Страницы

понедельник, 14 мая 2012 г.

Как стать бизнес-тренером?

Как стать бизнес-тренером
 
/…продолжаем тему бизнес-тренингов :) о том, что такое "бизнес тренинг" - я ранее размышлял здесь…/

могу ли я стать бизнес-тренером? Получится ли у меня? Что нужно, чтобы стать бизнес-тренером?" - этот (и похожие) вопрос за последние 10 лет своей практики я слышал, наверное, раз пятьдесят.


А ты записался в бизнес-тренеры?

Я слышал этот вопрос от очень разных людей, с которыми мне доводилось сотрудничать. Среди них была и смешная студентка-третьекурсница, которая выглядела как 14-летний подросток, и руководитель вполне серьёзного бизнеса с белыми от седины висками.

Первая задала мне этот вопрос с
трепетом, проникновенно заглядывая мне в глаза, чуть ли не в поклоне перед Учителем. Блин, аж неловко стало :) Не переношу гуруизм в любых его проявлениях, но тут ситуация как в историях про самураев: "А достоин ли я, о Учитель?!?!" :)))

Второй задавал мне этот вопрос с показной иронией: "А что, Иваныч, может бросить всё это на фиг, да и податься мне в бизнес-консультанты?! Опыта у меня достаточно - может быть уже пришла пора его начинающим передавать? Как думаешь - получится у меня?".  Но за иронией скрывалась тревога и усталость человека, на самом деле "запарившегося" на бесконечном менеджмент-конвейере; понимающего, что ещё 2-3 года, и усталость от такой потогонной работы накроет его основательно.

На самом деле я пока не хочу глубоко зарываться в мотивы всех этих людей, желающих стать бизнес-тренерами. Я просто констатирую факт, что вопрос "а могу ли я стать бизнес-тренером?" оказывается актуальным для самых неожиданных людей :)

Обычно я никогда прямо не отвечаю на этот вопрос. Никому не отвечаю. Просто потому, что на него нет однозначного ответа.

Люди, задающие такой вопрос, обычно предполагают, что существуют какие-то критерии "годности" бизнес-тренера; что я эти критерии знаю, и могу на основании данных критериев их оценить. 

Вопрошающие думают, что существует набор специфических личностных качеств, предопределяющих будущую профессиональную успешность бизнес-тренера. Честно говоря, мне лично не попадались толковые психограммы / профессиограммы для бизнес-тренеров :)  Возможно, профессия эта в России слишком молода. Возможно, никто просто серьёзно не брался за решение этой задачи.

Но мне кажется, дело тут в другом. Сам предмет профессиональной деятельности бизнес-тренера является очень размытым. Деятельность допускает применение множества разнообразных методов. Единых общепринятых критериев результативности / успешности бизнес-тренера также не существует. Т.е. сплошной туман :) Невозможно составить чёткую профессиограмму / психограмму, если сама деятельность ближе к спонтанному творчеству, нежели к чётким производственным алгоритмам.

Кроме того, чем больше я наблюдаю коллег, среди которых есть очень успешные бизнес-тренеры, тем больше я удивляюсь, насколько это разные люди. Разные по своему темпераменту, интеллекту, коммуникативным качествам, образованию, личной истории и профессиональному опыту, и т.д. Каждый из этих людей уникален в плане состава и личностной "конфигурации" качеств, которые делают их успешными. У каждого - свой неповторимый индивидуальный стиль деятельности.

Одно могу сказать точно: среди хороших и лучших бизнес-тренеров почти нет безликих "середнячков". Они являются яркими и интересными людьми, способными удивлять окружающих (не всегда приятно :)). Думаю, что любой человек, осознающий собственную уникальность, и умеющий эти свои уникальные качества "прикрутить" к своей профессиональной деятельности, вполне может претендовать на бизнес-тренерство :)

Скажу больше: среди тех людей, которые задавали мне этот вопрос ("А могу ли я стать бизнес-тренером?"), некоторые действительно стали бизнес-тренерами :)  Карьера у них сложилась по-разному: кто-то попробовал себя и роли бизнес-тренера, и бросил эту затею; кто-то тренерствует до сих пор.  Причём среди моих вчерашних учеников есть и такие, кто превзошёл меня (во всяком случае по формальным характеристикам - популярности, размеру гонораров, статусу аудитории и т.п.). Парадокс заключается в том, что наиболее успешными оказались именно те, кто изначально ну никак не воспринимался в качестве крутого бизнес-тренера :)))

Отсюда промежуточный вывод: никто и никогда в трезвом уме и в здравой памяти не даст вам корректного ответа на вопрос о том, получится ли из вас бизнес-тренер. Хотите стать бизнес-тренером? Становитесь им! Пробуйте свои силы в решении реальных бизнес-задач! Работайте в востребованных бизнесом проектах!

Предвижу аццкую критику :) со стороны коллег: "Что за дурацкая вседозволенность?! Я бизнес-тренер с 10-летним стажем, у меня 2 степени MBA, я доктор наук - а тут какая-то вчерашняя студентка без опыта и квалификации возомнила себя бизнес-тренером!!!". Истоки этого возмущения понятны: никто не любит конкуренцию, особенно если эта конкуренция "нечестная".

Поясню. На первый взгляд, конкуренции здесь никакой быть не может. Маститый бизнес-тренер работает с топ-менеджментом какого-нибудь "Газпрома", а бизнес-тренер вчерашняя студентка весело играется, скажем, в "Мафию" в компании своих бывших однокурсников и друзей (называя этот процесс "тренингом" ;)). Их рыночные ниши не пересекутся никогда в жизни и ни при каких условиях. Т.е. нет прямой конкуренции!

Но на уровне рынка бизнес-тренинга конкуренция всё же есть - скрытая, "нечестная". Потенциальные потребители знают слово "тренинг", но не очень хорошо разбираются в тонкостях. Их понимание "бизнес-тренинга" (отношение к нему, и формируемая рынком потребность в услуге) - нечто среднее между тренингом, который проводит доктор наук с 10-летним стажем и тренингом, который проводит вчерашняя студентка.

"Нечестность" заключается в том, что тренинг, который проводит серьёзный профессионал, повышает цену и ценность тренингов, которые проводят менее квалифицированные коллеги. Грубо говоря, потребитель воспринимает вчерашнюю студентку как "уменьшенный вариант тренера - доктора наук":)) 

И наоборот: "тренинги", которые проводят малоквалифицированные специалисты "топят" тренинги профессионалов, не просто сбивают цену на них, но и снижают восприятие ценности тренингов в целом как услуги. Единожды попав на тренинг фигового тренера, потенциальные клиенты быстро причислят к категории "все вы такие!" и многоопытного профессионала :(

Проще говоря, когда доля непрофессионалов (или низкоквалифицированных профессионалов) на каком-либо рынке достигает критической массы - рынок обваливается! Поверьте, на локальных (например, региональных) рынках этот катастрофический обвал происходит необычайно быстро!

Что интересно, говорить с неофитами бизнес-тренинга о качестве того, что они делают под названием "бизнес-тренинг" - бесполезно. Также бесполезно обсуждать с ними стратегические последствия их действий для ОБЩЕГО рынка, на котором профессионалы со стажем работают ВМЕСТЕ с новичками (хотя и кажется, что каждый в своей нише). У них глаза горят, руки чешутся до конкретных дел, а опыта и мудрости анализировать рынок "с птичьего полёта" у них обычно не хватает :) Они просто ещё не понимают, что такое рынок бизнес-тренингов, на который они только-только вылезли.

Замечу, что с точки зрения рыночного мышления - не бывает "честной" и "нечестной" конкуренции :) Я вообще очень люблю конкуренцию :))) Не думаю, что уверенным в себе "корифеям" бизнес-тренинга нужно создавать какие-то искусственные барьеры для входа в отрасль. Если существуют возможности партнерства и сотрудничества с новичками, обучения их, передачи им своего опыта, то почему бы не воспользоваться такой возможностью, и не помочь стремящимся аккуратно и цивилизованно войти на этот рынок?

