Страницы

понедельник, 13 июля 2015 г.

Творчество по пути наименьшего сопротивления

Очень люблю цитату из БГ: "Есть книги для глаз, И книги в форме пистолета".  Первые это так, чтиво. А вот вторые - могут запросто устроить вынос мозга :). Чем больше читаешь, тем сложнее находить что-то "в форме пистолета". 

Особенно в сфере саморазвития... Есть книги, где автор, захлёбываясь, пишет о своём личном опыте, в очередной раз изобретая велосипед. Бывают любопытные совпадения в опыте, но в целом эти восторги интересны только самому автору книги.   
Есть книги реферативного типа, подборки идей и моделей. Тоже можно наткнуться на что-то оригинальное, но банальности преобладают. 

Я долго пытался понять, какие книги о саморазвитии я ценю больше всего. Для меня это книги, обладающие глубиной в раскрытии выбранной темы. Они могут быть про личный опыт, они могут быть реферативного типа (про 100500 разных идей), но лучше, если они сфокусированы на ОДНОЙ теме. И эта одна тема проработана максимально подробно, до полной очевидности (когда возникает множество смысловых "мостиков" между идеями книги и жизнь, и с множеством других концепций). 
Путь наименьшего сопротивления - книга о том, как стать творцом собственной жизни
Таких мощных книг по саморазвитию - считанные единицы. До сегодняшнего для я бы назвал только две из них: Кэрол Дуэк "Гибкое сознание" и Михай Чикентмихайи "Поток. Психология оптимального переживания".  И вот, совершенно неожиданно, нашлась ещё одна такая книга-пистолет!  Встречайте: Роберт Фритц "Путь наименьшего сопротивления" (МИФ, 2015; страничка книги на сайте МИФа;  приобретается на Озоне). 

Читалась эта книга у меня очень долго и тяжело. Но не потому, что она трудная! В процессе чтения развернулась нешуточная работа над собой, которая потребовала много эмоциональных сил и времени для осмысления... 



Итак, о чём же книга?  С одной стороны, это очень простая моно-книга (т.е. посвящена одной идее). Эта книга о процессе творчества

Сегодня книг "про креативность" - море!  Но в этой книге есть своя специфика: это книга о процессе творческого созидания своей собственной жизни. В этом процессе каждый из нас одновременно является и целью творчества, и инструментом творчества, и объектом творческой трансформации, и условиями (возможностями и ограничениями) этого самого творчества. Это такой узел, в котором всё очень тесно переплетено, и разобраться в котором очень непросто... Но, как мне кажется, автору именно это - разложить всё по полочкам - прекрасно удалось. 

С другой стороны, это необычайно глубокая книга. Автор обладает отличной эрудицией, и ему удается "объять необъятное" :).  В книге вполне мирно уживаются и поэзия, и биология, и менеджмент, и музыка, и теория систем, и психология, и ещё много чего. Есть много отличных примеров и цитат (из творческой практики великих людей,  современников автора и самого автора).  В итоге получается взгляд на творчество с самых разных сторон. 

Глубокое изучение творчества помогает автору быть оригинальным, и разработать свою идею о "пути наименьшего сопротивления" (об этом подробнее чуть дальше). При этом  книга является отличным образчиком критического мышления. В ней разоблачается множество современных стереотипов "творческого мышления". В ней анализируется множество ловушек, в которых может застрять любой человек на пути творческого саморазвития.  

От себя добавлю, что книга была предельно полезна для меня лично. Именно потому, что в ней я нашёл парочку актуальных для меня ловушек, и понял, как я буду из них выбираться.  В книге не очень много прикладных "техник" (хотя и есть несколько пошаговых алгоритмов творческого сознания). Но если вы хоть чуть-чуть в теме саморазвития, то заложенные в текст идеи буквально пинком :) заставляют переосмыслить свою жизнь и начать действовать по-другому. 

*   *   * 

Пару слов о центральном понятии всей книги - о "пути наименьшего сопротивления" (ПНС). Автор не просто хитрец, но хитрец в квадрате :).  

Во-первых, обретение самого ПНС похоже на некий трюк. Что-то вроде фокуса: щелчок пальцами - и слоны взлетели :). Смысл в том, что для того, чтобы встать на ПНС, надо просто принять решение о том, что вы становитесь на "путь наименьшего сопротивления". Кажется, что это ОЧЕНЬ ПРОСТО, но на самом деле, нет ничего сложнее принятия подлинного внутреннего решения об изменении своей жизни в соответствии с подлинными творческими принципами. 

Во-вторых, пусть словосочетание "наименьшее сопротивление" не вводит вас в заблуждение :). Подлинная творческая жизнь не исключает тяжёлого труда, негативных эмоций, усталости и разочарований. На "пути наименьшего сопротивления" человек намного более счастлив, и качество его самореализации возрастает на порядок, но это вовсе не райское и безмятежное существование. Наоборот, это "творческая одержимость"; это жизнь на более высоком энергетическом уровне (и да, творческие люди, бывает, сгорают). 

*   *   *

Что такое "путь наименьшего сопротивления"?  Автор опирается на раздел системного подхода, известный как "структурная динамика" (Structural Dynamics). 

Структурная динамика используется в макросистемном анализе. Один из её ключевых принципов заключается в том, что поведение системы определяется условиями внешней среды её существования.  Траектория развития системы зависит от одного или более внешних факторов.  

Накопленная внутри системы энергия всегда будет находить выход в направлении наиболее "удобных" внешних факторов. Например, река будет размывать мягкие породы и огибать твёрдые. В итоге русло реки и будет "путем наименьшего сопротивления". 

Главный урок структурной динамики по отношению к каждому из нас заключается в том, что "это не мы такие, это жизнь такая" (с) :)))).  Шутка. Если без шуток, то наша жизнь определяется внешними (по отношению к нашему сознанию, воле, целям и ценностям) структурами.  

В роли внешних структур на обязательно выступают какие-то социальные или бытовые условия. Самые опасные структуры - которые внутри нас в виде своеобразных "внутренних рамок". Это могут быть шаблонные схемы мышления, стереотипы, внушенные установки и ценности, и т.п. Они находятся внутри нас, но автономны от нашего сознания, поэтому ничем не отличаются от других внешних структур. 

*   *   * 

Существует два типа структур: колебательные (oscillating) и развивающиеся поступательно (advancing).  Главное отличие между "обычным" и "творческим" человеком заключается в следующем: ПНС обычного человека пролегает внутри колебательной структуры, а ПНС творческого человека - внутри поступательной. 

Откуда берется колебательная структура в нашей жизни, и почему она (в подавляющем большинстве случаев) является "нормой"?  Колебательная структура берётся из обучения и воспитания. Роберт Фритц называет это "подчинительно-противительная ориентация". 

Нас с детства учат: хочешь получить славу, успех, богатство (и прочие традиционные "морковки") - соблюдай правила (т.е. подчиняйся)! Бунтари (те, кто сопротивляется правилам) тоже находятся в рамках этой структуры ("соблюдай правила"), только со знаком минус.  Но со временем "правильные" могут начать бунтовать, а бунтари пытаются исправиться: 

"Многие движутся по замкнутому кругу, переходя от фазы прилежания к фазе бунта и обратно. Колебание порождает колебание. Вне зависимости от текущей фазы структура колебания остается неизменной. Человек может сменить поведение, поступки, стратегию и мировоззрение, но принцип «ты либо подчиняешься обстоятельствам, либо сопротивляешься им» это не затронет".

Подчинительно-противительная ориентация - это та самая колебательная структура, где в ответ на любое решительное действие тут же возникает противодействие. Автор даёт очень хорошую метафору: представьте себе человека в центре комнаты, к поясу которого крепятся резиновые жгуты (а их другие концы закреплены за противоположные стены). Когда вы стоите, давление жгутов уравновешивает друг друга. Как только вы начинаете двигаться к какой-то стене, один из жгутов ослабевает, но зато другой натягивается всё сильнее!  На становится все тяжелее, мы устаем, и возвращаемся в исходную точку. 

Но что произойдёт дальше? Если мы попытаемся двинуться к противоположной стене, жгут снова натянется, и мы снова вернёмся на исходную позицию. При этом человек - обучаемое существо. И он очень быстро делает вывод: "Что бы я не пытался сделать, всё вернётся на круги своя".  И в дальнейшем просто отказывается куда-то двигаться :(. 

Ужас в том, что этот механизм работает всякий раз, когда мы пытаемся измениться в лучшую сторону. Например, пытаемся похудеть. Мы старательно соблюдаем диету (жгут натягивается), потом в какой-то момент срываемся (откатываемся назад, живем без диеты), потом снова садимся на диету, и т.д. Попытки могут повториться несколько раз, пока мы просто не откажемся от них. 

*   *   * 

Надо сказать, что автор мастерски нагнетает этот ужас :).  Он очень убедительно показывает, как мы заперты внутри колебательной структуры (подчинительно-противительной ориентации), и что разрушить структуру изнутри невозможно

Этому "ужасу" (колебательной структуре и компенсаторным стратегиям, которые возникают внутри и удерживают нас от развития) в книге посвящено несколько глав.  Есть три типа компенсаторных стратегий: 1) попытаться уменьшить колебания, остановиться в "зоне комфорта"; 2) манипулирование конфликтом (попытка мотивировать себя, усиливая колебания); 3) попытка вырваться из колебаний за счёт волевых усилий. Но ни одна из стратегий не способна вывести за рамки колебательной структуры; все они дают лишь временное облегчение. 

При этом автор довольно издевательски пишет про традиционные системы саморазвития (особенно основанные на всяком самовнушении, позитивном мышлении и проч.), мол, они только помогают сильнее натягивать резинку, но ничего принципиально не меняют. Все эти системы просто продвинутые варианты компенсаторных стратегий. Достается от автора и психологам-психотерапевтам :). Это, пожалуй, перегиб :)). Но автор прав в своём главном выводе: не надо бороться со структурой, пытаясь её "улучшить", это бессмысленно!  Надо выходить за рамки структуры! 

Как это сделать? Вот первый алгоритм, с помощью которого можно переключиться в режим созидания

"1. Представьте себе итог, которого хотите добиться. Созидатели начинают с конца. Вначале у них возникает замысел. Иногда это просто абрис, а иногда — нечто конкретное. Прежде чем приступать к созиданию, нужно уяснить, что ты хочешь принести в мир. Концепция может быть ясна, а может оформиться в виде наброска. 

2. Определите, что уже сделано. Рисуя картину, художник должен понимать, сколько он уже сделал и на какой стадии его работа. Это очень важно. Если он не отдает себе отчета в том, что успел создать, то не может добавлять новые мазки или менять нарисованное. Сознавать, на какой ты стадии, — тоже искусство. 

3. Действуйте. Как только вы поймете, чего хотите добиться, и определите, что у вас уже есть, переходите к действию. Но как действовать? Ведь созидание — изобретение новых правил, а не игра по существующим. 

 4. Определите для себя ритм творческого процесса. У созидательного процесса есть три фазы: зарождение, осмысление и претворение

5. Не останавливайтесь на достигнутом. Многие теории творчества внушают нам, что «новичкам везет». Профессиональные созидатели верят не в удачу, а в эволюцию."

Звучит вроде бы просто и вполне стандартно.  Но автор совершенно верно замечает, что у творца "иной уровень взаимодействия с миром".  Важно не то, насколько быстро мы проходим указанный алгоритм, важные качественные изменения при переходе со ступеньки на ступеньку. 

*   *   * 

Сто из себя представляет новая поступательно развивающаяся (advancing) или творческая структура нашей жизни? Новое структурное напряжение формируется под воздействием двух основных компонентов: 1) вашего видения результатов, которые вы хотите претворить в жизнь; 2) ясного представления о реальности такой, какая она есть. 

Понятно, что реальность и желаемый результат расходятся. Но: "Созидатели не просто терпят расхождения — они ценят их и стимулируют. Расхождение содержит энергию, помогающую творить. Расхождение между тем, чего вы хотите, и тем, что у вас есть в текущий момент, формирует самый важный элемент в творческом процессе: структурное напряжение".

Соответственно, есть два ключевых элемента новой созидающей/творческой структуры: 1) видение результата;  2) текущая реальность. 

Вот довольно простой алгоритм из 3 шагов для определения видения

"1. Спросите себя: «Чего я хочу?» Просто диву даешься, как редко люди задают себе этот, казалось бы, очевидный вопрос. Вы можете ставить его перед собой в разных ситуациях. Однако лучше делать это не когда пытаетесь решить проблему и выработать стратегию ее преодоления — тогда вы будете не в самой подходящей форме. 

2. Обдумайте свое желание, не считаясь с соображениями о процессе его реализации. 

3. Отделите мысли о желаемом результате от вопросов о его осущест­вимости".

Для определения текущей реальности тоже есть насколько важных моментов: 

1. Отделять факты от мнений. Факты мы получаем, если способны объективно взглянуть на свою жизнь и свои поступки "со стороны". Надо учиться объективно наблюдать за собой. 

2. Не бояться "боли" - не искажать восприятие реальность в угоду своей самооценке; не врать себе ради ложного чувства спокойствия и защищенности. 

3. Уметь отказываться от восприятия реальности через фильтры различный концепций, теорий, принципов (без "-измов" :)). 

*   *   * 

Далее в книге подробно разбирается цикл творчества, который состоит из трёх основных этапов: зарождение, ассимиляция, завершение. 

На этапе зарождения у нас появляется идея и первое видение того, что мы хотим видеть в качестве конечного результата нашего творчества. 

Идей может быть много, и на данном этапе главная задача - сделать правильный выбор. Иначе говоря, нужно выбрать такое "семечко", которое сможет питать нас творческой энергией на всех этапах  - посева, прорастания, цветения, плодоношения :). 
Это непростая задача, т.к. существует как минимум восемь вариантов ложного выбора (привожу здесь их все, т.к. они очень показательны как пример ложного целеполагания - С.К.): 

"1. Выбор путем сужения круга возможностей — выбираете только то, что кажется разумным

2. Выбор методом подмены — выбираете процесс, а не результат. Некоторые люди выбирают «пойти в колледж», а не «получить образование», решают «есть здоровую пищу», а не «быть здоровыми». Они вкладывают в процесс большие усилия, а результат оказывается «намертво» привязанным именно к процессу. Иные способы достижения желаемого результата исключаются или их количество сокращается.

3. Выбор путем исключения — вы исключаете другие возможности, так что остается один вариант. Такое обычно происходит, когда человек обостряет конфликт и раздувает расхождения между собой и окружающими

4. Выбор по умолчанию — вы выбираете не делать выбора и все возможные результаты объявляете следствием его отсутствия. Отказываясь от выбора — то ли из неспособности принять решение, то ли не желая это делать, — человек отдает все на откуп обстоятельствам и слагает с себя полномочия по принятию решений. Отказ способен подорвать любые усилия, ведь остается только одно — просто реагировать на происходящее

5. Обусловленный выбор — вы делаете выбор в ситуации, когда сами заранее поставили предварительные условия. Обусловленный выбор обычно озвучивается в конце «стандартных» формулировок типа: «Я выберу это тогда, когда…», или «Я сделают такой выбор, если…», или «Я начну заниматься новым проектом, когда мне повысят зарплату».

6. Выбор как реакция — вы делаете его с целью преодоления некоего конфликта. Подобное происходит, когда люди делают выбор не ради инициации творческого процесса, а для того, чтобы уменьшить дискомфорт, избавиться от давления.

7. Выбор методом консенсуса — вы выясняете, что бы посоветовали окружающие, и делаете выбор на основе результатов опроса.

8. Выбор путем «вынужденного» присвоения себе ответственности за ситуацию — вы основываете свой выбор на туманных представлениях о природе вещей. Существует теория, по которой все, чем человек располагает в настоящий момент, — следствие его выбора, сделанного если не в этой жизни, то в какой-то другой: «У меня геморрой, должно быть, я сам избрал себе такую судьбу — человека с геморроем»."

На самом деле в режиме созидания мы осуществляет три вида выбора: первичный, вторичный и фундаментальный.     

"Первичный выбор — это выбор определенных результатов, которые вы хотите увидеть реализованными ради них самих.

Первичный выбор иногда приводит к достижению и других, отличных от задуманного, результатов или служит базисом для будущих результатов, но его основное предназначение — достижение того, ради чего он предпринимался. Когда художник рисует картину, его первичный выбор заключается в создании картины ради ее собственного существования, а не ради того, чтобы она помогла ему подняться на следующую ступень в карьере, принесла эмоциональное удовлетворение или позволила заработать гонорар. Ученый делает изобретение в первую очередь не для получения патента, а для того, чтобы увидеть, как его реально используют.

На вопрос, почему она играет на фортепьяно, моя знакомая ответила: «Потому что мне нравится играть на форте­пьяно». Это и есть пример первичного выбора."

Вот алгоритм первичного выбора

"Шаг 1. Составьте список того, чего вы хотите — с этого момента и до конца жизни. Впишите как профессиональные, так и личные пожелания. Включите и то, что вы хотите для мира в целом. Будьте честны с собой. Перечисляя желания, не думайте, выполнимы они или нет.

Шаг 2. Перечитайте список и убедитесь, что он содержит самое важное, чего вы хотите в жизни. То, что пропустили, добавьте. Вычеркните лишнее, то, чего вы не так уж хотите. 

Шаг 3. Устройте проверку каждому пункту перечня с помощью вопроса: «Если бы я мог это иметь, я бы продолжал это хотеть?» Если ответ — «нет», то вычеркните пункт из перечня или переформулируйте его, чтобы он выражал то, чего вы хотите. 

Шаг 4. Продолжайте процесс, пока в перечне не останутся только официально выбранные вами результаты. Делая выбор, вы проходите первый этап творческого процесса. Представляя себе то, чего вы хотите, и выбирая это, вы совершаете акт зарождения. Выбрав желаемый результат, вы выпускаете на волю энергию, которая поможет двигаться в выбранном направлении." 

Вторичный выбор - это сознательный выбор шагов, позволяющих приблизиться к реализации первичного выбора. Например, если в качестве первичного выбора вы хотите победить в спортивных соревнованиях, то вторичный выбор - это долгие и тяжёлые тренировки. Если вы делаете вторичный выбор, то эти самые тренировки (безрезультатные на первых этапах) воспринимаются положительно, как необходимая часть жизненного выбора. Вторичный выбор наполняет смыслом и радостью повседневные рутины и технические "мелочи" на пути к задуманному результату. 

Главным, конечно же, является фундаментальный выбор: "Первичный выбор касается результатов, а вторичный — обеспечения достижения результатов. Фундаментальный выбор — тот, который вы делаете, когда определяете базисную жизненную ориентацию. Многие успешные люди — как те, которых я перечислил, — сделали выбор в жизни. Благодаря этому выбору их более ранний опыт не изменил направление их жизни — направление на созидание, творчество, создание того, что для них наиболее значимо. Фундаментальный выбор — основа, на которой зиждется первичный и вторичный выбор."

"Когда люди делают фундаментальный выбор и решают остаться верными своим идеалам, они способны с легкостью осуществить массу перемен, которые прежде казались им невозможными

Фундаментальный выбор большинства людей связан со свободой, здоровьем и верностью себе. Свобода может иметь как внутреннее, так и внешнее проявление. Внешняя свобода включает в себя возможность выбирать и формировать условия жизни.

Внутренняя подразумевает ощущение неограниченности. Здоровье имеет физические, умственные, эмоциональные и духовные аспекты. Быть верным себе означает иметь возможность выбирать образ жизни в соответствии с моральными принципами и уникальным для каждого человека смыслом жизни." 

А вот и алгоритм фундаментального выбора

"Шаг 1. Понять, чего вы хотите. Для выполнения первого шага попробуйте ответить на вопросы ниже. Определите, действительно ли вы этого хотите? Не принимайте по умолчанию, что вам нужно решительно все. И вообще не делайте предположений. Подойдите к делу непредвзято. Предлагаю вам уделить не менее двух, но и не более пяти минут каждому из пунктов. Хотите ли вы быть: 1) главной творческой силой в своей жизни? 2) верным самому себе? 3) здоровым (физически, эмоционально, умственно и духовно)? 4) свободным?

Шаг 2. Выбрать, чего вы хотите. Если вы хотите быть свободным, здоровым, верным себе и стремитесь стать главной творческой силой в жизни, тогда официально выберите для себя каждый из этих пунктов по очереди. Скажите себе: 1) я выбираю быть главной творческой силой в своей жизни; 2) я выбираю быть верным самому себе; 3) я выбираю быть здоровым; 4) я выбираю быть свободным.

...и вот тут был тот самый момент в книге, когда я не знал, смеяться мне или плакать. Факир был трезв, но фокус был жестоким... Вот просто так: хочешь быть творческим - будь им! :))) Достаточно лишь воли и представления (Артур Ш. отдыхает :)). Но м.б в этом и есть главная магия? Надо лишь просто выбрать? :) 

*   *   * 

Второй этап творческого процесса - ассимиляция. На первом этапе мы принимаем решение о том, что мы хотим создать в нашей жизни, к какому результату стремимся. После этого мы начинаем действовать, предпринимать какие-то шаги. На этом пути мы экспериментируем, учимся, приобретаем опыт, знания и навыки. Всё это мы усваиваем - ассимилируем. Ассимиляция - это процесс непрерывного жизненного обучения. 

У этого этапа есть много своих тонкостей (о которых прекрасно рассказано в книге). Например, неудачи и отсроченное (накопленное) научение. Это означает, что даже когда у нас "не получается", мы всё равно накапливаем ценный опыт и учимся. Неудачи являются ценным фундаментом для дальнейшего прорыва в обучении. Люди в рамках колебательной структуры боятся и избегают неудач, а творцы относятся к ним положительно, как к приключению. 

Но главный эффект ассимиляции - это творческая инерция. Это своего рода "поток", целенаправленное структурирование серии маленьких успехов на пути к цели. Каждый такой успех добавляет инерции, легко ассимилируется, помогает повышать мастерство и укреплять веру в себя. 

*   *   * 

Последний этап творческого процесса - завершение. Завершение (достижение намеченного результата) является парадоксальным. Результат отчуждается от нас, начинает жить своей жизнью, полностью выходит из под контроля творца. Именно поэтому многие из нас боятся результатов. Мы боимся "потерять" то, над чем так долго трудились!  

Этот страх - очень опасный механизм. Он может сделать так, что человек (как бы "творческий") всю жизнь проводит в каких-то начинаниях, но ни одно из них не доводит до конца, до осязаемого результата.  Это означает, что в какой-то момент творческая структура поступательного развития незаметно была подменена структурой колебательной. Как только мы приближаемся к результату, страх усиливается, и маятник идёт назад :((, дело не доделано до конца. 

Завершение включает в себя принятие и признание: "Признание результатов творческого процесса не следует путать с актом принятия результатов в свою жизнь. Принятие — действие, направленное вовнутрь. Вы принимаете в свою жизнь то, что создали. Признание — действие, направленное вовне. Вы даете свое заключение о результатах. Когда художник подписывает картину, то оценивает ее как завершенную. Заключение звучит примерно так: «Картина соответствует моему видению этой картины». В свете структурного напряжения, объявляя результаты полностью или частично реализованными, вы фиксируете важный аспект вашей текущей реальности, а именно: тот факт, что текущее состояние творения меняется и двигается в направлении реализации вашего видения этого самого творения. Более того: признание результатов, которые вы сотворили, вызывает и усиливает ощущение, что вы вошли в стадию завершения."

Что интересно, успешность этапа завершения прямо зависит от того, насколько у творца развито критическое мышление. Любое творчество предполагает определенный "максимализм"; готовность занять и отстаивать определённую ценностную позицию. Творец (в отличие от не-творца) имеет чёткую систему координат "хорошего" и "плохого".  Именно поэтому ему не трудно понять, когда намеченный им результат действительно является достигнутым ("хорошим"). Не-творец просто завязнет в процессе. Он просто не сможет завершить начатое, т.к. просто не будет уверен - достаточно ли "хорошо" получилось. 

*   *   * 

На этом пожалуй всё... Книгу я очень рекомендую. Лично мне она была очень полезна, т.к. в ней я нашёл множество "тонкостей" и ответов на свои вопросы. Например, у меня вроде бы всё в порядке в плане первичных выборов и фундаментального выбора. А вот со вторичными выборами не всегда получается выстраивать их в "поток", о котором пишет автор. Благодаря книге нашёл пару идей, как это можно сделать ;). 

То же самое могу сказать про этап завершения... Глянул на свою жизнь в ретроспективе, и ужаснулся :((( - сколько в моей жизни осталось "без пяти минут выдающихся результатов" :(. Тут и недописанные книги, и заброшенные занятия музыкой, и спортивные разряды, и забытые иностранные языки, и ещё много всякого. Теперь вот понял, как это работает, и что с этим делать. Попробую изменить... 

В завершение пару слов об авторе.  Роберт Фритц - консультант в своей собственной консалтинговой компании  Robert Fritz Inc. :). Начинал изучать структурную динамику вместе с Питером Сенге.  Если верить сайту, то он предлагает индивидуальные консультации/коучинг и обучающие программы структурному мышлению и творческому процессу. 

Если знаете английский, то очень рекомендую глянуть два его видео: 1) в этом он рассказывает основные свои идеи про "путь наименьшего сопротивления";  2) а в этом представляет основные идеи структурного мышления в бизнес-консультировании. 

Если верить Википедии, то у Фритца издано семь книг (последняя в 2007 году). Книга "Путь наименьшего сопротивления" (Path of Least Resistance: Learning to Become the Creative Force in Your Own Life, 1989 г.) - самая первая из них. 

На сайте Роберта Фритца есть блог. Обновляется он, правда, нечасто - примерно раз в месяц, но заметки там любопытные

Также следует отметить, что Роберт живёт так, как проповедует :). Т.е. не упирается только в бизнес-консультирование, а живёт насыщенной творческой жизнью - пишет музыку, выступает в роли режиссера и редактора, и даже умудрился снять художественный фильм. Фильм получился скорее артхаузный (поэтому такая низкая оценка на IMDB), но тем не менее имеет награды на всяких разных кинофестивалях.  

В общем, жизнь-творчество у Роберта Фритца удалась :). Есть чему у него поучиться! 







Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



2 комментария:

  1. Несколько моментов под вопросом:
    1. Человек, который способен эффективно использовать свой аппарат рационального мышления без особых проблем и советов сам быстро построит подобную систему саморазвития. А вот человеку, у которого с этим аппаратом проблемы, бесполезно давать любую, даже на 100% готовую систему - он не сможет ею воспользоваться, просто потому, что для этого нужен навык эффективного мышления. Не обладая таким навыком, наш герой не сможет ни отделить свои желания от индуцированных средой, ни сформулировать свои жизненные ценности, отделив их от интроэктов, ни различить свои фантазии о мире, от того, каким мир есть на самом деле. И уж тем более он не сможет осуществить никакой выбор. Сперва ему придется пройти психотерапию и починить свое мышление,а уж потом и система ему не будет нужна. Это как с обучением иностранного языка - можно знать всю грамматику и так и не заговорить. А можно говорить почти без ошибок, совершенно не зная грамматических правил.

    2. Концепция принятия решения у автора уходит куда-то в совсем иррациональные степи. Так говорят евангельские проповедники, мол ничего не бойся, только веруй!
    Реальность состоит в том, что в момент принятия решения ваши неприятности как раз только начинаются. Как курильщик, чтобы бросить курить должен не единожды принять решение, а делать это по 100 раз за день - каждый момент, когда возникает мысль снова закурить (читай сделать все по-старому, как обычно). Поэтому выбор от того так и сложен, что каждый раз приходится выбирать не правильное / не правильное решение, а выбирать самого себя - то, каким тебе быть в следующий момент и дальше по жизни. Невротик с этим не справится, никогда.
    Длинный получился комментарий..Но вывод таков: сначала к психотерапевту, а уж потом думать что да как, да зачем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман, если резюмировать Ваш комментарий, то получается: "Во всех случаях сначала обращайся к психотерапевту" :))).

      Мне это, разумеется, особенно приятно слышать (как психотерапевту :)), но, думаю, что можно допустить и альтернативную реальность:

      1. Если говорить о саморазвитии, то тут всё зависит от цели, к которой стремится искатель этого самого саморазвития. Эти цели могут быть вполне иррациональными (но при этом вполне достижимыми). Уверен, что возможны варианты, когда человек вполне достигает этих самых целей и БЕЗ рационального мышления (или применяя его в каком-то минимальном варианте).

      2. По отношению к курильщикам Вы абсолютно правы :). Но (согласно автору книги) саморазвитие - это не решение проблем. И это вообще история не про избавление от чего-то плохого.

      Целевая аудитория книги несколько другая :). Люди без проблем / патологий. У которых и так всё хорошо, но хочется большего.

      PS Но согласен с Вами в главном. За книги по саморазвитию часто хватаются люди, которым не саморазвитие нужно, а элементарная психотерапия. И такие книги им не помогут, только бардака в голове добавят.

      А главный парадокс в том, что психически здоровые и зрелые личности, как правило, УЖЕ занимаются саморазвитием, и УЖЕ имеют какую-то собственную "систему" :) Т.е. такие книги им тоже вроде бы не особенно нужны :)). Разве что для расширения кругозора и дегустации чужого опыта.

      Удалить