Страницы

среда, 21 ноября 2012 г.

Энергетические и тайм-вампиры на работе

Энергетические и тайм-вампиры на работе
15 ноября состоялся мой мастер-класс для учащихся и выпускников программы MBA Международной Высшей Школы управления СПбГПУ по теме Как избавиться от "вампиров"? (коммуникативный тайм-менеджмент руководителя). Разговор с участниками получился очень душевным, и вместо запланированных полутора часов мы работали почти три. Правда, в конце встречи народ уже начал оправдываться, мол: "Вы только не подумайте - мы не вампиры! Нам просто интересно!" :))) 

Понятно, что слово "вампиры" в названии мастер-класса использовалось не в буквальном смысле, а, скорее, как метафора. Речь шла о людях (коллегах), которые вторгаются в личное время руководителя, "воруют" его (тратят непродуктивно, бесцельно), и заодно "выпивают" его силы (эмоциональные, связанные с мотивацией и настроем на работу). 

Общение с подобного рода коллегами-вампирчиками является проблемой на стыке психологии, тайм-менеджмента, энергетического самоменеджмента и управления персональными коммуникациями. Причем, среди прочих "поглотителей времени" на работе именно "коллеги" являются самым частым и самым масштабным поглотителем. 
 
Сотрудники-вампиры : главный поглотитель вашего времени и сил на работе

Не научитесь вырывать своё время из цепких лапок "тайм-вампиров" - никогда не сделаете успешной карьеры! Вы просто будете заняты чужими делами, а на достижение своих собственных целей времени будет вечно не хватать. 

За своё время надо бороться! Периоды собственной максимальной продуктивности надо уметь защищать от вторжения "чужих" - жёстко и бескомпромиссно!  

Первый шаг - надо научиться распознавать: кто, каким образом и почему "ворует" ваше время и силы на работе. 

Всех тайм-вампиров можно поделить на четыре категории: а) Ваши подчиненные;  б) "Друзья";  в) Ваше руководство;  г) "Истинные вампиры".  Разумеется, это деление условное и не строгое (т.е. один и тот же реальный человек вполне может относиться к 2-3 разным категориям). 

Кроме того, здесь не учитываются ваши родные и близкие, которые вполне могут вторгнуться в ваше рабочее время телефонным звонком или личным визитом. Но для общения с родственниками нужен совсем другой тайм-менеджмент (тайм-менеджмент отношений), о котором я позже напишу отдельную заметку ;) 

Для удобства восприятия загоним :) всех тайм-вампиров в одну интеллект-карту: 
 
Кто ворует наше время на работе? Энергетические и тайм-вампиры

 
Теперь пояснения: 

Первая категория ворующих ваше время - ваши подчиненные. Разумеется, тут есть парадокс... Т.к. предполагается, что руководитель ОБЯЗАН уделять свое время своим подчиненным. Проблема лишь в том, СКОЛЬКО ИМЕННО своего времени нужно уделять этим самым подчиненным (не теряя при этом собственной персональной эффективности)?  

Если стоять на какой-нибудь "ура-гуманистической" позиции, то ответ будет: "ВСЁ время!". Т.е. идеальный руководитель как бы должен уделять своим подчиненным столько времени, сколько им (подчиненным) необходимо. Типа, "ничего себе, всё людям" :)))  Только тогда подчиненные будут счастливыми и довольными, обученными и эффективно работающими... 

Но "ура-гуманистический" подход может очень сильно конфликтовать с реальностью. Например, у линейного руководителя норма управляемости может быть по факту превышена в несколько раз.  Например, руководитель среднего звена может быть завален управленческой отчетностью, не позволяющей ему высунуть носа из кабинета. Когда же общаться с подчиненными, кроме кратких "оперативок"?

Да и вообще, рост профессионализма сотрудников предполагает увеличение их самостоятельности. Почему руководитель должен вечно вести себя как воспиталка детского сада, ведущая за ручку группу несмышлёнышей?  

Если обойтись без излишнего гуманизма :))), то руководителю нужно искать некую "золотую середину", выстраивая свой персональный тайм-менеджмент по отношению к подчиненным. Одни полюс - это "политика открытых дверей" (когда ВСЁ рабочее время руководителя отдаётся подчиненным). Другой полюс - это полная изоляция. Когда руководитель просто запирается в своём кабинете, и сурово огрызается в ответ на любые попытки его побеспокоить (даже по делу!).  "Золотая середина" в коммуникациях с подчиненными - где-то между этими двумя полюсами... 

В моём понимании "золотая середина" - это, прежде всего, способность руководителя защитить своё личное рабочее время не от всех подряд, а только от тех, кто может это самое время бесцельно растратить. В группе риска 3 категории сотрудников: 

1.1. Новички и/или неквалифицированные работники.   Простой закон: с каким бы "красивым" резюме вы бы ни принимали на работу новичка - всё равно придется потратить ВАШЕ время на его обучение!  Сколько именно времени? Сказать трудно, т.к. зависит от множества факторов - обучаемости новичка, сложности деятельности и т.д.  

Также предупреждаю: не испытывайте иллюзий относительно адаптационных программ, учебных центров и проч. (если таковые имеются в вашей компании)!  Если это ВАШ подчиненный - то вам его и учить (доучивать, переучивать и т.п.).  Это я к тому, что как бы вы ни старались - затрат ВАШЕГО времени на обучение новичков (дообучение работничков с низкой квалификацией) не избежать! 

Можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны... Современный бизнес немыслим без непрерывного обучения. Т.е. "задача по обучению сотрудников" (и себя любимого ;)) относится к категории задач, которые невозможно "выполнить и забыть". Получается, что обучение новичков/неквалифицированных работников - это не столько "поглотитель времени" руководителя, сколько некая константа (постоянный функционал) в его работе. Эдакий "вечный двигатель" :)))

Если копнуть глубже, то проблема на самом деле заключается в двух вещах. Во-первых, не все руководители имеют достаточные "педагогические" способности и навыки. Они просто не умеют обучать других, вот и не любят это дело :) Поэтому и воспринимают вполне нормальную "задачу на обучение" как каторгу, как потерю своего драгоценного времени. 

Как вы догадываетесь, мой совет будет предельно прост - прокачай в себе Макаренко, и работай спокойно! :)))

Во-вторых, секретное понимание заключается в том, что человека нельзя научить насильно - человек учится только САМ. В 80% случаев сотрудники "необучаемы" не потому, что "дураки", а просто потому, что не хотят учиться. Надо разбираться с мотивацией и демотивацией сотрудников... И учить тех, кто САМ хочет учиться - тогда проведенное с ними время будет не "затратами", а "инвестициями".

Кстати, я не исключаю и 20% (а иногда и более) хронически необучаемых сотрудников. Которые или действительно не могут обучаться, или упрямо "не хотят".  От таких сотрудников (лучше раньше, чем позже!) надо избавляться. Всё-таки это бизнес, а не богадельня... 

Промежуточные выводы: 
1) Затрат времени на обучение новичков и "слабых" сотрудников хороший руководитель избежать НЕ МОЖЕТ.  Следовательно, надо взять под контроль ваши затраты времени, связанные с обучением подчиненных. Для начала просто запланируйте, сколько времени (например часов/в нед) и на кого именно (ФИО подчиненных) необходимо потратить. 

2) Если учите подчиненных - делайте это максимально эффективно. Пройдите курс обучения "для учителей" (...и это будет очень хорошей инвестицией "в себя" ;))).  Обучающих технологий "для работы" сейчас море - наставничество, коучинг, тренинги и проч. 

3) Единственный способ экономить ваше время на обучении сотрудников - разбудить в них интерес к самостоятельному обучению. Подберёте к ним "мотивационный ключик" - они будут учиться, уровень их квалификации и степень самостоятельности будет неуклонно повышаться. 

/Очень хорошая идеология и технология работы с новичками или "слабыми" сотрудниками изложена в книге Лири-Джойс Д. Вдохновляющий менеджер.  Если вам кажется, что слишком много времени тратите на "возню" с новичками - очень рекомендую к прочтению!/

1.2. "ИКД" = Имитаторы Кипучей Деятельности. Они же - сознательные манипуляторы. Это сотрудники, уровень компетентности которых достаточно высок.  Они "умеют" и "могут". У них достаточно опыта, знаний и квалификации для самостоятельного выполнения поставленных им задач. Проблема лишь в одном - они "не хотят" эти самые свои непосредственные трудовые задачи выполнять. 

Причины этого "нехотения" могут быть разные: от ситуативной усталости, до каких-то принципиальных ценностных разногласий. Сотрудник уже "внутренне развёлся" с организацией, но формально пока ещё числится на работе. Трудовая мотивация у него на нуле, но от гарантированной зарплаты он  почему-то отказываться не хочет :) 

Вот и получаем сотрудника, который старается на самом деле свои трудовые усилия минимизировать, но при этом всячески оттягивает время своего ухода из организации, пытаясь оставаться "на хорошем счету" у руководства. Эффективность таких работников падает в разы (хотя они что-то и делают "по инерции"), но они в глазах начальства старательно имитируют "кипучую деятельность": в любой момент они готовы доложить руководителю о том, над какими задачами они работают; как много усилий они уже приложили (ложь); и с какими огромными трудностями они сталкиваются, всячески их преодолевая (ложь), и т.д. 

Главная стратегия сотрудников-ИКД: показать, как сильно они "стараются", и придумать убедительную отмазку, в силу каких причин у них "не получилось". Идеальным результатом этой стратегии должно стать т.н. "обратное делегирование",  когда руководитель "забирает" задачу/проблему от данного сотрудника и решает её сам (или перепоручает кому-то другому).    /По этой теме также рекомендую классическую статью в HBR "Менеджер и его время, или Кому достанется обезьяна?"/. 

С точки зрения психологии, ИКД - это сознательные манипуляторы. Они вполне сознательно ведут свою игру, стремясь к четко осознаваемым целям. При этом главное средство достижения собственных целей - обман окружающих (в частности, руководителя). ИКД могут придумывать разные способы (в транзактном анализе - "игры") манипулирования окружающими. 

Если тема интересна, то о манипуляциях и играх можно подробнее почитать, например, в книге Макаровых "Игры, в которые играют в России" (купить можно в Озоне; а скачать - здесь :)).  Особенно рекомендую главы "игры в учреждениях и организациях", "игры власти" и др. 

Почему сотрудники-ИКД являются "поглотителем времени"? Один из элементов их тактики заключается в том, чтобы как можно чаще попадаться на глаза руководителю, долго и многословно "докладывать" ему о своих успехах (выдуманных и ничтожных) и проблемах (раздутых до катастрофы). Достаточный уровень квалификации позволяет им говорить о своих "проблемах" долго и детально. Если руководитель оперативно не прервёт их "поток сознания", то полоскать мозг они могут часами :( 

Рекомендации для руководителя простые: 
1) Не ведитесь на "словесную пургу", не тратьте своё время, чтобы вникать в "объяснения" - требуйте конкретных результатов!  

2) Чем быстрее вы разоблачите "игру", тем лучше! Если ранее успешный и вполне квалифицированный сотрудник ВДРУГ стал доставать вас объяснениями типа "101 причина, почему у меня ничего не вышло", то имеет смысл поговорить с ним "по душам". Чем раньше вы проясните его намерение уволиться из организации, и чем быстрее избавитесь от ИКД - тем больше сбережёте и своего драгоценного времени, и времени бизнеса в целом.  

1.3. "Истинные вампиры" - отдельная категория (причем, это могут быть не только подчинённые), о которой подробный разговор пойдет чуть позже. 


Вторая категория коллег, ворующих ваше время на работе - "друзья".  Понятно, что "чисто официальные", на 100% формальные отношения с коллегами по работе - абстракция. Такого просто не бывает. Все мы люди, и параллельно с деловыми отношениями неизбежно образуются и неформальные межличностные отношения. Кто-то из коллег нам нравится, кого-то мы откровенно не любим, а с кем-то мы можем даже сдружиться. 

Будут ли эти неформальные отношения как-то проявляться во время работы? Разумеется, да! Можно поболтать с коллегами-приятелями в курилке "за жизнь", можно вместе пойти на обеденный перерыв и т.д. Самое интересное здесь то, что в этих самых неформальных отношениях между людьми возникает довольно разная психологическая дистанция

Например, мне симпатичны двое коллег. Одного из них я могу запросто похлопать по плечу; поинтересоваться, как поживает его жена и дети; одолжить у него до получки некую сумму денег и т.д. (психологическая дистанция маленькая). К другому симпатичному коллеге я обращаюсь только на "Вы"; свободно поговорить с ним могу только о работе (но никак не о семье); денег занять не осмелюсь, но зато он может мне помочь, если я столкнусь с трудной задачей (психологическая дистанция большая). 

Проблема лишь в том, что коллеги, с которыми психологическая дистанция минимальна (т.е. они считают себя нашими "друзьями"), считают допустимым вторгаться без предупреждения в нашу личную жизнь, в работу, в наше личное время, и на нашу личную территорию. Есть три варианта такого "вторжения" в наше время: 

2.1. Отвлечения "по делу" - такое происходит в ситуациях, когда обычно равный по статусу коллега обращается к нам за помощью в решении его трудовых задач. При этому он нарушает все мыслимые и немыслимые правила тайм-этикета.  Например, он не интересуется, чем вы заняты в настоящий момент, удобно ли вам вообще разговаривать, есть ли у вас хотя бы 10 минут на то, чтобы вникнуть в его проблему и т.д. 

Часто такое вторжение в ваше личное время происходит из самых благих побуждений - ваш коллега просто уверен, что только вы сможете ему помочь в решении его проблемы. При этом он убежден, что раз у вас такие хорошие "дружеские" отношения, то вы обязательно отложите все свои дела, и займетесь его делами. Может быть, он даже думает, что когда-нибудь на вашу помощь он так же ответит своей помощью... Но потом :)))

Помогать или не помогать; идти навстречу такому "тайм-агрессору" или нет - решать вам! Потому что бывают ситуации, когда отношения на самом деле важнее тайм-этикета и прочих заповедей тайм-менеджмента... 

Но в любом случае всегда стоит хорошо подумать, стоит ли жертвовать своим временем ради напористого коллеги? Он-то вас считает "другом", а вот вы его? Действительно ли психологическая дистанция между вами настолько мала, чтобы можно было по первому же запросу бросаться на решение чужих проблем? 

/В этой связи обычно вспоминается вампирский персонаж :))) Галины Волчек из фильма "Осенний марафон", звонящей в самое неподходящее время с вечной просьбой: "Бузыкин, помоги, пропадаю!"/

Если ваши ответы на последние вопросы будут отрицательными, то к отвлечениям со стороны "друзей" надо относиться точно так же, как и к любым другим прерываниям вашей работы. Например, устанавливать границы "жёсткой недоступности" (место / ситуация, где в течение определенного времени никто и ничто не может вас отвлекать). 


2.2. Перерывы / перекуры - в самих перерывах не вижу ничего плохого. Мы - не роботы, нам нужно периодически восстанавливать свои силы, "проветривать" свою голову... Сходить на перекур, да ещё и в хорошей компании коллег - милое дело! 

Проблема возникает лишь в том случае, когда вы утрачиваете контроль над временем перекура.  Практически в любом трудовом коллективе есть свой "главный прокрастинатор" (надеюсь, это не вы :) ), который пытается превратить любой перерыв в бесконечное шоу с собой в главной роли. Этот "душа компании" может увлекательно рассказывать байку за байкой, пока 15 минут перекура незаметно не превратятся в 55. 

Обратите внимание, что кроме перекуров в течение рабочего дня может возникать множество разновидностей такого "пограничного времени". "Пограничное время" - это промежутки (обычно естественные) между двумя какими-нибудь работами, видами деятельность. 

Например, закончилось совещание в кабинете руководителя; вот время вашего пути от кабинета шефа до своего рабочего места - и есть "пограничное время". Вы можете этот самый путь пройти за 3 минуты, а можете и за 30  - если кто-то из "друзей" после совещания схватит вас за рукав, чтобы поведать о том, как классно он отдохнул в отпуске. 

Мораль очень проста: контролируйте своё "пограничное время"!  Не позволяйте другим за вас решать, сколько вы должны находиться, например, на перекуре.  Возьмите пограничное время на особый контроль. Проведя с коллегами, например, запланированные 10 минут, извиняйтесь, ссылайтесь на мега-срочные дела, и возвращайтесь к работе. 

2.3. Фатическое общение - "фатическое" - от латинского слова fatus, т.е. "глупый". В мире есть куча "интересных" тем, которые можно обсуждать часами - погода на завтра, ужин на сегодня :) , политика, про то, как наши последний матч фигово сыграли, и т.д. и т.п. 

Среди ваших коллег ВСЕГДА найдется кто-то менее загруженный работой в данный промежуток времени, чем вы. И этот "кто-то" обязательно будет искать тех, с кем он на короткой ноге, и кому можно "сесть на уши", и болтать-болтать-болтать о ничего не значащих вещах. Понятно, что фатическое общение будет отвлекать вас от работы, в несколько раз снижая эффективность того, что вы делаете. 

Выход здесь только один: самодисциплина и умение уходить (во всех смыслах этого слова) от подобных "разговоров ни о чем". Надо просто выучить одну простую мантру :) и неуклонно повторять её всем страждущим пообщаться с вами: "Извини, это всё, конечно, очень интересно, но сейчас мне некогда об этом разговаривать. Совсем нет времени! Когда будет минутка (например, на перерыве), мы обязательно поговорим с тобой об этом". 


Может быть, это звучит странно, но третья причина ваших потерь времени на работе - ваши руководители.  Те ещё вампиры :)))) Среди них также бывают "истинные вампиры" (см.ниже), но я предлагаю абстрагироваться от психологических особенностей, а сосредоточить внимание на управленческой неэффективности, которая крадёт время у всех :( 

Поглотителей времени в контексте корпоративного тайм-менеджмента может быть множество, но из тех, в которых больше всего "виноват" руководитель, чаще всего встречаются три: 

3.1. "Любители мероприятий" - Вам сильно не повезло, если ваш шеф - любитель совещаний, собраний, корпоративных праздников, планерок, и прочих коллективных ритуалов по поводу и без повода.  Есть категория руководителей, для которых "массовость" является важным критерием эффективности их руководства. Если в течение дня они не провели 2-3 совещания, на которых ровными рядами не сидели 70-80% сотрудников - день не удался :( 

Эффективность подобных заседаний часто стремится к нулю. Значительная часть участников (включая и вас) недоуменно пожимает плечами: "Какого фига я вообще тут делаю? Какое все обсуждаемые вопросы имеют ко мне отношение?". Но обычно в организационной культуре подобных организаций существует жёсткое "табу" на "простые" решения данной проблемы. 

"Простым" решением могло бы быть: прослушав повестку совещания, встать, открыто сообщить руководителю, что здесь нет актуальных и полезных для вас вопросов, что вас ожидают более срочные задачи, и, покинуть (разумеется, с разрешения и одобрения руководителя :) ) это бесполезное для вас мероприятие. Если в вашей организации такой "досрочный" уход с совещаний допускается - это замечательно! Это показатель того, что рабочее время сотрудников действительно ценится высоко. Но как же мало таких организаций! :(  

Если в один прекрасный момент вы осознаете, что бесконечные совещания значительно ухудшают вашу продуктивность и производительность, то вам придется в совершенстве осваивать мастерство "свалинга" и "закосинга" :))  Проще говоря - ищите любые правдоподобные предлоги, чтобы не участвовать в бестолковых мероприятиях, и сберечь своё драгоценное время. 

Как это сделать технически?  Способов есть много, но "конкретику" надо выбирать уже с учетом вашего организационного контекста. Мне, например, одно время очень помогал "принцип творческой некомпетентности" Л.Питера (подробнее см.в его замечательной книге "Принцип Питера"). 

Главное, не забывать про самый важный стоп-фактор - про хорошие отношения с вашим непосредственным руководителем. "Испаряться" с ненужных мероприятий нужно аккуратно, не вызывая гнев руководства :) Идеальный вариант: сделать непосредственного руководителя своим помощником и сообщником в этом вопросе :)  Чтобы он не просто помогал бы вам технично сваливать с бесполезных совещаний, но ещё и прикрывал бы вас  :))  

3.2. "Любители авралов" - Существует категория руководителей, которые в силу самых разных причин придерживаются "потогонного стиля руководства". "Потогонный стиль" заключается в концептуальном взгляде на собственных сотрудников как на хронических бездельников :)  И именно поэтому их нужно как можно больше загружать работой. 

Со стороны это выглядит как непрерывный поток разнокалиберных задач и поручений, поступающих НЕПРЕРЫВНО со стороны руководителя. Проблема в том, что руководитель совершенно не в курсе, сколько именно и какие задачи его подчиненный УЖЕ выполняет - он просто подбрасывает и подбрасывает ему всё новые задачи. 

Фактически, такого руководителя не интересует, обладает ли подчиненный временем (и другими ресурсами) для выполнения всех этих задач. Ему просто "кажется", что лишнее время у сотрудников всегда есть.

У "любителей авралов" также обычно проблема с приоритетами. По их мнению, ЛЮБЫЕ поставленные ими задачи являются и "очень срочными" и мега-важными. И всё надо было сделать "ещё вчера". Причем глубокий смысл и великую цель этой самой мега-важно-срочности любой трудовой задачи обычно не может объяснить и сам руководитель :(   В связи с чем мне лично обычно вспоминается невесёлый армейский анекдот про солдат, подметающих ломами плац: "А мне не надо, чтобы вы быстро/чисто подмели, мне надо, чтобы вы зае*****сь!".

Главный кошмар начинается тогда, когда сотрудник втягивается в эту игру. Т.е. он действительно выжимает сам из себя последние силы, и пытается сделать ВСЕ задачи, которые подкидывает ему руководитель. Догадайтесь с одного раза - как прореагирует его шеф-"любитель авралов" на такое трудолюбие и исполнительность?  Правильно! Он подкинет особо трудолюбивым ещё больше задач! 

Понятно, что работать в вечном состоянии "загнанной лошади" мало кому понравится :(  И из этой ситуации есть только два выхода (или три :)). Начнем с третьего :)))) - уволиться из такой "соковыжималки" нафиг!  (И таки да, в "потогонных" организациях самая высокая текучесть кадров). 

Второй вариант, который выбирает подавляющее большинство сотрудников, под давлением "потогонного" стиля руководства заключается в том, что они в совершенстве осваивают искусство производственного саботажа (см. п. 1.2. про ИКД) и игру в прятки :) Не попался на глаза "любителю авралов" - авось пронесет, и он накидает кучу новых задач не мне, а кому-то другому... 

Я предлагаю попробовать альтернативный вариант. Только сразу предупреждаю, что всё делать надо очень тактично, аккуратно и осторожно. Суть проблемы в том, что у вашего руководителя проблемы с приоритетами (у него "всё срочно"). И в оперативном контроле (он тупо не знает, сколько у вас уже задач, и чем вы заняты в настоящий момент).  

"Наш ответ Чемберлену" будет таким: ВСЕГДА фиксируйте поставленные вам задачи в ежедневнике, и ВЕЗДЕ ходите с этим ежедневником. Развивайте в себе зануду-начётчика :)  Как только вам пытаются подкинуть очередные задачи, вы со скучным видом открываете ежедневник, и начинаете монотонно перечислять, какие задачи вы уже сделали, какие делаете сейчас, и какие будете делать позже. 

После чего формулируете вопрос так: "Если я сразу начну выполнять поставленную Вами новую задачу В, то я не смогу сегодня завершить поставленные ранее задачи А и Б. Должен ли я сначала доделать А и Б, или задача В является более срочной?".   Надеюсь, вы понимаете суть приёма :)  Вы не можете выполнять сразу все задачи параллельно - только последовательно! Вот пусть руководитель эту последовательность и определяет!  

Кроме того, любая задача не решается "здесь и теперь" по волшебству, а требует времени, сил и прочих ресурсов. И здесь надо не кивать головой на любую новую "вводную", а чётко обозначать, сколько времени (и т.д.) вам необходимо, чтобы задачу выполнить. Эта информация немного подкорректирует волшебную картину мира вашего босса :)  

Если такая возможность существует, то будьте готовы вести переговоры (торговаться :)) по поводу ресурсов, необходимых вам для выполнения задачи. Например, будьте готовы разъяснять торопыге, что задачу, конечно, можно решить за один день, но если качественно - то нужно три дня. И т.д.  Короче, боритесь за СВОЁ время!

3.3. "Любители свободы" - По-научному это называется "попустительский стиль руководства". Главная проблема руководителей-"любителей свободы" в том, что у них серьезные проблемы с контролем - итоговым и промежуточным. Например, в организации могут одновременно существовать десятки "седых" проектов, начатых несколько лет назад, но так и не завершенных. И совершенно неясно - будут ли они вообще когда-нибудь завершены? 

"Любитель свободы" по сути дела предоставляет сотрудникам максимум свободы выбора в выполнении или невыполнении поставленных трудовых задач. Вся организация превращается в россыпь рассинхронизированных элементов. В одном отделе ещё трудятся над каким-нибудь проектом, а в другом уже прекратили. Даже если один сотрудник выполняет поставленные перед ним задачи, то он с удивлением может обнаружить, что его результаты никому не нужны. Причём, уже давно не нужны, а его просто забыли предупредить об этом. 

В компаниях с попустительским стилем руководства возникает очень расхолаживающая атмосфера. Если вы сторонник высокой эффективности и производительности - все будут смотреть на вас, как на идиота, "которому больше всех надо". 

Ваш босс-"любитель свободы" будет любить и ценить вас за деловитость и результативность. Но реальной помощи вы от него не дождётесь. Он может лишь душевно посочувствовать вам по поводу неэффективности ваших "смежников".  Все проблемы и трудности по организации взаимодействия и совместной работы с коллегами вам придётся решать самостоятельно. И на это уйдёт куча вашего времени :(

Понятно, что это вполне достойный джедая-одиночки лидерский путь :)  И его вполне можно успешно пройти (заодно и потеснив руководителя-"любителя свободы" ;) ). Но на практике это не всегда возможно, т.к. всё зависит от размера организации и от степени запущенности менеджмента в ней. Простите за аналогию, ещё можно вылечить больного кашалота, но вот реанимировать уже начавшего разлагаться - увы, нет :(


Вот мы и добрались до "истинных вампиров" :)  "Истинными" я их называю потому, что в отличие от трёх ранее описанных типов (подчиненные, "друзья", руководители), они не просто воруют на работе ваше время, но ещё и "высасывают" вашу энергию. 

Способ "высасывания" прост: вам стараются навязать такую коммуникацию, в процессе которой ваше настроение портится, мотивация пропадает, и появляется непреодолимое желание убиться об стену :) "Истинный вампир" активно и навязчиво делится с вами своими негативными эмоциями, мыслями и идеями. Механизм эмоционального резонанса (эмпатии) "встроен" в каждого из нас - и поэтому крайне сложно общаться с негативными людьми, не "заражаясь" их негативом. 

Здесь имеются свои три категории:

4.1. Бессознательные манипуляторы - Почему "бессознательные"? Они осознанно вроде бы и не хотят вас расстраивать и негативно "загружать", отвлекая от работы. Но у каждого человека есть навязчивые стереотипы поведения (привычки), которые сильнее его. Человек не контролирует некое шаблонное поведение, бессознательно повторяя его в различных ситуациях общения снова и снова. 

Такие шаблонные схемы поведения могут быть разными. И их можно по-разному описывать в рамках различных моделей. В качестве примера можно привести, например, принятые в транзактном анализе Эго-состояния. 

Наиболее деструктивными для делового общения являются шаблоны поведения "капризный ребенок" и "поучающий родитель". В первом случае собеседник утрачивает всякую рациональность; ему хочется, чтобы общение было "прикольным"; при малейшей серьёзности требований он "обижается" и т.д. Решение любого делового вопроса с "капризным ребенком" превращается в долгие попытки "поговорить серьёзно". Но даже если такой разговор удаётся, то нет никакой гарантии, что вместо обсуждения деловых вопросов, вы не станете выслушивать бесконечные жалобы на тему "почему меня никто не любит".

Шаблон поведения "поучающего родителя" заключается в том, что он всегда знает "как правильно", и готов добровольно нести свет этих знаний в массы. Причем, он не просто рассказывает "как правильно", но бесконечно готов критиковать "как неправильно", тщательно наставляя на путь истинный всех, кто с ним не согласен. Что характерно, точка зрения "как правильно" основывается на каких-то персональных личных ценностях "поучающего родителя", иногда мало пересекающихся со здравым смыслом. 

Правило очень простое: если не умеете общаться с бессознательными манипуляторами - лучше избегайте контакта с ними. Но с ними вполне можно научиться общаться!  Надо лишь уметь переключать их из режима шаблонного поведения ("заезженной пластинки") в режим конструктивного диалога. Способов много ;)  Например, в том же транзактном анализе используется способ перехода к партнерскому диалогу в позициях "Взрослый - Взрослый". 

4.2. Акцентуанты - Это психологический термин, речь идёт о т.н. "акцентуациях характера". Акцентуация - от слова "акцент" - "ударение", "ярко выраженная, подчеркнутая особенность". Акцентуанты - вполне нормальные люди, вот только какая-нибудь одна (или 2-3) особенности их характера развиты ОЧЕНЬ сильно.   С одной стороны, это делает их очень оригинальными и интересными людьми :) , но с другой стороны это приводит к тому, что акцентуанты обычно воспринимаются как люди, крайне "тяжёлые" и неудобные в общении. 

Практически любой акцентуированный человек входит в "группу риска" (в смысле воровства нашего времени и энергии), но есть пять наиболее опасных типажей:

- зависимые - нуждаются в постоянной поддержке и одобрении других людей. Они будут советоваться с вами по любому мелкому вопросу, неизбежно вгоняя вас в раздражение

- тревожные - переполнены страхами и опасениями. Умело замечают и предвидят проблемы там, где их не видит больше никто другой. Разумеется, спешат поделиться "ужасами" с другими, очень нуждаются в том, чтобы их успокоили

- старательные - это "зануды", живущие по принципу "сколько точно вешать в граммах" :)  Способны достать кого угодно с помощью бесконечного уточнения деталей, потом уточнения уточнений и т.д.

- импульсивные - вспыльчивые, под влиянием эмоций совершают множество дурацких и нерациональных поступков. В лучшем случае - это опрометчиво принятые неправильные решения, которые потом нужно исправлять. В худшем случае - это спровоцированные "на ровном месте" конфликты. 

- "гении" - одержимы какой-нибудь сверхценной идеей, которую обязательно нужно поведать всем и каждому. Обожают отзывчивую аудиторию. Если вы разочек неосторожно кивнули, вас записали в "соратники", и будут просвещать часы напролёт :)

4.3. "Моральные уроды" - совершенно особая категория, которая ворует ваше время и силы вполне сознательно, преследуя какие-нибудь свои мерзкие эгоистические интересы. Проще говоря, эти люди целенаправленно хотят использовать вас. Кто у нас тут:

- стукачи, ябеды, сплетники - этим людям нужны ваши уши, ваше время и (очень желательно!) ваш живой эмоциональный отклик для того, чтобы "сливать" всякие гадости про коллег. 

- любители конфликтовать - есть особая категория людей, которые без дрязг и конфликтов не могут прожить ни дня. А в любом серьёзном конфликте обязательно есть стадия "вербовки союзников". Если вы руководитель, то кто же откажется от идеи заполучить статусного человека к себе в союзники?  Вот и являются к вам мутные персонажи, вдохновлённо докладывающие о том, что кто-то где-то не прав...

Разумеется, они ожидают от вас заинтересованности и моральной поддержки. Им очень важно получить от вас эмоциональные доказательства, что вы - на их стороне. 

- эмоционально дефицитарные - это самая опасная категория энергетических вампиров. Им нужен "донор", от которого они хотят любыми способами получить внимание и определенное эмоциональное отношение. 

Как правило такие люди переполнены негативными эмоциями, и имеют навязчивую цель добиться от окружающих желаемой реакции на своё состояние. Одержимый ненавистью ищет тех, кто сможет его ненависть разделить и подпитать. Обиженный ищет того, кто его обиду одобрит и "пожалеет". Депрессивный ищет того, с кем вместе можно ещё глубже погрузиться в это состояние. И т.д., и т.п. 

Как правило, у эмоционально дефицитарных людей существует большая "дыра" в их персональной энергетике. Они одержимы эмоциональными проблемами, с которыми не в состоянии справиться сами, но которые они пытаются хоть как-то скомпенсировать за счет других людей. 

Говоря между нами, такое поведение характерно для невротиков (в самом грустном психиатрическом смысле).  По-настоящему помочь таким людям может только профессионал - психолог, психотерапевт. Но не руководитель!  Самой большой ошибкой будет попытка руководителя "разобраться", "войти в положение", и уж тем более - "посочувствовать". 

Как только эмоционально дефицитарный человек почувствует в вас "донора", ваша жизнь станет необычайно интересной :))) - с постоянными истериками и претензиями, с душеизлияниями в самое неподходящее время и т.д. 

Кроме того, если подчинённый-вампир нашёл "донора" в своём руководителе, он становится практически неуправляемым. На любые справедливые требования со стороны руководителя, вампир технично переключает ситуацию в требуемое эмоциональное состояние - и на этом работа заканчивается, и начинается шоу "плачьте с нами, плачьте как мы, плачьте лучше нас" :) 

Рекомендация проста: не общайтесь с эмоционально-дефицитарными вампирами! Совсем не общайтесь... Под благовидным предлогом отправьте данного персонажа к психологу.  

Если общения с таким "вампиром" не избежать, то ведите с ним разговор в "состоянии стенки" - т.е. будьте предельно равнодушными, неэмоциональными и беспристрастными. Как бы засохните и замёрзните изнутри :) , не поддавайтесь ни на какие эмоциональные провокации. Если вампир пытается переключить разговор на какие-то личные эмоциональные темы - просто не давайте ему сделать это, возвращая его к разговору "по делу". Если обсуждение деловых вопросов приобретает необоснованный эмоциональный градус, то просто не "ведитесь" - уверенно сохраняйте "состояние стенки" :)  Вампир должен отчётливо понять и почувствовать, что его "донор" - не вы, что здесь ему ничего не светит... 
 








Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



5 комментариев:

  1. Я бы постарался сделать так, чтобы "вампир" понял, что ему не повезло когда он с мной связался.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, это отличный способ! Вопрос только в том, как это сделать аккуратно и вежливо :) Потому что просто "послать" вампира (или ещё как-то агрессивно от него отпинаться) не всегда уместно. Вдруг он относится к категории начальников? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. - Как у Вас дела?
      - Парадовать нечем все хорошо.

      Удалить
  3. Огромное человеческое спасибо!
    У меня вынужденное общение с начальницей эмоционально дефицитарной. Долго мучилась, искала разные способы. Сама уже пришла к такому же выводу и тут ваша статья. Как подтверждение!
    Очень понравилось описание самого состояния "стенка". Действительно так и есть!
    Но по себе замечаю у нее поток пессимистических разговоров не прекращается (мы сидим вдвоем в одном кабинете). Долго продержаться я так не могу. Меня хватает часа на 2. Потом все равно эмоционально вовлекаюсь. Домой иду разбитая, в ужасном настроении.
    Буду с пн. практиковать это состояние теперь еще осознанные.
    Если интересно поделюсь результатами!
    Еще раз благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Держитесь) Тренируйте внутреннюю "стенку"!

      Если поделитесь результатами, то это будет замечательно - полезно для всех читателей!

      Удалить