А если такой возможности (конструктивно сотрудничать) не возникает, то профессионалы должны не ворчать, а скрипеть мозгами над продвинутыми маркетинговыми стратегиями, учитывающими в т.ч. и такой сценарий, как девальвация потребительской ценности базового продукта (напр., бизнес-тренинга). И не возмущаться против рыночного "беспредела" неофитов, а искать достойные ответные ходы!

Возмущенными криками "Не пущать!" и запретами мало чего добьёшься. Научиться сотрудничать с новичками так, чтобы они не обрушивали рынок, а чтобы совместно с ними этот рынок развивать - вот интересная сверхзадачка для тренинговых профи! :)

С другой стороны мой отдельный реверанс в сторону новичков :) Вы, конечно, самые крутые, и конечно же сделаете революцию на рынке бизнес-тренингов, и вообще "всех порвёте" :)) Разумеется, вы придумали гениальную рыночную идею, до которой вааще никто раньше не додумывался, и конечно же у вас не будет отбоя от клиентов :))) Это всё замечательно - с другим настроем в бизнес лучше и не ввязываться, но...

Но есть предложение: давайте сотрудничать! Всегда выгоднее согласовывать свои действия - проще договориться о разделе "сфер влияния", чем устраивать "маркетинговые войны". Лучше атаковать потенциальных потребителей "единым фронтом" (например, в рамках одной дружной профессиональной ассоциации), чем поодиночке. Идеальный вариант взаимного сотрудничества профессионалов бизнес-тренинга - взаимообучение и взаимопродвижение; "белый" PR по отношению друг к другу; совместная работа над качеством продукта. И так далее - вариантов продуктивного сотрудничества множество!

Есть "мирное" маркетинговое мышление (см. абзац  выше), а есть "военное" маркетинговое мышление. "Военное" маркетинговое мышление предполагает, что конкурентов можно "победить", и фактически стать монополистом на каком-либо локальном рынке. "Военное" мышление ведёт к агрессивным стратегиям, к стремлению "замочить" конкурентов, к "чёрному" PR-у против конкурентов, к использованию неэтичных методов конкуренции.

Я не утверждаю, что "военным" маркетинговым мышлением страдают исключительно новички, но среди них оно встречается гораздо чаще :) Имеющие многолетний опыт профессионалы прекрасно понимают, что в сфере услуг никакой жёсткой монополии нет, и быть не может (а вот общее схлопывание рынка - вполне)!  Читаем старика Котлера и проч. про специфику рынка услуг :) Поэтому, как сказал Джон, "лучше заниматься любовью, а не войной" :))

Если конкретно:
а) давайте "профессионально тусоваться" :) -  встречаться, общаться, советоваться и делиться рыночными планами;
б) давайте хвалить и продвигать друг друга, рекомендовать своим клиентам;
в) давайте организовывать совместные PR-акции, конференции, медиа-события и проч.;
г) давайте проводить друг для друга демо-тренинги и обучающие мероприятия, которые помогут лучше понять специфику продукта друг друга;
д) давайте объединяться в сообщества и ассоциации; 
е) давайте выстраивать партнерские сети, разрабатывать партнерские программы, выгодно "передавая" клиентов друг другу; 
ж) давайте вместе работать над качеством продукта - если вы пригласите коллегу, которому доверяете, в качестве супервизора на свой тренинг, это позволит вам получить качественную обратную связь и неплохо профессионально подрасти :)
з) давайте разрабатывать совместные продукты - вместе проводить тренинг всегда веселей :)

И не забываем, что конечная инстанция - это всегда потребитель. Спрос определяет предложение. Современный бизнес очень разный: кому-то будет нужен бизнес-тренер super star со всеми регалиями, а кто-то получит максимум пользы именно от тренинга, проведённого вчерашней студенткой. Места хватит всем :)  Каждый может найти свою нишу на рынке бизнес-тренингов, и быть успешным в этой нише!

…Вернёмся к ответу на вопрос "Как стать бизнес-тренером?". И теперь уже поговорим про мотивацию :) Сразу предупреждаю, что мотивация тесно связана с целями и ценностями, т.е. с такими вещами, которые для другого человека являются глубоко личностными, интимными, значимыми, "святыми". О таких вещах очень сложно писать так, чтобы никого ненароком не обидеть…

Именно поэтому - к чёрту политкорректность! :)) Напишу-ка я всё грубо и прямолинейно! 80% рвушихся в бизнес-тренеры людей - самовлюблённые и эгоистичные персонажи, страдающие завышенной самооценкой (ЧСВ). Страдающие нарциссизмом в тяжелой степени - они бесконечно любуются собой, и требовательно желают, чтобы ими любовались и восхищались и все окружающие.

Кстати, очень часто именно эта самовлюблённость и ЧСВ приводят к тому, что данные персонажи не уживаются ни в одном нормальном трудовом коллективе. В любом коллективе они (потенциальные тренеры :)) ) - самые умные, никто для них не авторитет, начальство им не указ.

Отдельная категория - бывшие менеджеры / руководители / собственники бизнеса. Здесь всё в соответствии с поговоркой: "обжёгшись на своём молоке, дуем на чужую воду". За такими "бывшими" очень интересно наблюдать - как именно они ведут тренинги. Чаще всего они продолжают доказывать (осознанно или неосознанно) себе и окружающим, что когда-то тогда они всё же были правы; и что их бизнес рухнул под давлением внешних обстоятельств, несмотря на их гениальный менеджмент. На деле же они очень часто учат устаревшим знаниям, и транслируют из тренинга в тренинг очень вредные стереотипы (под видом своего "уникального управленческого опыта").

На самом деле среди бизнес-тренеров очень много неудачников, для которых бизнес-тренерство оказывается чуть ли не единственной нишей найти себе какое-то мало-мальски полезное жизненное применение :) К любой другой производительной человеческой деятельности (пахать, сеять, асфальтировать :) ) они попросту непригодны (иногда с уточнением "уже").

Если говорить языком клинической психологии, то в личностных качествах "одержимых бизнес-тренерством" персонажей очень чётко наблюдается яркая выраженность "большой тройки" акцентуаций: 1) истероидности;  2) паранояльности; 3) нарциссизма.

Истероидность проявляется в виде подчеркнутой демонстративности, в стремлении постоянно "играть на публику", провоцируя и вызывая у окружающих яркие эмоции (неважно, хорошие или плохие). Здесь же избыточный артистизм, манерность, стремление к дешёвым "показушным" эффектам (в одежде, аксессуарах, местах, событиях, привычках и т.п.). Они вообще любят яркость и эпатаж :)

Внимание и эмоции окружающих для истероида являются своего рода наркотиком. Его жизнь скучна и пуста, если он не получает очередную дозу эмоционального "допинга". Если вокруг него не водит хороводы "его группа", истероид чувствует себя никому не нужным. Поэтому он любой ценой стремится быть в центре внимания, быть "звездой"; и любой ценой старается спровоцировать окружающих если не на смех, то на слёзы. Вот только можно ли называть всю эту эмоциональную веселуху (затеянную ради того, чтобы тренер в очередной раз почесал своё актёрское самомнение) бизнес-тренингом?!?!

Истероиды рвутся в бизнес-тренерство обычно потому, что они просто путают работу актёра с работой учителя. Актёр развлекает, учитель - учит. Задача актёра - всколыхнуть море страстей, дать эмоцию, вызвать эстетический всплеск-катарсис. Задача учителя - помочь разгрызть гранит науки, обогатить систему знаний новыми единицами информации и структурными связями, устранить нежелательные установки сознания и поведенческие стереотипы, сформировать новые навыки и т.п. 

Кстати, обычно истероиды и любимые тренинговые методы выбирают обычно под стать себе :) На тренинге они обычно "играют". И либо это их сольно-звёздное выступление; либо некая постановка, где они распределяют роли, и включаются сами в разыгрывание каких-то игр и ситуаций. При этом любые другие тренинговые методы они крайне не любят, считают их "скучными".

При этом я ничего не имею против эдутайнмента, против "учения с увлечением" и прочих игротехник :) Здесь важно лишь постоянно задавать вопрос: для чего вся эта актёрско-игровая веселуха? Это действительно необходимо участникам? Эти игровые методы действительно являются лучшими методами для достижения целей и задач конкретного тренинга? Или это всё используется тренером-истероидом, потому что это для него хорошо, он от этого кайф получает (за счёт участников, между прочим :) )?

Паранояльных бизнес-тренеров обычно очень легко определить по наличию у них какой-нибудь авторской мега-теории. Паранояльные акцентуанты - создатели "уникальных авторских моделей и систем" :) Чаще всего это нечто заумное и наукообразное; обязательно используется оригинальная авторская терминология; обязательно рисуются какие-нибудь аццкие схемы со стрелочками и диаграммами :) 

Разумеется, хорошая "авторская теория" должна быть довольно сложной и громоздкой - т.е. до конца её понимает только сам автор :)) Поэтому обучать данной теории всех страждущих можно бесконечно долго, по каждому мутному пункту теории проводя отдельный разъясняющий тренинг :) 

На поверку любая такая система обычно оказывается винегретом информации, надёрганной из каких-либо популярных источников (глянцевых журналов, 1-2 сомнительных книг, Интернета и т.п.). Я, например, лично знаю одного сравнительно популярного лайф-коуча, ведущего тренинги для бизнесменов что-то на тему "активной жизни, наполненной энергией" ;) На тренингах он продвигает, конечно же уникальную, конечно же авторскую, модель очищения, оздоровления, долголетия и т.п.

Но мне, например, хорошо известна страшная тайна его "уникальной системы" :))) В 90-х издательство "Знание" несколько лет подряд выпускало газетку "Твоё здоровье". Это было что-то типа журнала "Здоровье", только попсовее - включало в себя гороскопы, рецепты народной медицины, присланные читателями и т.п. В общем, типичная жёлтая пресса времен перестройки :)

Уважаемый гуру, о котором я упомянул выше, просто сделал дайджест, набрав из "Твоего здоровья" заметок на разные темы. Объединил их в "авторскую модель", с помощью которой "оздоровился сам и исцелил своих близких" (что, кстати, никто не проверял, все верят ему на слово :) ), нарисовал схемок со стрелками, и теперь продаёт это доверчивым бизнесменам :)

Я уже устал повторять, что делать систему "помогающую всем и исцеляющую всех" из того, что помогло вам лично - полный бред! Профессионализм начинается не с фанатичных попыток обратить в свою веру (навязать свою "уникальную" систему) всех и каждого, а в понимании ограничений системы (в каких случаях она эффективна, а в каких - противопоказана), и в признании многовариантности эффективных систем (помогает не только моя мега-система, но и многие другие).

Кроме того, на тренинге данного гуру поприсутствовали знакомые медики (очень толковые и очень квалифицированные специалисты по ЗОЖ). Так вот они вообще пришли в ужас от услышанного, т.к. среди авторских рекомендаций было множество откровенно вредных :(  И, разумеется, ни одна из подобных "авторских" моделей несмотря на свою наукообразность, к науке не имеет никакого отношения. 

Что характерно, паранояльные создатели "авторских систем" обычно очень агрессивно относятся к критике со стороны "традиционных" профессионалов и к попыткам сравнивать их супер-теории с традиционными знаниями. То, что было до их системы или не вписывается в их систему - полная фигня! Эти "устаревшие" знания надо отбросить, а "традиционные" профессионалы на самом деле ничего не понимают, не знают, и не могут! Вон, традиционная медицина рак лечить не может, а я с помощью трёх стаканов мочи (корня сельдерея, наложения рук и т.д.) - могу!!!

Это примеры из оздоровительных систем, но абсолютно та же ситуация на рынке бизнес-тренингов. Когда вы сталкиваетесь с какой-то "уникальной авторской" системой или методом, то будьте уверены, что в 99% случаев, это "те же яйца, только в профиль" :)))) Т.е. это мы имеем дело с параноидным акцентуантом, который фанатично продвигает мешанину из давно известных банальных знаний и методов, только в новой упаковке.

Главная беда в том, что для создателя такой "авторской теории" она является самоценностью, смыслом его жизни, и он решительно настроен "нести свет знаний в массы". Он не способен критично, трезво и рационально взглянуть на свою теорию со стороны, но пылко верит в неё. Поэтому он в буквальном смысле слова рвётся читать лекции, проводить тренинги, выступать на данную тему и т.д. и т.п.

Самый тяжёлый случай мотивации "Хочу стать бизнес-тренером!" мы получаем в том случае, если все три типа акцентуаций (нарциссизм, истероидность, паранояльность) встречаются в одном персонаже одновременно. Поверьте, такое бывает, и чаще, чем могло бы казаться! 

При этом сочетание всех трёх акцентуаций даёт роковой вариант тренера-харизматика, способного эмоционально инфицировать практически любую группу обучаемых. Представьте себе, что вы приходите на тренинг к бизнес-тренеру, необычайно яркому, общительному, обаятельному и артистичному (истероидность), который очень умно, уверенно, структурировано и убедительно излагает уникальную авторскую модель (паранояльность), да ещё и делает это, переполненный чувства собственного достоинства, очень солидно, с глубинной уверенностью с собственной неотразимости и непогрешимости (нарциссизм). Представили?  Смогли бы вы критично воспринимать такого величайшего гуру, даже если он несёт полный бред?

…Главное, не переоценивайте собственную критичность :))) Присмотритесь повнимательнее даже к первой десятке наиболее успешных российских бизнес-гуру - и вы сможете увидеть там предостаточно подобных персонажей. Вспомните собственных кумиров - бизнес-тренеров, которыми вы восхищаетесь - и хорошенько подумайте, критично подумайте :) Подумайте на тему: "А на чём, собственно, основано моё восхищение? А кроме эмоций и восхищения - изменилась ли моя жизнь (мой бизнес), был ли там какой-то конкретный результат именно вследствие данных тренингов?" (не "после", а "вследствие" - это разные вещи ;) )

Проблема обычно в том, что тренеры-харизматики (чья харизма опирается на "большую тройку" акцентуаций) на самом деле эффективно работают только на один единственный результат тренинга :) Они умеют только эффективно "подсаживать" участников тренинга на себя любимых, как на эмоциональный наркотик. Главный результат работы таких бизнес-гуру - это толпы эмоционально зомбированных поклонников-фанатов (тренингоголиков); вдохновленных и мотивированных в первую очередь на… повторное посещение тренингов этих же бизнес-гуру :)  Но вовсе не на самостоятельное дальнейшее развитие, на собственные успехи и достижения.  И это на самом деле плохо :(

Скажу сейчас крамольную вещь (представляю, как возмутятся коллеги :))): правильный тренинг вообще не должен создавать какого-либо особого, "отдельного" мотивационного эффекта. Удивлены? Правильный тренинг (по моему мнению ;) ) должен опираться на уже существующую мотивацию его участников. В лучшем случае - аккуратно усиливать эту самую мотивацию. Но не привносить новой мотивации!

А бизнес-гуру на 99% только этим и занимаются - создают яркие эмоции, сильные мотивационные эффекты во время тренинга. Но за рамками тренинга эта чужая привнесенная мотивация быстренько испаряется - и тренингоголик вновь топает на тренинг за мотивационной подзарядкой (за очередной дозой допинга). Но при чём тут саморазвитие?!?!

Поэтому я и утверждаю, что хороший тренинг не раздувает искусственно мотивацию, а акцентирует существующую. Уже существующая у человека мотивация - естественная, надёжная, устойчивая. В противовес тем радужным иллюзиям, которые искусственно надуваются на гуруических тренингах :)  Хороший тренинг даёт участникам инструменты (методы, приёмы, техники и проч.), которые работают не только в условиях тренинговой эйфории, но и в условиях "скучных" жизненных реалий :))

В качестве промежуточного вывода… Вот вам и парадокс: человеку, который рвётся проводить бизнес-тренинги (и при этом им движет "большая тройка" акцентуаций), на самом деле на пушечный выстрел нельзя подходить к работе бизнес-тренером!  А по жизни множество именно таких людей уже работает бизнес-тренерами, и многие из них как бы успешны :)))

Кстати, если вы вдруг обнаружили, что являетесь почётным представителем "большой тройки" :)) , то это вовсе не означает, что становиться бизнес-тренером вам категорически противопоказано. Я никогда не говорил, и не утверждаю, что выраженность качеств "большой тройки" акцентуаций означает полную профнепригодность бизнес-тренера!

Здесь очень многое зависит от сохранности критичности по отношению к себе, к своей работе; способности нормально воспринимать критику со стороны; способности обучаться и постоянно работать над исправлением слабых мест в своих профессиональных навыках; от общего уровня интеллекта. Я знаю довольно много уважаемых и очень квалифицированных бизнес-тренеров, которые становились тренерами изначально под влиянием всей этой личностной фигни - самолюбования, завышенной самооценки, демонстративности и т.п. Но потом они очень серьёзно начинали работать над собой; буквально переламывая себя, и становились очень добротными специалистами (а не гуру, порождающими толпы зомби-поклонников).

Так что припев снова тот же :) Хотите стать бизнес-тренером - становитесь! Но при этом осознавайте все риски и будьте готовы к постоянной и серьёзной работе над собой.

И последнее, о чём я хотел написать… Обычно те, кто жаждет стать бизнес-тренером, принимают своё решение на основании однобокой, поверхностной информации. Обычно они видят только "парадную" сторону работы бизнес-тренера: вот он стоит перед огромной аудиторией, такой весь красиво одетый, излагает такие интересные знания, даёт такие крутые задания!  Глаза у всех горят, харизма чешется, мотивация вздымается :))) Просто апофегей какой-то! :)

Практически всегда в сознании участников тренинга происходит отождествление личности тренера с той информацией и теми навыками, которые он даёт на тренинге. Аудитории кажется, что перед ними какой-то сверхчеловек, достигший полного просветления и почти всемогущий :)  Сейчас вы легко можете возразить мне: "Да нет, мы так не думаем про тренера!" Но это сейчас :) А в процессе тренинга мало кто не попадается в эту ловушку восприятия.

К тому же со стороны работа бизнес-тренера воспринимается как необычайно лёгкая и престижная. Лёгкость: "Языком чесать - не мешки ворочать! Вышел, поговорил или поигрался в игрушки с участниками, а тебе за это ещё и хорошие деньги платят! Это тебе не работягой или линейным манагером пахать где-нибудь на заводе!".  Престижность: "Бизнес-тренер так популярен! У него берут интервью, с ним здороваются за руку руководители крупных предприятий! Он получает огромные гонорары!".

Но на самом деле существует и обратная сторона медали :) Готовы ли вы к "пустым" неделям и даже месяцам, когда нет ни одного клиента (и, соответственно, денег :))? Готовы ли вы долго и упорно искать собственный стиль и свою тематику ведения бизнес-тренингов, которые действительно будут востребованы рынком (иногда на это уходят годы)?

Непосредственное проведение тренинга - это удовольствие :)  Но готовы ли вы к многочасовым утомительным переговорам с потенциальными клиентами? Причем иногда это очень странные переговоры, когда заказчиков внутри большой корпорации несколько, их интересы противоречат друг другу, и они сами толком не понимают, чего они от вас хотят. Но крови вашей они попьют на этих переговорах изрядно :)

А иногда суть этих переговоров сводится к доказыванию лицам, принимающим решение на стороне заказчика, что ты не верблюд, что у тебя действительно имеется справка, по поводу справки, выданной на требуемую справку :)

Готовы ли вы учитывать их многочисленные корпоративные требования, стандарты, пожелания (иногда достаточно идиотские :) ) к проводимому тренингу? Готовы ли вы исписать десятки (а иногда и сотни!) страниц, оформляя тренинговые материалы в соответствии с требованиями заказчика?

И самое главное - готовы ли вы морально к тому, что все эти ваши многочасовые усилия будут забракованы заказчиком? Т.е. ваш тренинг он так и не купит, а плоды ваших усилий отправятся в мусорную корзину? И так неоднократно! Бывает, что из 3-4 переговоров к результату приводят только одни, а тонны исписанной бумаги и часы потраченного времени остаются :(

Готовы ли вы к "кидалову" со стороны некоторых клиентов? Причём этим чаще страдает именно крупный бизнес, который легко находит тысячу поводов, чтобы придраться к результатам вашей работы и не заплатить вам. При этом вам с улыбкой заявляют: "Если хотите, можете подавать на нас в суд". Но судиться с каким-нибудь международным бизнес-гигантом - всё равно, что охотиться с дробовиком на кашалота.

Готовы ли вы к нечистоплотной конкуренции, когда деловые партнеры воруют ваши идеи и интеллектуальные продукты? Когда прикрываются вашим именем, используют ваши рекомендации, но фактически за вашей спиной "прибирают к рукам" ваших же клиентов? Причём, как верно сказано в афоризме: "Чужие не предают, предают всегда свои".

Понимаете ли вы, что непосредственное проведение тренинга - это лишь верхушка айсберга? Есть такой академический анекдот: "Искусство преподавания заключается в умении красиво пересказать студентам методичку, которую сам прочитал за полчаса до начала лекции" :)))

Многие начинающие бизнес-тренеры ведут себя именно как в этом анекдоте. Обычно они сами проходят 2-3 тренинга в качестве участников; потом прочитают пару книжек "про тренинг"; в идеальном случае они ещё пройдут какие-нибудь обучающие курсы типа "тренинг тренеров". После чего уже "лектор готов" (с) "Карнавальная ночь" :)))

Если такой "подготовленный" новичок удачно проводит 2-3 своих первых тренинга (его "прёт", аудитория эмоционально отзывчива, всеобщая эйфория возникает, все счастливы и довольны), то дальше случается страшное. Новичок может на много лет остановиться на том самом тренинге, который у него однажды "выстрелил". Так начинается всеобщее тиражирование примитивных "коробочных" тренингов, состоящих из штампа на штампе :(

Увы, но я знаю тренеров, годами ведущих одно и то же, и при этом считающих себя профессионалами. Они гордятся количеством проведенных ими тренингов; они бодро рапортуют на своих страничках в социальных сетях о проведении очередного того же самого тренинга, но для новой аудитории.  На мой взгляд - они мертвы в профессиональном плане.

Мне лично (и продвинутым клиентам ;) ) не интересны те бизнес-тренеры, которые по шаблону, по типовому сценарию годами проводят один и тот же тренинг. Мне не интересна верхушка айсберга (тренинг), мне интересна его подводная часть. "Подводная часть" - это в каком культурно-информационном "бульоне" варится сам тренер. Какие книги он читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает, где бывает, с кем дружит и общается. Каким интеллектуальным воздухом он дышит, над какими проблемами размышляет, что попадает в круг его углубленного профессионального внимания и интересов.

Мне интересен культурно-информационный бэкграунд тренера - тогда я смогу оценить, является ли он "попугаем" (который годами тупо озвучивает лишь одно и то же), или действительно глубоким профессионалом, разбирающимся в теме (и не только в одной этой теме, но и в смежных :) ).

Кстати именно по этой причине я веду, например, этот блог, и пишу столь длинные тексты, рассчитанные на мыслящего читателя ;)  Я не харизматик, я дотошный зануда :)) Если я вникаю в тему, я делаю это максимально глубоко; если я готовлю тренинг по какой-либо теме - я перепахиваю эту тему вдоль и поперёк; если я делаю тренинг под конкретную аудиторию/заказчика - я выверяю каждый свой вздох и каждое слово, а не тупо тиражирую одни и те же игрушки из тренинга в тренинг. Стиль моих заметок вполне отражает стиль моего мышления (...и да, я "тяжёлая артиллерия", годная для аналитической и критичной работы в серьёзных проектах, в т.ч. и тренинговых :) ).

Писать заметки на профессиональные и околопрофессиональные темы (в блоги, деловые журналы, периодические СМИ и т.д.) для бизнес-тренера - важнейшая часть его работы. Готовы ли вы к этому, уважаемые новички?  Легко ли вам пишется? :)

По аналогичной причине, я много внимания уделяю чтению и работе с информацией (о чём было довольно много постов и в данном блоге; см. записи с тегом "чтение"). Чтобы не превратиться в копировальный аппарат, тупо штампующий однотипные бизнес-тренинги, нужен постоянный приток новых идей. А также постоянное самообразование.

Именно по этой причине я читаю примерно 150-200 страниц в неделю. А чтобы это не было дешёвыми понтами и обманом (увы, среди пиарящихся бизнес-гуру я такое нередко наблюдаю), я отмечаю прочитанные книги на таких сервисах как goodreads, livelib, bookmix. И почти на все книги пишу небольшие рецензии, стараясь выделить в них наиболее полезное в профессиональном плане :)

(Если вдруг появится желание зафрендить меня на этих книжных ресурсах, то вот адреса моих профилей:

Это всё к вопросу о культурно-информационном бэкграунде :)  А сколько книг в месяц (особенно на профессиональные темы) читаете вы?  Вы их просто пролистываете, или добываете из них идеи, которые используете для "прокачки" своих профессиональных навыков, и непрерывного улучшения своих тренингов?

В заключение повторю: никто и никогда не даст вам чёткого ответа на вопрос "Становиться мне бизнес-тренером или нет? Получится ли у меня?". Выбор всегда за вами. Разве что сам этот выбор может основываться на сиюминутной прихоти или быть обоснованным, исходящим из более-менее точного понимания того, чем занимается бизнес-тренер.

Важно понимать, какие риски связаны с этим выбором; и какую ответственность вы берёте на себя, совершая этот выбор. Надеюсь, моя заметка немного поможет вам в этом :)





Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



31 комментарий:

  1. Титанический труд! - я бы столько написал только по приговору суда :) И поэтому - спасибо за этот труд. Мне это было полезно!

    ОтветитьУдалить
  2. А про системы самооздоровления - Вы некорректно: оценивать практическую систему теоретически - некорректно, тем более, ссылаясь на мнение медиков: наша медицина не имеет отношения к здоровью - наша медицина имеет отношение к болезням, поскольку наша медицина - симптоматическая, а не профилактическая. И осуждать автора, не опробовав на практике - некорректно. Я тоже, как Вы выразились, "надёргал" и тоже постоянно критикуем медиками, но, благодаря своей системе, я избежал 3х серьёзных операций и сегодня - моложе своего паспортного возраста на 12 лет, а если бы я следовал назначениям врачей - был бы инвалидом.
    Мои клиенты теперь управляют и своим возрастом, и своим здоровьем, что подтверждается диагностически. Правда, умникам в белых халатах на это плевать, так как здоровые люди - не их клиентура, а я им - конкурент, но я даю людям то, чего не может дать наша медицина и для меня главное - их результаты, а не чьё-то мнение.
    И, кстати, о доказательствах: когда я предъявлял медикам и скептикам, подвергавшим сомнению мои результаты, свои МРТ, КТГ, доплеросонограммы, УЗИ - они все и всегда говорили, что это - фикция! Когда я ссылаюсь на Нобелевских лауреатов, они начинают мычать что-то наукообразное, но далёкое от реальности. И даже когда проводим диагностику прямо при них - биоимпеданс, фазово-контрастное гемосканирование - и они видят результаты, они говорят, что этот метод ещё недостаточно исследован... И им плевать на то, что пока исследуется метод, человек или умрёт, или получит необратимые изменения. Поэтому я прекратил убеждать кого бы то ни было и, временами, просто посылаю умников подальше. А, кстати, какие у Вас доказательства, что система этого человека - не работает? Есть что-то ещё, кроме недовольства Ваших знакомых врачей?
    И последнее: если упомянутый Вами автор "надёргал", но у него и у его последователей, даже у одного!, есть результат - его нужно поддерживать, хотя бы потому, что он кому-то помог реально. Да и в чём проблема этого "надёргивания"? - разве мы все, и Вы, в том числе, не "надёргиваем" из книг, из консультаций, из разговоров, из интернет? Или Вам нужна только гениальная оригинальная идея? Но уверен, что если бы она была таковой, то клевали бы её ещё больше, как это всегда и происходит.
    В обучении, коллега, в отличие от секса, важен результат, а не процесс, и судить нужно по результату, а не по процессу.
    Возможно, этот мой отзыв резок, но он менее резок, чем Ваш отзыв о том человеке. Я не знаю, о ком Вы писали, но я болезненно реагирую, когда кого-то обвиняют несправедливо и необоснованно и, тем более - публично.
    Если мы учим, главное, за что мы несём ответственность - за нашу непредвзятость и за нашу мудрость.
    С уважением, Андрей Левченко

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо за обстоятельный комментарий!

      1) Не стоит быть таким категоричным :) и делать из официальной медицины жупел какой-то :)) Медики - разные (ну, например, академик Амосов); современная медицина - не только симптоматическая (той же валеологии не один десяток лет).
      Лично знаю очень хороших врачей, получивших вполне академическое образование, для которых приоритетом является именно здоровье подопечного.

      2) Ни в коем разе не отрицаю Ваш личный опыт самооздоровления, и опыт, собранный в рамках различных систем самооздоровления. Я лишь о том, что есть большая разница между реальной борьбой за своё здровье (когда выбор между жизнью и смертью; и победивший в этой борьбе человек заслуживает уважения и восхищения - независимо от методов и систем, которые он использовал), и коммерческим тиражированием проверенного лишь на 1 человеке.

      Я против коммерческого тиражирования, т.к. оно плодит "фанов" - тупых подражателей. У фанов системы уже нет выбора между жизнью и смертью, у них нет понимания индивидуальных ограничений системы (и т.д.). Т.е. фигня получается :( Получаются явления из серии "оздоровительный" бег не от инфаркта, а к инфаркту; худеющие до анорексии гламурные дамочки и т.д. и т.п.

      3) "Результат" в любом деле - это и моё божество тоже, которому я поклоняюсь :) Подвох лишь в том, что именно считать "правильным" результатом... Очевидно, что критерии правильного результата могут расходиться у практиков оздоровления и у официальной (научной) медицины.

      Также понятно, что наука очень инертна и консервативна - но я считаю, что научные критерии "правильного результата" заслуживают уважения. Эти критерии ориентированы не на сиюминутную диагностику, а на множество комплексных диагностических срезов (с учётом этиологии, патогенеза и проч.).

      Наука опирается на закон больших чисел: прежде чем тиражировать лекарство (или метод оздоровления), которое помогло одному человеку (м.б. он вообще уникум и исключение :)), набираются статистически достоверные данные по разным людям. Ну, и т.д.

      Правильный результат - это результат, полученный правильными методами ;)

      4) Андрей, Вы напрашиваетесь на комплименты :) Я периодически читаю материалы на Вашем сайте, смотрю доступное в сети видео с Вашими выступлениями.

