Страницы

вторник, 3 мая 2011 г.

Чтение как образ жизни. Часть 2: Предпосылки личного характера


2. Предпосылки (личного характера)

Хвастаться нехорошо, конечно, но всё же напишу немного исторического о  себе любимом :))) как о читателе, разумеется…

С годами всё больше понимаю, что культура чтения берётся исключительно из родительской семьи. Всё просто: вы не читаете - ваши дети вряд ли будут любить чтение…  Мне в этом плане очень повезло и с мамой - великим книгочеем и книголюбом :) с высшим библиотечным образованием, и с отцом - настоящим self made man, прошедшим сквозь голодное военное и послевоенное детство путь от мальчишки-безотцовщины из многодетной семьи, до крупного руководителя. В его жизни и становлении (личностном и профессиональном) книги также играли огромную роль.

Сколько себя помню ребенком - мама всегда читала нам (мне и сестрёнке) вслух книги. Читала, когда укладывала излишне разбушевавшихся мелких спать :) Читала, когда мы болели. Читала, когда нам было просто грустно и скучно. Читала, когда у неё просто выдавалась свободная минутка. Читала не только тогда, когда мы были еще несмышлеными дошколятами, но и уже вполне взрослым нам - школьникам.

Причём читала она нам эти самые детские книжки с выражением, увлечением и полным погружением :))) - с душой. Поэтому я совершенно не удивился, когда в один прекрасный день обнаружил, что для моей дочки (в её детско-подростковые годы) я вовсе не "авторитет по книгам", а вот бабушка - самый настоящий авторитет :) Они и до сих пор продолжают обмениваться книгами :)))



(...на этой фотографии мне года 3-4 :))) книги на заднем плане - вечный бэкграунд моего детства :))))

Благодаря маме, читать я начал очень рано, лет в пять. И понеслось… :) У мамы была отличная привычка (или метод?) - чередовать чтение детских книг с чтением какой-нибудь классики, вполне себе "взрослой" и серьезной. Понятно, что чтение больших романов - это занятие не на вечер, и даже не на неделю. Многие произведения мама читала не полностью, а лишь какие-то избранные места, наиболее интересные отрывки. Если мы чего-то в этих отрывках не понимали - мама всегда очень подробно объясняла значение новых для нас слов, мотивы и смысл поступков персонажей и т.п.

Думаю, что такая манера чтения - отрывками из "недетских" книг - сформировала мою детскую/подростковую стратегию чтения. Во-первых, те книги, которые не дочитала мама (был только отрывок) я потом обязательно дочитывал сам, интересно же, что там было/будет :)  Во-вторых, не было никакого страха перед "сложными", "взрослыми", "умными" и т.п. книгами - я просто ползал по книжным полкам, выбирал любую книгу, открывал наугад, и если прочитанное в течение 2-3 минут хоть как-то "цепляло" меня, то я брал, и прочитывал книгу полностью.  В-третьих, было стремление к точному пониманию написанного. Если мне встречалось незнакомое слово или я не понимал происходящего - я шёл и упорно добивался ответа у родителей :)  Со временем, разумеется, научился находить ответы сам в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Если мама - "фанат" русской классики, то библиотека, собранная руками отца, стала для меня настоящим кладом научной гуманитарной мысли (по философии, социологии, психологии, культурологии и т.д.). Клад этот я обнаружил лет в 14-15, когда "вьюношу бледного со взором горящим" :)) стали одолевать первые вопросы о познании самого себя и других людей, об устройстве мира и смысле жизни. Вот тогда и был совершен бесчеловечный набег на полку с собранием томов "Философского Наследия", и почти все книги с этой полки к окончанию школы были прочитаны. (Ну, может, слегка недочитанными остались лишь трактаты Иммануила и Георг-Вильгельм-Фридриха; надеюсь, они простят мне это ;))). Разумеется, читалось не только "философское наследие", но и всё, до чего ручки дотягивались :)



(...а вот на этой фотографии мне уже лет 7-8. Ручонки тянутся пока не к "Философскому наследию" /на средней полке/, а куда-то повыше :)))

Отец "умные" книги не просто собирал, он с ними работал. Они были/есть все в закладках, карандашных пометках и надписях на полях, многие листы - с загнутыми уголками, во многих были вложены карточки с какими-то комментариями или размышлениями.  И мои первые навыки работы с книгой, разумеется, получены от отца.

Если сильно упрощать ситуацию, то "на выходе" его чтения - десять написанных/изданных отцом книг (http://www.bibliopskov.ru/kalinin1.htm ). Статьи, заметки, сценарии и т.п. - число таких его текстов измеряется, пожалуй, сотнями. Мне до него еще далеко… И мне есть на кого равняться :)))

Такие вот мои "читательские корни" :))) Которыми, думаю, могу с полным правом гордиться. Что сейчас? Сейчас я не читаю книги - я живу и дышу ими (...помните, как те самые "мокрецы" у Стругацких ;)). Чтение является для меня образом жизни. Если бы была такая профессия - "читатель" - пожалуй, я достиг бы там значительных высот :)))


...Продолжение следует... (Часть 3: Моя библиотека)



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий