Друзья, вы наверняка помните, что я большой фанат чтения. И в 2018 году опубликовал книгу "Чтение как образ жизни" ( https://ridero.ru/books/chtenie_kak_obraz_zhizni/ ) , где изложил мой подход к чтению и описал мои методы работы с текстом. В "Заключении" я тогда написал, что книжная тема неисчерпаема, и осталось ещё множество сторон чтения, которые мне хотелось бы раскрыть. Поэтому я не отказываюсь от идеи написать продолжение книги. И хотя пока это задача категории "когда-нибудь")) (без конкретных сроков начала и завершения), я потихоньку продолжаю собирать материалы о чтении.
Материалы эти разные по формату и качеству, но для всех любителей чтения, интересующихся тем "как это работает", и желающим выйти на новый уровень, хочу рекомендовать четыре книги, прочитанные мною в 2021-2022 годах:
1. Вулф Марианна. Пруст и кальмар. Нейробиология чтения.
2. Вулф Марианна. Читающий мозг в цифровом мире.
3. Мангель Альберто. История чтения.
4. Мангель Альберто. Curiositas. Любопытство.
Очень кратко, почему из всего прочитанного мною о чтении за последние 2-3 года я выделил именно эти книги:
1. В советской психологии (которую модно сейчас забывать и обесценивать) был принцип орудийности, восходящий ещё к бородатому основоположнику Энгельсу ("Труд создал из обезьяны человека" - взяла она в лапы палку-копалку, и понеслось! )). Если упрощённо, то все "высшие" психические функции (речь, абстрактно-логическое мышление, произвольное внимание и т.д.) выстраиваются на основе "низших", биологически обусловленных. Выстраиваются в совместной деятельности с другими людьми, а сама эта деятельность характеризуется широким применением "орудий" - причём речь тут не столько о палке-копалке (и прочих механизмах-гаджетах), сколько о знаках и символах, способах коммуникации, ментальных моделях и прочих "идеальных орудиях".
Вот книга этой позитивной выпускницы Гарварда
https://en.wikipedia.org/wiki/Maryanne_Wolf вполне в духе Выготского-Лурии подробно изучает роль письменных знаков и деятельности с ними ( =чтения и письма) в развитии человеческого сознания и мозга. Вулф начинает с базового факта, что
на уровне физиологии наш мозг не приспособлен к чтению от слова "совсем". Просто нет соответствующих нейронных структур и "естественных" видов активности, которые давали бы людям возможность "читать как дышать". Но как и почему мы тогда читаем?! Книга и пытается ответить на этот вопрос...
В книге три части: 1) Первая часть скорее культурно-историческая. В ней рассматривается как развивались в истории человечества различные системы письменности, и каким образом использование различных видов письменности влияло на человеческий мозг. (Чтение и письмо связаны, это две стороны знаковой деятельности).
2) Вторая часть рассматривает чтение в онтогенетической перспективе - т.е. как учатся читать дети, и что в это время происходит с их мозгом. Выделены стадии: до-читатель; читатель-новичок; декодирующий читатель; бегло читающий и понимающий читатель; умелый читатель.
По каждой стадии есть много интересного! Например, важно, чтобы даже в младенческом до-читательском возрасте (до 3-4 лет) родители много разговаривали с ребёнком и уже начинали читать ему бумажные книги (создаётся своего рода импринтинг на чтение, как на эмоционально значимый вид деятельности). Например, в разделе про умелого читателя есть замечательная "временная шкала чтения", на которой подробно расписана последовательность мозговых процессов, необходимых для осмысленного и глубокого понимания текста (всем маньякам скорочтения изучить обязательно!))). И очень мне созвучен вывод автора о том, что развивающий эффект чтения лучше всего заметен со временем; что польза от чтения есть лишь при регулярной и многолетней работе с текстами.
3) Третья часть посвящена проблеме дислексии. Я не работаю с дислектиками, но какие-то базовые знания в голове были)) - и тем интереснее было читать! Автор предлагают нейробиологическую модель "пирамида чтения" из 5 уровней: а) на верхнем целостное поведение; б) далее когнитивные и моторные процессы, из которых состоит данное поведение; в) ещё ниже уровень устойчивых нейронных структур, обеспечивающих данные процессы; г) далее нейронные сети и механизмы, создающие структуры и связи между ними; д) на самом низшем уровне генетические механизмы. И далее подробно анализирует, какие именно особенности различных "этажей" могут приводить к трудностям в освоении чтения.
Резюме: для "практиков чтения" полезной информации мало (разве что во 2 части), но для "теоретиков про чтение" много интересных данных, идей, вопросов.
2. Вторая книга Марианны Вулф мне понравилась меньше, чем первая. Возможно потому, что она менее научная, но зато более личная. Вулф написала книгу в формате писем (не очень понятно, какой именно аудитории адресованных))), в которых частично пересказывает идеи из книги "Пруст и кальмар" (более доступно), и делится своим личным сравнительным ("цифра vs бумага") опытом чтения .
Я не случайно заострил внимание на проблеме адресата. В явном виде Вулф нигде не упоминает про ЦА книги, но, как мне показалось, она в большей степени адресована педагогам и родителям, которые учат детей читать, и которые находятся на переднем крае тех вызовов, которые создаёт для традиционного "бумажного" чтения цифровая реальность.
Можно сколько угодно иронизировать над А.Курпатовым, получившим почётную премию за лженауку (ВРАЛ-21), а именно за "цифровой аутизм" и "информационную псевдодебильность", но большая часть книги Вулф (с добротными научными пруфлинками в примечаниях) как раз о тех угрозах, которые создаёт цифровая реальность (как альтернатива классическому чтению) для развития ребёнка.
В книге много негативных фактов, но, пожалуй, самое опасное по мнению Вулф - вытеснение медленного, глубокого, аналитического чтения быстрым поглощением уже готовой информации. Мы теряем способность понимать многообразие значений и смыслов (просто пролетая мимо них на быстрой скорости, привычной для чтения с экранов), выстраивать длинные логические цепочки (делая самостоятельные выводы из текста). Соответственно страдает критичность и точность мышления. Также деградирует творчество - вместо самостоятельных открытий, извлечённых из длинных и связных текстов, мы получаем мозаику мало связанных данных, усмотреть в которых что-то новое (и системно сложное) практически невозможно.
Вулф идёт и дальше: она рассуждает о роли чтения в формировании человечности как таковой. Книги (художественные) - школа эмпатии и своеобразные учебники эмоционального интеллекта. При этом именно классическая литература помогает развить в нашей психике тонкие эмоциональные настройки. Книги же "низких" жанров (бульварные романы, детективы и т.п.) внедряют в сознание упрощённые эмоциональные схемы и роли (героев и антигероев), которые имеют мало общего с реальной жизнью. Насколько современная цифровая реальность учит сопереживать? Скорее наоборот, учит эмоциональной тупости (привет "цифровому аутизму"))).
Негативных фактов (цифровая реальность vs бумажное чтение) в книге много, но они плохо структурированы. Размазаны по тексту, но при желании можно наковырять много)) . Тем не менее, нельзя сказать, что Вулф является фанатичным "старовером", призывающим отменить гаджеты. Она прекрасно понимает, что технический прогресс обратного хода не имеет, и что нужно искать компромисс между старым и новым. Компромисс заключается в формировании у детей (начиная с детского сада и в школе) так называемой "цифровой мудрости".
Идея описана в 8 письме; кратко её суть в том, что бумажная и цифровая реальность должны дополнять и усиливать друг друга, заимствуя характерные "орудия". Вулф считает, что начинать нужно с изменения отношения детей к цифровой реальности через... обучение их программированию! На уровне освоения простейших "детских" фреймворков, позволяющих анимировать картинку, заставить двигаться лего-машинку, создать свою веб-страничку и т.п. Главная идея в том, чтобы изменить потребительское отношение к цифровой реальности на созидательно-познавательное; плюс работа с кодом помогает задействовать те же зоны мозга, что активны при вдумчивом чтении. И параллельное проведение уроков литературы, где детей будут учить глубокому аналитическому чтению (т.е. исследовать "коды" текста), будет усиливать и их.
Резюме: лично мне книга была полезна в плане самоанализа - насколько мои навыки чтения с экрана конфликтуют/гармонируют с бумажным чтением. Отловил пару интересных "тараканов"))). Например, что если в бумажной книге встречается сложное для понимания место, мозг автоматом переключается в режим сканирующего/просмотрового чтения, выхватывая понятные слова и фрагменты текста)). А потом из этих кусочков складывает некое понимание, которое, при повторном вдумчивом прочтении текста, может очень сильно отличаться от того, что хотел сказать автор)).
И второе, что мне понравилось - это идея "цифровой мудрости". В психологии только-только приступили к изучению влияния цифровой реальности на мозг и сознание; в педагогике лишь первые шаги (на уровне экспериментальных программ) по совмещению цифры и бумаги. Как создать синергию между ними? Технически задача очень интересная, буду думать 😉 .
3. Для начала пару слов о том,
кто такой Альберто Мангель (Мангуэль) http://manguel.com/ . Формально - писатель, журналист, редактор и т.д. В общем, гуманитарий и литератор широкого профиля)). Но дядька на самом деле легендарный! В 18 лет он стал помощником - чтецом у слепого Борхеса. И именно этот великий герменевтик нашего времени привил ему любовь к книгам и мастерство глубинного чтения. Во-вторых, Мангель собрал собственную роскошную библиотеку, в которой более 40 тысяч томов.
И в третьих, у меня есть свой собственный критерий мощных авторов... Я как бы считаю себя человеком более-менее образованным))). И когда в каком-нибудь культурологическом тексте начинается обильное упоминание авторов и произведений всех времён и народов, я обычно понимаю, о ком и о чём идёт речь. Но есть некоторые тексты, которые вызывают у меня культурный шок)). Если 20-30% упомянутых в тексте имён/названий мне незнакомы, я чувствую себя дикарём и недоучкой((. Я прям чувствую, как связная ткань мировой Культуры расползается, и в её пёстром полотне появляются прорехи. Когда я сталкиваюсь с подобным, я лезу в словари и энциклопедии, пополняю мой список чтения, ощущаю зуд первооткрывателя новых смыслов)). Но вот с годами и с накопленным опытом культурно шокировать меня всё сложнее. А вот книгам Мангеля (и первой, и второй) это вполне удалось.
Первую книгу "История чтения" можно по праву назвать "путеводителем по чтению" - это
взгляд с птичьего полёта на различные аспекты чтения. В книге двадцать небольших главок, которые читаются на одном дыхании, и охватывают всё - и историю появления первых книг, и как обучали чтению, и об авторах, переводчиках, читателях, и о много другом. Лично мне особенно понравились главы "Чтение картинок" (оказывается, современная тяга к визуализации - комиксам и т.п. вовсе не нова; больше всего книг-картинок издавала церковь в Средние века и в Новое Время для неграмотных верующих); "Слушая чтение" и "Автор как читатель" (об уходящей традиции публичного чтения вслух; а ведь наши родители ещё помнят времена, когда послушать поэтов собирались стадионы); "Форма книги" (о том, какие бывают книги и как книга может эволюционировать как знаковый объект. Несколько лет назад мне довелось побывать в Кракове в библиотеке проекта "
Liberature"
https://en.wikipedia.org/wiki/Liberature ; чтобы получить представление о возможных вариантах "книги", гляньте программный текст основателя проекта:
https://core.ac.uk/download/pdf/53111543.pdf , там есть примеры).
Некоторые главы в книге Мангеля забавны. Например, в "Чтении наедине с собой" он абсолютно серьёзно размышляет о том, в какой позе удобнее всего читать, и почему мы так часто читаем лёжа)) . В главе "Книжный червь" он рассуждает об очкариках, но приходит к тому, что вовсе не наличие очков и обширной библиотеки делают человека настоящим книжником. Довольно любопытными (хотя и несколько поверхностными) мне показались главы "Чтение за стенами" (о делении литературы на "мужские" и "женские" жанры) и "Запретное чтение" (написано на примере американских рабов, которым до освобождения запрещалось читать под страхом смерти; но выводы о роли грамотности и образования далеко идущие и актуальные и для нашего времени).
Резюме: очень помогает лучше понять наши/мои читательские корни. Многие мысли автора созвучны тому, что я описал в моей книге в главе 10 "Чтение для удовольствия" ("удовольствие" как созерцание, погружение в океан смыслов). Мы с ним одной крови))
4. Книга Мангеля "Curiositas. Любопытство" - это текст для самых продвинутых книжных фриков)). Сразу предупреждаю, что он довольно сложный стилистически, требует от читателя огромной эрудиции и готовности вгрызаться в сложные философские вопросы.
Для начала, прежде чем приступать к чтению "Curiositas. Любопытство", я бы настоятельно рекомендовал перечитать "Божественную комедию" Данте Алигьери. Потому что именно этот шедевр мировой культуры автор использует как сквозную метафору на протяжении всей книги.
Названия глав книги сформулированы в виде вопросов: "Что такое любопытство?", "Что мы хотим знать?", "Как мы рассуждаем?", "Как увидеть то, о чем мы думаем?" и т.д. Каждую главу автор начинает с личного опыта; с какого-то персонального инсайта, связанного с событиями его жизни. Отталкиваясь от этого осознания, автор находит нечто аналогичное у Данте. Затем мостик перекидывается к культурно-историческому контексту ("А что именно тогда хотел и мог сказать Данте?"). Далее автор ищет параллели в других великих текстах и контекстах мировой Культуры. И ещё дальше он экстраполирует (в некоторых главах) найденные смыслы на наше время и на те глобальные вопросы, на которые мы (и общество, и отдельный человек) ищем ответы и сегодня.
Предупреждаю, что следить за ходом мысли автора непросто. Пожалуй, ещё сложнее извлечь из его рассуждений какую-то конкретную "личную выгоду" (в виде чётких рекомендаций по саморазвитию, типа "Как дальше жить и что делать?"))). Также предупреждаю, что хотя названия глав и сформулированы в виде вопросов, автор на эти самые вопросы чётких ответов не даёт. Он скорее предлагает оригинальный угол зрения, своего рода "историческое расследование" того, как люди искали ответы на эти вопросы, и что получалось в процессе.
Резюме: в очередной раз убедился, что глубина понимания текста зависит от нашей образованности, от объёма нашей культурной "базы данных". Подтвердилось моё мнение о том, что пополнение и актуализация этой "базы" - пожизненная задача. Хотя, конечно, никто не отменяет личный выбор - можно постепенно деградировать, вместо серьёзных текстов (что требует напряжения мозгов) разглядывая лишь котиков в соц.сетях (что успокаивает))).
Всем добра и глубокого читательского опыта!
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно
загляните в "Чаевые"!
Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com
Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте
"Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").
Моя книга
Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Про биологию чтения мне понравилась книжка французского нейробиолога Станисласа Деана "Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг". Он достаточно дотошно рассматривает работу мозга на разных стадиях чтения: распознавание образов, понимание, что мы смотрим на буквы, извлечение смыслов. Рассматривает тему о том, отличается ли работа мозга у людей из культуры, где используется фонетическое письмо и иероглифы и много всего еще.
ОтветитьУдалитьЯ когда-то у себя в блоге написал небольшой обзор на эту книгу - https://jenyay.net/blog/2022/05/14/kniga-stanislasa-deana-pryamo-sejjchas-vash-mozg-sovershaet-podvig/
Евгений, благодарю за дополнение! Отличная в вашем блоге рецензия; книгу Деана добавил в список на прочтение
УдалитьСпасибо, Сергей, за Ваши тексты. Не исчезайте надолго.))
ОтветитьУдалить