Страницы

суббота, 29 июня 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 7. Архетипы

Периодическая таблица сторителлинга - 7. Архетипы
"Архетипы" в контексте сторителлинга, разумеется, ничего общего не имеют с архетипами в том смысле, в котором их понимает современная психология :)  

Речь идет о "типичных персонажах", о своего рода клише, кочующих из жанра в жанр, из текста в текст в течение веков (Хотя некоторые из этих клише-архетипов - достижение современности. К примеру, Мэри Сью, см. про нее далее). 

Сверхспособности Мэри Сью становятся все круче! см.п.2 далее
Архетипические персонажи в сторителлинге легко узнаваемы, что является одновременно и их большим "плюсом", и их огромным "минусом". С одной стороны, архетипические персонажи могут быть очень удобными для автора драйверами сюжета; к тому же довольно яркими (при условии их творческой аранжировки), вызывающими симпатию читателя или зрителя. "Минус" же заключается в том, что обилие клишированных персонажей порождает чуть ли не 99% предсказуемость сюжет (что скучно :(  ). 

Всего создатели периодической таблицы сторителлинга насчитали 21 архетип :)  Начнем узнавать их в лицо, думаю, это будет несложно: 

1) Безумный ученый (Mad) - древнейшим представителем племени безумных учёных, пожалуй, можно считать древнего грека Дедала. Который, нисколько не сомневаясь, отправил в полёт к Солнцу своего родного сына (что плохо кончилось); а также спроектировал и построил лабиринт на Крите, в который и заселилась милая зверюшка - Минотавр. 

Далее следует огромная череда персонажей, среди которых и Доктор Фауст, и творцы Франкенштейна и Голема, и многие другие. 

Суть архетипа проста: безумный ученый - это гений, который обычно значительно опережает своё время в науке, но при этом является социальным аутсайдером. Он изобретает/открывает нечто, что даёт ему необычайное могущество над миром. 

Далее в обязательном порядке возникает искушение - т.е. весомый мотив это самое свое открытие применить. Иногда  искушение довольно банальное (завоевать любовь любимой девушки), иногда глобальное, вроде - "завоевать мир" :) 

Практически всегда попытка "захватить мир" для безумного ученого заканчивается плохо - природа и/или люди оказываются сильнее, и побеждают его. 

В смягченной версии (если безумный ученый является вспомогательным персонажем) он может входить в "группу поддержки" главного героя, снабжая его, например, всякими волшебными гаджетами, информацией и т.п.

2) Мэри Сью (Sue), есть и мужской аналог - Марти Стью (Marty Stu) - если охарактеризовать этот архетип кратко, то это "сверхспособности под маской заурядности".

Название архетипа - порождение нашего времени.  Истоки архетипа - в фанатском творчестве (фанфикшен) по мотивам сериала Star Trek. Как правило, дописывая продолжение или какую-нибудь альтернативную сюжетную линию в Star Trek, туда вводили нового персонажа ("Мэри Сью"), наделенного какими-нибудь выдающимися способностями. 

Причем сами эти сверхспособности были гипертрофированными; а по своей внешней привлекательности и значимости в сюжете данный персонаж оказывался гораздо весомее всех остальных персонажей, включая главных героев :)  

Как правило такой "самый-самый-самый лучший" персонаж писался самодеятельными авторами с себя любимых :) Это можно было понять по некоторым деталям, которые авторы добавляли "от себя" - из своей внешности, быта, личной истории и т.п. 

Для современных ролевиков, косплееров, писателей фанфиков и проч. Мэри Сью - персонаж не столько одиозный, сколько вполне себе жизненный :)  Например, есть даже целая "Энциклопедия Мэри Сью".  

Архетипы персонажей для сторителлингаМэрисьюизм - считается дурным тоном в фантастике, но до определенной степени допустим, например, в комиксах и анимэ. Введение в повествование "Мэри Сью" может создать положительный эффект - "это девочка с такими  же мечтами, как и у меня" - т.е. читателям или зрителям-подросткам легко отождествиться с таким персонажем. 

Главный минус персонажа-Мэри Сью в том, что в образе/характере/поступках самым абсурдным образом могут сочетаться противоречащие друг другу качества. Искать какую-то человеческую логику в поступках Мэри Сью - совершенно бессмысленно. Образ не обладает целостностью, это искусственная конструкция. 

3) Враги (Moo) - архетип, который присутствует практически в любых героических повествованиях (боевики, боевое фэнтези и т.п.), где главный герой вступает в открытую борьбу со злом. Враги - целая орда безликих, одинаковых, легко убиваемых помощников антагониста, которых с легкостью разбивает герой на своем пути. Это рядовые эпических схваток, которые не имеют имен или отличительных особенностей (в современном кинематографе растиражированные с помощью компьютерной графики :))). Они просто сотнями умирают в бою, бестолково стремясь насолить главному герою.

4) Краснорубашечник (Red) - в культовом сериале Star Trek весь экипаж звёздолёта носил однотипную форму: чёрные штаны и рубахи - желтого, голубого и красного цвета. Желтые и голубые рубашки были как правило у высоких чинов (главных героев), а красного цвета - у низших (второстепенные персонажи). Когда в сериале возникала какая-нибудь экстремальная ситуация, то обычно жёлтые и глубые рубашки оставались целыми в любых передрягах (ну кто же будет убивать главных героев!), но красные рубашки - запросто погибали. 

Обычно гибель "красных рубашек" как-то обыгрывалась: например, они сами вызывались идти в разведку (и погибали); первыми бросались чинить опасную поломку (и погибали); сталкивались лицом к лицу с преступником (и погибали). Т.е. практически всегда краснорубашечники приносили себя в жертву на общее благо, выполняя миссию служения другим людям - своей команде, главным героям и проч. 

Понятно, что основная роль "красных рубашек" - усиление чувства опасности, драматизация сюжета. Эффект можно усилить, если потратить некоторое время на "очеловечивание" персонажа-краснорубашечника. Например, можно рассказать, как он вспоминает свое детство, или пишет письмо своей семье. 

Довольно клишированными вариантами являются ситуации, когда перед выполнением опасного задания, какой-нибудь краснорубашечник начинает вспоминать прошлое, исповедоваться в каких-то грехах товарищам, или наоборот - бравировать и шутить, "всё фигня - прорвемся". И тогда зритель чётко понимает: "Ну, точно - не жилец!". 

5) Магглы (Mug) - понятно, откуда приполз термин :) Да, магглы - именно так в «Гарри Поттере»; так волшебники и волшебные существа называли простых людей. Да, магглы – это простые, обычные неволшебные люди. Иммено от них скрывается все самое интересное и таинственное. Именно ими прикидываются потусторонние силы, когда хотят спрятаться. Именно они становятся невинной жертвой очередного монстра. И именно их должен спасти настоящий Герой. 

Магглы - это может быть собирательный персонаж-толпа (люди, народ, публика и проч.); или какие-то отдельные её "типичные представители", имеющие и собственную индивидуальность. 

Магглы - это не обязательно "пассивно-страдательный" персонаж (статисты); т.е. с которым только что-то случается. Например, они могут играть роль комментаторов (что-о вроде хора в древнегреческих трагедиях), активно объясняя действия главного героя. Или они могут помогать / мешать действиям главного героя. 

6) Скрэппи (Scr) - персонаж из мультфильма о героическом псе Скуби-Ду. Скрэппи-Ду - маленький щенок, племянник Скуби-Ду. Главный смысл существования Скрэппи - это путаться под ногами (лапами :))) у Скуби-Ду . 

Это персонаж, который искренне пытается помочь главному герою, но совершенно не обладает качествами и способностями, которые позволяют ему сделать это. В умеренных дозах такой "непутёвый" персонаж является милым и смешным (он оттеняет крутость главного героя), но в больших дозах он начинает раздражать. 

Что, кстати, и произошло в мультсериале - сначала Скрэппи был очень популярен, продержался в нескольких сезонах, но потом стал раздражать зрителей. И в последних сериях он даже выступает не как забавная помеха, а как откровенный злодей-антагонист Скуби. 

7) Тёмная лошадка (Edh) - это скорее не архетип, а своего рода приёмчик создателей сериалов. Когда сначала имеется второстепенный персонаж, очень схематично выведенный (плоский персонажпояснение см. здесь п.15). Иногда это вообще кто-то "один из группы", лицо из массовки. 

Этот персонаж обычно играет какую-то эпизодическую роль вроде "кушать подано" :) Но в силу каких-то обстоятельств данный персонаж нравится публике; создатели сериала отслеживают эту реакцию, и решают вывести данного персонажа на первый план. Их характер начинает усложняться, с них может начинаться новая сюжетная линия и т.п. 

8) Любимчик создателей (Wes) - это персонаж, который получает множество негативных отзывов в фанатской среде, однако продолжает оставаться в шоу, а чересчур и получает слишком много внимания со стороны создателей, что можно объяснить только лишь чрезмерной любовью создателей к данному персонажу и нежелание с ним расставаться  (это вариант Мэри Сью от профессионалов :))). Зачастую такой персонаж оказывается вредоносным для шоу, поскольку внимание, уделяемое ему, не оправдывает его значимости в сериале, а наоборот замедляет процесс развития сюжета.

9) Tsundere (Tsu) - Цундэрэ - анимешный типаж (преимущественно женский :)), который можно очень кратко охарактеризовать как "внешне гордая, холодная и неприступная, но внутри очень романтическая и страстная".  Цундэрэ - персонаж романтических комедий (или отдельных сюжетных линий в боевиках), который вечно в самый неподходящий момент неожиданно перескакивает от одного эмоционального полюса к другому - от маниакальной влюбленности к лютой ненависти. Т.е. это такая истероидная особа, которая без особой причины то бросается на шею обниматься, а то и в глаз может дать  :) 

Собственно, не знаю, при чем тут японцы, но лучше всех персонаж вывел Лопе де Вега, в "Собаке на сене" ;) 

/PS Кстати, ради прикола наберите tsundere в поиске по картинкам. Похоже, у японской школоты это слово очень популярно :) Если судить по демотиваторам на эту тему - коих много, то tsundere-девушка это что-то вроде нашего "динамо" :))) /

PPS  Вообще, они там в Японии извращенцы известные, и у них этих самых dere - типов много всяких 

10) Эксцентричный наставник (Dbd) - дальновидный, мудрый и опытный персонаж, который сначала кажется очень эксцентричным, чудаковатым, местами даже глуповатым. Однако, в трудной ситуации, эксцентричный наставник проявляет всю свою мудрость и опытность в полной мере, уверенно надирая задницы врагам. Как следует из названия, этот персонаж традиционно выступает в качестве наставника, учителя, гуру, который обучает и тренирует молодого героя. 

Когда первый раз прочитал, у меня тут же две ассоциации возникли - замечательный дедушка-алконавт, который Джеки Чана в "Бесстрашной гиене" тренировал :)  и аналогичный дедушка, который тренировал Уму Турман в "Убить Билла" :)) 

11) Тупой качок (Mus) - здесь все просто: персонаж наделен незаурядной силой, но крайне низкими умственными способностями.  Поэтому он: а) всё кругом ломает, не специально;  б) очень легко подпадает под влияние других персонажей, как добрых, так и злых;  в) в любых ситуациях действующий однотипно, линейно.  

Классическим применением данного персонажа в сюжете является случай, когда качок сначала попадает под влияние какого-нибудь злого гения, но, выполняя его волю, в один прекрасный момент понимает, что был неправ. После чего начинает помогать силам добра :) 

Тупой качок редко выступает в роли главного героя, но это идеальный вспомогательный персонаж. Он может быть и в свите главного героя, и отдельным ярким персонажем среди врагов (см. выше п.3). 

12) Деликатный великан (Gia) - на первый взгляд он большой, мускулистый и выглядит злобно. Он даже на самом деле может быть ужасающим монстром, однако, если вы познакомитесь с ним поближе, вы узнаете, что он любит щенят, конфеты, бабочек и на дух не переносит проявлений зла. Т.е. это та самая ситуация, когда "на лицо ужасное, но доброе внутри" :))) 

Персонажей таких море, первое что пришло мне на ум, это персонаж Микки Рурка из "Города Грехов" . Ну, или Шрэк на худой конец :)))

13) Дурак (Foo) - древнейший архетип всех времен и народов :) Он же - Трикстер. Совершает все возможные и невозможные глупости и несуразности. Делает это смешно, иногда вызывая недоумение или отвращение. Казалось бы, уже всё проигрывает, и по сравнению с остальными персонажами - жалкий неудачник.  Выглядит, как дурак. Желания у него наивные.  Но в итоге чаще всего побеждает своих более умных и удачливых (на первый взгляд) конкурентов. 

Из классики: перечитать сказки про Иванушку-дурачка :) 

14) Перебежчик (Tc) - персонаж, который по какой-либо причине переходит с одной стороны на другую для того, чтобы помочь. Это может быть добрый герой, который неожиданно помогает злдеям, или злодей, который временно переходит на сторону добра. Не стоит путать с тем, кто, например, будучи на стороне добра, неожиданно оказывается злым – это Крот. 

Перебежчик - классический архетип боевиков, фэнтези и детективов, который является очень "сильным" с точки зрения разворачивания сюжета. Появление перебежчика может вносить в сюжет множество тайн и ожиданий, создавать известную неопределенность  ("За кого он на самом деле?"). 

15) Ромео и Джульетта  (Scl) - как и изначально у Шекспира, это "парные" персонажи, часто подросткового или юношеского возраста. Они безумно влюблены друг в друга, но обстоятельства (злые родители, война, катастрофа, переезд и проч.) разлучают их. Разлука не исцеляет их любовь, а лишь усиливает. Чаще всего любые попытки быть вместе заканчиваются неудачей, и венчает героев лишь смерть. 

Архетип является клише для любовных драм/трагедий, но в качестве второстепенной сюжетной линии может быть использован и в других жанрах (детективе, боевике и проч.). 

16) Рассказчик (St) - сказитель, бард, летописец и проч. Отличный архетип для построения "истории в истории". Он может быть как участником, так и сторонним наблюдателем основной сюжетной линии; как её современником, так и "вспоминать" её уже в будущем. Может встречаться эпизодически, а можно и весь текст целиком стилизовать как повествование от лица рассказчика. 

Рассказчик - это персонаж-ферзь :) В пространстве сюжета он обладает огромной свободой перемещения, ограниченной только фантазией и мастерством автора. 

17) Лидер-бунтарь (Lei) - представьте обычную жизнь в типичной фантастической истории... Империей правит жестокий правитель-тиран, который угнетает народ как только хочет. Но не стоит волноваться, лидер-бунтарь уже готовит свой хитрый план по свержению деспота и освобождению доброго народа. Иногда в роли лидера может выступать дерзкая девчонка, или законный правитель, которого коварный злодей лишил престола еще в детстве.

18) Мятежный дух (Mal) - это персонаж, который имеет что-то против общества. И это что-то очень большое и толстое - какая-нибудь навязчивая идея кому-то отомстить, что-то принципиальное доказать и т.п. Наказать гадкий и несправедливый мир. 

Как правило  "мятежный дух" воплощен в виде персонажа-подростка, однако подростковый протест – не единственная его форма. Мятежный дух может быть изображен в качестве любого асоциального персонажа, который презирает общественные нормы, свободно высказывает свое оппозиционное мнение, или просто ведет себя эксцентрично. Причем социальный статус персонажа может быть как высоким, так и низким. 

19) Недотепа (Kz) - это герой, которого все знают и любят. Они попадают в смешные переделки, совершают невообразимые ошибки, падают, поскальзываются и приносят в повествование тот самый необходимый комический элемент.  Своего рода смесь Дурака (п.13) и Скрэппи (п. 6), но очень милый и забавный! 

20) Очаровательный плут (Lrg) - это персонаж, который нарушает закон, однако очарователен в достаточной степени, чтобы публика любила и переживала за него. Если наш плут и причиняет кому-то зло, то это как правило тот, кто незнаком аудитории, а соответственно, аудиторию не беспокоит судьба безвестной жертвы.

Первое, что здесь приходит в голову - это мультяшный Аладдин и прочие модификации багдадских воров :) Обаятельный преступник-ловкач может быть как главным героем, так и входить в команду главного героя в рамках самых разных жанров (фэнтези, боевики, детективы и проч.).

21) Человек-разрушение (Pmd) - представьте себе силу, способную уничтожить огромное количество людей, разрушить город, континент, планету, да и всю вселенную одним взмахом руки. Это та сила, получить которую мечтает любой уважающий себя злодей или маньяк. Однако есть одно «но». Эта сила – это человек. Это мыслящее и самое нестабильное существо на планете, которое способно само решать, чью сторону принять и в каких целях использовать свою силу. 

Первый, кто вспомнился - Хэнкок :) Но персонаж может быть подан и не так прямолинейно, как в комиксах (или фильмах по комиксам). Например, это может быть Иной - вроде мальчика Егора из "Ночного дозора" Лукьяненко. 

Главная идея архетипа: необходимость непростого выбора между могущественными сверхспособностями и человечностью. Как правило результат этого выбора зависит от благоприятных/неблагоприятных обстоятельств личной жизни персонажа. Т.е. человеческие отношения определяют то, как герой будет обращаться со своей сверхсилой. 







Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



3 комментария:

  1. Есть архетипы, похожие на тарологические. Хвала авторам за титанический труд.
    Виктор. Пермь

    ОтветитьУдалить
  2. Рад, что понравилось :) Пользуйтесь наздоровье!

    ...На подходе очередной пост - там будут типы персонажей-злодеев :)

    ОтветитьУдалить