      Мне очень нравится идеология Вашего подхода к здоровью - а именно, что людей нужно учить управлять своим здоровьем. Я "за" всеми руками и ногами! :)

      По поводу содержания Ващих рекомендаций - не мне судить, я не настолько компетентен в вопросах здоровья, как Вы :) Но, исходя из тех знаний и опыта, которые у меня есть, Ваши принципы оздоровления кажутся мне вполне рациональными и полезными (т.к. к некоторым я пришел и сам, и некоторым давно следую ;)).

      Во всяком случае, я человек очень скептичный и болезненно реагирую на всякие маргинальные "системы". То, что делаете Вы, у меня подобной (остро симптоматической :)))) реакции не вызывает.

      5) По поводу "надёрганности" информации... Разумеется, это нормально (сам надёргиваю откуда могу :)), и, разумеется, гениальные оригинальные идеи раз в сто лет случаются.

      Проблемы тогда начинаются, когда эти чужие "надерганные" знания плохо переварены - не осмыслены самим человеком глубоко, не интегрированы толком в его систему знаний; когда он "скрещивает" внутри своей системы в принципе не сопоставимые вещи (и т.д.).

      Удалить
  3. ...вдогонку. Андрей, Вы скорее всего не знаете этого человека, о котором я упоминал в моей заметке (во всяком случае, Вы у себя на сайте нигде о нём не упоминаете). По понятным причинам (мир нынче очень тесен :)) я не буду писать, кого конкретно я имел в виду.

    И последнее. Когда речь идёт о жизненно важных вещах (а здоровье - это именно такая вещь) лично для меня "результат" - это НАУЧНО верифицированный результат. Потому как более надёжных инструментов человечество к 21 веку не придумало.

    С уважением отношусь только к тем "нетрадиционщикам", которые не противопоставляют себя жёстко официальной медицине, и не устраивают истерик по поводу её консерватизма, "отсталости" и проч., а готовы сотрудничать. Готовы доказывать, что то, что они делают, является "результатом" в т.ч. и с точки зрения научных критериев.

    Понятно, что коммуницировать с официальной медициной сложно (снобы те ещё), но это тот самый вопрос мудрости ;) и работы над собой :))

    Мне, например, довелось ещё в 90-х соприкоснуться с исследованиями, которые велись в Бехтеревке (ВМА) - изучали некоторые методики народной медицины, народных целителей и экстрасенсов. Тогда главная проблема там была, что желающих участвовать днем с огнём не сыскать было :))) Хотя вроде бы такой PR: "Эффективность моей методики подтвердили в медицинской академии!". Кстати, тогда много чего нарыли интересного; кое-какие методы (но не все!) вполне подтвердили свою результативность и в соответствии с научными критериями.

    Другой вопрос: где сейчас все эти подтвержденные методы? учат ли им в медвузах? кто из официальных медиков это использует? Да - медицина инертна :( Многие результативные вещи входят в практику с трудом - но ведь входят!

    Сейчас чжень-цзю (иглорефлексотерапия) в России вполне официальный методы. Но ради интереса поднимите информацию, как этот метод проверялся на результативность и просачивался в СССР в разряд официальных :) Было это не быстро и не легко, но получилось же :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, принципиальных возражений Вам - нет, а тратить время, цепляясь за слова - не стОит. Важно лишь одно: я, вправду, не знаю этого тренера, поэтому признаю, что, возможно, в отношении него вы правы. И потому мне уже важно узнать его фамилию - тогда наша дискуссия будет закончена правильно.
      И: я категорический противник вежливости, когда человек знает о сомнительном поведении кого-то, но не называет фамилию - я считаю, что тем самым, мы покрываем того, кого считаем недостойными, и даём возможность другим людям попасть к нему. Я знаю других оздоровителей, к которым применимо всё, о чём Вы написали ранее: надёргивание бессмысленное, бессознательное, не практикуемое самим писателем - только, чтобы сделать имя и деньги, причём, написанное и поданное со знанием НЛП и PR-техник. Но! - я, к моему огромному сожалению, не могу этого писать публично и всяко сдерживаюсь при упоминании о них, потому, что они мне - прямые конкуренты, и меня сразу ж заподозрят в недобросовестной конкуренции!!! А так хочется сказать, то, что я про них знаю!!! Но Вы же далеки от темы оздоровления и потому - свободны в отзывах. Поэтому прошу: о ком Вы написали?

      Удалить
  4. Интересно, местами драматически пишете И чего-то захотелось поделиться своими мыслями «по поводу». Не прав ли клиент, если предпочел зеленую девочку-выпускницу вуза бизнес-тренеру (БТ) со стажем? А если девочка говорит на его чистокровном языке чистогана – продаю свой час работы за 3 тыщи, тренинг утром, вечером (стулья) вы получите прибыль 6 тыщ.? И программка тренинга у нее понятная, никаких заумных терминов, которые бьют по самолюбию заказчика. А придет такой сразувидноумный БТ….? (дальше, надеюсь, Вам понятно)
    Еще одно соображение – люди бизнеса больше всего ценят людей бизнеса (редкие становятся меценатами, т.к. ценят людей искусства, а хорошим врачам платят только если припрет). Будь БТ сам успешным бизнесменом, его ставки множатся в миллионы раз!)) Иначе проглядывающего в алчном зрачке работодателя легкого презрения не избежать.
    Поделюсь также внутренней речью болтовней  о мотивации клиентов. Смешно, но в аншлаговых аудиториях американских «рейтинговых» бизнес-тренеров-проповедников полно не только тех, кто хочет начать дело и заработать, а тех, кто уже гребет деньги лопатой! У меня ощущение, что они приходят «открыть глаза», дойти до чего-то непонятого ими до сих пор, перескочить, наконец, границу стабильного дохода и совершить новый прыжок в бизнесе. У меня предположение, что все, что дает им этот БТ – возбуждение. Даже просто от массовости аудитории (пс-физиол фактор). Но главное, от усиленного мотивирования, артистического проповедования, экспрессивного заражения. Весь этот спектакль одного актера немного сдобрен приправой пафоса, то бишь установок высокого уровня = ценностей, миссии, а как же, люди-то продвинутые, во всяком случае, материально. Поднявши аудиторию на такую горную высь, как-то неудобно говорить о конкретных бизнес-схемах, о «четырестах сравнительно честных способов отъёма денег». Ну, и как водится, срабатывает закон: чем больше платишь, тем больше вероятность убедить себя, что на выходе эффект есть, даже если его приходится искать, но настроение-то боевое, так и хочется чего-то совершить!
    Про провал региональных рынков – ерунда. Тут просто ярче выражена такая особенность бизнеса, рожденного в диком отечественном капитализме, и теснящегося в одной на всех нише торговли – он не нуждается в научно обоснованных стратегиях, схемах, методах и пр. Он жаждет простых и конкретных подсказках – как сделать больше денег. А вот их-то ни один хороший БТ и не продаст ни массе, ни один на один, поскольку сам использует их в собственном конкурентнопотентном бизнесе.
    Благой призыв к конкурентам «Давайте жить дружно!» у меня почему-то вызывает пессимизм. Мне представляется, что достаточно найти 1-2-3 своих учеников. Не буду долго распинаться по этому поводу, мне кажется, понятно.
    За сим прощаюсь, ибо нужно бечь по делам! Статью дочитаю потом и, наверное, еще чего-нибудь напишу…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, классные мысли, драматические ;)

      1) По поводу "девочек, говорящих на языке чистогана" :) - разумеется, такое возможно. Я, собственно, и говорил о том, что каждому БТ - свой клиент, а каждому бизнесу - свой соответствующий БТ.

      По любви всё должно быть :) Т.е. сразувидноумному БТ - сразувидноумный бизнес. А девочкам, знающим как заработать 6 тысяч - бизнес, зарабатывающий 6 тысяч :)))

      2) По поводу "подобное притягивает (ценит) подобное" - отчасти согласен. Вопрос в том, что тренинги - это способ обучения / развития. По-настоящему можно учиться только через "иное".

      /Это вообще отдельная большая тема про "теоретиков" и "практиков" в бизнес-тренингах :) Как-нибудь напишу подробнее об этом.../

      Согласен, что не все готовы, хотят и могут учиться через "иное" (и Ваша аналогия с меценатами и врачами вполне уместна), но... см.п.1 :)

      3) По поводу "презрения в зрачке работодателя"... Мне вот лично как-то по фигу :)

      Каждый должен заниматься своим делом: спортсмен выигрывать чемпионаты, а тренер тренировать его так, чтобы он мог выигрывать чемпионаты. Надеюсь, аналогия понятна? Профессионал, помогающий бизнесу быть успешным, вовсе не обязан быть успешным бизнес-профессионалом.

      И, кстати, "презрение в зрачке" очень быстро сменяется на "уважение в зрачке" :) - профессионал всегда поймёт и будет уважать профессионала (даже если тот занимается чем-то совсем иным).

      4) По поводу западных бизнес-спикеров ("тренеров") и вызываемой ими эйфории... Эффективные бизнес-люди всегда имеют энергетику выше среднего уровня и всегда нуждаются в неком энергетическом допинге. Можно как Брэнсон летать в космос, или как Тиньков сигать на сноуборде с отвесных скал :)

      То, что делают мотивационные спикеры (в т.ч. и отечественного разлива :)) лично я не считаю бизнес-тренингами. Это развлекательные мероприятия, аналогичные рок-концертам, "болению" на стадионе и т.п., задача которых - дать энергетический допинг.

      ...А то, что blah-blah там происходит на высокодуховные темы, так это только подтверждает мой тезис №2 - про то что более востребованно "иное", чем "подобное" :))

      5) Не стоит так категорично про невозможность провала региональных рынков :) Я на таком рынке скоро уже 20 лет - и всякое видел. В т.ч. и провалы.

      Хотя (и в заметке про это есть) нормальный профессионал к подобным обвалам всегда готов, и ему всегда есть, чем ответить. Это неразумные новички обычно страдают :)))

      6) Понятно, что "жить дружно" в этой отрасли (бизнес-тренинги) очень сложно :) Все ведь "звёзды" (особенно те, кто с "большой тройкой" :))) - см.статью).

      Но есть некая эволюция рынка. Зрелый рынок - это всегда рынок сотрудничества. Смотрим на Запад. И пусть лет через надцать, но и у нас всё это будет... И вообще, мечтать же не вредно? ;)

      Удалить
    2. (ох, правда длинно пишете))) Оказалось, мои предыдущие соображения во многом отражены в недочитанной части текста. Поэтому) порадовалась, что Вы такой молодец! Про «большую тройку» акцентуаций здорово отметили! Но все же два частных несогласия: метафора про СТ и чемпиона не катит, так как СТ – сам бывший чемпион, придумайте другую! И еще – БТ-харизматики (хоть и получили от Вас «большую тройку»))) все-таки эффективны для тех клиентов, у которых саморазвитие «в стояке» (пардон)) уже достигло интенционного пика) Им только дай волшебного пендаля и вперед, дальше они сами («Всегда говори «Да!», Трансформейшн с их нецензурными и садистскими инструментами, Козлов с его поп-психологией и пр.). Интересно, сказка, мечта или правда, что в Пскове есть люди бизнеса, с уважением относящиеся к БТ, к Вам лично? Желаю, чтобы они больше выражали это в денежном эквиваленте! Вам же их уважение (цитирую) «по фигу»?

      Удалить
    3. Наталья, Вы герой :) Мои тексты и вправду нелегко осилить.

      1) Не очень понял, кто есть "СТ" ? Если про Тинькова - то он вроде Олег :) И метафора тут как раз катит (в подтверждение тезиса о том, что у успешных бизнесменов энергетика выше среднего и её надо "допинговать") - например, я лет несколько назад дотошно изучал биографии, входящих в "золотую сотню" Forbes (копал тему лидерства в бизнесе). 73 человека из них были бывшими спортсменами с хорошими разрядами и чемпионскими титулами :)

      Что там причина, а что следствие (много энергии - потому спортсмены, или благодаря спорту - "прокачали" энергию) не так уж и важно :) Важно, что в принципе уровень энергетики успешных бизнесменов выше среднего :)))

      2) Харизматики хороши для кого угодно в качестве мотивационного пендаля и накачки :) Но Ваша идея о том, что максиамальную отдачу от них будут получать такие личностные структуры-аккумуляторы, которые способны эту энергию впитать, удержать и максимально эффективно использовать - мне кажется крайне любопытной. Спасибо за идею!

      Хотя "саморазвитые" люди уже на таком уровне, что чаще всего сами и хозяева и авторы своих пиковых переживаний :)

      3) Псковские люди бизнеса, с уважением относящиеся к БТ - мечта и сказка, а ко мне лично - отчасти правда :))) Всё же за 20 лет работы отрастает кое-какая карма :)

      Хотя, конечно, надо их (моих клиентов) спрашивать - м.б. они все 20 лет со мной страшно мучаются :)))

      4) ...и мне не уважение "по фигу", а презрение :), не передёргивайте мои слова!
      Презрение есть всегда на начальных этапах сотрудничества - и это нормальная защитная реакция на "иное", на человека не из нашего кругу.

      Если эта несовместимость фатальна (бывает и такое) - я просто отказываюсь от сотрудничества. Причём именно я отказываюсь, а не клиенты от меня :)

      Если же получается эту несовместимость преодолеть (и это один из показателей профессионализма любого БТ ;) ), то в итоге получается взаимоное уважение.

      Спасибо за пожелание (денежного эквивалента), конечно, но у меня гораздо более широкий подход к "уважению" :) Если бы я работал только за деньги (или в первую очередь ради денег), у меня не было бы 80% тех клиентов, который сейчас со мной.

      Удалить
    4. ...а, блиннн, кажется догадался! СТ - это "спортивный тренер"?
      Если "да", то Вы не правы - среди них довольно маленький процент бывших чемпионов; либо это не сопоставимый уровень. Т.е. чемпионов мира не обязательно тренируют бывшие чемпионы мира.Сейчас, кстати, "главные" тренеры - вообще больше PR-фигуры, а спортсменов натаскивают тренерские команды "крепких технарей-середнячков" :)

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Сергей, отныне и навсегда согласна с "яркими и интересными".
    Мое убеждение в том, что бизнес - тренер работает личностью.
    Простите, этот театральный реверанс.
    Для меня в профессии бизнес - тренер "люби искусство в себе, а не себя в искусстве" - гораздо важнее, порой, прочих правильных и аккредитованных компетенций.
    БТ - признанный и монологичный, гораздо менее эффективный, чем его настоящий и начинающий собрат.
    Слава Богу, пока "разлита суть и не ясны причины", и базовая ми-ми-ми бизнес - тренера заключена в единственном и важном - результате. А Тут как у массажиста - вправил/не вправил. И не важно, где болело. Главное, что специалист нашел и сделал хорошо. И тут не регалии, а чуткость, пардон, пригождается.
    Извините меня все, если что не по теме...НЕ все дочитала. Да и где мне, когда написано так много, что страсть.
    Но то, что тренер работает личностью - факт.
    - магу ли я стать бизнес - тренером?
    Вопрос, который я слышу чаще, чем мне этого хотелось бы.
    Раньше отвечала однозначно:
    - Все могут.
    Сейчас в это уже не верю.
    Жаль.
    А может и нет.
    Каждому по вере его.
    И каждому по ответственности.
    Для меня работа бизнес - тренера - искусство.
    И тот, кто любит больше себя в искусстве - однозначно - ...!
    Потому что лучшие бизнес - тренеры работают личностью.
    А компетенции - это так. Мясо. Нарастет, если будет на что.

    С уважением и благодарностью
    Людмила Морозова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо за комментарий!

      1) Про "роль личности" мы с Вами полностью совпадаем :) Хотя, наверное, важна какая-то золотая середина между "ярким, хорошим человеком" и результатами...

      Потому как доводилось наблюдать в качестве "бизнес-тренинга" и имитацию результатов ("зато с хорошим / известным / прикольным человеком пообщались! :)), и полное отторжение неплохих результатов по причине того, что тренер тупо не понравился.

      2) Про "любить искусство в себе..." также полностью согласен! Осталось лишь понять, что есть это самое "искусство" :))) /...о, это холивар!.../

      Проблема как раз в том, что те, кто именно "себя в искусстве", уверены, что это-то и есть "правильное кун-фу" :)))

      3) Но с компасом в целом согласен: яркая индивидуальность + чуткость к клиенту + работа на результат + "искусство в себе" + искреннее, честное и постоянное стремление к мастерству (а не "я уже и так всё знаю" :))).

      Остальное - нарастёт :)

      Удалить
  8. Сергей, спасибо за пост, Ваши мнения и наблюдения мне помогли посмотреть на свою мотивацию и заставили глубже задуматься о сути тренерской работы.
    С огромным уважением,
    Виктория
    г.Киев,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, очень приятно получать такие комментарии :) Успехов Вам!

      Удалить
  9. Шикарный пост. Прочитал на одном дыхании. Нашел в себе одну акцентуацию. Задумался о подводных камнях этого дела... Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :)
      Акцентуация - не приговор, а наоборот (в случае постоянной работы над собой) - ценный ресурс, шанс стать тренером-"звездой" :)
      Удачи!

      Удалить
  10. Сергей! Спасибо. Очень познавательно.
    Недавно анализировал, все пройденные мной тренинги - 9 шт.))))))))
    Оказалось, все мои сегодняшние эффективные навыки, были получены на тех тренингах, где я не могу с первого раза вспомнить фамилию тренера.
    Иными словами:
    - На тренинге Бизнес-тренер не самоудовлетворялся за счет аудитории.
    - В аудитории не было возгласов: «Смотрите гуру идет».
    - Тренер давал нужную информацию и должным образом (так информацию вложил в голову, что все работает и приносит результат)))))))

    И наоборот! Где на самом тренинге было «супер» и «вау», и о БТ отзывы «тренер-гуру»...
    По факту знания полученные на тренинге, в моей жизни применения не нашли (просто стал умнее) (((((((((((((((((((((((((.


    Вот такая закономерность получилась!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что понравилось!
      Да, 9 тренингов - это солидно, уже есть возможность серьёзно сравнивать работу разных тренеров.

      ...и Вы абсолютно правы: эффектность не есть эффективность :) Почти все "гуру" - харизматики, артисты и просто "классные парни". На них приятно смотреть и ими легко восхищаться... (но полезность этого процесса оставим за скобками :)))).

      Многие серьёзные профессионалы "в миру" люди часто очень невзрачные и даже скучные :) Но только у них можно научиться чему-то действительно стоящему.

      Тренинги - дело хорошее, но, думаю, важно сохранять определенную ясность восприятия/понимания, чтобы не путать красивую упаковку и полезное содержание.

      Хороших Вам тренингов / тренеров! :)

      Удалить
  11. Сергей, огромное спасибо за этот пост! С легкостью осилила и уже успела переварить. Перед тем, как наткнуться на Ваш блог, успела прочитать несколько статей по данной теме, но только у Вас все так обстоятельно и разложено по полочкам. Особенно ценно и важно, что Вы уделили внимание изнанке профессии(по кране мере для меня).

    Забавно, но я тоже являюсь студенткой-третьекурсницей, хоть смешной меня вряд ли можно назвать. Учусь на HR, влюблена в свою специальность, увлеченно учусь и уверена в том, что не ошиблась в выборе, даже не смотря на то, что физик и математик, живущие во мне тихо грустят и скучают ;))

    Свято верю в то, что "большая тройка" может пойти на пользу, если упомянутые Вами акцентуации не слишком явно выражены и контролируются самим БТ. Благодаря Вам, теперь буду стараться следить за тем, чтобы личные амбиции и эмоции не мешали проф. навыкам и не увели меня по ложной дорожке.

    Надеюсь в скором времени получше ознакомиться с содержимым Вашего блога и еще не раз Вас поблагодарить, раз от раза делая свои комментарии более конструктивными и осознанными.

    С уважением, третьекурсница Маргарита :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маргарита, искренне желаю Вам удачи! Уверен, что всё у Вас получится!

      Работа с людьми (и HRM в целом, и бизнес-тренинги в частности) - это очень интересно, и с годами не надоедает :)

      Кстати, живущие в Вас физик и математик очень пригодятся. По моим наблюдениям лучшие бизнес-тренеры и консультанты получаются именно из представителей точных наук (или "технарей"), которые потом уже получали специализированное психологическое или тренинговое образование. Немного математической рациональности очень помогает и собственных "драконов" (акцентуации, эмоции, амбиции) контролировать, и в целом более взвешенные решения, помогающие клиенту, принимать.

      Удалить
    2. Большое спасибо, Вы очень меня вдохновили!:)

      Удалить
  12. Сергей, очень увлекательно! Трудно найти в рунете что-либо толковое об этой профессии - бизнес-тренер. Особенно интересно было читать про скрытую сторону работы. Спасибо за такую объемную статью.

    ОтветитьУдалить
  13. Сергей, большое спасибо вам за статью за правильное опсание работы БТ. Я работаю менеджером в одной крупной компании, и соответственно, в целях повышении квалификации посещаю БТ. Очень разочарована была, так как знаний новых не обрела и почувствовала себя "зрителем на сцене звезды". Вы, очень правы в том, что БТ должее быть не только профессионалом, но и педагогом и психологом одновременно, и конечно же идти в ногу со знанием и с ростом рынка. К сожалению, проблема сегодня состоит и в том, что, заказчики сами не понимают чего хотят и не понимают философию бизнеса. Как говорится " рыба гнеет с головы" Если бы они иногда бы читали книги про аркетинг и.т.д, то, они бы понимали важность программы обучения персонала и самих себя и качественно бы подходили к выбору БТ. Спасибо еше раз вам!

    ОтветитьУдалить
  14. Сергей, благодарю за статью. Видно что писалось о наболевшем. Радует, что экспертный взгляд на феномен "троечников" не исключает возможности трансформации как их мотивов так и оценки собственных компетенций и знаний.
    Название, на мой взгляд, не совсем соответствует содержанию... хотя, если вставить слово "сложно")))
    Обязательно перечитаю спутя пару недель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Денис, рад, что мои соображения о бизнес-тренерстве Вам понравились!

      По поводу "сложно" тут всё сложно :))) /уж извините за такой прямолинейный каламбур))/. Освоение любой профессии/специальности начинается с маленьких и простых шагов - и это нормально! Беда заключается в том, что многие так и остаются на уровне освоения этих простых начальных навыков. Когда начинаешь рефлексировать, анализировать свою работу, учишься извлекать уроки из неудач и критики - тогда модель проф.деятельности начинается становиться более развёрнутой и сложной. Да, для новичка картина деятельности в голове профессионала покажется "слишком сложной". Но когда растёшь постепенно, и постепенно работаешь над собой, то и "сложность" возрастает постепенно :). Т.е. то, что со стороны кажется "сложным" для профессионала относится часто к разряду "простых правил и аксиом"...

      Поэтому не бойтесь "сложности"! Дорогу осилит идущий ;) Удачи!

      Удалить
  15. Я на авито выставляла резюме в поисках работы эйчара, а пригласили бизнес-тренером. Вот так. Сперва в обязанности преимущественно входили переговоры с начальством, подчиненным, кандидатами, а потом всякая бюрократия пошла - аттестации и прочее.

    ОтветитьУдалить