14 сентября 2015 года я провёл мастер-класс "Руководитель как психотерапевт: как избавиться от вампиров?" для слушателей программы EMBA на базе РАНХГиС (г.Москва).
Тема эта проверенная - я провожу тренинги, семинары и мастер-классы по ней аж с 2000 года (вот, к примеру, отчёт о подобном мастер-классе). Интерес к теме обычно выше среднего, т.к. работа любого руководителя - это прежде всего работа с людьми. А у каждого сотрудника всегда найдутся свои собственные "тараканы" :). И, как правило, чем гениальнее и нужнее сотрудник, тем больше в его голове этих самых "тараканов" :)).
Цель мастер-класса: научить руководителей грамотно взаимодействовать с "трудными" людьми.
Трудности в общении могут быть чисто ситуативными - некоторые сотрудники могут вести себя как настоящие "вампиры", отнимая у руководителя время и силы, навязывая ему общение по пустякам. Это задача скорее из области коммуникативного тайм-менеджмента: как выстроить своё общение с такими "поглотителями времени", чтобы не испортить отношения с ними в долгосрочной перспективе?
Но трудности могут быть и более глобальными, связанными с личностными особенностями сотрудников. Есть люди, которые являются очень хорошими специалистами в узких профессиональных темах, но при этом крайне деструктивно ведут себя в человеческих отношениях. Это такие ходячие генераторы проблем, конфликтов, интриг, сплетен и т.п.
Такое деструктивное поведение в подавляющем большинстве случаев - закономерное следствие внутренних психологических проблем (и даже психических отклонений) человека. Они портят психологический климат в коллективе не специально - просто они так устроены. И руководитель тут оказывается перед очень непростым выбором: или терпеть такого человека (ведь хороший специалист), или искать какой-нибудь благовидный предлог, чтобы его уволить (иначе все переругаются, и коллектив развалится).
Правда, есть ещё и третья альтернатива... Руководитель может взять над таким сотрудником своего рода "психологическое шефство", общаться с ним в психотерапевтическом стиле, и научить сотрудника вести себя в коллективе более конструктивно. По сути дела, это всего лишь разновидность модной ныне модели "руководство в стиле коучинг". Когда руководитель выступает в роли наставника, помогая сотруднику освоить новые полезные умения и навыки. В данном случае - навыки саморегуляции в общении и в отношениях.
Строится мастер-класс по простой схеме: сначала "кто виноват", а потом "что делать" :). В разделе "кто виноват" - краткий экскурс в психопатологию и вампиризм :)) Это нужно, чтобы понимать, с какими типами "трудных людей" может в принципе столкнуться руководитель. В разделе "что делать" - навыки/техники управления коммуникациями и непосредственного общения с "трудными людьми". В рамках короткого мастер-класса я только рассказываю об этих навыках; но если это 1-2-дневный тренинг, то мы эти самые психотерапевтические навыки и техники общения отрабатываем на практике.
Более подробно писать здесь о содержании мастер-класса "Руководитель как психотерапевт" я не хочу. Если кому-то интересны подробности, то здесь можно посмотреть мою презентацию к мастер-классу.
* * *
Я очень благодарен тем людям, которые организовали проведение данного мастер-класса. Но мне жутко не понравилось, как прошёл сам мастер-класс :((.
После каждого своего мероприятия я в обязательном порядке провожу "разбор полётов". Анализирую, что получилось, а что нет, и какие изменения (улучшения) мне необходимо осуществить в ближайшем будущем. Для "разбора полётов" у меня есть отдельный секретный блокнот :), который вот уже много лет помогает мне профессионально совершенствоваться.
Но в данной заметке я решил поделиться кое-какими соображениями по итогам моей поездки в Москву. Возможно, раздел "про тех, кто учит" будет полезен кому-нибудь из коллег-консультантов. А раздел "про тех, кто учится" я бы заставлял :)) в обязательном порядке читать всех "деловых людей", которые зачем-то пошли получать бизнес-образование.
* * *
Часть 1. "Про тех, кто учит". Разумеется, здесь я буду писать про себя лично :). И даже ещё уже - только про опыт недавнего мастер-класса в РАНХГиС. Ни в коем случае не надо обобщать и думать, что я пишу "про всех тренеров вообще"!
Во-первых, я расслабился. Разумеется, я готовился в мастер-классу. "Вылизывал" презентацию, подбирал интересные примеры, придумывал интерактив (упражнения, задачки, вопросы и т.п.) для аудитории.
Разумеется, было и нормальное предстартовое волнение :). Я люблю этот лёгкий мандраж - это активация, которая подтверждает, что мне не всё равно. Абсолютное холодное спокойствие гораздо хуже. К тому же волнение легко преобразовать в кураж, и общаться с аудиторией более эмоционально.
Расслабился я в том смысле, что был глубоко убеждён, что тема проверенная - т.е. интересна аудитории так же сильно, как и мне. Оказывается - нет :((.
Во-вторых, я ожидал встречи с высокомотивированной аудиторией. Слушатели программ MBA и краткосрочных программ бизнес-образования - они такие, им палец в рот не клади :)). Жадные до знаний, с кучей каверзных вопросов, с мощным желанием развивать свой бизнес и совершенствоваться самим. Во всяком случае в моём опыте (с 2002 года) преподавания MBA-студентам практически все были именно такие.
Здесь же меня ждало сильное разочарование. То ли слушатели просто устали (мой мастер-класс был вечером; а до этого у них было 4 пары финансов). То ли моя тема конкретно была им не интересна. То ли я плохо обозначил, зачем им это нужно. То ли ещё что-нибудь... Как говорится: "Всё было против российских футболистов - и хорошая погода, и идеальное покрытие на поле, и отсутствие травм у игроков" :). Но факт остаётся фактом - слушатели были какие-то вяленькие, блеска в глазах не наблюдалось :((.
В-третьих, я привык к тому, что слушатели MBA вполне нормально воспринимают академическую подачу материала. "Академическую" = обычную лекционную. Т.е. не надо скакать по сцене и кричать "Аллилуйя!", доставать из кармана живого кролика, и изъясняться матом для пущей наглядности.
Разумеется, мастер-класс - это не лекция, это немного другой формат. Были у меня заготовлены всякие весёленькие интерактивчики (почти как кролики из кармана :)). Но прежде чем их использовать, надо же было рассказать хотя бы про самые "азы"? Но тут вдруг выяснилось, что внимание у аудитории просто закончилось, сошло на ноль :((. Т.е. обычный рассказ они воспринимать просто не в силах.
Начинаю говорить проще, приводить больше примеров - сбивается тайминг. Срочно перехожу к интерактиву, даю аудитории простенькое задание. Они и с ним справляются еле-еле :((. Пришлось вернуться к тому, что воспринимается легче всего - т.е. снова к моему рассказу.
...в общем, в этот раз всё получилось как-то не так :((( . И главное - учились мы в таком медленном темпе, и так тяжело, что успели освоить чуть больше половины из запланированного :(.
* * *
Какие я для себя сделал оргвыводы?
1) Много информации про будущую аудиторию не бывает. Надо "пытать" организаторов тщательнее :). Давно вынашиваю идею о том, что надо сделать что-то типа небольшого опросничка (на 5-10 вопросов) про аудиторию. Надо сделать!
2) Нужно заранее узнавать расписание учебной группы. Если бы я заранее знал, что аудитория будет измучена 8 часами фин.анализа, то значительно сократил бы программу мастер-класса. И в целом сделал бы её "полегче".
3) Нужно планировать больше времени на разъяснение аудитории цели и выгод конкретного учебного мероприятия. Особенно если аудитория плохо мотивирована.
В начале этой заметки я кратко написал о том, что тема моего мастер-класса вполне вписывается в модель "руководство в стиле коучинг". Но, как оказалось, слушатели данной MBA-программы впервые о таком слышат! Пришлось кратко объяснять (хотя это требует отдельного семинара :)).
Но после объяснения тут же появились несогласные, которые громко заявили: "А зачем вообще с проблемными сотрудниками нянчиться? Гнать их долой!". Чисто теоретически в идеальной бизнес-машине незаменимых сотрудников не должно быть. Но практически очень часто бывает так, что всё держится на 1-2 ключевых специалистах. А если они и есть "трудные люди"?!
4) Ох, не люблю я этого :((, но сегодня даже для серьёзной аудитории нужно заранее готовить "кроликов в кармане". Нужно на всякий случай иметь в запасе 2-3 простеньких упражнения (icebreaker), которые помогут "расшевелить" аудиторию.
На тренингах такие упражнения в порядке вещей, и я их использую. Но в данной ситуации я торопился (т.к. объём информации на мастер-класс был запланирован большой), и как-то не смог оперативно переключиться на "развлечение" аудитории :((. Кстати, подобные простые упражнения помогли бы "включить" мотивацию...
5) Как я уже писал выше, мастер-класс строился по такой логике: сначала про "кто виноват", а потом "что делать". Т.е. сначала слушатели получают обзор всех возможных проблем, а потом обзор всех возможных способов их решения.
Слушателям оставалось самостоятельно сделать лишь следующий небольшой шаг: связать актуальные/знакомые им проблемы с подходящими способами их решения.
