Страницы

среда, 27 февраля 2019 г.

Самоактуализация в 21 веке

Самоактуализация как научная база саморазвития



Что меня окончательно вымораживает, так это то, когда в очередной self-help книжонке, какой-нибудь очередной тонироббинс местного разлива начинает излагать свои гениальные авторские взгляды на саморазвитие. Вершиной гениальности обычно является какая-нибудь "модель", обоснованием которой "гуру" себя не утруждают. Зато как можно быстрее переходят к практическим рекомендациям, вываливая на читателя кучу всяких психотехник и упражнений. Их девиз: "А чего тут думать?! Давай, делай!". Собственно, так любая книга по саморазвитию и превращается в bullshit, вовлекая читателя в весёлую движуху, осмысленность и целесообразность которой очень сомнительны. 

В то же самое время вопрос "Как развивается человек?" встроен в психологическую науку с первых дней её существования. Изначально этот вопрос носил несколько ретроспективный оттенок. Например, в контексте психоанализа он формулировался так: "Как развивался человек с невротическими нарушениями?". В контексте возрастной психологии: "Как развивались психические функции, способности, черты характера (и т.п.)?". Тем не менее, в науке уже наработано множество ответов (в т.ч. теорий и моделей) на эти вопросы - своего рода "база саморазвития". С которой, увы, малограмотные "гуру" даже не пытаются ознакомиться 😞 . 

Ну нельзя вот так просто взять и саморазвиться! Или достичь самоактуализации (толком не понимая, что это такое).
 
Пожалуй, в перспективной (устремленной в будущее) форме этот вопрос лучше всех сформулировал Абрахам Маслоу: "Как человек может развивать себя сам?". Маслоу не зря называют отцом-основателем "психологии третьей волны" - гуманистической, так как именно в рамках этого направления лучше всего изучен человек в своих высших проявлениях. В том числе в стремлении и в попытках совершенствовать себя, максимально реализовать свой внутренний потенциал, стать "лучшей версией себя". 

Напомню, что ключевым понятием в работах Маслоу является самоактуализация. Содержание этого понятия менялось; Маслоу дополнял его новыми смысловыми гранями. 


Изначально само понятие было заимствовано у физиолога К.Гольдштейна, который занимался восстановлением психических функций, нарушенных после ранений/травм мозга. То, что Гольдштейн называл "самоактуализацией", сегодня назвали бы "компенсаторными возможностями мозга". О чем идёт речь? Гольдштейн обнаружил, что даже если какая-нибудь функция была нарушена/утрачена, то при наличии достаточно сильной мотивации и с помощью усердных тренировок, можно было развить альтернативную функцию/способность, которая компенсировала утраченную. Причем эта альтернативная функция как бы уже потенциально существовала, была "скрытой опцией" на уровне целостного мозга/психики. 

То есть получается, что если больной или травмированный человек не сдавался, то мозг/психика вполне могли "включить" ( = актуализировать) свои резервные способности, которые давали возможность жить полноценной жизнью. А в обычной жизни (при отсутствии травм или болезней) самоактуализация является естественной потребностью в соответствии своей "истинной биологической сущности" (intrinsic nature).

Маслоу понравилась идея о том, что при наличии достаточной мотивации мы можем вернуться к своим биологическим истокам, к "полноте естественного существования", заложенной в нашем организме. Получается, что первоначальный смысл "самоактуализации" - это биологическая целостность; жизнь в гармонии со своим телом/физиологией; такие гармоничные взаимоотношения со своим телом, которые дают возможность раскрыться нашим природным талантам и способностям. 

Самоактуализирующийся человек (в биологическом плане) - это тот, у которого ничего не заблокировано, ничего не отнято, но и ничего лишнего не добавлено. Поэтому он может быть естественным, и свободно реализовать себя. 

В поздних работах Маслоу к понятию самоактуализации добавляется экзистенциальная потребность в выходе за пределы самого себя и своего повседневного существования (самотрансценденция). Этот выход может осуществляться по-разному: например, просто с помощью ИСС (Измененных Состояний Сознания), которые Маслоу называл "пиковые переживания" (Peak Expirience), или с помощью созидательной деятельности, результаты которой имеют высшую ценность не только для меня самого, но и для других людей (самореализация).  

В итоге получается, что самоактуализация становится комплексным, биосоциальным понятием. И вообще задача усложняется: надо вроде как и сохранять биологическую целостность, не предавая своё "природное естество", но в своих делах и переживаниях вырываться за рамки себя - в открытый космос мировой культуры, истории, науки и т.п. Как эту задачу решить? 

Сам А.Маслоу (в отличие от современных "гуру"))) ответов на этот вопрос не давал - он только лишь пытался зафиксировать феномен. При этом он использовал исследовательский метод "от противного": сначала выделил группу "лучших представителей человечества" своего времени, после чего с помощью биографического анализа и интервью выделил те уникальные качества, которые отличают их от всего остального человечества. Так и появилась модель "самоактуализирующейся личности", которой вот уже 70 лет, и которая вполне может стать "дорожной картой" для саморазвития любого человека. 

/Кстати, за такой подход Маслоу справедливо критикуют: ведь для того, чтобы отобрать "лучших представителей человечества" в голове исследователя УЖЕ должны были быть какие-то критерии их "лучшести" - только не сформулированные в явном виде. Получается, что выборку эту он отобрал предвзято, а полученные результаты закономерно подтвердили его первоначальные предположения ( =предвзятость) /. 


Саморазвитие: самоактуализация или самореализация? 



Но можно ли ставить знак равенства между "саморазвитием" и "самоактуализацией"? В современной психологии появилось множество терминов с очень схожим смыслом: самораскрытие, самоутверждение. самовыражение, самоосуществление, самовоспитание, самосовершенствование, самореализация, самодеятельность, самотрансценденция и т.д.  Многие из этих понятий пересекаются. В отечественной психологии больше распространено понятие "самореализация", которое считается более широким, т.е. включает в себя и саморазвитие и самоактуализацию. 

Но чтобы не впадать в схоластику и не грузить вас лишней информацией, напишу лишь о двух моделях, о которых знаю давно, и которые сильно повлияли на моё понимание, каким должно быть правильное саморазвитие. Авторство первой модели принадлежит философу Галине Кирилловне Чернявской, а второй - глубоко уважаемому мною психологу Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву


Алгоритм саморазвития (самореализации) по Г.К.Чернявской



Г.К.Чернявская попыталась проанализировать и обобщить категории, которые описывают "самость" человека (т.е. полноту его само-сознающего личностного бытия). У неё получилось три блока таких категорий: 

БЛОК
Вопрос И.Канта
категории самости
Когнитивный
(познание)
"Что я могу знать?" (о себе)
самонаблюдение
самоощущение
самопознание
самооценка
самомодель ("Я-концепция")
Поведенческий
(действия)
"Что я должен делать?"
самоподготовка
самообразование
самовоспитание
саморазвитие
Регулятивный
(воля, целеустрем-ленность)
"На что я могу надеяться?" (Какие результаты могу получить?)
самоконтроль
саморегуляция
самодисциплина
 
/Есть правда ещё и четвертый кантовский вопрос: "Что такое человек?". Но вполне можно предположить, что ответом на него являются обобщенные ответы на первые три вопроса 😉 /. 

Как вы видите, "саморазвитие" тут является частной категорией - это любые действия, направленные на улучшение себя. Но ценность модели в другом - Г.К.Чернявская предлагает своего рода алгоритм самореализации, предполагающий следующую последовательность: самопознание - самосознание - самомодель - самосовершенствование - саморегуляция.  Немного поясню: 

  • самопознание - любые целенаправленные практики (например, прохождение психологического тестирования), которые предоставляют нам однократную возможность взглянуть на себя со стороны; 
  • самосознание - это привычные, автоматические методы самопознания (например, рефлексия), своего рода контур постоянной обратной связи, поддерживающий нашу идентичность; 
  • самомодель ("Я-концепция") - устойчивое представление человека о самом себе, в т.ч. самооценка; 
  • самосовершенствование - осознанное и целенаправленное изменение себя в "лучшую сторону" (в соответствии со своими ценностями, идеалами и т.п.); 
  • саморегуляция - осознанное и целенаправленное поддержание усилий, направленных на улучшение себя или на закрепление достигнутых результатов. 

Самосовершенствование и саморегуляция в этой модели выступают как даосские Ян и Инь 😉 . Самосовершенствование отвечает за изменения, а саморегуляция за стабилизацию вектора изменений (и достигнутых результатов в том числе). При этом связь между этими двумя звеньями взаимная, они могут влиять друг на друга в обе стороны. Саморегуляция может не только фиксировать то, что было достигнуто в ходе самосовершенствования, но и включать петлю обратной связи, инициируя или подавляя разные способы самосовершенствования. 

Если данная модель кажется вам слишком простенькой, то вы сильно неправы))). Потому что каждая упомянутая "категория самости" - это матрёшка, в которую вложено много чего ещё. Возьмите, к примеру, самовоспитание. В нынешних попсовых self-help книгах "самовоспитание" даже не упоминается, а зря! Тема была очень хорошо проработана в советское ещё время, ей серьёзно занимались педагоги и психологи, писали диссертации... Конкретных прикладных психотехник самовоспитания много: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самообязательство, самоприказ, самоинструктировние и др. Кому интересно, полистайте Ю.М.Орлова, Л.И.Рувинского, А.Г.Ковалева , там много полезного для саморазвития!

Или вот пример поновее... В 2018 году в России наконец-то издали книгу Натаниеля Брандена "Шесть столпов самооценки". Вот перечень шести компонентов, из которых складывается наша самооценка: самоосознание (практика осознанной жизни); самопринятие; самоответственность; самоутверждение; саморегуляция (практика целенаправленной жизни); самоинтеграция (практика личностной целостности). 

Как видите, этих замечательных слов с приставкой "само-" очень много. Это напоминает своего рода конструктор LEGO-саморазвитие, когда из множества элементов нужно сконструировать нечто целостное и осмысленное. Самоактуализация - это и есть процесс создания такой гармоничной целостности. Можно использовать алгоритм, предложенный Чернявской (или какой-нибудь другой), главное, чтобы он позволял сбалансированно и логично объединить все "категории самости" и все психотехники с приставкой "само-". 


Д.А.Леонтьев о самоактуализации и о самореализации



У Д.Леонтьева есть прекрасная работа "Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ", в которой он справедливо замечает, что к концу 20 века слово "самоактуализация" в психологии стало использоваться скорее как идеологический ярлычок "за гуманизм и всё хорошее"))), чем как научный термин. 

Также он справедливо замечает, что существует погрешность в переводе термина, так как русское "само-" и английское "Self-" не совсем тождественны. Вместо "самоактуализации" более корректным был бы перевод self-actualization как "актуализация Я".  "Актуализация Я" лучше соответствует осознанной работе над собой, направленной на расширение границ нашего Эго, на изучение и раскрытие его потенциальных возможностей, на интеграцию его отдельных частей и т.п. 

Д.А.Леонтьев делает обзор творческого наследия А.Маслоу, и выделяет пять главных концептов, задающих понимание самоактуализации: 

1. Изучение самоактуализирующихся личностей, обладающих 15-ю особенными личностными характеристиками /о них я подробнее напишу чуть ниже - С.К./. 

2. Первая теория мотивации, широко известная в народе как "пирамида Маслоу" (хотя сам Маслоу ни о какой "пирамиде" никогда не говорил))). Кратко напомним, что речь идёт о пяти "базовых потребностях" (физиологические; в безопасности; в контактах и принятии; в уважении, оценке и признании; в самоактуализации), которые функционируют иерархически: потребности более высокого уровня не удовлетворяются (за редкими исключениями), пока не удовлетворены потребности низших уровней. 

3. Вторая теория мотивации, а именно выделение двух главных векторов развития личности - бытийной мотивации или мотивации развития (growth motivation) и дефицитарной мотивации (deficiency needs). Дефицитарная мотивация связана со страхами утрат/потерь и психологическими защитами; проявляется через удовлетворение (часто избыточное и зависимое) базовых биологических потребностей. Бытийная мотивация связана с интересом, познанием, любовью, радостью и т.п. проактивными "ценностями изобилия". Самоактуализация = максимальное проявление бытийной мотивации. 

Бытийная мотивация не работает, если у нас нет достаточного доверия к самому себе и своим жизненным выборам, если нам не хватает смелости принять на себя ответственность за свою жизнь и разрешить себе быть свободными (от чужих долженствований, от собственных страхов и защит). Маслоу даже вводит такой термин как "комплекс Ионы" - недоверие к самому себе, страх перед собственными возможностями, нерешительность и внутреннее сопротивление самоактуализации.  

От себя добавлю, что идея двух векторов развития личности вполне прижилась в современном коучинге, педагогике и поп-психологии, начиная со вполне серьёзных книг вроде Кэрол Дуэк , до эзотерических спекуляций об "изобилии Вселенной, которое прольётся на нас, как только мы сделаем свой первый самостоятельный шаг к себе"))). 

4. "Пиковые переживания".  (Я уже упоминал о них в одном из выпусков моей рассылки, как-нибудь напишу подробнее, тема интересная - С.К.

5. Третья теория мотивации, а именно учение о метамотивации и Б-ценностях (ценностях бытия). Научная логика Маслоу работала примерно так: сначала он ответил на вопрос, а какими движущими силами управляется поведение человека (и так появились пять базовых потребностей, "пирамида"); потом он ответил на вопрос, как именно человек может целенаправленно развивать себя (и так появился выбор между "мотивацией развития" и "дефицитарной"); а в конце своего научного пути Маслоу задался вопросом о том, как работает мотивация у человека, уже достигшего уровня зрелой самоактуализации. 

Если человек УЖЕ вовсю самоактуализируется, то это вовсе не означает, что он перестаёт есть, пить и ходить в туалет))). Обычные потребности у него тоже остаются, но приоритетной становится т.н. метамотивация - т.е. мотивы, вознаграждение за реализацию которых заключено в самой деятельности, направленной на их реализацию. Т.е. они как бы "самосозидаются" и "самоподдерживаются". Это означает, что только на уровне метамотивации человек становится подлинным автором и творцом своей жизни (аутопоэзис личности). 

Ещё важная особенность: реализация метамотива создаёт выход за пределы собственного Эго - т.е. самотрансценденцию. Мета-мотивы обычно связаны с "высшими" бытийными ценностями (Б-ценностями), реализация которых важна для других людей, общества, культуры (и прочих макро-систем). Проще говоря, самоактуализирующийся человек, придерживающийся Б-ценностей - созидатель, прогрессор и вообще крайне полезный и ценный представитель человеческой цивилизации))). 

Маслоу выделял 14 (точнее 17) Б-ценностей: 1. Истина. 2. Добро. 3. Красота. 4. Целостность. 4а. Единство противоположностей. 5. Жизненность (процесс, движение). 6. Уникальность. 7. Совершенство. 7а. Необходимость. 8. Завершенность. 9. Справедливость. 9а. Порядок. 10. Простота. 11. Богатство. 12. Легкость. 13. Игра. 14. Самодостаточность.  

От себя добавлю, что первые три пункта возражений не вызывают (очень хорошо проработаны в русской философии, к примеру, Владимиром Соловьёвым), а вот по поводу остальных ценностей можно подискутировать. Маслоу умер в 1970 году, а прикладная аксиология (наука о ценностях) стала популярной только с 1980-х. Возможно, если бы у Маслоу под рукой были бы данные современных исследований по эмпирической социологии и психологии ценностей, он бы подкорректировал свой список. 

Самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие... что ещё?



...Но это всё обзор идей Маслоу, к которым Д.Леонтьев подходит довольно критично, и предлагает собственное понимание самореализации. В 1997 году (20 лет назад!) был издан сборник "Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии", в который вошла работа Леонтьева "Самореализация и сущностные силы человека". 

Для неподготовленного читателя работа довольно заумная, поэтому попробую кратко пересказать основные идеи (и объяснить, почему в своё время эта работа стала для меня ключевой в плане понимания "саморазвития" и "самоактуализации"). Итак, основные моменты: 

1. "Сущностные силы" - термин, имеющий корни в марксистской философии и подчеркивающий то, что делает человека полноценным Субъектом - активным и осознанным деятелем в пространстве социальных отношений. 

2. Есть две главные, диалектически связанные "сущностные силы" - опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание = превращение идей в вещи; распредмечивание = превращение вещей в идеи. Ближайший психологический аналог - экстериоризация (экстернализация) и интериоризация (интернализация). 

Напомню, что интериоризация - это процесс формирования внутренних психологических функций (схем, идей и т.п.) через внешнюю деятельность. Т.е. сначала делаем, а уж потом внутри формируются соответствующие психологические механизмы и структуры.  Экстериоризация - это обратный процесс, когда внутренние реалии проецируются во внешний мир, реализуются в деятельности. Наглядный пример экстериоризации - техническое творчество, когда придуманное в голове воплощается в изобретение, чертёж, гаджет и т.п. 

В своей статье Леонтьев цитирует психолога Д.Летбриджа: "Основная проблема самоактуализации формулируется им так: “Каким образом максимизировать интернализацию ценностей и смыслов и как затем способствовать их экстернализации” (Lethbridge, 1986, с.99)". 

3. Есть два "сущностных" способа экстернализации - культурализация и персонализация.  Культурализация - это создание объектов материальной и духовной культуры. Деятельность эта должна быть творческой и социально-значимой (т.е. воплощающей в жизнь ценности). Персонализация - это "отпечаток" моей личности в сознании другого человека/людей. Это сила моего влияния (намеренного или нет, непосредственного или опосредованного) на мировоззрение, поступки и жизнь в целом других людей. Персонализация - "инобытиё" человека в других людях. 

4. С точки зрения "сущностных сил" можно выделить три уровня человеческих потребностей

А. Потребности в обладании предметом, его физическом потреблении.
Б. Потребности в распредмечивании “мира человека”, освоения форм деятельности, кристаллизованных в предметах материальной и духовной культуры.
В. Потребности в опредмечивании, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладах. 

5. Самореализация - это и есть реализация потребностей высшего, третьего уровня. Высшими потребностями тут могут быть уже упомянутые культуризация и персонализация. Важно, чтобы человек "опредметил" себя (свои "сущностные силы"), создав нечто полезное и ценное для других людей, вносящее вклад в общество/культуру (чем масштабнее, тем лучше).
 
Самореализация - это созидание самого себя и актуализация своего потенциала в общественно полезной деятельности
 
6. Важно отличать самореализацию от схожих понятий - самовыражения, самоутверждения, саморазвития и самоактуализации (в традиционном понимании А.Маслоу). 

Самовыражение - это попытки самореализации, которые, однако не достигают такого уровня опредмечивания, который имел бы достаточную значимость для других людей/общества. Это действия, которые не становятся деянием - т.е. реальным изменением бытия (по Гегелю). В русском языке есть хороший глагол "оригинальничать" - намеренно привлекать к себе внимание странным и вычурным поведением, изображать из себя кого-то особенного (без достаточных на то оснований). 

По моему мнению, практически все современные поп-книги по саморазвитию культивируют именно самовыражение (но не самореализацию). Чем бы вы ни занимались, вам советуют делать это "для себя" и "так, как вам нравится". В результате появляется поколение эгоцентричных коекакеров: хреновых художников, оптимистичных графоманов, недо-спортсменов, прожектёров-однодневок и т.п. 

Самоутверждение - это стремление получить общественное признание "здесь-и-теперь".  Самоутверждение может быть и конструктивным, основанным на реальных результатах, но может быть и ложным. Д.Леонтьев пишет о квазиперсонализации и квазикультуризации.  

Квазиперсонализация проявляется в том, что человек формирует вокруг себя круг "подпевал", отбирая лишь тех людей для общения, которые безоговорочно поддерживают его представление о себе. Искореняется любая критика, зато одобряется любая лесть и ложь со стороны "своего круга". Со своей стороны "подпевалам" платится той же монетой, что позволяет всем чувствовать себя "особенными".  Подобные трюки с сознанием часто используются в деструктивных сектах. И, увы, сегодня многие тусовки / тренинги по саморазвитию эти самые секты очень сильно напоминают 😞 . 

Квазикультуризация заключается в имитации или фабрикации высоких социально-значимых достижений. Это люди, одержимые демонстрацией "успешного успеха", даже если на самом деле их результаты более чем скромные. В эту компанию показушников попадают любители фотографироваться за рулём дорогих автомобилей (взятых на прокат), обладатели дипломов и диссертаций (купленных в подземном переходе), руководители/собственники крупного бизнеса (существовавшего только на бумаге) и т.п.  От себя могу добавить, что в сфере саморазвития (особенно когда речь об инфобизнесе, бизнес-тренингах и т.п.) таких людей-пустышек, но с отлично прокаченным имиджем, ооочень много. 

Саморазвитие (в понимании Д.Леонтьева) - это деятельность по совершенствованию своих способностей, по "обогащению своих сущностных сил". Главное отличие саморазвития от самореализации - оно направлено на самого себя, а не на внешние, социально-значимые цели. Саморазвитие может пересекаться с самореализацией (например, мы можем прокачивать какие-то свои навыки в процессе достижения внешних значимых целей), но может и не пересекаться. 

Д.Леонтьев приводит хороший пример: у пожилого человека может быть всё очень хорошо с самореализацией (например, он может быть отличным наставником для молодёжи, передавая свой профессиональный и жизненный опыт), но при этом всё очень плохо с саморазвитием (когда пожилой человек отказывается от получения новых знаний, освоения новых навыков и т.п.). Или так: человек может быть настоящим мастером саморазвития (например, достигнув высочайших результатов в каком-нибудь увлечении, хобби "для себя"), но при этом у него может отсутствовать мотивация делиться своими результатами/опытом/мастерством с окружающими. 

От себя добавлю, что у меня на коучинге иногда бывают очень продвинутые в плане саморазвития люди. И свой запрос они формулируют так: "Я вроде как достиг потолка. Куда мне двигаться дальше?".  Вот вам и ответ: переходите от саморазвития к самореализации! Делитесь своим мастерством с окружающими! Как только вы начнёте это делать, ваше представление о достигнутом совершенстве ("потолке") сильно изменятся.   

Что ещё важно? Все эти вещи (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие) невозможны без самопознания.  

Модель Д.А.Леонтьева нравится мне тем, что она задаёт достаточно высокую планку для "самореализации", и разграничивает её с родственными понятиями. При этом самоактуализацию Леонтьев понимает как объединение самореализации (которая должна быть приоритетной), самопознания, саморазвития и конструктивного самоутверждения и самовыражения (причём последние два аспекта являются не целью, а скорее побочным результатом успешной самореализации). 

В качестве промежуточного вывода: в 20-21 веке идея А.Маслоу о том, что самоактуализация является комплексным биосоциальным понятием, получила дальнейшее развитие. В модель самоактуализации включается множество аспектов "самости" человека. При этом (в отечественной психологии) более значимым термином становится самореализация. 

Самоактуализация - более "пассивный" феномен, который предполагает "дозревание", "создание условий", "не препятствование" спонтанному, естественному самораскрытию внутреннего потенциала человека. Самореализация - это активная деятельность, направленная на самосозидание "лучшего себя", но не эгоистично, а в социальном контексте (через культуризацию и персонализацию). Самореализация начинается с самопознания и проходит определенные этапы (см.модели Чернявской или Леонтьева). 


Как стать самоактуализирующейся личностью? 



Одна из несомненных заслуг Маслоу заключается в том, что он создал один из первых концептуальных "портретов" людей, которые стремятся максимально раскрыть свой потенциал, достигая личностной зрелости и успешно реализуя в жизни/работе свои таланты и способности.  
  
Вот 17 качеств самоактуализирующейся личности по Маслоу (цитируется по книге: А.Маслоу "Мотивация и личность"  ,глава 11): 

1) Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью (Способность распознавать фальшь; стремление к точности и объективности; способность опираться на факты и абстрагироваться от мнений; восприятие реальности с минимальными когнитивными искажениями, без стереотипов, суеверий и т.п.; позитивное отношение к новому и неизвестному; терпимость к хаосу; исследовательский подход). 

2) Принятие (себя, других, природы). (Отсутствие невротического стыда, вины и тревоги; восприятие себя таким, какой есть; принятие своей "низшей" биологической природы. В том числе и принятие собственного несовершенства, своих недостатков, см.п.16).  

3) Спонтанность, простота, естественность. (Естественность не только во внешнем поведении, но и спонтанность/свобода в мыслях, идеях. Внешняя спонтанность - способность вести себя неконвенционально, нарушать нормы/условности. Внутренняя спонтанность - в т.ч. максимальная поглощённость тем, что делают).

4) Служение (Как сфокусированность на внешних проблемах и целях в противоположность озабоченности эгоцентрическими проблемами. Не склонны к "самокопанию". Фокус не обязательно на "любимом деле", но на миссии, т.е. на том, что необходимо. Приоритет масштабных/эпохальных задач, а не "бытовухи"). 

5) Отстраненность, потребность в уединении. (Спокойно переносят/любят одиночество; даже в унизительных и трудных ситуациях ведут себя сдержанно, без эмоциональных срывов; сохраняют способность к концентрации и логике даже в тяжёлом стрессе; "холодны", не нуждаются в друзьях-приятелях). 

6) Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность. (Независимы от физической и социальной среды; навык "самовосстановления" в самых кризисных ситуациях; не зависят от чужих мнения и ожиданий, не нуждаются в оценке и одобрении, равнодушны к популярности и славе). 

7) Свежий взгляд на вещи. (Свежее и наивное восприятие, способность радоваться жизни в самых мелких и обыденных её проявлениях. Ценят прекрасное, находят удовольствие в "базовых ценностях жизни". "Чувство новизны", способность видеть мир "как есть", без категоризации.  

8) Мистические переживания и высшие переживания. (Способность к высшим переживаниям по У.Джеймсу. Могут быть острые, "пиковые" - вроде экстаза; могут быть длящиеся, т.н. "плато-переживания", связанные с получением удовольствия от любимой деятельности. Сегодня сюда можно добавить и "состояние потока" по М.Чиксентмихайя).  

9) Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности со всем человечеством). (Термин предложил Альфред Адлер, чтобы обозначить нашу сопричастность всему человеческому и способность идентифицировать себя с человечеством. Это установка: "Все люди братья", которая помогает нам быть альтруистами, видеть в других добро, понимать и принимать их несмотря на недостатки). 

10) Межличностные отношения (глубокие и избирательные, по принципу "подобное притягивает подобное").  (Этот пункт отчасти противоречит п.5. Самоактуализирующиеся люди не очень общительны и тщательно подбирают свой круг общения. Но если они с кем-то устанавливают близкие отношения, то эти отношения очень прочные и глубокие. Качество дружбы/любви у них намного выше, чем у обычных людей; это проявляется в качестве общения, в бОльших затратах времени и эмоций). 

11) Демократичность (демократичная структура характера). (Толерантность к человеческим различиям; готовность учиться у каждого, кто хоть в чем-то разбирается или что-то умеет лучше; уважительное отношение к людям).   

12) Умение отличать средство от цели, добро от зла. ("Святые люди", имеющие твердую внутреннюю мораль; избирательны в средствах достижения цели; внутренняя религиозность как вера в принципы добра, справедливости и т.п.).

13) Философское чувство юмора. (Не любят плоский и пошлый юмор; предпочитают юмор, высмеивающий гордыню и подобные недостатки; развитая самоирония, в т.ч. по отношению к своей работе и достижениям; любят интеллектуальный юмор; сами шутят редко, "серьёзные" по сравнению с обычными людьми). 

14) Креативность. (Оригинальность, изобретательность, "творческая жилка", которая проявляется широко, т.е. не только в узких гениальных способностях или в профессии. Это способ мировосприятия и взаимодействия с жизнью. Способность "привнести своё", "сделать по-своему" где и в чем угодно. Это качество тесно связано с п.1) 

15) Сопротивление культуральным влияниям. Трансценденция культуры. (Поверхностная, внешняя адаптация к культуре, в которой живут, но не полная идентификация с ней и зависимость от неё. Принимают нормы, потому что так проще заниматься своим делом. Против революционных, но за системные изменения в обществе. Реалисты, не верят в лозунги и пропаганду. Социально активны, но в рамках своей выбранной миссии. Не противопоставляют себя обществу, а улучшают то, что доступно. Строят жизнь не по законам ближайшего социума, а по законам мировой культуры и общечеловеческих ценностей). 

16) Несовершенство самоактуализированного человека. ("Обычные люди, которые могут иметь любые человеческие пороки"; могут быть особенно жёсткими и жестокими, когда "идут на принцип"; могут шокировать/обидеть окружающих пренебрежением к условностям; погружаясь в дело могут забывать о близких; могут быть слишком добры; могут страдать от нереализованности и т.п.)  

17) Преодоление дихотомий. (Гармоничное объединение, а не противопоставление, в своём характере таких противоположностей как альтруизм-эгоизм, доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение,  индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отчуждение-идентификация,  серьезность-юмор, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь и др.). 

...Данные 17 качеств самоактуализирующейся личности можно использовать как своеобразный чек-лист. Например, по каждому пункту вы можете оценить сами себя по шкале от 0 до 10. Такая диагностика не совсем точная, но в первом приближении оценить свой самоактуализационный потенциал можно 😉 . 
 
Наверняка какие-то из качеств самоактуализирующейся личности у вас уже есть. Но есть ли желание прокачать и все остальные?!
 
Один из самых первых тестов для оценки уровня самоактуализации (и личностных качеств самоактуализирующегося человека) предложил Эверетт Шостром .  (Кстати, его книгу "Человек-манипулятор" очень рекомендую! Я прочёл её ещё в начале 90-х в каком-то подпольном самиздатовском переводе, и она произвела очень сильное впечатление. У Шострома "манипулятор" - это антипод "актуализатора". Т.е. "манипулятор" - это человек, который манипулирует прежде всего самим собой, лишь бы консервировать свои неврозы и уклониться от саморазвития).  

Шостром ещё в 1970-1980-х разработал "Опросник личностной ориентации" (Personal Orientation Inventory, POI), который достаточно широко применялся и применяется во всем мире. В России его локализовали как "Самоактуализационный тест" (САТ), и есть аж целых четыре варианта этого теста (подробное описание см.здесь; там же можно найти бланки и ключи теста САТ и протестировать себя 😉 ). От себя могу добавить, что я довольно много работал (в т.ч. студенты писали курсовики и дипломы под моим руководством; плюс прикладные исследования) со второй локализацией теста, сделанной в МГУ и опубликованной в 1987 г. Тест, на мой взгляд, очень информативный и отлично выявляет людей, которые хотя бы в минимальной мере стремятся/склонны к самоактуализации и саморазвитию. 

Тем не менее, четвёртая (последняя в России) локализация теста POI была сделана в 1998 году. А это уже более 20 лет назад 😞 . Аналогичная проблема существует и в зарубежной психологии: кроме критического анализа идей Маслоу о самоактуализации там также пытаются разрабатывать и новые инструменты (тесты) для оценки самоактуализационного потенциала личности.  Об одном таком исследовании и новой методике я и хотел бы рассказать подробнее... 

Шкала качеств самоактуализирующейся личности 



Скотт Барри Кауфманhttps://www.scottbarrykaufman.com/ ), психолог из университета Пенсильвании опубликовал любопытную статью "Self-Actualizing People in the 21st Century: Integration With Contemporary Theory and Research on Personality and Well-Being" ( https://scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2018/11/Kaufman-self-actualization-2018.pdf ), в которой предложил свою версию каким именно набором личностных качеств должен обладать самоактуализирующийся человек в 21 веке. Кратко перескажу его основные идеи: 

Современные self-help книги зациклены на двух вещах - "успехе" (высоких достижениях) и "счастье" (гедонистической "лёгкой" жизни). Психология "третьей волны" (гуманистическая, трансперсональная, позитивная) опираются на другие базовые понятия: здоровье, развитие, целостность, интеграция, гуманистическая направленность и "решение реальных проблем жизни". Именно эти понятия и являются продолжением идей Маслоу о самоактуализации. 

Современные исследования черт личности выделяют две глобальные мета-характеристики личности - "стабильность" и "пластичность". На уровне нейрофизиологии "стабильность" связана с функционированием серотониновой системы, а "пластичность" - дофаминовой. Кауфман усматривает тут сходство с идеей Маслоу о доминировании у человека либо дефицитарных потребностей, либо бытийных (связанных с самореализацией и самотрансценденцией).  Преобладание дефицитарных потребностей ведёт к развитию разного рода психологических защит и к неврозам. 

Недостаточная выраженность "стабильности" (т.е. гипофункция серотониновой системы) проявляется: а) разрушительная импульсивность (неспособность к контролю над своим поведением, слабость целенаправленного поведения); б) неконструктивное мышление (пессимистический взгляд на прошлое, будущее и настоящее); в) дефицит смысла жизни. В контексте гумантистической психологии нехватка "стабильности" есть преобладание децицитарных потребностей, которые порождают психологические проблемы и блокируют самоактуализацию. 

В свою очередь развитая "пластичность" проявляется в таких характеристиках как создание новых целей, интерпретаций и стратегий (т.е. креативностью); любопытством и стремлением к развитию. "Пластичные" люди позитивно реагируют на новизну, изменения и неопределенность; всё это вызывает у них не страх, а интерес и азарт. В терминах Маслоу "пластичность" - это преобладание бытийных потребностей. 

Что является целью самоактуализации? Какая краеугольная ценность заложена в основе теории Маслоу? Сам Маслоу говорил о достижении психологического здоровья и "полноты человечности" (full-humanness). В современной гуманистической психологии более принят термин "субъективное/психологическое благополучие" ("psychological well-being"). Согласно Райфу (Ryff, 1989) субъективное благополучие складывается из: самопринятия; позитивных отношений с окружающими; автономии/самостоятельности; хорошей адаптации к внешней среде (environmental mastery); наличия чётких жизненных целей; личностного развития. Эти характеристики также можно рассматривать как качества самоактуализирующейся личности. 

Также заслуживают внимания современные исследования любопытства (curiosity). Кашдан (Kashdan, 2009, 2017) определяет любопытство как "способность распознавать, находить и стремиться исследовать новые, стимулирующие (challenging) и неопределенные события". Любопытство (как особенность личности) складывается из пяти факторов: радостное исследование; чувствительность к депривации; терпимость/толерантность к стрессу; социальное любопытство; поиск острых ощущений. Способность получать радость от изучения нового и устойчивость к стрессу сильно коррелируют с субъективным благополучием. Также можно провести явные параллели между "пластичностью" ( =радостное исследование) и "стабильностью" ( =стрессоустойчивость). Получается, что любопытство является одним из важнейших качеств самоактуализирующихся людей.  /Кстати, есть неплохая книга "Любопытный - значит успешный" о том, как развить в себе любопытство 😉 /. 

...Добавлю, что для оценки данных характеристик (субъективное благополучие; пластичность и стабильность; пять факторов любопытства и др.), которые содержательно близки концепции Маслоу о "самоактуализирующейся личности", существуют уже готовые тесты. И эти тесты можно использовать для оценки содержательной и конструктной валидности нового теста на самоактуализацию. Что Кауфман и сделал, использовав восемь таких тестов. (Перечислять я их здесь не буду; желающие могут прочесть о них в его статье). Могу лишь резюмировать, что психометрический подход Кауфмана к разработке нового теста, изложенный в статье, лично у меня вопросов не вызывает - там всё довольно грамотно и надёжно. 

Но что получилось в итоге?

Кауфман разработал новый тест (в моём вольном переводе 😉 ) "Шкала качеств самоактуализирующейся личности" - CSAS (Characteristics of Self-Actualization Scale). Первоначальная версия теста состояла из 91 высказывания, итоговая - из 30 утверждений. Каждое оценивается по шкале от 1 (не согласен) до 5 (согласен). В исследовании участвовало 522 испытуемых; 18-72 года, средний возраст 36,6 лет. 

Теоретически общий (суммарный) результат по шкале CSAS может варьировать от 0 до 150 (30 вопросов Х 5 баллов), но по факту разброс получился от 59 до 150 (средний результат = 114,5). 

Кауфман использовал для создания нового теста классический факторно-аналитический подход, предложенный ещё в 1950-е Г.Олпортом. Для непрофессионалов кратко опишу суть метода: 1) по выбранной тематике создаётся массив утверждений/вопросов (Кауфман первоначально составил 91 вопрос о самоактуализации); 2) после чего тестируется большой массив испытуемых  (522 человека); 3) после чего их результаты обрабатываются с помощью многомерного метода мат.статистики - факторного анализа. Обычно удаётся выделить ограниченное количество факторов (чем их больше, тем ниже их статистическая достоверность). При этом каждый фактор включает в себя ограниченное количество утверждений, близких по смыслу. 

Собственно, у Кауфмана в итоге получилось 10 достоверных факторов, и для каждого фактора он ограничил количество утверждений тремя наиболее значимыми (так можно делать). В итоге получился тест-опросник из 30 утверждений (10 шкал по 3 вопроса каждая).  Что самое важное: каждый из 10 эмпирически выявленных факторов есть не что иное, как обобщённые личностные характеристики - т.е. те самые "качества самоактуализирующейся личности". 

Итак, какие 10 качеств самоактуализирующейся личности 21 века удалось выявить Кауфману и как они пересекаются с 17 качествами самоактуализирующейся личности 20 века по Маслоу? 

1) Свежесть восприятия (Continued Freshness of Appreciation) = №7 в списке Маслоу
2) Принятие (в т.ч. самопринятие; Acceptance) = №2 по Маслоу
3) Аутентичность/подлинность (Authenticity) = №6 "Автономность" и №15 "Сопротивление культуральным влияниям"
4) Беспристрастность (Equanimity) = №5 "Отстраненность" (но только как внутренняя стрессоустойчивость, без социальных тенденций вроде "склонности к одиночеству")
5) Целеустремленность (Purpose) = №4 "Служение"
6) Рационализм, критичное восприятие реальности (Efficient Perception of Reality) = №1 "Эффективное восприятие реальности"
7) Гуманизм (Humanitarianism) = №9 "Чувство общности"
8) Пиковые переживания (Peak Experiences) = №8 "Мистические и высшие переживания"
9) Развитая моральная интуиция (Good Moral Intuition) = №12 "Умение отличать средство от цели"
10) Творческий дух (Creative Spirit) = №14 "Креативность" и №3 "Спонтанность"

Какие из качеств самоактуализирующейся личности, включенных в список А.Маслоу 70 лет назад, сегодня оказались невостребованными? Кауфман называет следующие шесть качеств: 

1) Позиция отстраненности, склонность к одиночеству = №5 "Отстраненность" по Маслоу
2) Принятие своего несовершенства; наличие "странностей" = №16 по Маслоу
3) Терпимость к противоречиям= №17 "Преодоление дихотомий"
4) Философское чувство юмора = №13 
5) Межличностные отношения = №10
6) Демократичная структура характера = №11

Некоторые качества, которые Маслоу рассматривал отдельно, по результатам факторного анализа объединились. Например, творческий дух (№10 по Кауфману) объединил в себе спонтанность (№3 по Маслоу) и креативность (№14 по Маслоу).  Аутентичность (№3 по Кауфману) объединила в себе автономию (№6) и сопротивление инкультурации (№15). 

От себя добавлю, что для меня лично остаётся загадкой, почему указанные шесть качеств самоактуализирующейся личности вдруг стали неактуальными в 21 веке 😞 . Можно предположить, что изменились социо-культурные нормы. Например, современные люди стали гораздо более социальными (поэтому "склонность к одиночеству" и "близкие межличностные отношения" уже не так важны) и более толерантными (поэтому утратили значимость "терпимость к противоречиям", "принятие несовершенства" и "демократичность"). То, что во времена Маслоу было особенным, свойственным только лучшим представителям того времени, сегодня стало "само собой разумеющимся". Но... Перечисленные качества могут быть "обыденными" для современного западного общества, и вовсе не факт, что они утратили актуальность для других стран и культур. Поэтому тест CSAS хорошо бы качественно локализовать (в идеале - повторив заново процедуру факторизации 91 первоначального утверждения) в других странах.  

Ещё из любопытного, что обнаружил Кауфман в своём исследовании: самоактуализация (суммарный показатель по CSAS) никак не коррелирует с полом, расовой/этнической принадлежностью, уровнем образования, с уровнем благосостояния семьи в детстве, а также с наличием в роду людей с психическими отклонениями. Но самоактуализация значимо коррелирует с такими показателями как (в порядке убывания): удовлетворенностью своей работой; профессиональным/должностным уровнем; возрастом; уровнем доходов за последний год. Что, кстати, косвенно подтверждает мысли отечественных психологов (Д.Леонтьева, Г.Чернявской) о том, что самореализация (т.е. актуализация своих способностей в общественно-полезной и ценной деятельности) всё-таки важнее 😉 . 

Плюс возраст. Получается, что самоактуализация (как самореализация) в 21 веке =  "путь Мастера". Как-нибудь надо будет помедитировать на эту тему... 

Успешной вам самоактуализации! Всё обязательно получится! ;)
 
Ну и в заключение небольшой подарочек: я перевёл "Шкалу качеств самоактуализирующейся личности" - CSAS (тем более, что сам автор разрешает свободное использование теста). Скачать можно по этим ссылкам в формате *.docx или *.pdf . Можно благодарить 😉

И ещё... Мне интересна дальнейшая судьба этого теста. Поэтому если вдруг кто-то из коллег-психологов будет использовать CSAS в своих исследованиях, то буду очень благодарен, если поделитесь полученными результатами (см. мои координаты в разделе "Про меня"). Мало того, если тест будет использован в комплексных исследованиях (т.е. вместе с другими методиками), то готов помочь в мат.обработке полученных данных.
 
 



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) "Идеи для саморазвития". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



 
 

5 комментариев:

  1. Спасибо, очень обстоятельно и для меня много новой информации. Я уже ваши статьи конспектирую, чувствую и к этой возвращусь и не раз.

    ОтветитьУдалить
  2. Я тоже пару статей законспектировал))) А где можно почитать про самопринятие? Как перестать себя переделывать и начать развивать себя реального? Как понять и принять себя реального?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рад, что мои "трактаты" пригодились :)
      По самопринятию: в статье был упомянут Бранден "Шесть столпов самооценки", у него там есть неплохая глава (плюс вопросы для проработки) по самопринятию. Также можно почитать что-нибудь буддийски-ориентированное)), можно в западной адаптации. Например, довольно неплох Экхарт Толле "О чем говорит тишина", "Сила настоящего". В принципе, "прокачать" самопринятие помогут любые книги и практики, развивающие осознанность (Д.Кабат-Зинн "Куда бы ты ни шел - ты уже там").

      P.S. Лёгкая степень недовольства собой ( =самонепринятия) - это нормально, это важное условие для саморазвития. Но если неприятие себя сильное - это может быть симптомом депрессии, жизненного кризиса, невроза и т.п. Тут надо разбираться...

      Удалить
  3. сохраняю в фейсбуке. Насладилась в процессе прочтения, планирую вернуться при написании ВКР

    ОтветитьУдалить