Страницы

воскресенье, 29 июня 2014 г.

Жизнь как импровизация

Жизнь как импровизация
Как вы относитесь к импровизации?  Лично я - неоднозначно... 

Изначально "импровизация" - это что-то из мира актёров и музыкантов. Это умение творить спонтанно, оставаясь в контакте с публикой, и включать в действие все подручные материалы и обстоятельства. 

Импровизация может быть божественно прекрасной (как к примеру в джазовом джем-сейшэне), но она может быть и жалкой (как в скверных актёрских анекдотах про "сапог отравлен"). Самая жалкая импровизация, на мой взгляд, демонстрируется в современных комедийных стендап-шоу. Где практически любой отыгрыш сводится к тому, чтобы или пошутить "ниже пояса", или "наехать" на подавшего реплику (это не я придумал, это мастера жанра советуют). 
Примерно так и выглядят уроки импровизации :)
(душевная картинка взята отсюда, там про уроки импровизации)))

С другой стороны, если подумать логически, то "импровизация" - вообще пустое понятие. Просто потому, что вся наша жизнь - это и есть одна сплошная импровизация :).  Обычно импровизация  - это то спонтанное сиюминутное действие, которое противопоставляется заранее разработанному жёсткому плану или сценарию. Но ведь так ВСЕГДА и происходит!!! :)  В том смысле, что сколько бы мы ни разрабатывали планов и сценариев, в жизни ВСЕГДА всё происходит иначе. Жизнь неизбежно вносит в наши планы свои неожиданные поправки. Вот и получается, что хочешь - планируй, хочешь - не планируй, а импровизировать сообразно изменившимся обстоятельствам всё равно придётся! 

Вот я и говорю, что вся наша жизнь de facto - одна сплошная импровизация... Нужны ли нам тогда какие-то особые уроки импровизации?!  Думаю, что нужны. Если только слово "импровизация" заменить, скажем, более точным словом "творческая гибкость".  




Жизнь постоянно заставляет нас изменяться - импровизировать в соответствии с обстоятельствами. Вопрос только в том, КАК мы меняемся - долго и мучительно, трагически преодолевая собственные стереотипы и прочие внутренние ограничения ИЛИ легко и радостно, максимально используя новые возможности.  Творческая гибкость как раз и заключается в том, чтобы не цепляться за свои вчерашние планы; не бороться ожесточённо с тем новым, что входит в нашу жизнь; не упираться в свои прошлые достижения, стереотипы, "принципы" и т.п.  Творческая гибкость - это позитивная открытость изменениям, готовность и способность меняться легко.  

Творческая гибкость (импровизационность) - это быстрота изменений. На всё нужно время. Думаю, что находиться в потоке изменений "здесь и теперь", быть абсолютно синхронным происходящим изменениям, могут лишь немногие просветлённые даосы :)). Людям же попроще :) требуется время на то, чтобы принять изменения. Такое принятие иногда бывает долгим и довольно мучительным. 

Представьте: в нашей жизни случилось некое значимое событие-изменение; жизнь продолжает нестись вперёд со скоростью самолёта; а мы всё не хотим принять это событие-изменение, не хотим впускать его в свою жизнь. Всё уже случилось, а мы цепляемся за прошлое. И разрыв между "не принятыми вчера" событиями и между нашим "сегодня" стремительно возрастает. Неспособность быстро и творчески реагировать на изменения (импровизировать) - порождает внутреннюю "энергетическую дыру", включает силы, которые тянут нас назад. Наше движение по жизни всё замедляется и замедляется - мы всё больше и больше преодолеваем собственное внутреннее сопротивление. И как итог - вязнем в обыденности, не достигаем того, что планировали (или не получаем удовольствия от достигнутых целей)... 

При прочих равных условиях, в жизни более счастливым и успешным будет тот, кто меняется быстро. Быстрое принятие изменений, быстрая реакция на них - это важно в первую очередь для того, чтобы не завязнуть в долгой и бесплодной войне с самим "собой   вчерашним". Импровизационный подход и учит такой лёгкости и быстроте в принятии изменений... 

