Друзья, лето - это такое прекрасное время, когда категорически не хочется сидеть за монитором и строчить бесконечные тексты. Хочется рвануть куда-нибудь на природу подальше от цивилизации, и там и остаться :). Но пока не очень получается, так как этим летом у нас образовался глобальный ремонт, и большую часть моего времени занимают строительные хлопоты.
Переезд на время ремонта - это отдельное замечательное мероприятие, которое позволяет сделать ревизию скопившихся в доме вещей, и радикально всё расхламить. Безжалостно избавились от старой мебели (есть желание взамен сделать/приобрести что-то супер-пупер эргономичное :)) и от старой одежды. Очень повеселила зимняя одежда: то ли зимы у нас на Северо-Западе стали значительно теплее, то ли мода радикально изменилась, но все эти шубы-дублёнки-меховые шапки сегодня смотрятся крайне нелепо. Что-то совсем древнее выбросили, что-то отвезли в "Красный Крест".
Сложнее всего было делать ревизию книг. Разумеется, всегда есть категория книг "прочитал и забыл". Такие легко дарить или даже выбрасывать. Но таких книг у меня почти нет; домашнюю библиотеку я формировал и формирую очень тщательно. Книги я использую в работе, и, как показывает практика, многие книги актуальны на протяжении долгих лет.
Заветная мечта заменить бОльшую часть бумажных книг электронными - тоже пока неосуществима. Причин много. Во-первых, вряд ли кто-то будет сканировать и выкладывать в сеть узко-специализированные научные тексты. Во-вторых, большинство уже существующих в электронном виде книг оцифрованы очень плохо (множество опечаток, сбита нумерация страниц и т.п.). А для научных статей, к примеру, важна точность цитирования (в т.ч. с указанием точной страницы, с которой взята цитата). Получается, что электронные "бесстраничные" версии книг имеют для меня ограниченную полезность :(. Вот и приходится хранить бумажные книги...
* * *
На самом деле это долгое предисловие :)) я пишу для того, чтобы...
... чтобы сообщить о том, что перебирая старые книги, наткнулся на монографию Л.А.Коростылёвой "Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере". Книгу я прочитал ещё лет десять назад (она вся была в моих карандашных пометках и в закладках), и даже какие-то идеи из неё использовал в тренинге личностного роста, который вёл на курсах повышения квалификации для школьных психологов. Но не удержался :)), и перечитал книгу заново.
Примерно треть книги - это изложение результатов исследования успешной и неуспешной профессиональной самореализации. При этом само исследование проводилось на выборке безработных, которые искали работу через Федеральную Службу Занятости Населения. "Успешными" считались те, кто работу нашёл; а "неуспешными" - кто не нашёл. Оценивались личностные особенности, мотивация, ценности и проч. характеристики; книга напичкана таблицами и корреляционными плеядами :) .
В общем, всё это выглядит очень наукообразно и местами очень познавательно, но лично меня крайне смущают разные аспекты экспериментального дизайна в данном исследовании. Очень сомнительна сама выборка (безработные, без учёта их общего социального статуса и причин потери работы). И очень уж смелым является допущение, что те, кто нашёл работу с помощью ФСЗН - молодцы :))) , и вообще, более самоактуализированные люди. Мне доводилось сотрудничать с ФСЗН (в т.ч. учить профконсультантов, тестировать безработных и проводить для них тренинги самозанятости). ФСЗН - не волшебники, их возможности жёстко ограничены ситуацией на рынке труда. Поэтому "работу мечты" (и возможности для самореализации) многие находят не благодаря помощи ФСЗН, а скорее вопреки ей.
Впрочем, всё это частности. Две трети книги посвящены анализу понятия "самоактуализация" и обзору всех актуальных на момент написания книги психологических исследований/моделей по теме. Там много интересного, что может быть использовано в консультировании, коучинге или просто для собственного саморазвития. Например, мне показалась очень толковой идея о четырёх уровнях самореализации личности.
Четыре уровня самореализации встречаются у разных исследователей и эти идеи хорошо дополняют друг друга. В книге это размазано по тексту, и чтобы было нагляднее, я собрал всё в одну табличку:
Автор
|
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
4 уровень
|
Л.А.Коростылёва
|
Примитивно-исполнительский
|
Индивидуально-исполнительский
|
Реализации ролей и норм в социуме
|
Смысложизненной и ценностной реализации (реализация сущностной аутентичности)
|
А.Маслоу («пирамида потребностей Маслоу»)
|
Физиологические потребности и потребности в безопасности
|
Привязанность и любовь
|
Признание и высокая оценка со стороны окружающих
|
Самоактуализация (раскрытие своих способностей и талантов)
|
Х.Томэ («жизненные техники бытия»)
|
Пассивное принятие ситуации «как есть»
|
Приспособление к своеобразию и потребностям других людей; забота об установлении и поддержании контактов
|
Приспособление к институциональным требованиям в семье, профессии и др.
|
Конструктивное изменение жизненной ситуации через саморегуляцию, содеятельность и сотворчество
|
В.Э.Чудновский («смысл жизни»)
|
Узкий масштаб; простота; нет иерархии; рассинхронизация
|
Широкий масштаб; дифференцированность; иерархия (приоритеты); синхронность
| ||
Ф.Е.Василюк («жизненный мир»)
|
Инфантильный жизненный мир (внешне лёгкий, внутренне простой)
|
Реалистичный / практичный жизненный мир (Внутренне простой, внешне трудный)
|
Ценностный жизненный мир (Внутренне сложный, внешне лёгкий)
|
Творческий жизненный мир (Внутренне сложный, внешне трудный)
|
А.А.Кроник («принципы индивидуальной жизни»)
|
Принцип «максимальной полезности» (гедонистический)
|
Принцип «минимальных потребностей»
|
Принцип «объяснимости», «понятности мира»
|
Принцип «максимизации способностей»
|
К.А.Абульханова-Славская («стратегии жизни»)
|
Пассивная адаптация (нет анализа причин проблем и поиска выхода в будущем)
|
«Созерцатели» (проблема анализируется в прошлом, но не решается в будущем)
|
«Прагматики» (ситуативная адаптация: ограниченные анализ и прогноз)
|
«Лидеры» (анализ на высоком уровне обобщения, долгосрочный прогноз и решения)
|
Е.П.Варламова и др. («творческая направленность»)
|
Пассивная типичность (консервация образа жизни)
|
Активная типичность (достижение общепринятых целей и ценностей привычными способами и ресурсами)
|
Пассивная индивидуальность (раскрытие способностей зависит от внешних «удачных» обстоятельств)
|
Творческая уникальность
|
В принципе, в табличке всё достаточно наглядно и понятно для того, чтобы можно было оценить тот уровень самореализации, на котором вы находитесь в настоящее время. (Если не очень понятно, то гуглите первоисточники по фамилиям авторов из левого столбца. Или задайте вопрос в комментариях к этому посту ;)).
Напишу моё понимание четырёх уровней самореализации, как я их понимаю и наблюдаю в моей консультационной практике:
1 уровень - я бы назвал его "эгоистическая самореализация". По сути дела "самореализация" заключается в поддержании личной "зоны комфорта". Это поддержание является реактивным (т.е. пока жизнь не пнёт, ничего не предпринимается) и адаптивным (т.е. как только удаётся вновь вернуться в "зону комфорта", какие либо усилия прекращаются). По факту такая "самореализация" реализует вчерашний день, блокируя саморазвитие человека и превращая его в "живые консервы". Но она может иметь и положительный смысл, если является ответом на какие-то катастрофы, жизненные кризисы или серьёзные психотравмы.
2 уровень - это своего рода "бытовая самореализация", которая также является довольно консервативной. Человек на этом уровне фокусируется на отношениях с близкими людьми; его жизненные ценности связаны с обустройством и поддержанием "правильного" быта и семейных/дружеских отношений. По жизни их ведёт "долг" ("Я должен...."); конформизм ("Чтобы всё было не хуже, чем у людей"); они привержены традиционным (консервативным) ценностям и жизненным сценариям. Для них "самореализоваться" - это исполнить скрипты вроде "Построить дом, посадить дерево, родить сына".
3 уровень - "статусная самореализация". На данном уровне человек мотивирован сделать вертикальную карьеру в какой-нибудь социальной общности. "Самореализоваться" на этом уровне = получить высокий статус, признание; социальную метку, подтверждающую, что в какой-то группе / организации / системе отношений ты "выше", "лучше" всех остальных. Это может быть должность "директора", звание "заслуженного", количество миллионов на счету в банке или что-то подобное. Рамки "статусной самореализации" шире, чем рамки "бытовой самореализации", но они также существуют. Это ценностные рамки той социальной группы, со стороны которой ожидается признание достижений/заслуг.
4 уровень - "творческая самореализация". Здесь самореализация заключается в максимально свободном и творческом раскрытии своего внутреннего потенциала в "деле своей жизни". Творческая самореализация тесно связана с обретением жизненного призвания. При этом социальной "системой координат" становится не близкий социум (как в бытовой самореализации) и не референтная социальная группа (как в статусной самореализации), а уже самореализованные на данном творческом уровне "люди-маяки" и единомышленники.
* * *
Ещё несколько важных моментов:
1) Уровни самореализации не исключают друг друга. Скорее можно сказать, что они вложены друг в друга по принципу матрёшки. Вопрос всегда в приоритетах и в фокусе нашего сознания. В разных жизненных ситуациях и на разных жизненных этапах для нас может быть более приоритетным какой-то один уровень самореализации. Хотя понятно, что подлинное саморазвитие - это только на четвертом уровне :)
2) Нельзя сказать, что какой-то уровень самореализации лучше, а какой-то хуже. Здесь всё зависит от стартовой ситуации. Когда работаешь с педагогами или детьми из детских домов, то понимаешь, что для воспитанников детских домов даже выход на уровень "бытовой самореализации" уже является серьёзным достижением и большим успехом в их жизни. Для подавляющего большинства успешных в построении бизнеса или карьеры людей высшим уровнем самореализации будет третий ("статусная самореализация"). И лишь немногие дорастут до четвёртого уровня.
3) Очень любопытными мне показались идеи В.Э.Чудновского о психологии "смысла жизни" (разумеется, обретение полноценного смысла жизни является частью самореализации). Чудновский вводит понятие "оптимального смысла жизни"; при этом "оптимальность" задаётся рядом параметров, которые постепенно возрастают с каждым уровнем самореализованности. Например:
«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека.
«Конструктивность» смысла жизни — характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.
Частью "реалистичности", например, является синхронность смысла жизни текущей ситуации и доступным возможностям/ресурсам саморазвития. При рассинхроне человек может жить какими-то прошлыми (воспоминаниями, неудовлетворёнными желаниями, родительскими сценариями и т.п.) или будущими (мечтами, надеждами, ожиданиями и т.п.) смыслами, но не тем, что действительно важно "здесь и теперь". На высших уровнях самореализации этот рассинхрон практически отсутствует.
Также есть такая характеристика как "иерархичность" смысла жизни — наличие в нашей модели мира "низших" (второстепенных) и "высших" (главных, приоритетных) смыслов. На низких уровнях самореализации эта иерархия размазана, "важным" кажется всё. На высоких уровнях саморазвития "высшие" смыслы задают наши целевые приоритеты, управляют нашей жизненной активностью.
4) В целом идея про уровни самореализации во многом совпадает с моими мыслями про саморазвитие как увеличение масштаба жизни.
5) Два небольших акцента, которые в таблице остались как бы за кадром. Первый - на каждом уровне самореализации преобладают определенные жизненные ценности, поддержание которых определяет наше поведение:
- 1 уровень - эгоистические, индивидуальные ценности
- 2 уровень - микросоциальные ценности, усвоенные в результате семейного воспитания плюс традиционные ценности ближайшего (привычного) социума
- 3 уровень - макросоциальные ценности; ценности референтной группы или социального института
- 4 уровень - идеальные социо-культурные ценности, принятые как личные
Что интересно, переход к каждому новому уровню самореализации требует "революции ценностей". Т.е. нужен очень серьёзный качественный скачок, который поменяет жизненные приоритеты. Вот на самом деле исключительно интересно, что может подвигнуть какую-нибудь особь, все приоритеты которой "поспать, пожрать, посрать" (1 уровень) вдруг озаботиться и стать хорошим семьянином (2 уровень) или прекрасным профессионалом (3 уровень)?
И второй акцент - наше поведение всегда ограничено какими-то нормами (в самом широком смысле - социальными, нравственными и проч.). Нормы указывают нам, что "хорошо", а что "плохо", и выступают соответственно как сигналы "можно" или "нельзя".
- на 1 уровне - индивидуальные нормы (сам решаю, что "хорошо", а что "плохо"; но по сути главная норма - это моё "хочу"), но с учётом самых крайних запретительных социальных правил
- на 2 уровне - и "можно", и "нельзя" диктуется ближним социумом и традициями
- на 3 уровне - "можно" и "нельзя" зависят от понимания и принятия "правил игры" референтной группы
- на 4 уровне - индивидуальные нормы, которые могут противоречить социальным нормам, если те ограничивают творческую свободу
Добавлю, что нормы также работают в качестве "тормозов" нашего саморазвития и самореализации. Пока я озабочен тем, что подумают про меня соседи (2 уровень) или мой начальник (3 уровень), то я вряд ли смогу реализовать свою творческую свободу в полной мере. Но в избавлении от социальной нормативности также нужно быть осторожным, т.к. первый уровень самореализации может легко подменить четвёртый. Самореализованные люди на 4 уровне, будучи свободными, всё равно остаются просоциальными. В то время как на 1 уровне самореализация часто принимает форму радикального (асоциального или даже антисоциального) эгоизма. Как говорится: "Почувствуйте разницу!" :)
...Вот и все идеи. Стараюсь жить на четвертом уровне, чего и вам всем желаю! ;)
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий