Страницы

воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Навыки системного мышления для малого бизнеса

Навыки системного мышления для малого бизнеса

В конце октября состоялся мой открытый семинар "Навыки системного мышления" для руководителей и специалистов местного малого бизнеса. Как мне кажется, семинар удался, и участники получили подходящие для совершенствования своего бизнеса инструменты, а также немалый заряд просветления :) 
 
Навыки системного мышления. Некоторые :)
 
Ниже (как было обещано участникам) я выкладываю мои материалы к семинару по навыкам системного мышления - основные тезисы с комментариями, презентацию, интеллект-карту. 

Сразу предупреждаю: 
1) Уровень изложения - начальный, для тех, кто впервые (ну, или раз во второй :)) слышит словосочетание "системное мышление". Профессиональным аналитикам здесь читать нечего! 

2) Читайте слова внимательно, и понимайте их корректно :) Это я о том, что на семинаре речь шла не о системном подходе вообще, не о системном анализе, не о математическом (и проч.) моделировании систем и т.д., и т.п.  Всё перечисленное (и подразумеваемое :)) - это высокотехнологичные профессиональные инструменты, существующие на стыке "большой науки" и практики больших корпораций. 

В данном случае для моей аудитории (МАЛОМУ бизнесу!) вся эта "тяжелая артиллерия" (методики системного анализа) явно была не нужна, избыточна. Т.е. пальбой из пушек по воробьям мы принципиально не занимались :) 

3) Задача семинара - ознакомить именно с навыками системного мышления. Т.е. с простыми приёмчиками, которые всегда с собой (в голове :)), и которые можно "на лету" (в отличии от "тяжелых" методологий) применять для решения своих бизнес-проблем или задач. 

О чем мы говорили на семинаре "Системное мышление в бизнесе"? 

Презентация к семинару была сделана на основе интеллект-карты: 

Системное мышление для СМБ

...а ниже приводятся основные тезисы с комментариями:


1. Что такое система? - начали мы с "азов" :) С проверки того, насколько народ понимает, что такое "система", и в чем её принципиальное отличие от "не-системы". 

          ― элементы - система есть целое, состоящее из частей, элементов

          ― связи, структура - элементы системы связны между собой (нет связей - нет системы!)

          ― функции - связи могут иметь устойчивый характер, который можно описать в виде качественной или количественной закономерности, т.е. функции. Например, есть связь между бизнес-элементом "объем продаж" и "прибыль"; данная связь является функцией, которую можно описать качественно ("возрастает объем продаж - увеличивается прибыль") или количественно (взять и посчитать :)).

          ― цель - все сложные системы (и бизнес в т.ч.) имеют цель/цели деятельности, которая находится за границами самой системы. 

          ― внешняя среда - любая система (даже открытая) имеет свою границу, за которой начинается внешняя среда. Среда = система более высокого уровня. Есть разные методы анализа внешней среды - PEST, анализ стейкхолдеров, рыночный конкурентный анализ и др.

          ― устойчивость / развитие - любая система имеет свою собственную динамику, может быть устойчивой или очень неустойчивой. Например, см. модели Жизненного Цикла организации

          ― ...ещё особые свойства - ...понятно, что в рамках такого короткого семинара "за бортом" осталось много чего интересного про системы :) Например, про их свойства - эмерджентность, иерархичность и т.д. Кому интересно - копайте дальше самостоятельно, информации по ОТС (общей теории систем - море!)


2. Системный анализ - как можно просто объяснить, что такое "системный анализ" как НАВЫК системного мышления?  Примерно так: 

          ― Для чего нужен??? - Любой "анализ" - это попытка понять целое, разделяя его на составные части. "Системный анализ" - попытка объяснить поведение/реакции всей системы на основе её частей. Слово "системный" здесь не случайно, т.к. в анализ необходимо включить ВСЕ части изучаемой системы. 

          ― Главное: какие части системы и как влияют на результат? - говоря иначе, это и есть главный вопрос системного анализа :) Предположим, у вас упали продажи (негативный результат). Задача анализа - понять, что является причиной или условием данного результата - поставщики, ваши продажники, логисты, фин.служба и т.д. (т.е. элементы); отсутствие каких-то важных связей между ними; или неэффективное взаимодействие между ними (т.е. плохие функции). 

          ― декомпозиция: выделяем.... - системный анализ начинается с выделения частей, с разбиения системы на ключевые "детали". 
               ― элементы
               ― связи
               ― функции
     ― ...и находим звено, которое нужно изменить!


3. Из чего состоит ваш бизнес? - далее пробуем на практике! Сформулируйте проблему/задачу на уровне целостной системы (вашей организации, вашего бизнеса в целом). Например, "Как нам увеличить прибыль?" Далее просто берём листок бумаги и начинаем системное описание (анализ) вашей бизнес-системы:

          ― элементы
               ― люди
               ― продукция
               ― орудия труда и сырье
               ― технологии
               ― ...и т.д. Что еще?  
               ― ...Что важное вы забываете? - обычно легко перечисляют всякие материальные вещи, но забывают про всякие "идеальные" - ценности, объекты и символы орг.культуры, репутацию, интеллектуальный капитал и т.п. 

          ― связи
               ― Орг.структура
               ― Коммуникации
               ― Процессы
               ― ...как ещё? Какие связи самые важные? Какие отсутствуют? - важно не забыть про информационные связи, финансовые потоки, материальные (ресурсные и т.п.).

          ― функции
               ― проблема: функций очень много! - в современном бизнесе "всё влияет на всё". Для управленца крайне важно правильно ограничить область внимания и контроля. 
               ― ...какие из них главные - создающие результат?
               ― Оценить!
                         ― качественно - простейшая корреляция: "Если возрастает/убывает А, и вместе с ним/после него возрастает/убывает Б - значит, они функционально связаны". Её можно оценить даже "на глаз", но обязательно надо проверить, чтобы подобная связь была устойчивой, не случайной.
                         ― количественно - здесь уже не обойтись без сложной математики и автоматизации (ERP-системы)


4. Результаты системного анализа - что может быть решением вашей бизнес-проблемы или задачи? Здесь на семинаре мы разбирали всякие кейсы, но подробно их здесь расписывать долго :)

          ― Элементы
               ― Каких не хватает?
               ― Какие лишние?

          ― Связи 
               ― недостаточно связей
               ― избыток связей

          ― Функции
               ― нет или слабые
               ― избыточные

          ― Общая картина (система в целом)
               ― жесткость или гибкость?
               ― органическая или механическая?


5. Системный синтез - будем считать, что с навыком системного анализа разобрались :) Теперь второй навык - системный синтез. "Синтез" - это, по сути дела, конструирование, создание новой системы из имеющихся под рукой "запчастей"; или упорядочивание уже существующей системы, повышение её эффективности как чего-то целого, её гармонизация.

          ― Создание  системы из элементов - что нужно, чтобы сконструировать бизнес-систему "с нуля"? С точки зрения системного подхода: 
               ― должно быть достаточно "правильных" элементов - сотрудников, структурных подразделений, оборудования и т.д. Но тут проблема: как выбрать необходимые и достаточные элементы? Избыточные элементы "на старте" системы - ломают её.
               ― установление связей между ними - тут есть много способов. Например, BPM / BPR.
               ― получение ожидаемых функций и результата - это самое важное! В любой системе должен быть "контур самосовершенствования". Спроектированные функции системы надо постоянно мониторить, контролировать и совершенствовать - иначе система не будет развиваться, а её жизнеспособность будет постоянно под угрозой. 

          ― Приведение системы в соответствие с идеальной моделью - как "тюнинговать" уже существующий бизнес? Как можно выстраивать целостный бизнес, развивать бизнес-систему?

               ― использование базисов - "базис" - некие теоретические принципы, основы, на которые опирается видение бизнес-системы. Тема сама по себе очень интересная и отдельная :) 
"Базис" - это несколько (обычно 3-8) критериев, исчерпывающе характеризующих полноту системы. Проще говоря, каждый из элементов системы соответствует какому-нибудь базисному критерию. Система неэффективна, если в ней недостаточно элементов, соответствующих одному (или более!) базисному критерию. 

Почему данная тема "интересна"? В естественных науках можно говорить об объективно существующих базисах, исчерпывающе описывающих полноту системы. Например, любой физический объект можно описать на основе пентабазиса - вещество, пространство, время, энергия, информация. 

В "науках об обществе и человеке" (включая экономику) базис - понятие более размытое. В бизнесе "базис" обычно является некой квинтэссенцией персональной бизнес-философии человека, который бизнес создал, и который больше всего им реально занимается. Кстати, довольно часто сам носитель этой персональной философии по этим принципам живёт, но толком не осознаёт их и не может четко сформулировать. 

А иногда может :) Например, один мой хороший знакомый (и клиент) так формулирует базис своей бизнес-системы: "Бизнес - это идеи, люди и деньги!". По убеждению данного ген.дира ;) каждый элемент бизнес-системы должен быть или генератором или реализатором идей (непрерывно!). Каждый элемент бизнес-системы (даже если это не конкретный сотрудник) должен быть обязательно связан с каким-то человеком. Т.е. за каждый, даже самый мелкий, бизнес-элементик обязательно кто-то должен отвечать - тогда бизнес будет работать эффективно.  Ну, и, разумеется, деньги - каждый элемент бизнес-системы имеет свою ценность, которая может быть выражена в деньгах. Тут можно не изобретать "велосипед", а использовать логику бюджетирования, когда любой элемент бизнес-системы является или центром прибыли, или центром затрат, или центром инвестирования. 

Для успешного построения бизнес-системы моему знакомому вполне хватает этих "трёх китов" :) А на каком базисе строится ваш бизнес?  Сколько "опор" (базисных критериев) вам необходимо, чтобы бизнес-система была устойчивой и эффективной? Какая "нога" :) в вашем бизнесе является наиболее слабой, и её нужно укрепить? Как вы будете это делать?

               ― использование моделей-прототипов - это гораздо более простой для понимания и применения способ синтезирования систем. Он основывается на предположении о том, что всё хорошее уже кто-то когда-то давно изобрёл :) И вообще, успешные люди не придумывают, они воруют :))) 

Т.е. суть в том, чтобы взять за основу некую уже существующую бизнес-систему в качестве прототипа, и построить (или улучшить) собственный бизнес в соответствии с данной моделью. При этом не забываем, что бизнес - это сложная система, состоящая из множества подсистем. Соответственно, модели-прототипы могут быть использованы не обязательно для бизнеса в целом, но также для выстраивания отдельных подсистем.


6. Как синтезировать бизнес-систему? - ниже предложен упрощённый алгоритм как раз второго способа бизнес-моделирования (использование моделей-прототипов)

          ― 1. Выбрать систему / подсистему для синтеза

          ― 2. Придумать или выбрать прототип
          ― Например
                    ― оргструктура (модель IBL) - как создать организацию на основе "идеальной модели" организационной структуры IBL?  В организации обязательно должны быть "основные подразделения" (генеральный бизнес-процесс, создающий прибавочную стоимость) и "вспомогательные", обеспечивающие стабильность и развитие бизнес-системы:

                         ― основные подразделения
                                        ▫ маркетинг
                                        ▫ разработка продуктов/услуг
                                        ▫ производство
                                        ▫ продажа
                                        ▫ снабжение, доставка

                         ― вспомогательные
                                        ▫ планирование и управление
                                        ▫ снабжение
                                        ▫ управление финансами
                                        ▫ управление персоналом
                                        ▫ совершенствование деятельность
                                        ▫ безопасность
                                        ▫ управление внешними связями (PR)
                                        ▫ хоз.служба
                                        ▫ юридическая служба
                                        ▫ IT-служба

                         ― бизнес-процессы (модель А.Остервальдера). Комментировать не буду, очень хорошее описание возможностей данной бизнес-модели здесь, а вообще рекомендую приобрести саму книгу - не пожалеете!

                         ― издержки и расходы (деятельность)
                                        ▫ партнеры
                                        ▫ виды деятельности
                                        ▫ ресурсы

                         ― поток доходов (ценность)
                                        ▫ сегменты
                                        ▫ отношения с клиентами / сервис
                                        ▫ каналы сбыта

                         ― ценностное предложение

                         ― конкурентная стратегия (5 сил Портера). Позволяет моделировать такую подсистему бизнеса как маркетинг. Понятно, что это не ВЕСЬ маркетинг организации, но на основании "идеальной модели Портера вполне можно создать качественную систему маркетинговой аналитики в организации. 

                         ― Существующие конкуренты
                         ― Новые конкуренты
                         ― Поставщики
                         ― Потребители
                         ― продукты-заменители

          ― 3. Заполнить, "развернуть" прототип.  Понятно, что любая модель-прототип - это всего лишь каркас, форма, которую надо наполнить вашим собственным содержанием. Сделать это довольно легко :)  Возьмите любую из трёх приведенных выше моделей, и "распишите" по ней ваш собственный бизнес (или хотя бы его часть - подсистему).  

Наверняка, сопоставляя свою бизнес-систему с любой из "идеальных моделей",  вы очень быстро обнаружите в своем бизнесе "слабые места" или даже "белые пятна" (т.е. просто отсутствующие фрагменты бизнес-системы). Чёткое понимание "отсутствующих деталей" в вашей бизнес-системе - это главный результат системного синтеза. Далее надо просто определиться с приоритетами (какие части системы "достраивать" в первую очередь), запланировать, и начать действовать! 

От себя добавлю, что у системного синтеза есть и определенные риски... Главная проблема, как мне кажется, в том, что "идеальных бизнес-моделей" очень много - и иногда очень трудно понять, на основе какого именно прототипа имеет смысл совершенствовать свою бизнес-систему. 

Ещё одна проблема: мне доводилось наблюдать организации, где топ-менеджмент увлечен "игрой в кубики" :) Так я называю чрезмерное увлечение руководства разными "модными" бизнес-моделями. Суть проблемы здесь даже не в том, "хорошие" или "плохие" бизнес-модели выбирает руководство для улучшения своего бизнеса... Проблема в том, что ни одно из начатых изменений не доводится до ума. Организация постепенно превращается в "кладбище недоделанных систем". Что порождает бардак и неэффективность :( 

Поэтому предостерегаю - будьте очень сдержанны!!! Идея системного синтеза подкупает своей простотой: откройте любой учебник (там полно теоретических моделей бизнес-систем) или бизнес-журнал (там полно кейсов - описаний бизнес-моделей успешных организаций). "Идеальных моделей" для прототипирования собственного бизнеса - как грязи, бери, сколько угодно, да копируй! 

Но погоня за множеством прототипов сразу - это путь к хаосу! Хотите синтезировать что-то путное, и почувствовать результат - возьмите за образец ОДНУ "идеальную" систему (ну, максимум 2-3), и доведите свой бизнес хотя бы до удовлетворительного соответствия этой самой эталонной системе. 

          ― 4. Реализовать на практике!


...и в заключение, традиционные бонусы: в одном архиве интеллект-карта к семинару "Навыки системного мышления в бизнесе" (создана с помощью программы ConceptDraw MINDMAP 7 , выложена в форматах *.cdmz и *.mmap , а также текстовый вариант конспекта семинара в формате *.doc ) можно скачать здесь




Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий