Страницы

четверг, 21 июля 2016 г.

Четыре уровня самореализации

Друзья, лето - это такое прекрасное время, когда категорически не хочется сидеть за монитором и строчить бесконечные тексты. Хочется рвануть куда-нибудь на природу подальше от цивилизации, и там и остаться :). Но пока не очень получается, так как этим летом у нас образовался глобальный ремонт, и большую часть моего времени занимают строительные хлопоты. 

Картинка про лето для привлечения внимания)) ...а пост про самореализацию :)

Переезд на время ремонта - это отдельное замечательное мероприятие, которое позволяет сделать ревизию скопившихся в доме вещей, и радикально всё расхламить. Безжалостно избавились от старой мебели (есть желание взамен сделать/приобрести что-то супер-пупер эргономичное :)) и от старой одежды. Очень повеселила зимняя одежда: то ли зимы у нас на Северо-Западе стали значительно теплее, то ли мода радикально изменилась, но все эти шубы-дублёнки-меховые шапки сегодня смотрятся крайне нелепо. Что-то совсем древнее выбросили, что-то отвезли в "Красный Крест". 

Сложнее всего было делать ревизию книг. Разумеется, всегда есть категория книг "прочитал и забыл". Такие легко дарить или даже выбрасывать. Но таких книг у меня почти нет; домашнюю библиотеку я формировал и формирую очень тщательно. Книги я использую в работе, и, как показывает практика, многие книги актуальны на протяжении долгих лет.  

Заветная мечта заменить бОльшую часть бумажных книг электронными - тоже пока неосуществима. Причин много. Во-первых, вряд ли кто-то будет сканировать и выкладывать в сеть узко-специализированные научные тексты. Во-вторых, большинство уже существующих в электронном виде книг оцифрованы очень плохо (множество опечаток, сбита нумерация страниц и т.п.). А для научных статей, к примеру, важна точность цитирования (в т.ч. с указанием точной страницы, с которой взята цитата).  Получается, что электронные "бесстраничные" версии книг имеют для меня ограниченную полезность :(. Вот и приходится хранить бумажные книги... 

*   *   * 
На самом деле это долгое предисловие :)) я пишу для того, чтобы... 
 
... чтобы сообщить о том, что перебирая старые книги, наткнулся на монографию Л.А.Коростылёвой "Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере". Книгу я прочитал ещё лет десять назад (она вся была в моих карандашных пометках и в закладках), и даже какие-то идеи из неё использовал в тренинге личностного роста, который вёл на курсах повышения квалификации для школьных психологов. Но не удержался :)), и перечитал книгу заново.  

Примерно треть книги - это изложение результатов исследования успешной и неуспешной профессиональной самореализации. При этом само исследование проводилось на выборке безработных, которые искали работу через Федеральную Службу Занятости Населения. "Успешными" считались те, кто работу нашёл; а "неуспешными" - кто не нашёл. Оценивались личностные особенности, мотивация, ценности и проч. характеристики; книга напичкана таблицами и корреляционными плеядами :) .  

В общем, всё это выглядит очень наукообразно и местами очень познавательно, но лично меня крайне смущают разные аспекты экспериментального дизайна в данном исследовании. Очень сомнительна сама выборка (безработные, без учёта их общего социального статуса и причин потери работы). И очень уж смелым является допущение, что те, кто нашёл работу с помощью ФСЗН - молодцы :))) , и вообще, более самоактуализированные люди. Мне доводилось сотрудничать с ФСЗН (в т.ч. учить профконсультантов, тестировать безработных и проводить для них тренинги самозанятости). ФСЗН - не волшебники, их возможности жёстко ограничены ситуацией на рынке труда. Поэтому "работу мечты" (и возможности для самореализации) многие находят не благодаря помощи ФСЗН, а скорее вопреки ей. 

Впрочем, всё это частности. Две трети книги посвящены анализу понятия "самоактуализация" и обзору всех актуальных на момент написания книги психологических исследований/моделей по теме. Там много интересного, что может быть использовано в консультировании, коучинге или просто для собственного саморазвития. Например, мне показалась очень толковой идея о четырёх уровнях самореализации личности

Четыре уровня самореализации встречаются у разных исследователей и эти идеи хорошо дополняют друг друга. В книге это размазано по тексту, и чтобы было нагляднее, я собрал всё в одну табличку: 

