой информации. В некоторых случаях это бывает дословная цитата; в других случаях это заметка - когда мысль автора книги при выписывании пересказывается своими словами.

На мой взгляд, наиболее технически грамотный способ работы с цитатами/заметками - это формирование хорошо структурированной картотеки, где 1 карточка = 1 цитата/заметка, но при этом используется персональная "продвинутая" система категоризации данных карточек, существует возможность их сортировки, выборки по различным критериям и т.д. и т.п.  /...вообще про картотеки буду писать отдельный пост, т.к. работаю с ними давно, и могу  много чего поведать на эту тему :)/

Технически возможный, но не очень грамотный способ - это сразу формировать подборки (брошюры, блокноты и т.п.) цитат/заметок по определенным темам. Если мы говорим о "бумажном" формате, то чаще всего это папка (файл, кейс, скоросшиватель и т.п.) в которой складируются выписки (цитаты / заметки), сделанные от руки, вырезанные из газет/журналов, отксеренные и т.п. Если подборка делается в компьютерном формате, то это либо самый обычный файл  MS Word (где 1 отдельный файл = подборка цитат по к-л теме), либо более продвинутые программы, позволяющие формировать блокноты со сложной структурой  - вроде MS OneNote или Evernote. Вычитанные в книгах новые интересные и важные мысли просто добавляются в эти файлы. /…здесь тоже есть много практических тонкостей, как работать с такими подборками эффективно, но, повторюсь - это тема для отдельного поста ;)/

Цитаты/заметки - это, конечно, хорошо, но они по сути своей являются разрозненными элементами, хаотически собранными в кучу фрагментами информации. В некоторых случаях существует потребность не просто собирать информацию, но и попутно сортировать её, обобщать, структурировать - выстраивать некую информационную модель, некую систему знаний. Структурирование информации само по себе может стать очень объёмной и серьёзной задачей (решение подобных задачек составляет предмет профессиональной деятельности научных работников). Как правило, для эффективного решения прикладных жизненных задач такое углублённое "погружение" в структурирование информации не требуется, а нужны какие-то более быстрые и при этом эффективные методики структурирования.

Методик этих много /это снова тема отдельного поста :)))/ , но последние лет 5 я больше всего использую составление интеллект-карт (mind mapping). Какие-то из составленных мною интеллект-карт существуют "в бумаге" (и вложены в те самые папки с подборками цитат/заметок), но большинство - в электронном виде. Некоторым интеллект-картам уже по несколько лет (самой старой, кажется, года 4), они регулярно пополняются новой информацией, уточняются, реструктурируются и т.д. Фактически, древовидная структура интеллект-карты является неким аналогом категорий картотеки; при добавлении в карту нового "листочка" (цитаты / заметки) он сразу становится на некое место в структуре, начинает принадлежать каким-то смысловым категориям разработанной модели знаний.

Подобное структурированное хранение информации очень удобно с точки зрения быстрого и эффективного извлечения знаний, необходимых для решения каких-либо прикладных задач. Берём интеллект-карту по нужной теме, выбираем смысловые "ветки" и раскрываем (детализируем, углубляемся...) их до необходимой и достаточной (для решения внешней задачи) глубины.

В некоторых случаях недостаточно извлечь из книги "точечную" информацию в виде цитаты/заметки, а особую значимость приобретает сохранение авторской логики/структуры подачи информации. В данной ситуации необходимо конспектировать всю книгу или её существенную часть. Берём и конспектируем :)  /...опять же, есть 1000 и 1 техника скоростного конспектирования, но об этом не сейчас... /.

Могу сказать, что в первые лет 5-7 после окончания университета я, видимо, по студенческой привычке :) , явно злоупотреблял конспектированием. Особенно это касалось дефицитных книг, которые доставались через "знакомых знакомых", выдавались для прочтения строго на одну ночь, после чего, как казалось, снова увидеть данную книгу было уже невозможно.  Соответственно, ночка выдавалась ещё та :))) Книга не просто максимально быстро прочитывалась, но и максимально быстро конспектировалась (иногда выборочно, иногда "сплошняком"). Сейчас, конечно, это вспоминать крайне смешно :))) - такое безумное конспектирование было "пожирателем времени" в чистом виде. Сейчас установка партии принципиально иная: по мере возможностей максимально избегать "сплошного" конспектирования, конспектировать как можно меньше и делать только выборочные конспекты.

Да, и главное - конспекты нужны только тогда, когда вы погружаетесь в некие новые для вас, ранее совершенно незнакомые отрасли, сферы знаний. Просто выписывание отдельных цитат/заметок без понимания некой общей системы является пустой тратой времени. Конспектирование как раз позволяет получить хотя бы в первом приближении эту самую целостную структуру/систему новых знаний; это тот самый "скелет", к которому потом уже можно добавлять цитаты и заметки.

Т.к. конспектирование предполагает не только чтение книги, но и значительную работу по сокращению и представлению прочитанной информации, то довольно близкими по сути к конспектированию являются такие способы работы с книгой как, например, её рецензирование. Понятно, что в рецензии доля содержательной информации "из книги" значительно меньше, чем доля авторской информации "про книгу"; разумеется, рецензия также по полноте пересказа информации из книги никогда не сравнится с конспектом. Понятно, что сильными сторонами конспекта являются максимальная сжатость, понятность и наглядность (и т.п.), а сильными сторонами рецензии могут быть, например, оригинальная авторская позиция рецензента, его особый литературный стиль/язык и т.п.

Тем не менее, рецензирование  (написание обзора, summary и т.п.) роднит с конспектированием именно то, что эти виды работ с книгой требуют более значительных затрат времени и сил на переработку информации. Если мы говорим  о работе с книгой в контексте чтения "для пользы дела", то конспектирование (рецензирование и т.д. и т.п.) - это, несомненно, "крупные формы" :)), пользоваться которыми надо крайне осторожно и умеренно.

С "вырезкой" вообще всё очень просто :))) Можно считать это разновидностью конспектирования только в неком расширенном формате - когда из книги сохраняется относительно большой (от 1-2 до 10-15 страниц) фрагмент информации "как есть", которая будет в дальнейшем использована для решения внешних задач.

Предположим, читаю я замечательную книгу Ф.Зимбардо и Дж.Бойда "Парадокс времени", и обнаруживаю в ней опросник временной перспективы (ZTPI). На моих личностно-ориентированных тренингах по тайм-менеджменту я периодически сталкиваюсь с запросом участников на некую диагностику, что-то вроде: "А какой тип отношения/восприятия/переживания времени у меня?". Инструменты есть разные, но вот опросник ZTPI - несомненно новинка в России, и руки так и чешутся опробовать его в деле :) Т.е. нужно каким-то образом добыть текст опросника в таком виде, чтобы его было удобно использовать в моей работе.

Понятно, что "вырезка" не означает выдергивание страниц из книги в буквальном смысле этого слова :))) Нужные страницы ксерокопируются, фотографируются, переписываются от руки :))))) , или, что лучше всего - сканируются (если книга электронная - копируются в отдельный файл). После чего полученная "вырезка" сохраняется в архиве (бумажном и/или электронном). /…про эффективное архивное дело :) опять же просится отдельный пост.../

С ещё докомпьютерных времен у меня сохранился сравнительно большой архив бумажных "вырезок"; потом он эволюционировал в "файлопомойку" :)) до домашнем ПК и NAS; теперь вот принято стратегическое решение складировать все "вырезки" в сети, желательно, с использованием облачных сервисов. Что-то у меня хранится в гуглодоках :), что-то в Dropbox / Box / Win Live , что-то на Slideshare (тут и тут, например, живёт опросник ZTPI ;)), ну также есть ещё пара-тройка секретных складов :)))

Но, пожалуй, самым интересным результатом работы с книгой является способ переработки информации, который я называю идея / сделать. "Идея" - это некое моё озарение :), персональное мини-открытие, возникающее в процессе чтения книги. Это может быть просто новое неожиданное понимание чего-либо, какое-то оригинальное сопоставление фактов, сомнение в чём-либо, но чаще всего - новый важный для меня вопрос по изучаемой теме, требующий прояснения и ответа.

Возникающие по конкретной теме идеи я записываю в отдельный файл в виде обычного списка - это своего рода "лог" идей :) При прочтении различных книг (частенько даже по совсем другой теме) этот самый лог идей постоянной дополняется.

Что важно: первоначально "идеи" являются только некой когнитивной сущностью - т.е. мыслями, вопросами, понятиями, образами, метафорами и т.п. - и никак не связаны с планируемыми на ближайшее будущее реальными действиями. "Идея" - это то, что надо "додумать" ("У меня есть мысль, и я её думаю" (с) Удав :)))), набрать побольше информации по теме, дополнительно изучить данный вопрос.

"Идея" - это своего рода единица крайне гибкого контекстного планирования (в терминологии Глеба Архангельского :)). Т.е. целенаправленная и жёстко привязанная ко времени проработка (уточнение, изучение и т.п.) идеи не планируется. Лог идей по конкретной тематике набирается как бы сам собой, спонтанно; запись идей в лог является своего рода побочным эффектом чтения "для пользы дела". Но со временем такой сбор идей приводит к тому, что идеи начинают кристаллизоваться во что-то более конкретное - например в какие-нибудь более концептуальные знания (понятия, структуры, модели и проч.).

Сам лог идей (список) периодически просматривается - как только возникает новая внешняя задача, связанная с данной предметной (тематической) областью. Сама техника (моя :)) просмотра лога идей очень напоминает систему автофокус (см., например, очень хорошее описание системы на сайте Егора Гилёва, внизу страницы есть поиск, вводите "автофокус" и наслаждаетесь :)), и я как-нибудь опишу поподробнее, как я работаю с логом идей…  Добавлю лишь, что просматривать лог идей имеет смысл не при решении рутинных задач, а в первую очередь - при решении каких-либо новых, творческих задач. Поверьте, очень помогает :)))

Некоторые вычитанные в книгах идеи настолько сильно будоражат воображение :))), что тут же относятся мною к категории "сделать".  Это означает, что идея переформулируется в виде задачи (цели) и обязательно включается в мою систему планирования. Т.е. фиксируется в ежедневнике как задача на день (или задача в более долгосрочной перспективе - неделя, месяц, год и т.п.).  Подробно писать здесь про это не буду, т.к. это уже из разряда тайм-менеджмента :)

Сразу замечу, что я против исключительно утилитарного прочтения книг - т.е. когда по результату прочтения литературы "для пользы дела" из книг извлекаются исключительно конкретный задачи, указания "к непосредственному исполнению". Есть много ситуаций, когда полезная в целом книга может не иметь никакого практического значения лично для меня и для моей жизни (т.е. из неё не будет выписано ни одной идеи "сделать"). Для меня - как для эксперта ;) - это абсолютно нормальная ситуация. Возможно, после прочтения конкретной книги я смогу дать очень дельный совет (из разряда что "сделать") для кого-то, но для меня лично из разряда "сделать"  в данной книге может ничего и не быть. Будет ли чтение подобной книги чтением "для пользы дела"? Я считаю - будет!


…уф, раздел получился большим, но пожалуй мне удалось рассказать о всех ключевых моментах чтения "для пользы дела" :))… кто осилил - настоящий читатель; искренне вами восхищаюсь! :)...



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



5 комментариев:

  1. Очень полезный текст!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо :) На подходе часть 7 - про чтение для удовольствия. Там тоже есть свои тонкости :) Скоро будет!

    ОтветитьУдалить
  3. понял, чем я обычно занимаюсь на mybrary.ru - "просмотровым чтением":))

    ОтветитьУдалить
  4. ДОбрый день,

    Осилил ваш пост. Он у меня в закладках наверное целый год был:).

    Вынес следующие "идеи".

    1. Как я подхожу к вопросу осмысливания книги? Я пишу отзывы на каждую книгу. Стараюсь писать вначале из памяти, вспоминаю, что удивило, запомнилось без подсказок. Когда скелет отзыва готов и память "выжата", то обращаюсь к заметкам на странице самой книги.

    Раньше было жалко подчёркивать книги ручкой/фломастером. Это из начальных класов школы шло "книги не портить". Сейчас все подчеркиваю, что считаю важным.

    Когда так еще раз проработаю книгу - отзыв становится детальным и объёмным.

    Иногда делаю карты памяти тоже.

    Проблема одна: это целая работа, слложная. Она занимает время и ресурсы процессора. Иногда очень лень. ТАк, есть книга, которую считаю очень важной для себя и уже год не делаю карту памяти по ней, т.к. это связано с дискомфортом - надо будет напрягать мозг, думать над структурой карты, запоминать. Бэээ....

    2. Как получать знания в новой отрасли. Забавно, никогда не думал, что так, но в начале нужно построить общий скелет, основные столпы вопроса. Запомнить их. Вокруг них нарастить уже детали.

    3. Лог идей. Я пишу у себя такую штуку и не только из книг, но ещё из жизни. Не пробовал использовать для решения творческих задач. Попробую, как случай представится.

    4. Категорию "сделать" не вёл, но вёл "внедрить". Отличие от вашей системы в том, что я внедрю когда-нибудь:). Т.е. ко времени не привязывал. ТАкое впечателение, что всегда возникают срочные, приортетные и более приятные задачи, которые отсрачивают внедерение ВАЖНЫХ ранее занесенных в список "внедрить" идей.

    Спасибо вам за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за отзыв! По п.1 очень мы похожи - я тоже сначала "вытаскиваю" те знания/впечатления, которые остались после прочтения, а уже потом подробно дорабатываю книгу.

      У меня тоже есть книги перед которыми я робею :) Т.е. они настолько сильные, масштабные и важные для меня, что как-то не хочется их препарировать - делать конспекты, заметки, интеллект-карты и т.п. Но, как показывает жизнь, в последующие годы я ооочень часто вспоминаю эти тексты, цитирую, применяю и т.д.

      По п.3 - лог идей у меня тоже смешанный ;) Очень интересно миксовать идеи из жизни и из книг!

      Удалить