Как оказалось, сделать этот последний шаг многим оказалось не по силам :(. От одного из слушателей (и остальные его поддержали) было такое пожелание: "нам нужны чёткие рецепты - если наблюдаем 1, 2, 3, то в ответ делаем А, Б, В". Я очень не люблю подобные рецепты (т.к. жизнь намного разнообразнее любых "рецептов"), но если уж заказчик просит...
Короче, оргвывод такой: даже если оставить презентацию в старой логике (сначала все возможные проблемы, потом все доступные решения), то нужно дополнительно сделать "раздатки", в которых будут написаны столь любимые народом "рецепты" :))
* * *
Часть 2. Про тех, кто учится. Выше я уже писал, что аудитория этого мастер-класса отличалась от тех MBA-студентов, с которыми я привык общаться. Нет, психологический тип "людей-предпринимателей" :) остался тот же. У современных CEO и собственников бизнеса возраста "плюс-минус 30" очень заметно изменилось отношение к обучению.
Вот четыре вещи, которые я заметил:
1) Угадайте, какие два слова я всё чаще слышу от слушателей? Вот эти: "Я знаю!" :))) . Этот парадокс мне не постичь: если вы "знаете", то зачем вы вообще пошли учиться?!
Лет десять назад слушатели программ MBA "не знали". Это поколение, которым сегодня за 40+. Книги им читать было некогда, и Интернет ещё не воспринимался как "кладезь знаний". Вот и приходили люди с нормальным "сознанием ученика": мы практики, у нас есть опыт, а вы помогите нам его осмыслить, систематизировать, концептуализировать, придумать новые идеи на основе новых моделей и теорий и т.п.
Сегодняшнее поколение 30+ научилось гуглить, и поэтому очень уверено в том, что всё уже "знает" :)). Разумеется, речь идёт об иллюзии знания, о поверхностной нахватанности обрывков информации. Эта информация никак не привязана к реальной жизни, не позволяет ориентироваться в окружающем, принимать решения и совершать какие-либо последовательные и результативные действия.
"Знание" - это развёрнутая информация, детали, тонкости. На мастер-классе был один такой особо "знающий" товарищ :)), который сказал, что зачем разбираться в типах "трудных людей". Дескать, их и так легко узнать, потому что все они "психи". Когда я попросил пояснить подробнее, что такое "психи", как можно отличить "психа" от "не-психа", то внятного ответа так и не услышал :((. Такое вот "знание"...
Маленький совет тем, кто учится (и я сам этому совету всегда следую): если уж пришли учиться, то запомните, вы - НЕ ЗНАЕТЕ ! "Всё уже знают" или слишком гордые или очень глупые люди. Это как полная чашка, в которую уже ничего невозможно налить. А вот если придерживаться принципа "я не знаю", то тогда в голову действительно поместится что-нибудь новенькое :)
2) Постоянно слышу просьбу: "Хватит теории, дайте нам уже какие-нибудь инструменты!". Инструментов у меня (в том, в чём я разбираюсь) как у дурака фантиков :)). Но мне за принцип обидно...
Я понимаю, что все люди устроены по-разному... Кто-то из великих сказал:"Нет ничего практичнее хорошей теории". Есть люди, которые сравнительно легко осуществляют переход от теории к практике (и обратно). Им ничего не стоит, узнав о какой-нибудь идее/модели/теории, взять и самостоятельно придумать способы её практической реализации (т.е. те самые "инструменты").
Мало того, все самые эффективные "инструменты" всегда индивидуальны, т.е. разрабатываются "под себя", с учётом своих уникальных возможностей. А вот всякие готовые/типовые "инструменты" чаще всего мало эффективны. Тем не менее, думать практически (т.е. выстраивать собственные мостики от теории к практики) подавляющему большинству сегодня лень :(( И все дружно требуют "инструменты".
Я уже устал объяснять, что только "инструментов" недостаточно. Вот, например, синхрофазотрон - инструмент для изучения элементарных частиц. Представьте, что вам этот инструмент подарили на день рожденья :)). И что вы с ним будете делать? Орехи колоть?! Мораль: ЛЮБОЙ инструмент без знания заложенной в него "теории" бесполезен. И это относится и к любым бизнес-навыкам!
Снова советы тем, кто учится: 1) учите теорию - пригодится! ; 2) полученные в процессе обучения "инструменты" вам мало пригодятся - они слишком типовые, т.е. всё равно придётся изобретать свои собственные "инструменты"; 3) не ждите готовых "инструментов" от преподавателя - думайте сами! И помните: победителем в инновационных/конкурентных гонках становятся те, кто именно на основе "теорий" умеет придумывать собственные оригинальные "инструменты".