Автор
1 уровень
2 уровень
3 уровень
4 уровень
Л.А.Коростылёва
Примитивно-исполнительский
Индивидуально-исполнительский
Реализации ролей и норм в социуме
Смысложизненной и ценностной реализации (реализация сущностной аутентичности)
А.Маслоу («пирамида потребностей Маслоу»)
Физиологические потребности и потребности в безопасности
Привязанность и любовь
Признание и высокая оценка со стороны окружающих
Самоактуализация (раскрытие своих способностей и талантов)
Х.Томэ («жизненные техники бытия»)
Пассивное принятие ситуации «как есть»
Приспособление к своеобразию и потребностям других людей; забота об установлении и поддержании контактов
Приспособление к институциональным требованиям в семье, профессии и др.
Конструктивное изменение жизненной ситуации через саморегуляцию, содеятельность и сотворчество
В.Э.Чудновский («смысл жизни»)
Узкий масштаб; простота; нет иерархии; рассинхронизация
Широкий масштаб; дифференцированность; иерархия (приоритеты); синхронность
Ф.Е.Василюк («жизненный мир»)
Инфантильный жизненный мир (внешне лёгкий, внутренне простой)
Реалистичный / практичный жизненный мир (Внутренне простой, внешне трудный)
Ценностный жизненный мир (Внутренне сложный, внешне лёгкий)
Творческий жизненный мир (Внутренне сложный, внешне трудный)
А.А.Кроник («принципы индивидуальной жизни»)
Принцип «максимальной полезности» (гедонистический)
Принцип «минимальных потребностей»
Принцип «объяснимости», «понятности мира»
Принцип «максимизации способностей»
К.А.Абульханова-Славская («стратегии жизни»)
Пассивная адаптация (нет анализа причин проблем и поиска выхода в будущем)
«Созерцатели» (проблема анализируется в прошлом, но не решается в будущем)
«Прагматики» (ситуативная адаптация: ограниченные анализ и прогноз)
«Лидеры» (анализ на высоком уровне обобщения, долгосрочный прогноз и решения)
Е.П.Варламова и др. («творческая направленность»)
Пассивная типичность (консервация образа жизни)
Активная типичность (достижение общепринятых целей и ценностей привычными способами и ресурсами)
Пассивная индивидуальность (раскрытие способностей зависит от внешних «удачных» обстоятельств)
Творческая уникальность

В принципе, в табличке всё достаточно наглядно и понятно для того, чтобы можно было оценить тот уровень самореализации, на котором вы находитесь в настоящее время.  (Если не очень понятно, то гуглите первоисточники по фамилиям авторов из левого столбца. Или задайте вопрос в комментариях к этому посту ;)).  

Напишу моё понимание четырёх уровней самореализации, как я их понимаю и наблюдаю в моей консультационной практике: 

1 уровень - я бы назвал его "эгоистическая самореализация". По сути дела "самореализация" заключается в поддержании личной "зоны комфорта". Это поддержание является реактивным (т.е. пока жизнь не пнёт, ничего не предпринимается) и адаптивным (т.е. как только удаётся вновь вернуться в "зону комфорта", какие либо усилия прекращаются). По факту такая "самореализация" реализует вчерашний день, блокируя саморазвитие человека и превращая его в "живые консервы". Но она может иметь и положительный смысл, если является ответом на какие-то катастрофы, жизненные кризисы или серьёзные психотравмы. 

2 уровень - это своего рода "бытовая самореализация", которая также является довольно консервативной. Человек на этом уровне фокусируется на отношениях с близкими людьми; его жизненные ценности связаны с обустройством и поддержанием "правильного" быта и семейных/дружеских отношений. По жизни их ведёт "долг" ("Я должен...."); конформизм ("Чтобы всё было не хуже, чем у людей"); они привержены традиционным (консервативным) ценностям и жизненным сценариям. Для них "самореализоваться" - это исполнить скрипты вроде "Построить дом, посадить дерево, родить сына". 

3 уровень - "статусная самореализация". На данном уровне человек мотивирован сделать вертикальную карьеру в какой-нибудь социальной общности. "Самореализоваться" на этом уровне = получить высокий статус, признание; социальную метку, подтверждающую, что в какой-то группе / организации / системе отношений ты "выше", "лучше" всех остальных. Это может быть должность "директора", звание "заслуженного", количество миллионов на счету в банке или что-то подобное.  Рамки "статусной самореализации" шире, чем рамки "бытовой самореализации", но они также существуют. Это ценностные рамки той социальной группы, со стороны которой ожидается признание достижений/заслуг. 

4 уровень - "творческая самореализация". Здесь самореализация заключается в максимально свободном и творческом раскрытии своего внутреннего потенциала в "деле своей жизни". Творческая самореализация тесно связана с обретением жизненного призвания. При этом социальной "системой координат" становится не близкий социум (как в бытовой самореализации) и не референтная социальная группа (как в статусной самореализации), а уже самореализованные на данном творческом уровне "люди-маяки" и единомышленники. 

*   *   * 

Ещё несколько важных моментов: 

1) Уровни самореализации не исключают друг друга. Скорее можно сказать, что они вложены друг в друга по принципу матрёшки. Вопрос всегда в приоритетах и в фокусе нашего сознания. В разных жизненных ситуациях и на разных жизненных этапах для нас может быть более приоритетным какой-то один уровень самореализации. Хотя понятно, что подлинное саморазвитие - это только на четвертом уровне :) 

2)  Нельзя сказать, что какой-то уровень самореализации лучше, а какой-то хуже. Здесь всё зависит от стартовой ситуации. Когда работаешь с педагогами или детьми из детских домов, то понимаешь, что для воспитанников детских домов даже выход на уровень "бытовой самореализации" уже является серьёзным достижением и большим успехом в их жизни.  Для подавляющего большинства успешных в построении бизнеса или карьеры людей высшим уровнем самореализации будет третий ("статусная самореализация"). И лишь немногие дорастут до четвёртого уровня. 

3) Очень любопытными мне показались идеи В.Э.Чудновского о психологии "смысла жизни" (разумеется, обретение полноценного смысла жизни является частью самореализации). Чудновский вводит понятие "оптимального смысла жизни"; при этом "оптимальность" задаётся рядом параметров, которые постепенно возрастают с каждым уровнем самореализованности. Например: 

«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека.
 
«Конструктивность» смысла жизни  характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

Частью "реалистичности", например, является синхронность смысла жизни текущей ситуации и доступным возможностям/ресурсам саморазвития. При рассинхроне человек может жить какими-то прошлыми  (воспоминаниями, неудовлетворёнными желаниями, родительскими сценариями и т.п.) или будущими (мечтами, надеждами, ожиданиями и т.п.) смыслами, но не тем, что действительно важно "здесь и теперь". На высших уровнях самореализации этот рассинхрон практически отсутствует. 

Также есть такая характеристика как "иерархичность" смысла жизни  наличие в нашей модели мира "низших" (второстепенных) и "высших" (главных, приоритетных) смыслов. На низких уровнях самореализации эта иерархия размазана, "важным" кажется всё. На высоких уровнях саморазвития "высшие" смыслы задают наши целевые приоритеты, управляют нашей жизненной активностью. 
 
4) В целом идея про уровни самореализации во многом совпадает с моими мыслями про саморазвитие как увеличение масштаба жизни

5) Два небольших акцента, которые в таблице остались как бы за кадром. Первый - на каждом уровне самореализации преобладают определенные жизненные ценности, поддержание которых определяет наше поведение: 

  • 1 уровень - эгоистические, индивидуальные ценности
  • 2 уровень - микросоциальные ценности, усвоенные в результате семейного воспитания плюс традиционные ценности ближайшего (привычного) социума 
  • 3 уровень - макросоциальные ценности; ценности референтной группы или социального института 
  • 4 уровень - идеальные социо-культурные ценности, принятые как личные 

Что интересно, переход к каждому новому уровню самореализации требует "революции ценностей". Т.е. нужен очень серьёзный качественный скачок, который поменяет жизненные приоритеты.  Вот на самом деле исключительно интересно, что может подвигнуть какую-нибудь особь, все приоритеты которой "поспать, пожрать, посрать" (1 уровень) вдруг озаботиться и стать хорошим семьянином (2 уровень) или прекрасным профессионалом (3 уровень)?  

И второй акцент - наше поведение всегда ограничено какими-то нормами (в самом широком смысле - социальными, нравственными и проч.). Нормы указывают нам, что "хорошо", а что "плохо", и выступают соответственно как сигналы "можно" или "нельзя".  

  • на 1 уровне - индивидуальные нормы (сам решаю, что "хорошо", а что "плохо"; но по сути главная норма - это моё "хочу"), но с учётом самых крайних запретительных социальных правил 
  • на 2 уровне - и "можно", и "нельзя" диктуется ближним социумом и традициями 
  • на 3 уровне - "можно" и "нельзя" зависят от понимания и принятия "правил игры" референтной группы
  • на 4 уровне - индивидуальные нормы, которые могут противоречить социальным нормам, если те ограничивают творческую свободу 

Добавлю, что нормы также работают в качестве "тормозов" нашего саморазвития и самореализации. Пока я озабочен тем, что подумают про меня соседи (2 уровень) или мой начальник (3 уровень), то я вряд ли смогу реализовать свою творческую свободу в полной мере.  Но в избавлении от социальной нормативности также нужно быть осторожным, т.к. первый уровень самореализации может легко подменить четвёртый.  Самореализованные люди на 4 уровне, будучи свободными, всё равно остаются просоциальными. В то время как на 1 уровне самореализация часто принимает форму радикального (асоциального или даже антисоциального) эгоизма.  Как говорится: "Почувствуйте разницу!" :)  

...Вот и все идеи. Стараюсь жить на четвертом уровне, чего и вам всем желаю! ;) 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий