Страницы

вторник, 20 ноября 2018 г.

Четыре подхода к балансу между работой и личной жизнью

Ещё в 2011 году я опубликовал заметку о балансе между работой и личной жизнью, в которой было две ключевые идеи: 

1) Баланс основан на реализованности наших жизненных ценностей;
2) Добиться реализованности можно за счёт совмещения ценностей (т.е. одна и та же деятельность должна предоставлять возможности для реализации сразу нескольких ценностей). 

Могу сказать, что я довольно скептически отношусь к т.н. "колесу баланса", которое традиционно используется в Life Coaching'е (хотя иногда все равно использую в работе))). Я бы сказал, что это идеализированная и механистическая модель, которая может быть полезна в очень ограниченном диапазоне жизненных ситуаций. "Колесо баланса" хорошо работает, когда основные ваши жизненные потребности удовлетворены и мы живём в очень стабильном и предсказуемом мире. 

Слайд из моей презентации 2013 г. Главная идея в том, что в жизни преобладает нелинейная динамика, а не механическое "выравнивание" баланса

Главная идея "колеса баланса" в том, что все сектора/спицы колеса должны быть развиты равномерно. Тогда "колесо" станет "ровным" и вы будете "легко катиться" по жизни, т.е. станете счастливыми и самореализованными))). Лайф-коучи обычно выявляют "западающие" (недостаточно развитые) сектора в "колесе баланса", после чего предлагают идеи/способы, как можно эти сектора прокачать. По большому счёту речь идёт о смене приоритетов, и о максимальной концентрации внимания и усилий на "западающих" секторах. 

Но есть одно "но"... 
 
Это "но" заключается в том, что мы можем существовать в динамической, непредсказуемой, высокорискованной среде, где правят бал "приоритеты выживания". Т.е. окружающая нас действительность меняется настолько быстро и предъявляет к нам настолько высокие требования, что для того, чтобы адаптироваться к ней, мы должны прилагать максимум усилий, работать на пределе своих возможностей.  

Представьте, что вы переехали в другую страну/город и устроились на работу в какую-нибудь супер-корпорацию вашей мечты. Но у вас там 10-12-часовой рабочий день, и вы там пока ещё стажёр, которому (в условиях высочайшей конкуренции) необходимо подтвердить свою квалификацию, иначе вы с лёгкостью эту работу потеряете. Какой, нафик, может быть "баланс" в подобной ситуации?! Скорее всего, вы будете зубами держаться за эту работу, и будете пахать, как проклятый, лишь изредка ностальгируя о том, что хорошо бы получше высыпаться и питаться не фастфудом в соседней забегаловке, а чем-то более здоровым. 

То есть приоритет будет только один - работа, а все остальные сектора "колеса баланса" (семья, любовь, здоровье, хобби и проч.) будут поставлены на паузу. Если в подобной жизненной ситуации рядом с вами возникнет лайф-коуч и начнёт предлагать вам уделять больше времени и сил на другие сектора "колеса баланса" (= сменить приоритеты), то вероятны два исхода. Первый: вы просто надорвётесь, пытаясь распределить силы и время, чтобы хватило "на всё", и почувствуете себя ещё более несчастным и усталым. Второе: через некоторое время пошлёте лайф-коуча куда подальше, и броситесь навёрствывать упущенное, в авральном порядке доделывая многочисленные трудовые задачи. 

Идеальная жизненная динамика выглядит так: в нашей жизни есть периоды объективного ускорения, когда важными становятся "приоритеты выживания", которые сменяются периодами относительной стабильности, когда у нас есть максимальная свобода в выборе приоритетов. На этапе ускорения мы фокусируемся на одном приоритете (обычно это работа); на этапе стабильности мы можем выбирать другие приоритеты (семья, личная жизнь и проч.), балансируем их с ранее реализованным приоритетом (работой). Продолжая  приведенный выше пример, предположим, что вы успешно выдержали испытательный срок; вы уже не стажёр, а получаете нормальную должность с ограниченным кругом должностных обязанностей; ваш рабочий день уже не 10-12, а обычные 8 часов. Всё это означает, что наступила относительная "стабильность", и теперь действительно можно подумать и о "балансе".  

В любом случае важно понимать, в какой жизненной ситуации вы находитесь; какова динамика вашей жизни в настоящий момент. И есть ли у вас в принципе возможность добиться баланса "работа - жизнь" (work-life balance) в ближайшей перспективе. 

Жизненные ситуации могут быть разными, и варианты реализации "сбалансированной жизни" могут быть разными. Чтобы было понятнее, приведу несколько примеров из книг (уж извините за длинные цитаты): 

1 вариант: отказ от идеи баланса вообще ("есть только работа").  Если вы предприниматель, то "стабильность" в вашей работе вряд ли наступит (особенно если вы живёте в стране, где законы не работают, экономика полуфеодальная и т.д., и т.п.). Но есть и вполне солидные корпорации, которые намеренно поддерживают "потогонный" и "предпринимательский" стиль в работе. 

Вариант 1: отказ от баланса (временный), т.к. работа в передовой корпорации требует полной самоотдачи

Должностные обязанности каждого сотрудника намеренно размыты (т.е. "каждый отвечает за всё" и должен быть готов к выполнению любых трудовых задач, а не только тех, которые формально связаны с его должностью). Сверхценностью является абсолютная лояльность (т.е. готовность работать 10-12 часов и без выходных). Каждый сотрудник по сути превращается в проектного менеджера, отвечающего за свой участок работы, включая сроки, ресурсы, результаты (но при этом частенько возникает разрыв между правами и полномочиями, т.е. фактически сотрудник вынужден каждый раз "драться"/конкурировать с коллегами за ресурсы, сроки и т.п.). 

Если ко всем этим факторам ещё добавить руководство со стороны токсичного и авторитарного лидера-самодура, то вы догадываетесь, что "спокойствия и стабильности" в подобной организации не наступит вообще никогда. У каждого сотрудника, независимо от стажа и должности, ВСЕГДА будут актуальны "приоритеты выживания", и про "жизненный баланс" ему придётся забыть на всё время работы в данной организации. 

Кстати, руководители в таких компаниях часто заявляют открытым текстом (на уровне кадровой политики) о том, что они против баланса между работой и личной жизнью, и что их интересует только максимальная преданность компании (а уж с личной жизнью сотрудник пусть сам разбирается в свободное от работы время). Примером такого руководителя может быть Джеф Безос, руководитель компании Amazon. Вот несколько цитат из книги Брэда Стоуна  "The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon" (М.:«Азбука-Аттикус», 2014):

"Безос всегда считал, что грамотная кадровая политика – ключ к успеху компании. На протяжении многих лет он лично проводил собеседования со всеми потенциальными кандидатами и интересовался результатами их тестов на проверку академических способностей. «Принимая человека на работу, мы каждый раз поднимали планку своих требований, поэтому общий уровень таланта сотрудников компании все время увеличивался», – гласит один из часто повторяемых «джеффизмов». Такой подход нередко становился причиной конфликтов. В процессе своего роста компания крайне нуждалась в дополнительной рабочей силе, и поначалу сотрудники охотно рекомендовали в качестве кандидатов своих знакомых, многие из которых имели достаточно хорошее образование. Безос же, следуя примеру своего бывшего начальника Дэвида Шоу, огорошивал этих кандидатов совершенно неожиданными вопросами. Например: «Сколько АЗС находится на территории США?» Это был тест для оценки качества мышления кандидата; Безосу требовался не правильный ответ, а демонстрация креативного подхода к решению неожиданно возникшей проблемы. 

Немедленно отвергались Безосом те из кандидатов, кто совершал непоправимую ошибку, говоря о своем желании поддерживать гармоничный баланс между работой и семейной жизнью.

Пол Дэвис не верил в успех такой кадровой политики. В то время Amazon мог предложить кандидатам заработную плату в размере около 60 тыс. долл. в год, опционы на акции сомнительной ценности, весьма скудный социальный пакет и лихорадочный темп работы. «Мы смотрели на него и не могли взять в толк, как он собирается найти людей для работы в таких условиях, в компании, не имеющей никаких доходов не только сейчас, но и в обозримом будущем, – рассказывал Дэвис. – Я не видел, чем мы могли бы соблазнить людей!»"

Вот ещё очень характерная цитата о том, что постоянное развитие компании (т.е. динамическая, быстро меняющаяся среда) и "потогонная" система работы требуют от сотрудников единственного приоритета - работы. А приоритет может быть только один, т.е. семья и личная жизнь пролетают 😞 . Для Безоса это очень жёстко: или вы полностью на работе, или вы не с нами.