3) Учащиеся программ MBA - они все ребята крутые :), с амбициями и понтами. Каждый неимоверно великолепен, а уровень хвастовства друг перед другом на перерывах просто зашкаливает. И это я понимаю, это нормально :)) Плох тот бизнесмен, который не мечтает захватить мир, и не считает свою бизнес-идею самой замечательной, не гордится своими успехами и достижениями.
Это такая "бизнес-гордыня" без которой не будет соответствующей мотивации достижений и своеобразного куража, без которого в наших жёстких условиях долго не протянешь. Повторю - это неплохо! Плохо становится тогда, когда эта "иллюзия собственной крутости" принимается слишком всерьёз. Тогда начинается какой-то неадекват в поведении, из-за которого бизнес наверняка ускоренными темпами загнётся. Поверьте, я наблюдал такое не раз :((
Крутость - это как павлиний хвост, который можно распускать перед благодарными зрителями :). Но при этом надо не терять очень точную, злую и придирчивую рефлексию по отношению к самому себе. Это такой червяк самокритики, который постоянно задаёт неудобные вопросы: "Чего мне не хватает? Что я делаю не так? Что можно изменить/улучшить?".
Если такой рефлексии нет, то добро пожаловать в клуб тех, кто уже всё знает, построил лучший в мире бизнес, кто уже само совершенство и т.д. :)) И кому, кстати, совершенно незачем учиться :).
Если такая рефлексия есть, то человек признаёт, что он далеко не идеален, после чего способен формулировать вопросы к себе и о себе. Обучение - это поиск ответов на данные вопросы.
...С сожалением отмечаю, что в поколении предпринимателей "около 30" людей с подобной профессиональной рефлексией я встречаю всё меньше и меньше :((. На вопросы "Что вы делаете не так? Чего вам не хватает?" всё чаще раздаются гордые ответы о том, какие мы крутые, и как у нас всё замечательно. Какое может быть развитие после этого?!
/...и для тех, кто не понял :) Первая часть этого поста "про тех, кто учит" - это кагбэ и был образчик моей профессиональной рефлексии ;).../
4) Слушатели MBA не случайно учатся в группах. В идеале группа должна быть своего рода "усилителем" обучения. В группе участники помогают друг другу, обмениваются опытом и идеями, и т.п.
Вроде бы всё замечательно... Но может ли группа наоборот - стать тормозом в обучении? Ещё как! Всё зависит от того, насколько и каким образом группа ориентирована на обучение.
Какой самый яркий негативный сценарий? Когда в группе есть деструктивный лидер. Обычно это как раз тот, кто "всё уже знает" (см.п.1), кому скучно или просто не хватает интеллекта слушать теорию (п.2), и у кого явная нехватка профессионально рефлексии (п.3). Такой персонаж толком не учится сам, и откровенно мешает учиться группе, отвлекая всех на какой-нибудь флуд и флейм :)).
Но есть и более тонкие (но не менее негативные) механизмы. Есть старый закон социальной психологии: если мы хотим, чтобы в группе свободно высказывались разные (в т.ч. противоречащие друг другу) мнения и идеи, группа должна быть сплочённой. В ней должен быть хороший психологический климат и высокий уровень доверия членов группы друг к другу.
Если уровень сплочённости/доверия в группе недостаточный, то в группе начинается "единомыслие". Т.е. члены группы делают акцент не на различиях, а на сходстве. Они высказывают только те идеи и мнения, которые совпадают с мнением большинства. Просто так безопаснее, так пытаются укрепить сплоченность.
Информация - это различия. Что-то новое мы узнаём только тогда, когда высказываются идеи и мнения, отличающиеся от наших собственных. А в группе с "единомыслием"? В такой группе мы практически ничего нового не узнаем :((.
В группе MBA, для которой я проводил мастер-класс, были и явные деструктивные лидеры и ярко выраженное "единомыслие". Понятно, что в рамках одного лишь мастер-класса это не лечится. Но я всё больше убеждаюсь в том, что эффективными долгосрочными программами бизнес-образования являются только такие, в которые обязательно включены курсы по лидерству/командообразованию. Но это вывод больше для организаторов ;), а что делать обычным слушателям?
Вот парочка простых советов: 1) Не берите пример с горлопанов, которые отвлекают группу от обучения! Вы пришли учиться, ваше время дорого, и у вас есть (надеюсь!) важные вопросы к себе, на которые ВАМ надо получить ответы. Поэтому - не отвлекайтесь, используйте время учёбы с максимальной отдачей!
2) Ищите различия! Только благодаря мнениям, которые не совпадают с вашим мнением, можно в принципе узнать что-то новое. Сами порождайте различия! Открыто высказывайте своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Это поможет создать образец поведения, который разрушит "единомыслие" в группе.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий