Страницы

понедельник, 14 июля 2014 г.

Мечты, которые нужны нам

Один мой хороший приятель, впервые услышав эту песню, окрестил её "гимном неудачников": 

Мне уже многое поздно,
Мне уже многим не стать,
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать.

Мне уже многое сложно,
Многого не испытать.
Годы вернуть невозможно,
Но я умею мечтать:

Припев:

     О далеких мирах,
     О волшебных дарах,
     Что когда-нибудь
     Под ноги мне упадут.
     О бескрайних морях,
     Об открытых дверях,
     За которыми верят
     И любят, и ждут меня.

Помнится, я тогда ещё возмутился: "А что именно тебе не нравится? Что плохого в том, что мы, несмотря на внешние обстоятельства, сохраняем способность сочинять себе лучшее будущее - т.е. мечтать?!". 

На что мой знакомый (психолог, кстати, по образованию :))) ответил что-то вроде: "Ну, представляешь себе взрослого дядьку, который поставил на себе крест, и ноет - не испытать, не стать, не слетать... - противно, блин!  При этом дядька-то в самом расцвете сил - ему слегка за 30 или за 40!  Да пусть даже за 50!  Руки-ноги целы, голова на месте... Да на этом мужике пахать нужно, а он запирается от реального мира в своих воздушных замках!". 

*   *   *

Пожалуй, я понимаю, о чём он говорит... Бегство от реальной жизни (от реальных проблем, от настоящего себя и т.п.) в иллюзии о "светлом будущем" - классический механизм психологической защиты.  Он известен под немного разными названиями: защитное фантазирование; идеализация; замещение и др.  Не хочу здесь вникать в тонкости терминологии :) , но суть за всеми этими словами одна: 

1. Фантазии (и мечты, как их частный случай) - это способ быть "не здесь и не сейчас". Они не дают возможность фокусировать внимание на настоящем; т.е. не дают человеку понять самого себя и свою жизнь. 

2. Фантазии = окрашенные позитивными эмоциями яркие образы. Т.е. это своего рода "эмоциональный допинг". Этот "допинг" (если продолжать аналогию) не лечит никакие душевные раны и жизненные проблемы - он лишь даёт "обезболивающий" и отвлекающий эффект на некоторое время.  Т.е. не надо путать наркоз с операцией)))

Кстати, в этом смысле мечты ничем не отличаются от любых способов сдвинуть наше сознание в сторону положительных эмоций. В том числе и от любых наркотиков))).  Соответственно, кто-то уходит на несколько дней в банальный запой, а кто-то может целыми днями лежать на диване и мечтать, мечтать... Грёзы приятны, и от них возникает зависимость. 

3. Главная претензия к фантазиям - они заменяют собой реальные поступки!  Процесс фантазирования (мечтания) по определению = пассивный процесс, связанный с погружением в собственный внутренний мир.  Соответственно, пока мы мечтаем - мы не предпринимаем никаких активных действий во внешнем мире.  Т.е. можно часами фантазировать, но так и не сделать малейшего шага к достижению цели. Мечты - классическая форма прокрастинации

4. Есть и более серьёзная опасность... Причём, это очень неочевидная для самого мечтателя опасность. Дело в том, что мечты на уровне нашей внутренней реальности обладают собственной достоверностью. Т.к. это яркие образы + положительные эмоции; это то, во что мы легко и охотно верим :).  Если мечтать слишком часто, то мечты (т.е. то, чего на самом деле не существует), начинают встраиваться в наше сознание как нечто УЖЕ существующее, достоверное, составляющее часть нашей жизни и нашего "Я". 

Возможно, в каких-то ситуациях это и безобидно. Если кто-то мечтает стать, скажем, бизнес-тренером )))) , то в один прекрасный момент он окончательно убеждает себя в том, что он уже "бизнес-тренер", и начинает тренинговать направо и налево :))). Т.к. жёсткие критерии профессионализма бизнес-тренера ещё окончательно не сформировались, то разница между действительным профессионалом и жертвой самовнушения (мечтаний) не всегда очевидна))). 

Но есть и менее безобидные ситуации. Скажем, вы мечтаете летать, как птица. И в один прекрасный день, уверовав в свою мечту, спрыгиваете с крыши небоскрёба вниз. Если вам кажется, что это история не про вас, а про "каких-то психов", то вы сильно ошибаетесь... 

Наше поведение основано на нашем представлении о себе ("Я-концепция" это называется в психологии).  В структуре нашей Я-концепции есть достаточное количество убеждений о самом себе, основанных исключительно на мечтах, и имеющих очень мало отношения к реальности.  Какие именно это убеждения?  Тут я не отвечу, т.к. у каждого свои. Пообщайтесь с хорошим психологом, он подскажет ;).  

/Намекну лишь, что в принципе за любой завышенной самооценкой скрывается иллюзия (мечта), принятая нашим подсознанием как уже сбывшийся факт/.

*   *   *

В качестве примера расскажу историю из жизни (без сторителлинга тут не обойтись ;))). Не поступив в университет с первого раза, я пошёл работать на завод. Там, разумеется, завелись новые друзья :). Но был один человек, который, как и я, оказался книжным фанатом (большим любителем и знатоком научной фантастики). Разумеется, с ним мы болтали на нерабочие темы особенно много ;))).  

Звали его, скажем, Андрей, он работал в цехе наладчиком. Для тех, кто не в теме, скажу, что наладчики (станков и автоматизированных линий) - это своего рода "белая кость" среди рабочих. Это спецы, от которых зависит стабильность работы всего цеха; и в особенности быстрота устранения возникающих неполадок. Работа это довольно интеллектуальная. Представьте (речь идёт ещё про советские времена), что нужно максимально быстро определить причину поломки станка, и как можно быстрее вернуть его "в строй" (на фоне хронического дефицита запчастей). В общем, смекалка и "золотые руки" обязательны :). 

Андрей работал, и параллельно учился на вечернем в нашем Политехе. Очень эрудированный человек, с которым было крайне интересно общаться. Пожалуй, один из лучших представителей советской ещё технической интеллигенции, встреченных мною на жизненном пути. 

Ещё до того, как мы стали более-менее регулярно общаться, я заметил, что с Андреем что-то не так. Он сидел на какой-то особой диете; регулярно принимал какие-то лекарства. Двигался он немного замедленно; очень осторожно наклонялся и садился, как это обычно делают люди с больной спиной. Позже я узнал, что у Андрея есть какая-то степень инвалидности, и он вполне мог бы не работать. Но, как он сам сказал, что без работы он тупеет; да и платят ему на заводе прилично, не сравнить с пособием по инвалидности. 

Рассказал мне Андрей и историю своей инвалидности. Оказалось, что Андрей с детства увлекался сначала туризмом, потом альпинизмом. Буквально мечтал и грезил этими самыми горами!  Потом много лет практики; звание Кандидат в Мастера Спорта СССР. У альпинистов звания зависят от покорения маршрутов определённой категории сложности. Категории - от первой (для начинающих) до шестой (отвесные "стенки"). 

Беда стряслась, когда Андрей отправился на покорение желанной "шестёрки". К моему стыду, я совсем забыл название этого места. Помню лишь, что было это где-то на Кавказе. И помню, почему этот маршрут был для Андрея желанным. Во-первых, после его прохождения он получал заветного "Мастера". А во-вторых, сам по себе склон покорили очень немногие; т.е. это было нечто легендарное, способ войти в элиту. 

Что в итоге произошло? На второй день покорения "стенки", после нескольких часов полусна в гамаках над пропастью, Андрей сорвался, и упал вниз. Точнее, сам перерезал страховку, чтобы не утащить за собой товарищей по восхождению. 

Он утверждает, что упал почти с 300-метровой высоты. Это было свободное падение, после которого он упал на дно ущелья. Говорит, пока падал, действительно вся жизнь пронеслась перед глазами... Ему повезло  - внизу был не ледник, а относительно свежий снежник. Андрей утверждает, что пробил снег на полтора-два метра в глубину. Долго пролежал без сознания, потом очнулся от боли в спине. 

Дальше потянулись долгие часы, когда он то отключался, впадая в забытьё, то корчился от страшной боли. Говорит, что кроме боли больше ничего не чувствовал. Было не холодно, лишь изредка хотелось пить, и тогда он жевал снег. Его нашли то ли на третьи, то ли на четвёртые сутки, и очень сильно удивились, обнаружив его живым. 

Удивительным образом он не сломал позвоночник (было несколько трещин и сломанных рёбер), хотя потом и прожил несколько лет в корсете. Собственно инвалидность он получил из-за отбитых почек. Одна отказала совсем, а вторая работала теперь с перебоями. И к старости обещали, что станет хуже, есть риск полного отказа почки :( 

Но почему такое случилось?  Любая катастрофа - это всегда роковое стечение обстоятельств. Всегда есть множество мелочей, каждая из которых безобидна сама по себе, но их сложение друг с другом даёт просто страшный эффект. Андрей не очень любил вспоминать этот случай, но, что интересно, он снова и снова рассказывал мне о нём, каждый раз отыскивая какие-то новые дополнительные причины, почему так произошло. 

Да, была старенькая снаряга, могла подвести. Да, у них была неоправданно тяжёлая дорога до базового лагеря, и нужно было больше отдохнуть перед покорением "стенки". Да, стала портиться погода, и они стали суетиться, из-за чего, видимо, стали не так тщательно страховаться... 

Ещё Андрей как-то сказал, что в горах чаще всего гибнут две категории альпинистов - совсем новички, и наоборот - опытнейшие спортсмены с многолетним стажем. Первые гибнут по незнанию, из-за нехватки опыта и плохой подготовки. Они просто выбирают маршрут повышенной сложности, толком не разузнав, какие риски есть на этом маршруте, к чему надо быть готовыми. Столкнувшись с неожиданными трудностями, они выкручиваются, как могут. Но опыта-то у них нет, опереться не на что! Вот и гибнут...  

Вторые (опытные альпинисты) гибнут из-за собственной дури, из-за самоуверенности. В какой-то момент их вдруг накрывает иллюзия всемогущества. Кажется, что горы склоняются перед тобой; что ты всё уже видел, и всё тебе по плечу. За плечами богатый опыт восхождений, и кажется, что благодаря этому опыту ты можешь выкрутиться из любой трудной ситуации. 

Это новичкам они постоянно твердят, что горы не прощают ошибок, что расслабляться нельзя, что надо быть всё время собранным и внимательным. Но сами себя они к новичкам уже не относят! Им как бы уже "всё можно", вот осторожность и отключается незаметно. 

Новички боятся, стараются всё делать правильно. Когда они идут в горы, они сосредоточены на том, чтобы всё верно делать. А когда ты элита, ты по определению всё делаешь правильно. Всё на автомате получается. И тогда начинаешь думать не о каждом правильном шаге, а думаешь о конечном результате, мечтаешь о покорённой вершине. 

Горы - они же как наркотик. Перед каждым новым восхождением аж подтряхивает от возбуждения. Там такой адреналин кипит в крови! И в мечтах уже видишь себя там, на вершине. Высоцкий очень хорошо пел об этом: "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем...". И вот пока ты эту стенку покоряешь, в голове твоей красивая картинка "Я на вершине". 

Вот по мнению Андрея, эта самая красивая картинка его и погубила. Именно она была главной причиной его падения. Альпинист может мечтать о "восхождении всей жизни" годами. И когда он оказывается на заветном маршруте, нахлынувшее счастье притупляет всякую осторожность. Тем более, что в своих мечтах ты уже неоднократно проходил этот маршрут, он уже как бы "родной, привычный, свой". Плюс прошлый опыт (который, если что, выручит).  Вот бдительность и отключается :(. Вот и гибнут опытнейшие люди по странным и нелепым (со стороны) причинам...  Получается, что губит их мечта...

/...кстати, эти мысли очень перекликаются с тем, что изучено в данной книге.../

*   *   * 

Мораль рассказанной истории: мечта = иллюзорная реальность, которая в нашем сознании становится "реальной реальностью".  Соответственно, мечта начинает искажать наше представление о себе ("Если я мечтаю об этом, значит, я УЖЕ такой"), о ситуации ("Если я мечтаю об этом, значит, так УЖЕ и есть"). 

Мечты выключают рациональное и критическое мышление, но включают магическое мышление. Магическое мышление не знает ограничений, и опирается на "допущение всемогущества" ("Все, что я хочу, обязательно произойдёт несмотря ни на что"). 

Мечты являются своего рода контекстом, "питательным бульоном", из которого вырастают наши цели, и, что самое интересное, способ/стиль их достижения.  Мечты дают целям начальный эмоциональный импульс; это своего рода "зажигание". 

Но уже после этой "искры" возникает развилка пассивности / активности: мы или погружаемся в пассивные мечтания (в мир иллюзий, где как бы уже всё достигнуто), или начинаем активно действовать, чтобы воплотить мечты в жизнь. 

Даже если мы начинаем активно действовать для реализации нашей мечты, то снова попадаем в развилку. Это развилка рациональности / иррациональности. Иррациональная мечта - это страсть, где эмоции и интуиция преобладают над разумом. Мы одержимы нашей мечтой, но нам трудно обосновать её логически. 

Часто мы вообще плохо понимаем, откуда взялась наша мечта, и зачем она вообще нам нужна. Фрейд в своё время сказал, что сновидение - это осуществление желаний. Но в символической, закодированной форме. Мне кажется, что мечты - это реализация каких-то наших значимых потребностей.  Но не в символической, а в "черновой", приблизительной форме. Мечта - это как бы репетиция того, как хорошо нам будет, если/когда мы эту нашу значимую потребность удовлетворим :). 

Если на второй развилке мы выбираем рациональность, то мечта трансформируется в цель. Мы начинаем ставить перед собой правильные вопросы: А чего конкретно я хочу? Как этого можно достичь? Что именно необходимо предпринять? Какие ресурсы нужны? и т.д.  Мечта - это лишь неясный набросок, эскиз. Благодаря рациональному подходу, этот набросок начинает становится всё более отчётливым и понятным. 

Но если на второй развилке мы выбираем иррациональность, то происходит следующее: мы не конкретизируем мечту, превращая её в цель, а начинаем добавлять к ней всё новые эмоции, и всё новую случайную информацию.  При этом мечта раздувается всё больше и больше от этого информационного мусора. Позитивные эмоции от такой "раздутой мечты" получать всё проще; но вот понимания главного - "А что именно я хочу получить в итоге?" - всё меньше. По аналогии с картиной: мы не дорисовываем эскиз, делая его более отчётливым и ярким, а просто добавляем к нему некие детали, которые превращают его в нечто совсем размытое и неопределённое. 

Разумеется, наша мечта примагничивает к себе информационный мусор, который имеет к ней хоть какое-то отношение. Мечты многих людей внешне схожи (хотя внутреннее наполнение ВСЕГДА разное). А это означает, что во внешнем мире всегда можно найти некие "образцы мечты", "примеры мечты", советы о том, как мечтать))). Существует даже своего рода мода на то, о чём нужно мечтать! 

Мы социальные существа, и поэтому очень легко подвергаемся внушению со стороны значимых для нас людей или даже групп людей. Мы начинаем мечтать о чём-то, потому что "все об этом мечтают"; чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям; чтобы получить высокую оценку от других людей; чтобы поддержать отношения с кем-то и т.д и т.п. Но по сути дела, каждый раз, когда мы живём такими "мечтами взаймы", мы отдаляемся от самих себя :((. Это иррациональный подход; картинка наших потребностей всё больше замутняется. И это неизбежно приведёт к разочарованию...  

*   *   * 

Недавно я прочитал занятную книжку :  Сесилия Ахерн - "Время моей жизни" (здесь мой небольшой отзыв на книгу). Незатейливый романчик, но там есть одно шикарное место, которое имеет непосредственное отношение к теме этой заметки - к неправильным мечтам :) .   Ниже я приведу этот отрывок. Сразу предупреждаю, что он довольно объёмный (но классный ;))). 

Если вы поленились пройти по ссылке на отзыв о книге, то пару слов о том, что происходит. Главная героиня книги - барышня за 30, которая переживает разрыв со своим бывшим парнем (Блейком), ссору с друзьями, отношения с тупыми коллегами, собственное одиночество и никчёмность и т.д. и т.п.  В общем, у барышни нормальный такой жизненный кризис)).  

Но в один прекрасный момент барышня вдруг встречает... свою собственную Жизнь! Жизнь - это некое волшебное существо, но в облике обычного мужчины. Жизнь - это обретший плоть и кровь внутренний голос; это совесть; это некое честное понимание себя. Книга получилась забавная: диалоги главной героини с Жизнью - это один сплошной самокоучинг или даже самопсихотерапия :).  Но в целом очень неплохо... 

Ниже - диалог главной героини (её зовут Люси) с Жизнью о мечтах


— О чем ты мечтаешь, Люси?

— М-м, люблю поговорить о разных мечтах. — Я устроилась поудобнее. — Или о снах. Знаешь, что мне сегодня снилось? Секс с нахальным бродягой из метро.

— Уверен, это было противозаконно.

— Мы это делали не в метро!

— Я не о том. Он еще совсем сопляк, а тебе уже почти тридцать, — подколол он. — В любом случае, я говорил не о таких мечтаниях. О чем ты мечтаешь в жизни?

— О, — я поскучнела, — даже не знаю, что ты хочешь услышать.

Он вздохнул и посмотрел на меня как на младенца.

— Что бы ты хотела сделать, реально, если бы могла? Чем заняться, где работать?

— Например, быть судьей на шоу «Икс-фактор». Чтобы отсеивать всяких бесталанных болванов. Лучше всего — открывать дверь ловушки и пихать их в бассейн с фасолью, это прикольно. Или я бы каждую неделю побеждала там на конкурсе моды. Шерил, такая, ведет конкурс, вся из себя: «Ой, Люси, где ты взяла это платье?», а я, такая: «Ой, это? Да у себя с занавески сняла». А Саймон, такой: «Вот, Шерил, у кого бы тебе поучиться, у Люси обалденное чувство…»

— Ладно, ладно, ладно. — Он потер себе виски и слегка помассировал затылок. — А поинтереснее ничего нет?

Я задумалась.

— Выиграть в лотерею, никогда больше не ходить на работу и купить все, что мне хочется.

— Это не реальная мечта.

— Почему? Люди же выигрывают. Та тетка из Лимерика? Выиграла тридцать миллионов и теперь живет на собственном необитаемом острове или что-то в этом роде.

— Значит, твоя мечта — жить на необитаемом острове.

— Нет, — я протестующе отмахнулась, — скучно, и к тому же я ненавижу кокосы. Но деньги мне бы пригодились.

— Это ленивая мечта, Люси. Если у человека есть мечта, он должен хотя бы попытаться ее воплотить. Пусть она далекая, трудная, но ты должна понимать, что при упорных усилиях она достижима. И я говорю не о том, чтобы каждый день покупать лотерейный билет. Мечта — это когда ты думаешь: если б у меня хватило смелости это сделать — и плевать, кто что скажет, — я бы сделала именно это. — Он смотрел на меня с надеждой.

— Я обычный человек, что ты от меня хочешь? Чтобы я сказала: «Ах, как я мечтаю увидеть Сикстинскую капеллу»? Да на фиг она мне сдалась, голову выворачивать, чтобы увидеть, что там на потолке. Для меня это не мечта, а обязанность, которую надо
исполнить, будучи в Риме, что я, кстати, уже сделала — мы были там с Блейком в нашу первую совместную поездку. — Я отдавала себе отчет в том, что нервно хожу по комнате и говорю слишком громко, но ничего не могла с этим поделать, он зря затронул эту тему. 

— О чем еще люди мечтают? С парашютом спрыгнуть? Я прыгала, более того, прошла курс инструктора, так что могу в любой день и час вывалиться с тобой из самолета, если захочешь конечно. Посмотреть египетские пирамиды? Видела. Мы были там с Блейком на мое двадцатипятилетие. Там жарко, пирамиды большие и величественные, какими их себе и представляешь, но хочу ли я увидеть их снова? Нет. К тому же какой-то местный псих попытался запихнуть меня в свою раздолбанную машину, пока Блейк ходил в ближайший «Макдоналдс» в туалет. Поплавать с дельфинами? Плавала. Хочу еще? Нет. Вблизи они неприятно пахнут. Прыгнуть на банджи? Прыгала, в Сиднее. Я даже погружалась в клетке в море с акулами в Кейптауне, не говоря уж о полете на воздушном шаре с Блейком в День святого Валентина. Я сделала массу вещей, о которых мечтают люди. Просто мы так жили. 

Что там в сегодняшней газете? — Я подобрала с пола газету и прочла: «Семидесятилетний пенсионер мечтает полететь  в космос, чтобы оттуда увидеть Землю». Я живу на Земле и отсюда вижу, что мир впрямь дрянь, так зачем мне подниматься повыше — чтобы разглядеть это получше? Что мне это даст? Мечты эти — пустая трата времени, и я удивляюсь, что ты задаешь мне такие дурацкие вопросы. Я кучу всего успела сделать, так какое право ты имеешь разговаривать со мной, точно я ничтожество и у меня даже мечты нет? Мало того что ты мою жизнь считаешь никуда не годной, ты хочешь еще и мои мечты обругать?
 
Я остановилась, чтобы перевести дух.

— Ладно, — он взял плащ и пошел к двери, — это был глупый вопрос.

Я сощурила глаза:

— Зачем же ты его задал?

— Люси, если тебе неинтересен этот разговор, давай его прекратим.

— Неинтересен. Но я хочу знать, зачем ты об этом спросил.

— Что ж. Ты права, ясно, что ты прожила очень насыщенную жизнь, переделала и перепробовала все на свете, так что пора остановиться. Можешь спокойно умереть.

Я застыла как вкопанная.

— Да нет, я не говорю, что ты умрешь, Люси. Не сейчас, во всяком случае. Потом, со временем, конечно, умрешь.

— Мы все умрем.

— Это да.

Он открыл дверь и обернулся ко мне:

— А спросил я тебя вот почему. Независимо от того, что ты говоришь и сколько ты врешь, ты несчастлива прямо здесь и сейчас, а когда я спрашиваю, чего ты хочешь, ты — из всех возможностей, из всего-всего, что есть в целом мире, — выбираешь «выиграть денег и накупить кучу всего». — Он говорил очень резко, и я смутилась.

— Ну и что? Я думаю, очень многие сказали бы про лотерею.

Он дернул уголком рта и приготовился выйти.

— Ты сердишься на меня. А я не понимаю почему. Потому что тебе не нравится моя мечта? Но это же глупо.

Он ответил очень мягко, и от этого я занервничала еще больше.

— Я «сержусь», потому что ты не только несчастлива там, где ты есть, но даже помыслить не хочешь о том, где могла бы быть. Я думаю, это очень… — он подыскивал слово, — очень грустно, Люси. Ты живешь по привычке. Неудивительно, что ты завязла в своей колее.

Я еще раз перебрала свои мечты, желания и устремления, подумала, где бы я хотела оказаться, в какой ситуации — чтобы мне было хорошо. Лучше, чем здесь. Ничего не смогла придумать.

— Ладно, — сказал он наконец. — До завтра.

И ушел. Таким образом, прекрасное утро закончилось хуже некуда.
Его слова меня изводили. Как все, что он говорил, они крепко впечатались мне в мозг — как сигнал определенной тональности, которую не воспринимает человеческое ухо, зато воспринимает собачье. И я прокручивала в голове, прикидывала так и эдак, чего же я хочу. В итоге поняла, что хочу одного — пусть он перестанет меня критиковать и дергать, и я смогу спокойно жить как прежде. Жизнь все усложняет, пытается заставить меня что-то изменить, а я всем довольна. Он назвал это привычной колеей, но тем самым он уже выпихнул меня из нее. И мне не вернуться обратно. А я любила свою колею, я скучаю по ней и буду вечно ее оплакивать.

*   *   *  

...вот такой вот отрывок. Как видите, можно "сделать массу вещей, о которых мечтают люди", и при этом не быть счастливым. 

Мечты вообще штука очень интимная, осторожнее с ними надо :). Прямолинейные советы тут попросту не работают.  Когда популярные гуру саморазвития на полном серьёзе дают "умные" советы вроде "Мечтайте по 15 минут каждый день", хочется покрутить пальцем у виска. Это всё равно что советовать: "Не забудьте сегодня сходить в туалет!")))).  

Способность мечтать - это естественная способность каждого из нас. Мечтать - это примерно как дышать. Но "быть способным" не означает "уметь" :).  В моём понимании "уметь мечтать" = уметь подключать к эмоциям и игре воображения рациональные способности (анализ, планирование и др.). "Уметь мечтать" - это умение воплощать свои мечты в жизнь, чего можно добиться только с помощью целеполагания, планирования, исполнения, самоконтроля и т.д. 

Я не утверждаю, что ЛЮБУЮ мечту надо рационализировать и превращать в цель. Некоторые мечты можно просто коллекционировать, как некие художественные объекты. Вешать, как картины, на стену. Периодически любоваться, восхищаться ими. Ключевое слово тут "периодически" :).  Мечты (если мы не рационализируем их, и не переводим в категорию целей) хороши своей мимолётностью - их нужно легко впускать в свою жизнь, и легко расставаться с ними.  

Мечты прекрасны своей мимолётностью и неожиданностью
 
А как только мечты становятся постоянно-навязчивыми, хроническими "мечтаниями" - это уже к доктору надо)))

*   *   *

...Вообще, мы как-то слишком циклимся на мечтах. Мне доводилось консультировать людей, которые переживают из-за того, что у них нет вообще никакой мечты (и они искренне боялись, что это признак психической болезни))). Были люди, долгое время стремившиеся к своей мечте, но так и не реализовавшие её. Были люди, чего-то достигшие, но разочаровавшиеся в своих мечтах. Были фанатично одержимые своей мечтой (из-за чего возникала куча проблем, конфликтов и упущенных возможностей). И т.д. 