"В процессе достижения Amazon высоких результатов многие сотрудники компании все чаще высказывали свое недовольство заданными сумасшедшими темпами работы. С ускорением роста компании Безос лишь усиливал нажим на подчиненных, заставляя их работать больше и больше, назначая заседания на выходные дни и часто повторяя свою фразу о том, что работать надо умнее, упорнее и дольше. Таким образом, компания не была лояльна к семьям своих сотрудников, и некоторые руководители предпочли уволиться, когда захотели обзавестись детьми. «Джефф не признавал соблюдение баланса между работой и личной жизнью, – говорила Ким Рэчмелер. – Он признавал лишь гармонию работы и личной жизни, видимо, полагая, что вы в состоянии заниматься и тем и другим одновременно».

Недовольство сотрудников обычно проявлялось во время традиционных общих собраний, которые Amazon регулярно проводила в помещении старейшего театра Сиэтла. Когда наступало время для ответов на вопросы из зала, сотрудники вставали и задавали прямые вопросы руководителям компании, в которых часто звучала тема перегруженности из-за необходимости выполнения огромного объема работы в лихорадочном темпе. На одной из таких встреч сотрудница поинтересовалась у Безоса, когда Amazon собирается обеспечивать соблюдение баланса между интересами компании и личной жизнью своих работников. Безосу не понравилась такая постановка вопроса. «Мы здесь для того, чтобы делать то, что от нас требуется. Данная задача имеет наивысший приоритет, – жестко ответил он. – Она заложена в Amazon на генном уровне. Если вы не можете отдавать компании все свои силы, значит, это место не для вас»."

И вот ещё одна показательная цитата, которая подтверждает авторитарный стиль руководства Безоса (даже пукнуть нельзя без его одобрения))), а также то, что приоритет работы (т.е. нарушение work-life баланса) сильнее всего выражен именно в динамично развивающихся отраслях/направлениях деятельности компании.  

Безос, как гроссмейстер, играющий одновременно на многих досках, организовал все таким образом, чтобы иметь возможность эффективно контролировать ход каждой партии.
Некоторым из этих шахматных партий уделяется больше внимания, чем другим. Безос посвящает изрядную часть своего времени наблюдению за новыми для компании бизнес-направлениями, такими как Amazon Web Services, сервис потокового видео и в особенности Kindle и Kindle Fire. («Я не думаю, что вы сможете хотя бы испортить воздух в офисе Kindle, не получив на это одобрение Джеффа», – язвительно заметил один из давних руководителей компании.) Естественно, что сотрудники таких подразделений испытывают больший стресс и не могут даже помыслить о каком-либо соблюдении баланса между работой и личной жизнью.

...Думаю, что выбор первого варианта (т.е. отказ от баланса вообще) вполне может быть вашим осознанным выбором, если, скажем, работа в компании Amazon является вашей мечтой. Но, думаю, что наиболее правильным вариантом будет не "продажа себя в рабство на веки вечные")))  (даже если это Amazon, Google и т.п. "компания мечты"), а установление чёткой карьерной планки. Если на данной работе жизненный баланс отвергается/игнорируется, то надо ограничить всё время пребывания там и чётко сформулировать свои карьерные цели. Например, так: "В течение 3 лет я работаю в корпорации Х. На этот период для меня не существует ничего, кроме работы. Но за это время я осваиваю следующие навыки (список прилагается), получаю такой-то опыт (в виде завершенных проектов и достигнутых результатов), получаю такую-то должность с таким-то уровнем оплаты". После того, как данная карьерная цель достигнута, вы - свободный человек, который даёт себе разрешение и возможность не только "жить на работе", но и прокачивать другие сектора "колеса жизненного баланса". 

2 вариант: баланс как внешнее совмещение работы и личной жизни ("работа и семья находятся в одном месте"). Эта модель прекрасно знакома предпринимателям всего мира под названием "семейный бизнес")). Причём эта "семейственность" процветает не только в коммерческих организациях, она официально не запрещена и в гос.структурах. Когда папа генеральный директор, мама главный бухгалтер, сын начальник коммерческой службы, а двоюродная племянница секретарша. И все сидят в одном офисе и на одном автомобиле добираются на работу и с работы. На работе они с лёгкостью могут общаться на личные темы, а после работы (уже дома) могут запросто продолжить решение производственных вопросов. Фактически грань между семьёй и работой очень тонка. 

Вариант 2: "На работу всей семьёй!". Но не все организации готовы поддерживать такую организационную культуру

В 2002 году, когда я учился в Стокгольмской Школе Экономики, мы были на ознакомительной экскурсии в одной из крупных шведских компаний. Нас поразили необычайно уютные офисы и комфортные рабочие места: кресла-трансформеры, которые позволяли сотрудникам работать полулёжа; спортивные тренажёры и душевые; бесплатные чай-кофе и фрукты и др. Особенно удивили "комнаты для свиданий" (как в шутку называли их сами шведы) - своего рода "антистрессовый уголок" с удобными креслами, полумраком, зарослями комнатных растений и тихой музыкой, где во время перерыва сотрудники могли уединиться и пообщаться друг с другом. Шутки шутками, но как нам рассказал один из руководителей компании, более половины сотрудников нашли своего супруга/супругу именно в стенах компании. Именно поэтому на одном из этажей здания компании находится корпоративный детский сад. И родители во время регулярных перерывов имеют право навещать своих детей, общаться и играть с ними. 

Как видите, реалии современной жизни таковы, что люди и создают семьи на работе, и совмещают семейное и рабочее общение. Есть прекрасная книга Бриджид Шульце  "Мне некогда! В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота" (М.: МИФ, 2015), в которой очень глубоко изучается гендерное неравенство именно в вопросе баланса между работой и личной жизнью. 

Существует патриархальная ролевая модель, где мужчина "добытчик", а женщина "хранительница очага". В сутках 24 часа, где мужской баланса выглядит примерно так: 8 часов сна, 8 часов на работе, 8 часов отдыха. Но если женщина "хранительница очага", то в патриархальной модели её "баланс" выглядит так: 8 часов сна (на самом деле гораздо меньше, если, к примеру, в доме грудной ребёнок), 16 часов заботы по домашнему хозяйству. Понятно, что патриархальная модель родом из средневековья, и что у современных работающих женщин тоже 8-часовой рабочий день. Вот только трудозатраты на ведение домашнего хозяйства и заботу о детях почему-то никто не считает. Даже при наличии в доме современной бытовой техники и наличие возможностей отправить ребёнка на какие-нибудь внешкольные занятия, они всё равно остаются достаточно большими, около 4-5 часов в день.   

Собственно, вся книга Бриджид Шульце посвящена поиску ответа на вопрос, как можно восстановить подлинный (равноправный, справедливый) баланс между работой и личной жизнью, в равной мере удовлетворяющий и мужчин, и современных женщин. В качестве одного из возможных ответов она приводит кейс американской компании Menlo. Кейс довольно объёмный (ему посвящена почти вся 7 глава книги "Когда работа работает"), поэтому я процитирую лишь основные моменты: 

"Компания по разработке программного обеспечения Menlo Innovations в Энн-Арбор в штате Мичиган. На часах чуть больше 10:00. Пятница. Грег Хаскинс и его напарник-программист сидят за одним монитором. Они должны написать сложный код для проточного цитометра, который очень важен для исследований в области СПИДа и онкологических заболеваний. Программа должна с легкостью выполнять 180 тысяч измерений клеток в секунду и быть простой, чтобы с ней могли работать даже студенты. Хаскинс одет в джинсы и голубую клетчатую рубашку. На его плече висит слюнявчик. На коленях он качает маленькую дочь.
Хаскинс передает ребенка напарнику и, не прерывая разговора, подходит к доске для записей, висящей на стене. Его коллега, пожилой седовласый мужчина, забирает слюнявчик и дает ребенку бутылочку.

В огромном помещении площадью 1500 квадратных метров Кристи Трейдер сосредоточенно работает за компьютером, пока ее сыновья восьми и девяти лет играют в хоккей с мячом на отполированном бетонном полу. На соседнем столе мальчишки, у которых сейчас летние каникулы, выложили свои поделки, мелки и электронные игры, написав на листке бумаги: «Девочкам запрещено входить на территорию лагеря мальчиков. Мамам можно». Три собаки тихонько дремлют в сторонке.

Рич Шеридан, сооснователь и CEO Menlo, сидит с довольным видом в центре шумного офиса. На его визитке написано: «Главный сказочник и экскурсовод в Menlo». Он высокий блондин с глубоким, низким голосом. Он улыбается. Все время. Шеридан говорит, что он совершенно точно знает, какую рабочую культуру хочет создать в противовес тем несчастным местам, которые вынимают всю душу и выжимают все силы. Большую часть карьеры он провел именно в таких местах. Он говорит, что его компания была основана только на одном принципе – получать удовольствие." 

"Шеридан и его партнеры пришли к выводу, способному окончательно победить агонизирующую корпоративную культуру Америки, оставшуюся нам с 50-х годов прошлого века: не нужно писать должностные инструкции или непонятные «миссии», которые по-прежнему существуют лишь для того, чтобы ежедневно «выжимать из сотрудников все соки». Не нужно разрабатывать гибкие рабочие графики или придумывать сокращенный рабочий день, для того чтобы якобы помочь работающим семьям. Не стоит при этом рассматривать женщин с детьми, которые воспользуются данными привилегиями, как обузу для компании и не давать им продвигаться по службе. Вместо этого следует мыслить масштабно. Начать все заново. Все имеют право на самореализацию. Работа XXI века означает отказ от консервативного отношения и совершенно новый подход к делу. «Если у вас есть время жить, вы наслаждаетесь жизнью. И когда вы с утра приходите на работу, у вас появляется больше мыслей и идей. Вам нравится работать, – объясняет Шеридан. – Счастье можно выразить в материальном аспекте: будучи счастливыми и довольными, вы лучше устанавливаете деловые связи. Качество работы повышается. В итоге улучшается эффективность всего бизнеса."

"Конец рабочего дня – это именно конец рабочего дня. Начинается личное время. Проверка корпоративной почты, звонки по вечерам или по выходным – все это строго-настрого запрещено. В 18:00 того дня, когда я посетила офис Menlo, он был уже пуст. Лиза-Мари Бабик привыкла к семидесятичасовым рабочим неделям, так свойственным «корпоративному миру». Ей было нелегко принять правила Menlo. «Я привыкла работать очень много, не считаясь со временем, – говорит она, – но владельцы компании мне объяснили, что если я не буду уходить вовремя домой и буду продолжать работать в таком же темпе, то они меня уволят». Во время разговора Бабик протягивает мне визитку, на которой написано: «Евангелист Menlo». Она продолжает: «Мне пришлось заново учиться и привыкать к тому, что у меня есть нерабочее время».

Усевшись в круг за одним из столов в кафетерии и разложив перед собой огромные обеденные сэндвичи, сотрудники говорят, что не перестают удивляться, насколько этот эксперимент Шеридана изменил их жизнь. Одна женщина призналась, что у нее снова появилось время, чтобы заниматься спортом: играть в софтбол и хоккей. Другая рассказала, что смогла поехать с сыном в зоопарк, провести прекрасный день и не испытывать при этом чувства вины за то, что она не на работе. Третья смогла навещать мужа в больнице после серьезной операции. А молодой человек по имени Нат рассказал, что берет отгулы по пятницам для работы над собственным стартапом – компанией по разработке видеоигр.

Menlo – обладатель множества наград за инновационный, демократичный и креативный подход к работе сотрудников. Компания считается одним из лучших работодателей. Американская психологическая ассоциация назвала Menlo одним из наиболее «психологически здоровых» предприятий. Компания при этом достаточно прибыльная. Она находится в числе самых быстрорастущих в США. Все началось с трех сотрудников-сооснователей в 2001 году; теперь здесь трудятся пятьдесят человек, часть из которых работает в штате, а остальные – по договорам. Несмотря на то что деньги очень важны для движения вперед, Шеридан измеряет настоящий успех по-другому. «Вы слышите телефонные звонки?» – спрашивает он меня. Я напрягаю слух и отрицательно качаю головой. «Вы видите, никто не обращается с жалобами или вопросами о работе наших программ, – продолжает он, – а если нам и звонят, то только для того, чтобы поблагодарить».

Продолжая экскурсию по офису, Шеридан с гордостью показывает мне детскую комнату рядом с кухней. Там есть колыбель, детская кроватка и светильники с приглушенным светом. Дети постарше могут поиграть в хоккей. Улыбаясь, Шеридан говорит, что все это появилось благодаря ребенку Хаскинса. Несколько лет назад Трейси Бизон, одна из наиболее ценных сотрудников, ушла в декретный отпуск. В то же время компания подписала большой контракт, выполнение которого во многом зависело от нее. Бизон тоже хотела скорее выйти на работу после рождения ребенка, но ей не на кого было оставить дочь. «Это был последний день Рича, который мыслил корпоративными мерками, – смеется Шеридан. – Мне пришлось избавиться от старых стереотипов. Я посмотрел на нее и предложил брать ребенка с собой на работу. “На весь день?” – спросила она. “На весь день”. – “Каждый день?” – “Каждый день”. Мы же, в конце концов, инновационная компания! Так почему бы не поставить и такой эксперимент?»

Бизон присаживается за стол и продолжает рассказывать свою историю. Она говорит, что до Menlo ей приходилось работать в высокотехнологичных компаниях, где проведенное на работе время ценилось больше, чем настоящие результаты. Когда рос ее старший сын Чарли, она каждый вечер работала допоздна. Приходилось трудиться и по выходным. И это продолжалось до того момента, пока ее боссы при оценке деятельности в конце года не решили, что она слишком мало работала: «Они сказали, что я недостаточно много работала сверх нормативных часов и не заслужила премию по итогам года». Предложение Шеридана она восприняла с опаской, но все же решила попробовать. Она взяла с собой на работу четырехмесячную дочку Мэгги и положила ее в плетеную корзинку рядом с рабочим столом. Сначала никто не знал, что делать. Потом ее коллеги в течение рабочего дня стали соперничать друг с другом в желании понянчить Мэгги. Потом присутствие ребенка на встречах с клиентами уже перестало всех смущать. Даже Шеридан отвечал на телефонные звонки, усаживая ребенка к себе на колени. Мэгги была первым «ребенком Menlo». С ребенком Грега и Кэтлин Хаскинс теперь их уже восемь. Лиза-Мари Бабик наклоняется ко мне и добавляет: «Если честно, присутствие детей на работе влияет на людей в лучшую сторону»."

Бриджид Шульце относится к данному кейсу гипер-оптимистично и считает, что данный кейс демонстрирует идеальное решение проблемы балансирования работы и личной жизни. Причём она считает этот кейс довольно универсальным, подходящий для любой организации в недалёком будущем. Хотя вот лично я слабо представляю себе сталелитейный комбинат с бегающими по цеху детьми))). 

Кроме того, у меня лично много сомнений по поводу такой организации "семейного типа". Получается, что члены семьи будут в буквальном смысле слова "в добровольно-принудительном порядке" круглые сутки находиться рядом друг с другом. Не уверен, что это отличная идея, так как у каждого человека есть потребность в автономии (даже от самых близких), в личном времени и в личном пространстве. А данное решение (внешнее совмещение работы и личной жизни) очень напоминает карикатуры на коммунизм, где все живут и работают в одной общей казарме, едят из одного котла и сообща воспитывают общих детей. Хотя... Хотя кто его знает, как оно там будет в будущем? Футурологи вон прогнозируют, что от sharing economic до "коммьюнизации везде и во всём" один шаг. 

3 вариант: баланс как внутреннее совмещение ("по призванию") работы и личной жизни ("Работа есть моя личная самореализация. Это главный приоритет, но личная жизнь гармонично выстраивается вокруг данного приоритета"). Это достаточно любопытный подход. Первый вариант - "работа на злого дядю", которая предполагает отказ от баланса (обычно на время; ради денег, опыта и прочих бонусов). Второй вариант - "работа на доброго дядю", которая предлагает жить семейной/личной жизнью прямо на работе))). Третий вариант - это "работа на самого себя", что предполагает максимально гибкий график и возможность оперативно переключаться между жизненными приоритетами. 

Вариант 3: Работаю в качестве "свободного агента" и живу где хочу и как хочу!

/эта замечательная картинка взята отсюда ; (с) Анна Суворова/

Такое понимание баланса я нашёл в книге Роба Мура "Принцип рычага" (М.: МИФ, 2018; в моём блоге есть подробная рецензия и интеллект-карта по этой книге), 5 глава которой так и называется "Миф о балансе между работой и личной жизнью". Вот несколько ключевых цитат из этой книги: 

"Еще одно нелепое заблуждение, принимаемое большинством людей как вполне разумное, — это идея о некоем балансе между работой и личной жизнью.

Как можно говорить о каком-то «балансе», когда вы проводите более трети отпущенных вам лет — у кого-то на это уходит полвека, — работая и откладывая счастье и свободу на самый конец жизни, которого у вас может и не быть и который уж точно окажется не таким продолжительным, как ваши трудовые годы?
 
Получается, что вы работаете больше, чем спите! Получается, что вы работаете больше, чем развлекаетесь, исследуете новое, творите, общаетесь, учитесь и любите, даже если сложить всё это вместе. И где тут баланс? Вы же отдали себя в добровольное рабство! Вы не пожелали бы такого своим детям, но почему вы сами с ним миритесь?

Как можно говорить о каком-то «балансе», когда вы делаете огромное количество ненавистных вам вещей в течение долгого времени, а любимые занятия позволяете себе в очень ограниченном объеме?
Как можно говорить о каком-то «балансе», когда вы неделя за неделей жертвуете собой ради того, чтобы заняться тем, что вам нравится, в короткие выходные?

Общество навязывает вам такой график: работать — в будни, отдыхать — в выходные. Корпорация навязывает вам трудовой день с 8:00 утра до 9:00 вечера. Капитализм навязывает вам необходимость работать, чтобы зарабатывать. Государство навязывает вам труд сейчас и в течение всего месяца за зарплату, которую вы получите в конце месяца за вычетом всех налогов и страховки. Но должны ли вы на самом деле жить по правилам, навязанным вам другими людьми или системами?

Нет, вы не должны. У вас есть выбор, если вы знаете другой способ жить, — то есть если вы знакомы с философией управления жизнью.

Маятник движется из одной крайней точки через центр к другой крайней точке. В центре он находится очень недолго. Большую часть времени он мчится от одного экстремума к другому и очень быстро пролетает среднюю точку.

Так же выглядит «баланс» между работой и личной жизнью. В той части, куда направлено внимание, появляются результаты, но в это время вы отворачиваетесь от другой части, и там всё приходит в упадок. Глупо думать, что маятник когда-нибудь остановится в равновесном положении. Он всё время будет качаться, иногда оказываясь на стороне работы — и тогда у вас станут появляться деньги, начнет продвигаться карьера, но дома про вас забудут, — иногда же перемещаясь на ту сторону, где у вас всё хорошо с семьей и личной свободой, но плохо с рабочими и финансовыми перспективами. Так работает время, так устроены жизнь и внимание: равновесия достигнуть невозможно, всегда приходится выбирать из двух крайностей, таких как «сосредоточиться на чем-то — или забыть о нем», «развивать — или забросить», «взять верх — или стать жертвой».

Люди, которые управляют своим временем и контролируют свою жизнь, нарушают эти правила и создают свои собственные. Они знают другой, лучший способ действовать. Вы когда-нибудь слышали, чтобы успешный человек рассуждал про баланс между работой и личной жизнью? Нет? Такие люди никогда не жалуются на необходимость работать, потому что они либо любят свою работу, либо не любят, но видят перспективы и потому легко преодолевают сиюминутные неудобства. Дело не в том, что успешные люди не чувствуют дискомфорта или занимаются исключительно тем, что им по душе. Дело в том, что у них есть четкая цель, они рады вносить свой вклад и справляться с проблемами, и они интуитивно понимают, что им необходимо, даже если в краткосрочной перспективе это и неприятно. Они умеют следовать за движением маятника.

Вот некоторые способы избавиться от постоянного чувства, будто вам не хватает «баланса» между работой и личной жизнью.

1. Не разделяйте работу и личную жизнь (последнее понятие, если вдуматься, довольно странное).
2. Имейте четкое представление обо всей своей жизни и о том, чего вы от нее хотите.
3. Отказывайтесь от всех вещей, не представляющих для вас важности.
4. Отходите в сторону и говорите «нет»."

Не буду подробно приводить здесь описание каждого из четырёх способов (читайте в книге 😉 ). Приведу лишь фрагмент первого пункта, который мне очень нравится и во многом совпадает с моим подходом к жизни: 

"Чтобы значительную часть времени чувствовать себя счастливым и свободным человеком, контролирующим собственную жизнь, вы должны выбрать профессию, которая станет вашей страстью, которая будет ощущаться как призвание и даже как развлечение. В этом случае вам не придется разносить работу и личную жизнь на разные полюса. Объедините их настолько, насколько возможно. Наслаждайтесь работой, когда вы дома, ездите в командировки как в отпуск. Вместо того чтобы ждать одной большой пенсии в конце жизни, устраивайте себе «мини-пенсии» круглый год. «Работайте» дольше и больше, но только потому, что вам это нравится, потому, что вы хотите оставить свой след в истории и чего-то добиться.

Не разделяйте дом и офис, привлекайте к «работе» семью, делайте работой свои увлечения. Вместо того чтобы думать, что на работе вы устаете, а в отпуске — расслабляетесь, будьте мобильным всегда, соедините путешествия, труд и личную жизнь.

Сломайте жесткую структуру, навязываемую обществом, и создайте свою собственную, подходящую вашей жизни, как вы ее видите. Даже если вы становитесь одержимым, как бывает с большинством увлеченных своим делом и успешных людей, вы всё равно не должны жертвовать ради этого временем, проводимым с семьей или друзьями. Зачем разделять приятных вам людей на «друзей по работе» и «друзей семьи»? Почему бы не объединить их всех? Проживайте всё сейчас, в данный момент, чтобы вам не нужно было ничего откладывать или уравновешивать. Не делите время на будни и выходные. Любая вещь уместна когда и где угодно."

Я не случайно назвал этот подход "внутренним". Здесь первичны наши собственные цели и ценности, которые определяют наши жизненные выборы (за которые отвечаем только мы сами, и больше никто) в каждый момент времени. Когда ЛЮБУЮ жизненную ситуацию (не важно, связанную с работой или с личной жизнью) мы проживаем максимально полно, насыщая её смыслом, ценностями, позитивными переживаниями (любовью, творчеством, дружбой и т.п.). 

Ещё в начале 2000-х Дэниель Пинк назвал американцев "нацией свободных агентов" (книга с одноименным названием была переведена и издана в России в 2005), где попытался проанализировать тенденции современного рынка труда. Одна из тенденций: кроме предпринимателей (тех, кто создаёт бизнес) и постоянных наёмных работников (в гос.секторе и в крупных корпорациях), во всех высокоразвитых экономиках мира становится всё больше фрилансеров. Эти "вольные наёмники" - преимущественно представители среднего (и т.н. креативного) класса. Как правило они имеют хорошее образование, высокий уровень культуры и имеют профессию, востребованную в "новой" (т.е. постиндустриальной = информационной) экономике. Для фрилансеров характерна очень высокая социальная и географическая мобильность. Они живут в соответствии со своими интересами, ценностями и мечтами, и готовы в любой момент сменить род занятий, профессию, город или даже страну обитания и т.п. 

Нашу страну, к сожалению, трудно назвать "развитой мировой экономикой", тем не менее, фрилансеров и микро-предпринимателей ("самозанятых"))) у нас становится всё больше. Часто это такой "фриланс поневоле", просто потому, что рынок труда скуден и не предоставляет нормальных вариантов трудоустройства. Но в любом случае, будет ли фриланс вашим свободным жизненным выбором или вынужденным решением, для него лучше всего подойдёт как раз третья модель баланса - внутреннее совмещение работы и личной жизни. 

...Что хочу сказать в заключение? В итоге получается как минимум четыре варианта модели балансирования между работой и частной жизнью (и всем остальным). Классическая модель "колесо баланса" может быть использована в очень узком круге жизненных ситуаций. Эта модель хороша для тех, кто уже имеет постоянное место работы с хорошим уровнем дохода, которое человек не собирается менять. Получив такую работу, можно начинать "выравнивать" свой баланс в других сферах жизни. 

Думаю, что "колесо баланса" - это устаревшая идея из середины 20 века, когда люди мечтали получить "тёплое место" в большой корпорации, а потом уже начать обустраивать личную жизнь и прочее. При этом сторонники идеи "колеса" как-то забывали о том, что для того, чтобы попасть в компанию своей мечты, надо пахать, не щадя сил и времени. И как раз на время смены карьерной траектории надо забыть о какой-либо сбалансированности и "жить работой". Т.е. сознательно (и без иллюзий) выбирать вариант №1 - отказ от баланса (на время). 

Если вы работаете в малом бизнесе, где собралась отличная команда единомышленников, то возможно, вам вполне подойдёт вариант №2 - как внешнее совмещение работы и личной жизни, т.е. трудовые отношения "семейного типа" (в самом прямом смысле этого слова))). Ну а если вы "свободный агент" (фрилансер) или предприниматель, то ваш вариант жизненного баланса - №3, внутреннее совмещение работы и личной жизни, когда вы сами максимально контролируете свою жизнь и выстраиваете её таким образом, чтобы время и силы были гармонично распределены на всё, что для вас действительно ценно.  




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) "Идеи для саморазвития". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:




2 комментария: