Страницы

вторник, 18 августа 2015 г.

Простота и трудность размышлений о личном развитии

Начну с обязательных реверансов... К идеям Ицхака Адизеса я отношусь с самым глубоким уважением и вниманием. В мире современного консалтинга он  - один из "светочей", на успешность и популярность которого можно и нужно ориентироваться.  Но... 

Как вы уже догадываетесь, без "но" тут не обойдётся :)). 

Ицхак Адизес - один из самых популярных бизнес-гуру в России

1) Мне очень нравится, что Адизес использует идею жизненного цикла. Про жизненный цикл развития организации я знаю довольно давно, и даже посвятил ему целый раздел в моей книге по тайм-менеджменту (раздел 1.6, стр.32-37). 

К моему стыду получилось не очень красиво, т.к. про модель жизненного цикла фирмы (ЖЦФ) я узнал примерно в 2001-2002 году на каком-то англоязычном сайте. Модель ЖЦФ мне понравилась, а вот автора я забыл :(.  Потом я активно использовал эту модель в моих тренингах по тайм-менеджменту, и, разумеется, когда писал книгу в 2004-2005, я также включил туда эту модель. Без указания авторства Ицхака Адизеса :(. 


Но... С годами всё больше понимаю, что сама модель ЖЦФ верна, а вот этапы цикла, предложенные Адизесом, вовсе не универсальны. Компании, которые проходят ВСЕ этапы ЖЦФ скорее являются исключением, чем правилом (во всяком случае, в России). Адизевский ЖЦФ - это обобщение, сделанное в условиях "свободного" (западного) рынка. У нас есть множество макросистемных факторов, которые вычерчивают такие кривые траектории развития бизнеса (организации), которые г-ну Адизесу даже и не снились :)). 

*   *   * 

2)  В целом я также очень позитивно отношусь к предложенной Адизесом модели менеджерских/лидерских функций PAEI. Идея о том, что разные функции востребованы для решения различных управленческих задач и проблем - прекрасна!  Также прекрасна идея о том, что в наиболее успешных организациях у руля всегда команда менеджеров, которые взаимодополняют и уравновешивают друг друга по PAEI-функциям. 

Модель PAEI - очень неплохой и вполне "работающий" инструмент для развития организации. По опыту знаю, что менеджеры обычно очень быстро схватывают, к какому типу PAEI они относятся,  какой из PAEI-функций не хватает в системе управления в настоящий момент и т.п. 

Но...  Тут, на мой взгляд, у г-на Адизеса есть или методологическая путаница или намеренно допущенная неточность (чтобы удобнее было трактовать понятия по-разному в разных ситуациях).  

Любая бизнес-функция - это нечто, существующее объективно; это "потребность организации".  Функция существует независимо от конкретных людей; это некий порядок действий, который задаётся системными условиями и факторами (предписаниями, ожиданиями, нормами, ценностями, целями и т.д.). В этом смысле PAEI-функции должны быть "человеконезависимыми", и их нужно моделировать с помощью инжиниринга системы управления. 

С другой стороны, Адизес постоянно намекает, что PAEI-тип - это личностная характеристика, стиль поведения конкретного менеджера. Адизес также указывает, что на личностном уровне человек может быть лучше предрасположен ("способен") к какому-то одному PAEI-типу.  В этом смысле человек несёт ответственность за выбор поведения, лучше всего соответствующего одной из PAEI-функций, востребованных организацией. 

Так что же тогда такое PAEI? Орг.функция или личностный стиль руководства? На самом деле - нечто среднее :) А именно - социальная роль (понятие, которое давным-давно используется в социальных науках).  Адизес понятия "социальная роль" усиленно избегает :(, видимо, пытаясь придать своей PAEI-модели особую оригинальность. Ну, чтобы лучше продавалось... Как по мне, так PAEI - частный случай ролевого поведения руководителя, одна из возможных моделей. 

Но главная беда всех "гуру" (Адизес, увы, тут не исключение :(( ) в том, что они активно стараются продать только свою модель как "самую лучшую".  Вместо того, чтобы дать понимание того, что есть разные модели; дать какие-то критерии применимости моделей в разных ситуациях или для решения разных проблем; научить создавать собственные модели ;). 

Возможно, я слишком занудствую... Методология PAEI проверена временем, и есть множество задач, с которыми она прекрасно справляется. Но... Универсальных методологий не бывает; а коммерческий оптимизм авторов, которые готовы объяснить абсолютно всё с помощью четырёх букв, рано или поздно начинает утомлять :((. 

*   *   * 

3) Чем больше читаю Адизеса (в принципе, я прочитал все его книги, которые вышли в России на настоящий момент), тем больше мне нравится главная ценность, которую он так или иначе проповедует в любом своём тексте.  Эта ценность - интеграция, согласованность действий, гармония подсистем внутри любой системы. Адизес, несомненно, последовательный и убеждённый сторонник системного подхода, за что ему респект и уважуха :)). 

Мне особенно нравится (как тайм-менеджеру :)), что интеграцию Адизес также понимает и как синхронизацию во времени организационных подсистем (в рамках различных функциональных циклов или потоков деятельности).  Об этом я даже писал в своей статье, которая была опубликована в журнале "Новости менеджмента". 

Но (на мой взгляд) проблема заключается в том, что г-н Адизес в целом говорит правильные вещи, но крайне скупо делится тем, как эти "правильные вещи" применять на практике :(.  Интеграция (как ценность, как базовый принцип) - это замечательно, но что делать-то конкретно?! 

*   *   * 

Зачем приведённые выше три пункта?  Только чтобы показать уважаемым читателям, что мой подход к управленческому консультированию во многом пересекается с идеями И.Адизеса.  Но... Чем больше кто-то на нас похож, тем требовательнее мы к этому "двойнику" относимся.  Это 50% уважения и 50% неудовлетворённости ("ведь может и лучше!").  Но вот чем больше читаю последние тексты Адизеса, тем больше этой самой неудовлетворённости :((. 

Не исключение и две свеженькие книги по столь интересующей меня теме - личному развитию (личностному росту, саморазвитию):

Ицхак Адизес "Размышления о личном развитии" (МИФ, 2015; страница книги на сайте издательства; книга на Озоне ). 

Адизес И. - Размышления о личном развитии - рецензия на книгу

Ицхак Адизес "Новые размышления о личном развитии. Здоровье. Совесть. Любовь" (МИФ, 2015; страница книжки на сайте издательства; книга на Озоне ). 

Адизес - Новые размышления о личном развитии - не сильно отличаются от старых размышлений))

Скажу сразу - обе книги мне НЕ понравились :(. Но в качестве рекомендации я всё же посоветую приобрести их всем, кто интересуется саморазвитием, прочитать, и сделать свои собственные выводы. Потому что моё "не понравились" очень субъективно. В качестве пояснения расскажу одну историю... 

В студенческие годы я как-то увлёкся древнекитайской философией. Можно сказать, зафанатЕл :)). Некоторые изречения мне казались настолько глубокими, что я их выписывал на отдельные листы бумаги, и развешивал на стенах. Как своего рода "темы для размышлений". 

Изречения на самом деле были простенькими :) Например:  "Глиняные куклы бывают мужчинами и женщинами, дорогими и дешевыми. Они сделаны из земли и, когда они разобьются, снова уйдут в землю. Таков человек".  Помнится, что именно его у меня на стене увидел мой отец (который в это время перечитывал "Науку логики" Гегеля :)), пожал плечами, и спросил: "Ну и что тут такого глубокомысленного?". 

Я начал горячиться, стал доказывать, что это про бренность жизни и про то, что мы слишком цепляемся за мирские ценности, и т.д. и т.п. На что он опять пожал плечами, и сказал: "А разве это не очевидно?".  Вот мне тогда было очень обидно, что мои (+китайцев) озарения и открытия для кого-то являются "очевидными"! :)). 

Байку я эту рассказал потому, что у каждого из нас есть своё собственное пространство актуальных смыслов. Перед нами - пространство волнующих нас актуальных проблем, задач и вопросов. Позади нас - "пройденный путь"; наш жизненный опыт, наши УЖЕ полученные ответы на какие-то вопросы и вызовы. 

Если мы читаем книгу по саморазвитию, а там ответы на вопросы, которые мы "уже проходили", то читать её будет скучновато :(. Разве только сравнительный интерес: "Оказывается, и по-другому можно было".  Вот книги Адизеса про личное развитие для меня лично на 95% - "уже пройденное".  Но как это будет для вас - решать вам :).  

Книга по саморазвитию максимально полезна для нас тогда, когда её содержание совпадает с пространством актуальных проблем "перед нами". Но здесь тоже есть риск несовпадения, т.к. автор может открывать такие горизонты, к которым мы ещё пока не готовы. Но это хотя бы интересно, и заставляет задуматься... Для меня лично такое совпадение книг с моим пространством актуальных смыслов случилось лишь в ОДНОЙ теме (об этом чуть ниже). 

*   *   * 

Про "минусы" книг:  

1) Обе книги - компиляция коротких записей из персонального блога Адизеса. Насколько блоготворчество может быть книгой - вопрос спорный. Думаю, что изначально Адизес свои заметки издавать в качестве книги вряд ли планировал, т.к. в большинстве своём это тексты "по случаю", иногда откровенный лытдыбр. Редакторы как-то постарались придать этим осколкам целостность, но что-то не очень получилось :(. 

2) Книги небольшие по объёму. Каждую вполне реально прочитать часа за два. Но при этом их содержимое - практически идентично :(. Т.е. при желании можно купить только одну книгу - и вы будете полностью в курсе основных идей И.Адизеса о личном развитии!  Думаю, что все советы Адизеса вполне можно было скомпоновать под одной обложкой (особенно если подсократить повторяющиеся идеи :)). Ну да это уже на совести издательства... 

3) Эти заметки из блога - довольно искренние. И это большой "плюс", т.к. больше начинаешь понимать Адизеса не как "гуру", но и как обычного человека, похожего на всех нас :).  Но тут интересно другое: автор вроде бы пишет какие-то заметки из своей жизни, но зачем он их пишет? Выплеснуть наболевшее? "Просто поделиться" пришедшей в голову идеей?  Не угадали!  Он пишет свои заметки (во всяком случае в 80% случаев) в маркетинговых целях. Чтобы лучше продаваться :(. 

Именно поэтому практически в каждой заметке вновь эти волшебные четыре буквы PAEI - к месту и не к месту. Например, в книгах (особенно во второй) довольно много рассуждений о семье и о семейных отношениях (какими они должны быть с точки зрения "интеграции"). 

Адизес говорит о том, что семейные отношения (как и организация) также имеют свой жизненный цикл. (Правда, нигде конкретно не называет этапы этого цикла. А между тем в семейной психологии они давно известны). Мало того, он утверждает, что на разных этапах ЖЦС каждый из супругов должен выполнять разные PAEI-функции. Но снова нигде не говорит, что конкретно-то нужно делать! :(( 

Я уж молчу про то, что в первой книге есть совершенно некорректный пост о том, как психологи не помогают сохранить семью, а наоборот, разрушают её. Происходит это потому, что психологи помогают лишь одному члену семьи, но не семье в целом как системе. Гм... Про системную семейную психотерапию (которая сейчас является направлением №1 в психологической помощи семье) автор, видимо, ничего не слышал :(((.  А направление-то с 1980-х живёт и процветает... 

Это только один пример. Но на самом деле дилетантизм автора в 1000 и одном вопросе зашкаливает :(. "Порадовали", например, рассуждения автора про "знание, осознание и сознание". Есть же эпистемология, гносеология, аналитическая философия, феноменология, когнитивистика и ещё куча отраслей, которые этой непростой темой занимаются. Адизес же с лёгкостью раскладывает эти понятия по полочкам... конечно же с помощью PAEI !  По мне так очень не убедительно, наивно, и притянуто за уши :((.

4) Отдельный мрак с вопросами духовности :(. Тут у Адизеса одни сплошные противоречия. И огромнейшее желание угодить на все вкусы (а, ну да - маркетинг же...). 

С одной стороны Адизес постоянно вспоминает, что он еврей, и придерживается традиций иудаизма. 
С другой стороны он увлекается индуизмом, и практикует Сахадж Марг.   
С третьей стороны, в лучших традициях экуменизма он говорит о том, что вообще нужна какая-то новая религия, которая объединит вместе всё лучшее в уже существующих религиях.  
С четвертой стороны, это не мешает ему негативно относиться к исламу (не выходя за рамки шаблонного израильско-арабского противостояния), но при этом цитировать суфия Инаят-Хана.
С пятой стороны, в какой-то момент возникает мысль: "Уж определился бы ты, аффтар!"  В вопросе выбора и трансляции ценностей желание угодить всем ни к чему хорошему не приводит :(. 

Уфф... На мой взгляд в вопросах духовности тут полное GIGO (Garbage In, Garbage Out) :((.  Боюсь, что в плане обретения или развития духовности книги Адизеса мало полезны. Разве что попадутся отдельные хорошие мысли... 

*   *   * 

Про "плюсы". Их (для меня) очень мало: 

1) Главное, что "зацепило" меня при чтении этой книги - это разбросанные по тексту мысли о том, что высшая форма жизненной "интеграции" - это любовь.  

Понятно, что и эта идея ("миром правит любовь") далеко не нова :))). Но как-то очень сильно она меня впечатлила в контексте бизнес-консультирования. И вообще - всяких там деловых и трудовых отношений. Стал вспоминать, много ли я видел компаний, где отношения (внутри организации, с клиентами, деловыми партнёрами и т.д.) строятся "по любви". И как вообще такие отношения "по любви" возможны в современном мире?  

Ответа на вопрос (как строить ЛЮБЫЕ виды отношений как отношения "по любви"?) у Адизеса я не нашёл. Но за сам вопрос очень благодарен. Буду думать :). 

2) Понравилась "формула успеха". Она базируется на следующем постулате: успех — это функция внешней интеграции, деленной на внутреннюю дезинтеграцию. 

Формула успеха Адизеса для бизнеса и личного развития

"Внешняя интеграция зависит от того, насколько хорошо возможности на рынке соотносятся с компетенциями (способностями) компании. Чем больше такое соответствие, тем лучше она интегрирована с рынком, то есть степень внешней интеграции бизнеса достаточно высока. Поэтому успех компании может быть измерен рыночной долей и объемами повторных продаж.

Интеграция способностей компании в рыночные потребности требует управленческой энергии, а как нам известно, она ограничена во времени. Энергия, которая требуется для внешней интеграции, может быть потрачена впустую на внутреннюю дезинтеграцию.

Внутренняя дезинтеграция представляет собой функцию взаимного уважения и доверия. чем их меньше в культуре компании, тем выше степень внутреннего разлада и тем меньше энергии остается на внешнюю интеграцию".

"Формула успеха" разъясняется на бизнес-примере, но её можно применять и для личного успеха. 

3) Хоть я и ругаюсь на "четыре буквы" :), которые к месту и не к месту, показалась забавной идея о применении PAEI для поддержания здоровья и хорошей физической формы
  • P - функция продуктивности, ориентированная на краткосрочную эффективность - это  активные физические упражнения;
  • A - административная функция, ориентированная на краткосрочную эффективность - это соблюдение правильной диеты и ежедневного режима питания;
  • E - предпринимательская функция, ориентированная на долгосрочное производство результатов - это стратегическое решение о поддержании ЗОЖ, целенаправленное формирование здоровых привычек;
  • I -  функция интеграции, ориентированная на эффективность в долгосрочной перспективе - это режим труда и отдыха (в особенности достаточный сон). 
4) Где-то мне это уже попадалось, но в столь явном виде это сформулировано именно у Адизеса... Это я о том, что ЛЮБЫЕ значительные изменения в нашей жизни так или иначе проходят пять стадий "работы горя" по Кюблер-Росс (отрицание, злость, торг, депрессия, принятие). 

Хотя есть и другая точка зрения (о том, что пять стадий - это миф). Но, тем не менее, общая идея верна:  чем сильнее мы меняемся, тем мощнее эмоциональные переживания, с которыми мы сталкиваемся. Если всё происходит "легко и просто", то вряд ли можно говорить о каком-то личностном росте и саморазвитии. 

*   *   * 

Резюме:  Лично мне книги И.Адизеса по личному развитию показались слишком банальными и мало полезными. 

И.Адизес - обаятельный человек; и после чтения его блогозаметок он стал мне ещё более симпатичен. Но для моего саморазвития КПД обеих книг близок к нулю. 

Тем не менее, читать книги рекомендую!  Возможно, для вашего пространства актуальных смыслов размышления Адизеса будут полезны :).  






Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. У меня возникло пару вопрос о чтение, если Вас не затруднит.
    Сколько времени уходит на чтение одной книги? худ. литература / научная.
    Применяете скорочтение? что думаете об этом?

    ОтветитьУдалить
  2. Стас, смотря какая книга :) Книгу в 200 страниц (типа приведённых в рецензии двух книг Адизеса) могу прочитать за час-полтора. Книгу такого же объёма по методике бюджетирования (с математическими выкладками) могу читать месяц :)

    С художественной литературой вообще не тороплюсь. Читаю, когда есть свободное время. Но если книга сильно увлекла, то даже толстую книгу могу прочесть за ночь.

    Про чтение есть несколько постов в моём блоге по тэгу "чтение"; там я делюсь всеми секретами: http://s-kalinin.blogspot.ru/search/label/%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

    Скорочтение изучал, но особо не применяю, и отношусь скорее негативно. Есть пост об этом: http://s-kalinin.blogspot.ru/2013/05/vs.html

    ОтветитьУдалить
  3. Кайфанул от вашего определения "пространство акнуальных смыслов". Это новое определения для абстракции, которая "якобы вертелась" в моём сознании, но я не мог её конкретизировать, ни обозначить.

    Но я зашёл на неё с другого угла. В последний год я увлекаюсь cognitive science. И один из душераздирающих концептов у неё заключается в том, что люди - это подверженные ошибкам мышления и восприятия биологические, ненадёжные мешки с нейронами, генами и кровью:).

    И что наше сознание держит в голове актуальным только то, что используется с завидной регулярностью. Что не используется, не тестируется обстоятельтсвами умышленно или случайно - уходит за наших нейронов. Иногда навсегда.

    Также и с пространством актуальных смыслов.

    У меня есть ряд очень актуальных, важных, фундаментально значимых дял успешной жизни и движения к моим целям смыслов. Но поток современного информационного шума, рабочих задач постоянно норовит эти актуальные смыслы выбить из моего мыслительного внимания.

    Я даже подумываю о заведении бумажной тетрадки, чтобы записывать туда актуальные важные понятия и установки, чтобы возращаться к ним регулярно и вспоминать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, в когнитивных науках много душераздирающих концептов))) Главное, не забывать про принцип системности, т.к. большой вопрос - заложен ли смысл существования ненадёжного мешка с нейронами в самом этом мешке? ))
      ...а завести тетрадочку (или любой другой способ наглядно и осязаемо "оставаться в поле актуальных смыслов") - идея прекрасная!

      Удалить
  4. И ещё коммент. Вы пишите:

    Адизес говорит о том, что семейные отношения (как и организация) также имеют свой жизненный цикл. (Правда, нигде конкретно не называет этапы этого цикла. А между тем в семейной психологии они давно известны).

    А что это за "базовая инфа" про жизненные циклы семейной жизни? Посоветуйте, пожалуйста, источник для быстрого ознакомления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про жизненные циклы семьи можно прочитать, к примеру, в этом учебнике: https://www.livelib.ru/book/1000617483/about-vvedenie-v-psihologiyu-semejnyh-otnoshenij-r-r-kalinina
      Правда, книга стала библиографической редкостью. Но по некоторому совпадению фамилий))) я могу поделиться главой из книги, где как раз краткий обзор подходов к ЖЦС: https://yadi.sk/i/rxmxQXYaykiowA

      Удалить