Если честно, то для меня это всё очень странно, т.к. мечты - всего лишь один маленький эмоциональный элемент в структуре нашего поведения/деятельности. Согласен, что "кирпичик" этот маленький, но важный, т.к. именно с мечты начинается эта самая деятельность. Но в том, что мы делаем, есть не только начало! :)  

Важно уметь ценить всё, что мы делаем. Важно уметь получать удовольствие и от мечты, и от целей, и от рутинных дел, и от маленьких и от больших результатов, и даже от неудач. Мечта - это наваждение... Но не лучше ли вместо погони за иллюзией ежеминутно чувствовать реальный вкус жизни?!  

Всем - удачи! И мечтайте правильно ;)  Или не мечтайте - просто живите, и радуйтесь каждому мгновению жизни! 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Спасибо за статью, с большим интересом её прочитал, так у самого есть проблемы с пустыми мечтами. Статья всё разложила по полочкам. Можно вопрос не по теме? Можете Посоветовать книги по развитию уверенности в себе?

    ОтветитьУдалить
  2. По уверенности в себе книг куча просто))) Я несколько лет назад вёл такие тренинги, поэтому самые новые книги мог и упустить.

    1. А.Эллис - Психотренинг по методу Альберта Эллиса (это классика! В западной психологии вместо "уверенности в себе" используется термин "ассертивность" , который как раз и предложил Эллис).

    2. Р.Алберти, М.Эммонс - Самоутверждающее поведение (очень хорошо объяснены и дополнены идеи Эллиса).

    3. К. Кинан - Уверенность в себе
    4. М.Дж.Смит - Тренинг уверенности в себе
    5. С.Бишоп - Как делать всё по-другому (издавалась также под названием "Тренинг ассертивности")
    6. Р.Энтони - Секреты уверенности в себе (она же "Главные секреты абсолютной уверенности в себе").
    7. Г.Линденфилд - Теория и практика ассертивности

    Из отечественных:
    8. В.Ромек - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
    9. А.Грецов - Лучшие упражнения для развития уверенности в себе
    10. Н.Рубштейн - Тренинг уверенности за 14 дней
    11. О.Сергеева - Как развить уверенность в себе за 7 дней. 50 упражнений.

    От себя могу добавить, что первые два автора (Ромек и Грецов) - реально крутые тренеры, которые практически темой уверенности занимаются очень долго и глубоко. Грецов, кажется, и сейчас ведёт какие-то тренинги по уверенности в "Иматоне"...

    И ещё: вникать в тему уверенности лучше начинать с зарубежных авторов, т.к. у наших почти всё вторично.

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, хочу ещё добавить, что "развитие уверенности в себе" - очень хитрая тема, которая в лоб не решается (в этом я убедился за много лет практики).

    Там более эффективный подход - в каждом отдельном случае разбираться, где, когда и почему именно этот человек ведёт себя неуверенно, а потом подбирать для него правильную "таблетку" :)

    Например, у кого-то неуверенность идёт от высокой тревожности (и тогда надо снижать тревожность). Кто-то кажется неуверенным, потому что интраверт :) У кого-то проблемы с самооценкой, и из-за этого нет уверенности (т.е. надо корректировать самооценку).

    Некоторым помогает стать увереннее следование "идеальным моделям" (термин Р.Ассаджиоли), т.е. каким-то выдающимся людям-образцам. И тогда от неуверенности вообще надо читать что-то типа биографий великих людей или модных ныне "сборников рецептов успеха" (типа Бодо Шефера "Законы победителей").

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за книги. Постараюсь потихоньку разбираться.

      Удалить
  4. Сергей, а вам еще не попадалась на глаза книга Джош Вайцкин Искусство учиться.

    Если да, то планируете ли написать рецензию.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, класс! Спасибо за наводку)) Имя автора показалось смутно знакомым, полез в сеть, и вспомнил, что слышал о нём ещё тогда, когда он с Каспаровым вничью сыграл в 1988 году.

      Джошуа товарисч интересный; книгу однозначно добавляю в список чтения; если будет достойна рецензии - напишу обязательно!

      Удалить
  5. Отличный диалог с жизнью у Ахерн.

    ОтветитьУдалить