*   *   * 

Можно ли научить импровизации? Я не знаю, но вот недавно мне попала в руки книга Патриции Мэдсон "Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить" (МИФ, 2014;  страница книги на сайте издательства;  купить на Озоне). Автор - преподаватель актёрского мастерства, профессор Стэнфордского университета - утверждает, что научить импровизации можно.  Попробуем разобраться... 

П.Мэдсон - книга Уроки импровизации - учит, как надо импровизировать по жизни
Скажу сразу, что книга мне очень и очень понравилась. Чувствуется, что Патриция Мэдсон писала всё это с душой и обстоятельно. Книжка небольшая, читается за полдня, но писалась она в течение 20 лет!  Поэтому получился такой своего рода "концентрат импровизационной мудрости", который будет полезен и интересен не только творческим людям, но и всем-всем-всем. 

В книге ооочень много идейных заимствований из восточных практик - йоги, дзэн-буддизма. В книге много разного рода кейсов и примеров из жизни, иногда даже на каком-то наивном бытовом уровне :). Но это и неплохо, т.к. текст читается очень легко, даже сложные вещи объясняются простым языком на простых примерах. 

Книга замечательная, но я не могу сказать, что она понравилась мне на все 100%. Но об этом немного подробнее - в конце рецензии... 

*   *   * 

Итак, что наиболее полезного в книге "Уроки импровизации"? Патриция Мэдсон выделяет 13 механизмов / ключевых факторов удачной импровизации. Структура книги линейна: один фактор импровизации = одна отдельная глава. Т.е. всего 13 глав :). 

В каждой главе даётся довольно подробное (с многочисленными примерами) описание каждого из аспектов правильной импровизации. Это своего рода "теория". Но, разумеется, самым интересным в книге является "практика". В тексте книги я насчитал 55 упражнений на развитие творческой гибкости - т.е. способности импровизировать. Это конкретные задания в стиле "берись и делай". Большинство из них не оригинальны (можно найти в разных книгах по саморазвитию), но сама подборка весьма неплоха. Думаю, если вы выполните хотя бы треть из предложенных заданий, то степень вашей спонтанности, способность импровизировать, несомненно возрастёт. 

Разумеется, описать все 55 упражнений, гм, мне как-то напряжно :) Уж лучше прочитать саму книгу!  Я сделаю так: кратко опишу каждый из 13 аспектов правильной импровизации, плюс для каждого из аспектов в качестве примера приведу 2-3 упражнения.  Поехали: 
 

1. Соглашайтесь - в основе импровизации лежит способность принимать мир и текущую ситуацию такими, какие они есть. Не отрицать, не критиковать, не сопротивляться тому, что происходит.  Импровизатор говорит "ДА" тому что есть, и далее действует уже исходя из этого принятия. 

Упражнения: 

1.1. В течение хотя бы одного дня попробуйте соглашаться со всеми, с кем общаетесь. Отвечайте "да" в ответ на любые предложения и на возникающие обстоятельства (за исключением тех, которые принесут вас прямой вред).  Просто говорите "да" любым возможностям, возникающим на вашем пути!  На время этого эксперимента исключите совсем слово "нет" из своей речи. 

1.2. Станьте "Да" для какого-нибудь близкого человека. Выберите себе "подшефного", и помогите (словом, делом, моральной поддержкой и т.д.) ему осуществить его желания и мечты. 


2. Не готовьтесь (не планируйте) - по смыслу импровизация - это нечто противоположное сценариям и планам. План - это попытка продиктовать будущему нашу волю. За нашими планами часто стоят наши страхи. Мы пытаемся "предписать" жизни то, что боимся потерять / не осуществить. Но ведь жизнь всё равно поступает по-своему :), а чем больше мы планируем, тем сильнее потом разочарование.  Кроме этого, чем больше времени мы тратим на мечты и планы, тем меньше остаётся времени на жизнь "здесь и теперь".  Импровизатор максимально фокусирует своё внимание на настоящем; программа его действий вытекает из глубокого осознавания текущий ситуации. 

Упражнения: 

2.1. Проживите хотя бы один день без заранее составленных планов. Внимательно прислушивайтесь к себе и к миру; максимально фокусируйте своё внимание на настоящем моменте, на ситуации, на том, что происходит вокруг. В течение дня действуйте "по наитию" - делайте лишь то, что вам действительно хочется делать в настоящий момент. 

2.2. Выступите! Расскажите (хотя бы самому себе перед зеркалом) импровизационный монолог "о том, что происходит здесь и сейчас". Попробуйте максимально развёрнуто и детально описать свой внутренний и внешний опыт. Расскажите о том, что вам хочется/не хочется сделать /Подобное можно сделать и на бумаге, письменно. Тогда это называется фрирайтинг ;) - С.К./.


3. Присутствие / участие - в нашей психике действует куча защитных механизмов, каждый из которых удерживает нас в пресловутой "зоне комфорта", не даёт нам меняться. Один из таких механизмов - лень, инерция, "неподъёмность", оправдания в стиле "нет мотивации", ""нет вдохновения" и т.п.  "У нас существует 1000 причин не быть там, где мы должны быть" (с) П.Мэдсон. 
Что делает импровизатор? Он просто делает шаг навстречу ситуации: "мы должны находиться (буквально, физически) ближе к тем местам, где осуществляются наши мечты".  Отсюда вывод: двигайтесь, действуйте, просто придите туда, где вы должны/хотите быть! Присутствуйте там, где вы действительно можете измениться и достичь своих целей.  Ещё важно: приходите вовремя; создайте и поддерживайте "ритуалы присутствия"; присутствуйте для кого-то / вместе с кем-то. 

Упражнения: 

3.1. Прямо сейчас возьмите листок, и напишите на нём ПЯТЬ мест, где происходит нечто крайне важное для вас. Записали? Отправляйтесь туда! (сделайте это в самое ближайшее время; это - приоритет!). 

3.2. В любой ситуации, в любом новом месте (помещении) - двигайтесь! Ищите "своё" место - там, где вам будет удобно и комфортно. (Есть такое упражнение в актёрском тренинге - найти "своё" место на сцене, в ситуации, в определенных декорациях и т.п.). 

3.3. Попробуйте сменить привычное место какой-нибудь своей привычной деятельности (например, работы) на новое, интересное и необычное. Если работаете за компьютером дома, то попробуйте работать в кафе, в библиотеке, в парке и т.п. 


4. Начните где угодно! - в нашей жизни и так слишком много ожидания: "нет подходящего настроение", "когда будет время", "надо ещё подумать..." и т.п. Ждать, когда в жизни наступят "подходящие" (лучшие) обстоятельства можно до конца жизни!  Мы испытываем иллюзии, что чем лучше мы "подготовимся", тем лучше потом всё получится. 

Импровизатор выбирает подход непрерывных улучшений. Появилась новая идея? К её реализации надо приступать сразу, осуществляя "редактирование в процессе". Не знаете, с чего начать? Начните с самого поверхностного, очевидного, простого!  Ценность такого подхода - в естественности, новизне, самостоятельность. 

Упражнения: 

4.1. Прямо сейчас, в настоящий момент, сделайте то, что первым пришло в голову. Сделайте то, что вам действительно хочется/нужно.   
/Знаю модификацию этого упражнения :). На случайное время ставится будильник или напоминалка в телефоне. Лучше попросить это сделать кого-то из близких, чтобы вы не знали, на какое именно время установлено напоминание. По сигналу действуете аналогично - делаете то, что первым пришло в голову. - С.К./

4.2. Начните с "мозгового штурма" по своей идее / проблеме / цели. "Мозговой штурм" (10-15 мин) проведите в форме монолога. Монолог можно произнести и перед зеркалом, но лучше перед кем-то из своих друзей-знакомых. "Фишка" здесь в том, что монолог произносится спонтанно, вы не готовитесь к нему заранее. Вы одновременно и размышляете, и формулируете свои мысли вслух. По сути дела, это и есть начало работы над идеей :). 


5. Разрешите себе быть посредственностью -  перфекционизм наказуем :) чем больше мы стараемся быть "лучшими", тем больше вероятность провала. Мы слишком напряжены; наши творческие способности задавлены нашим "внутренним критиком"; мы сами себя загоняем в стрессовое состояние, пытаясь быть "оригинальными", "лучшими" и т.п. 

Но на самом деле "оригинальное" - это не нечто натужное, искусственное, вычурное. "Оригинальное" - это что-то очень простое, понятное, находящееся совсем рядом, но которое раньше никто не замечал. Просто не обращал на это внимание. Импровизатор максимально фокусирует свой внимание на "простом", обычном, естественном. И это помогает ему быть по-настоящему оригинальным :) 

Упражнения: 

5.1. "Обычное" = ежедневные рутины. У вас есть СВОЁ дело?  Занимайтесь им постоянно, регулярно, ежедневно, несмотря ни на что! Когда конкретно (в самое ближайшее время) вы сделаете это?

5.2. Что такое "простая задача" (для вас)? Как вы её решаете? Что такое "сложная задача"?  Предложите несколько вариантов, как вы могли бы решить "сложную" задачу, как если бы она была "простой"!   (Найдите максимально простые способы решения сложной задачи). 

5.3. У вашего друга День рождения. Обычно стараются придумать как можно более оригинальный подарок. Придумайте (составьте список) несколько вариантов как можно более "простых", не оригинальных подарков. 


6. Внимательность (способность концентрироваться, "быть в фокусе") - ...пожалуй, это самая большая и обстоятельная глава в книге (и в ней больше всего упражнений)...  Автор совершенно верно замечает, что наше внимание - это и есть наша жизнь.  Внимание работает как редактор: на что оно обращено, то и входит в нашу жизнь. То, что ускользает от нашего внимания, того в нашей жизни как бы и нет.  Следовательно, если мы умеем управлять своим вниманием, умеем быть максимально сфокусированными в каждой конкретной жизненной ситуации - мы живём полной жизнью. Мы открыты миру; у нас достаточно впечатлений и идей, чтобы созидать (импровизировать) свою судьбу.  

Внимательность - это не абстрактное качество. Правильная внимательность = наблюдательность. Т.е. способность замечать и запоминать мелкие детали, способность видеть ВСЮ ситуацию. Внимательным (наблюдательным) может быть каждый человек, но эту способность необходимо тренировать. 

Упражнения: 

6.1. Закройте глаза. Мысленно выберите три вещи, которые находятся сейчас в одном помещении с вами. Как можно более подробно опишите эти вещи (лучше вслух). Потом откройте глаза, и проверьте, насколько детально вы описали данные предметы. Какие детали вы упустили? Что добавили "от себя"? 

6.2. В течение одного дня поиграйте в "уличного антрополога". Внимательно изучайте людей, который встречаете на улице. Во что они одеты? Что они делают? О чём говорят? Как они двигаются?  Какие у них лица?  Если бы перед вами стояла задача максимально подробно описать данных людей кому-то, то на что надо обратить внимание в первую очередь?  Попробуйте пофантазировать: кто эти люди? где они живут? кем работают? и т.д. 

6.3. Максимально сосредоточьтесь на каком-нибудь привычном деле (вроде чистки зубов или приготовления пищи). Как вы это делаете?  Постарайтесь выполнять каждое отдельное действие максимально осознанно, не отвлекаясь на посторонние мысли.  Попробуйте заменить в цепочке привычных действий хотя бы одно звено на новое - сделайте совершенно иначе, новым способом. 


7. Смотрите фактам в лицо - в общем-то это углубление п.1 о принятии реальности такой, какая она есть. Мы можем сопротивляться реальности - критиковать окружающих или обвинять обстоятельства, но можем и просто "не замечать" того, что нам неприятно. "Если другие нам что-то "должны", это значит, что мы не принимаем их как реальность" (с) П.Мэдсон.  Олично сказано :)

Мы не видим всего того, что не соответствует нашим ожиданиям, и не укладывается в наши представления о том, как всё "должно быть". Импровизация = работать с тем, что есть; реализм = пребывать в общей реальности и тем, что есть на самом деле :) 

Упражнение 7.1. - Выберите какую-нибудь жизненную проблему, сложную ситуацию, не достигнутую цель, и т.п.  Не спеша, подробно и объективно опишите на листе бумаге ситуацию "как есть". Изложите все факты, не упустить ни одной мелочи. В тексте не должно быть эмоций, оценок, предположений, выводов о причинах и последствиях и т.п. Только факты (желательно объективные - цифры, даты и проч.)!  

Потом подумайте, и напишите список идей: что можно сделать, чтобы факты изменились, стали другими? Что вы можете и готовы сделать для этого?  Отберите лучшие идеи и запланируйте (составьте график) конкретные действия по их осуществлению. 


8. Не сбивайтесь с курса (придерживайтесь цели / смысла) - импровизация отличается от кривляния и дураковаляния :) тем, что она обязательно имеет некое "направление движения" - к достижению определенной цели, к выражению определенного смысла (ценности).  

Но что конкретно может быть целью? У автора тут довольно любопытный подход. Она рекомендует исходить из целостности - из контекста нашей жизни. Кто мы такие? Каковы мои лучшие таланты/способности (что я могу дать миру)? Кто мои близкие, кого я люблю и о ком забочусь? Из ответов на эти (и подобные) вопросы естественным образом вытекает понимание (часто довольно спонтанное и интуитивное) о наших настоящих целях. 

При этом автор совершенно справедливо замечает, что не надо путать настоящие цели с внешними (которые навязаны нам обществом), и с сиюминутными эмоциями и мечтами (они чаще всего отвлекают нас от истинных целей, как бы "затемняют" их). 

Упражнения: 

8.1. Постоянно, в каждый момент времени задавайте себе вопрос: "Что я делаю? Какова моя цель/задача сейчас?". 

8.2. Представьте, что через минуту вы умрёте. И ответьте на вопрос: "Что останется несделанным в этом мире, если этого не сделаю я?".  Разумеется, не стоит писать о каких-то мелких, бытовых делах - подумайте о главном. О том, что могли бы сделать для других, для мира в целом. 


9. Цените подарки (будьте благодарны) - главная беда современного человека-потребителя - это восприятие мира как "кормушки", в которой всё окружающее принадлежит ему, и все как бы обязаны заботиться об удовлетворении его желаний и потребностей. Потребительский подход к жизни порождает вечное недовольство, плюс хищническое отношение ко всему, что нас окружает. Философ Эрих Фромм называл такой подход к жизни "иметь" (противоположный - "быть"), который приводит к вечной неудовлетворённости, к неспособности быть счастливым в принципе. 

В традиционных культурах сама жизнь, все её блага, да и весь окружающий мир в целом воспринимаются как подарок. Всё что происходит с нами - это подарки судьбы. Весь мир пропитан энергией дарения.  Импровизатор рассматривает мир как множество возможностей для получения/дарения подарков. Тут всё просто: а) воспринимайте всё, что с нами происходит, как подарок. Будьте благодарны и благодарите за эти подарки!;  б) сами дарите подарки (не обязательно материальные :)). 

"СПАСИБО - это ваша мантра на каждый день" (с) П.Мэдсон

Упражнения: 

9.1. В конце дня хорошо подумайте и составьте список ответов на вопрос: "Какие подарки я получил сегодня?". От других людей, от жизни. 

9.2. В течение дня выразите кому-нибудь свою благодарность (устно или письменно). Особенно благодарите тех, кто делает какую-нибудь незаметную, ежедневную, тяжёлую, грязную работу.  Говорите искренне (импровизируйте!); чётко формулируйте, за что именно вы благодарите этого человека. 

9.3.  В течение каждого дня находите хотя бы один "незаметный подарок".  "Незаметный подарок" - это те блага и удобства, которые являются для нас привычными, само собой разумеющимися. Но ведь кто-то это делает для нас? Как можно поблагодарить этих людей? 


10. Ошибайтесь! - любой, кто выйдет из "зоны комфорта" будет ошибаться. Ошибки - необходимая часть нашего развития; и очень часто то, что мы воспринимаем как "ошибку" на деле оказывается просто незапланированным результатом. Причём, если от него не отмахиваться, этот неожиданный результат может быть вполне качественным!  

Импровизатор "дружит" с ошибками: принимает её как реальность (см. п.1 и 7); извлекает из неё позитивный смысл, урок; совершив ошибку, не зацикливается на ней, а думает о следующем шаге.  И вообще, "побеждает тот, кто допускает больше ошибок" :). 

Упражнения: 

10.1. Попробуйте в привычном деле, в котором вы мастер, специально сделать ошибку, сделать что-нибудь "неправильно". 

10.2. Рискуйте!  Периодически пробуйте сделать что-нибудь "невозможное" для вас. Рискуйте хотя бы в мелочах: например, пойдите в незнакомый ресторан и попробуйте блюдо, которое никогда раньше не ели. 


11. Действуйте сразу, немедленно! - действие запускается целью или вопросом; при этом любое действие, которое вы совершаете без подготовки и плана обязательно приводит вам к открытию (или к ошибке :))). При этом важно понимать, что нужно делать не "любое" действие (это будет суета и убийство времени), а уместное, правильное, необходимое.  Импровизация - искусство быстрой реакции. Действия должны быть немедленными, но целесообразными, о-смысленными. 

Упражнения: 

11.1. Есть ли у вас какая-нибудь мечта или дело, которую вы постоянно откладываете "на потом"?  Прямо сейчас сделайте первый шаг к осуществлению данной мечты! (или хотя бы запланируйте на самое ближайшее время конкретные действия, направленные на достижение этой цели/мечты). 

11.2. Каждый рабочий день, утром, начинайте с самого важного приоритетного дела/задачи. 

11.3. Быстро включиться в действие всегда проще вместе с другими людьми. Кто в вашей "команде"?  С кем вместе вы можете идти к достижению общих целей? Кто вам поможет, будет вас мотивировать и т.д.? 


12. Заботьтесь друг о друге - научиться сольной импровизации относительно просто. А вот групповая импровизация на сцене считается высшим пилотажем. Невозможно создать что-то достойное, если группа импровизаторов не является командой (в высшем смысле этого слова). 

Автор отличает "левополушарные" команды и "правополушарные". В "левополушарных" слаженность действий достигается за счёт распределения ролей и ответственности, тщательного планирования и соблюдения этапности действий. В "правополушарных" командах слежанность действий достигается за счёт наблюдательности/чувствительности каждого члена команды по отношению друг к другу; за счёт соблюдения принципа "все отвечают за всё"; за счёт гибкой смены ролей (особенно "лидера" и "ведомого"), когда за статусные роли не конкурируют, а подыгрывают друг другу; за счёт взаимопомощи и ориентированности на общий результат. Примером "правополушарной" команды импровизаторов являются джазисты, которые впервые встретились, но тем не менее, отыграли превосходный джем-сэйшен.   (В книге правила "правополушарной" команды изложены на стр.143). 

Настоящий импровизатор ориентирован на командное взаимодействие в стиле "правополушарной" команды. Т.е. старается максимально фокусироваться на других людях, "чувствовать" их, сотрудничать и т.д. 

Упражнения: 

12.1. Попробуйте "зеркалить" других людей - незаметно копировать их "язык тела". 

12.2. Учитесь слушать других; слушать, максимально фокусируя своё внимание на другом человеке - что и как он говорит. Слушайте так, словно каждое его слово, каждое его микродвижение жизненно важны для вас.  Проверьте себя: попробуйте пересказать (максимально дословно и похоже на данного человека) то, что услышали. 

12.3. Попробуйте себя в роли "ангела-хранителя" (см. упражнение 1.2.) какого-нибудь человека. Старайтесь максимально "чувствовать" его; сотрудничайте с ним, чтобы помочь ему в достижении его целей. 

13. Живите с удовольствием - люди учатся, меняются и развиваются тогда, когда получают положительные эмоции. Тут всё просто: радость раскрепощает ум, делает его свободным и творческим, и, следовательно, и более эффективным. Есть много способов жить с удовольствием: улыбка, смех, игра и т.д. 

Упражнения: 

13.1. Прямо сейчас спойте песню о том, что происходит в настоящий момент  /как акын :) в стиле "что вижу, то и пою/.  Или о том, что происходило в течение дня.  Песню петь на любой знакомый вам мотив. 

13.2. Будьте генератором хорошего настроения. Например, в течение дня почаще улыбайтесь людям. Делайте это искренне: увидьте в человеке то, что вам нравится, радует вас - и улыбнитесь ему! 

*   *   * 

Вот вроде и всё... Разумеется, это не все упражнения; да и  "теорию" я пересказал кратко - так что читайте книгу! :) Она очень неплоха. По сути дела, получилась книга не столько про импровизацию, сколько про саморазвитие (в "Заключении" автор пишет, что одно время она даже хотела назвать книгу как-нибудь "про саморазвитие" :)), но решила остановиться на "импровизации"). 

В качестве резюме все 13 навыков "импровизатора по жизни"

1. Соглашайтесь
2. Не готовьтесь (не планируйте)
3. Присутствие / участие
4. Начните где угодно!
5. Разрешите себе быть посредственностью 
6. Внимательность (способность концентрироваться, "быть в фокусе")
7. Смотрите фактам в лицо
8. Не сбивайтесь с курса (придерживайтесь цели / смысла)
9. Цените подарки (будьте благодарны)
10. Ошибайтесь!
11. Действуйте сразу, немедленно!
12. Заботьтесь друг о друге
13. Живите с удовольствием

*   *   * 

...Обещал сказать в конце рецензии, почему книга понравилась мне не на все 100%, а, скажем, всего на 95% :)  Но вы можете это не читать, т.к. это уже мои собственные "заморочки по теме" .

Среди массы современных книг по саморазвитию есть отдельная плеяда авторов и текстов, которые в основном популярно пересказывают "восточные истины" из йоги, даосизма, дзэн-буддизма и проч. Среди таких авторов, к примеру, Лео Бабаута, Экхарт Толле и проч. Вот и Патрисия Мэдсон в том же духе :) 

Истины они пишут правильные, вроде: слушай свою внутреннюю сущность (будь собой); воспринимай мир как целое; живи "здесь и теперь";  будь естественным и спонтанным; люби (в духовном смысле))) всё и всех окружающих; наслаждайся жизнью и т.д., и т.п.   Это такая хиппозная философия на новый лад :).   Философия "цветов жизни" - живущих сиюминутными радостями и озарениями.  

Именно поэтому в книге и появляется подзаголовок: "...Как перестать планировать и начать жить". Тайм-менеджмента и прочих алгоритмических подходов "цветы жизни" боятся, как огня :).  Это нечто чуждое и опасное для них... 

Горькая ирония заключается в том, что все вот эти интуитивно-интровертированные подходы к саморазвитию по сути дела пытаются заимствовать и внедрить в жизнь психотехники саморазвития, изначально разработанные в монастырях.  Монастырь - это отдельная, живущая по собственным законам, часть общества. Что характерно, это часть общества, изолированная высокими стенами от всего остального общества. 

"Жить сердцем", жить по наитию, жить "здесь и теперь" - почему бы нет, если есть свой собственный отгороженный от мира кусочек реальности?  Даже если это не монастырь, то это сцена. Или "одиночество художника".  Это я к тому, что если вы по жизни "вольный художник", человек "свободной профессии", то подобного рода техники саморазвития вам вполне подойдут. Чем ещё занимается одинокий/свободный художник, как не импровизирует по жизни?! :) 

Но если вы не "сам себе режиссёр", а существуете в "матрице"? Например, работаете менеджером среднего звена в большой корпорации. Практически на конвейере. И вот тут большой вопрос: помогут ли вам все эти благодушные советы в стиле "соглашайтесь", "не планируйте" и т.д.? )))).  Или в чудовищном потоке важных и срочных задач вам всё же лучше поможет старый добрый тайм-менеджмент? 

...я не говорю, что книги/идеи саморазвития в стиле "живи настоящим, получай удовольствие" не нужны. Это тоже путь. По сути это путь, противопоставляющий себя "машинообразным" техникам тайм-менеджмента и прочим методам повышения личной эффективности. Отсюда и названия "Как перестать планировать...".  

Но лично мне эта однобокость и это противопоставление не нравится! Должен быть способ интеграции и "техник спонтанности" и техник классического тайм-менеджмента, в т.ч. и планирования. Вот лично меня удивила бы книга, которая была написана не в одной какой-то парадигме, а которая объединяла бы И техники тайм-менеджмента, И способность "жить настоящим, получать удовольствие" :). 

Именно поэтому, книга "Уроки импровизации" хорошая, но не wow, конечно... 


PS  И есть в ней откровенно спорные моменты. Например, п.13 о том, что человек учится/развивается только на фоне радости и положительных эмоций.  Ну-ну... Ничто так не мотивирует к настоящему саморазвитию, как волшебные пендели от жизни; когда случается нечто, что просто заставляет нас меняться. И это "нечто" довольно часто вовсе не весёлое, и вовсе не смешное... 

*   *   * 

Бонус для тех, кто дочитал до конца :)  Учитесь импровизации у классиков: 









Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



3 комментария:

  1. Читая статью, у меня появлялись ассоциации с гипнозом, с умением индуктировать это состояние в процессе общения.
    Кстати Сергей, вы как психолог, практик, верите в гипноз? Анатолий. Ставрополь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анатолий, день добрый! Интересные у Вас ассоциации :)

      Я не то, чтобы "верю" в гипноз - я его использую в своей работе. Но тут надо немного уточнить: в классическом значении термина "гипноз" = искусственный сон, наведённый кем-то (гипнотизёром) со стороны. Условно говоря, человека усыпляют, потом ему что-то внушают.

      Но это очень устаревший подход. Сон (обычный или искусственный) - это лишь одно из многочисленных состояний сознания. И не обязательно изменённого гипнотизёром :). Состояния сознания мы можем "переключать" сами; или они меняются под воздействием внешних обстоятельств. /И в этом плане, пожалуй, Вы правы, т.к. импровизация - это тоже особое состояние сознания/.

      Сегодня считается, что для успешного внушения человека вовсе не обязательно гипнотизировать. Достаточно лишь немного изменить его состояние таким образом, чтобы критичность (и прочие психологические защиты) была снижена :). Конкретных техник/методов - тут множество!

      Например, можно не усыплять человека, а просто снизить уровень его бодрствования - т.е. погрузить его в транс. Как это сделать? Есть книги/тренинги, например, по NLP. Они легко подскажут с десяток способов, как вогнать кого-нибудь в транс :))) А гипноз сегодня считается слишком громоздким и устаревшим методом... (хотя он по-прежнему вполне эффективен).

      Удалить
    2. Спасибо за ответ, с интересом слежу за вашими публикациями. Анатолий.

      Удалить