Страницы

воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Все, что вы хотели знать о фрирайтинге

Все, что вы хотели знать о фрирайтинге



Пишу этот пост 23 февраля, и вот какие забавные вещи вспоминаются мне... Только не смейтесь, но во время службы в рядах ВС СССР я увлекся автоматическим письмом. Читал сначала Блаватскую, потом подвернулась "Книга медиумов" А.Кардека, и я решил: "А почему бы не попробовать?" :) 

Разумеется, Советская Армия - самое подходящее место для занятий спиритизмом))  Вечный недосып, постоянные стрессы, избыток командирского маразма - в общем, ИСС (измененное состояние сознания) там присутствовало всё время. Вот я и решил: А почему бы на фоне этого ИСС не пообщаться с духами? 

Автоматическое письмо по версии 19 века: спирит вызвал духа и поддерживает связь с ним, а медиум записывает послания


Я работал в секретной части, и в своём рабочем сейфе хранил всё самое ценное - книги, пачку чая, кипятильник (сооруженный из провода и двух бритвенных лезвий :)), и мои рабочие тетради/блокноты. Тетради имели смешанное назначение. В них я конспектировал книги; рисовал; записывал сочиненные стихи/рассказики. Они же служили в качестве личного дневника. В этих же тетрадях я решил фиксировать и мои опыты с автоматическим письмом.

Что такое автоматическое письмо? 




Что такое автоматическое письмо? Пример из "Мадам Оракул"



У Маргарет Этвуд в книге "Мадам Оракул" есть довольно забавное описание, как главная героиня книги (девушка-подросток) осваивала автоматическое письмо:

"Однажды вечером, когда родители куда-то ушли, я разыскала на первом этаже, в столовой, свечку, взяла с телефонного столика красную шариковую ручку и отрывной блокнотик матери и отнесла к себе. Зажгла свечу, выключила свет в комнате, села перед туалетным столиком, уставилась на маленький огонек в зеркале и стала ждать, что будет. Я очень старалась не шевелить рукой: хотела, чтобы все было по-честному. Ничего особенного не происходило, только огонек в зеркале стал казаться больше.

Потом я помню, как загорелась. Сама не заметив, я наклонилась слишком близко к свече. У меня тогда была челка, волосы зашипели, начали съеживаться. Прижимая руку ко лбу, я побежала в ванную; челка сильно обгорела, и мне пришлось ее срезать, из-за чего на следующий день мать устроила сцену — ведь на мою стрижку совсем недавно потратили пять долларов. Я решила впредь воздержаться от занятий Автоматическим Письмом.

Но в блокноте кое-что осталось: длинная красная линия, извивающаяся, закрученная, как червяк, как хвостик шерстяного клубка. Я не помнила, как ее нарисовала; но если это все, что имела мне сообщить Другая Сторона, стоило ли беспокоиться? " 

Разумеется, я делал все иначе. У меня не было зеркала и свечи; и я не пытался вступить в контакт с каким-то конкретным духом (как часто получается у медиумов в классическом оккультизме). Моя процедура автоматического письма больше напоминала весёлый свадебный конкурс "нарисуй автопортрет с завязанными глазами" :). В абсолютной темноте я садился за стол; ставил руку с карандашом/ручкой на блокнотный лист; фокусировался на дыхании и расслаблялся; а потом как бы направлял поток моих мыслей, образов и эмоций в руку. Установка была такая: "Рука сама пишет то, что хочет". При этом я принципиально смотрел перед собой (в себя :)), и визуально никак не контролировал то, что там выводится на листе. Идея была в том, чтобы полностью разорвать связь между "головой" (сознательным самоконтролем) и "рукой" (психомоторным действием). Хотелось добиться того, чтобы бессознательное выражалось (писАлось) "само по себе", совершенно спонтанно.

Что у меня получилось, я обязательно напишу дальше, но, чтобы поддержать интригу ;) , приведу ещё один длинный отрывок из книги Маргарет Этвуд. Думаю, он будет полезен для понимания "автоматического письма" с чисто технической (а не оккультной) точки зрения. 

Чтобы было понятно о чем речь в отрывке: главная героиня книги (Мадам Оракул) - писательница, которая пишет попсовые любовные романы для домохозяек. Такие многотомные серии в пёстрых обложках и на газетной бумаге. Действие этих романов происходит как бы в прошлом, на фоне исторических декораций. Героиня очередной такой книжонки - Пенелопа - по задумке автора является медиумом. И чтобы лучше описать Пенелопу, автор (т.е. Мадам Оракул) решила вспомнить свои опыты с автоматическим письмом. И вот что из этого вышло: 

"Я зажгла свечу и поставила перед зеркалом на туалетном столике. (Я недавно купила трюмо — такое же, как у матери.) И, только сев к зеркалу, вспомнила свой давний эксперимент с Автоматическим Письмом. В тот раздело кончилось загоревшейся челкой. Я на всякий случай убрала и заколола волосы. Я не ждала никаких сообщений, а только хотела воссоздать сцену из книги, но все же решила, что рядом не помешает ручка или карандаш.

Пенелопа, ясное дело, была медиумом и легко впадала в транс. Кроме того, она выпила странной жидкости из диковинного фиала — что, разумеется, тоже помогло делу. Я опять пошла на кухню, налила скотча с водой, выпила. Затем вернулась к зеркалу и попробовала сосредоточиться. Может, Пенелопе предстоит получить от сэра Перси сообщение, что он в опасности? Или она сама должна что-то передать?.. Кто она, приемник или передатчик? Вот бы наладить такой метод общения… придется закрывать телефонную компанию Белла…

Отвлекаешься, дорогая. Ты — Пенелопа, строго напомнила я себе.

И пристально уставилась на свечу в зеркале — зеркальную свечу. Их было целых три, и я знала, что если чуть-чуть передвинуть боковые створки, то передо мной выстроится бесконечная шеренга свечей… В комнате стало очень-очень темно, намного темнее, чем раньше; свеча, наоборот, засияла удивительно ярко… Держа ее в руке, я шла по длинному коридору, куда-то вниз, потом свернула за угол… Я кого-то искала, мне было необходимо кого-то найти.

С краю зеркала что-то мелькнуло. Я судорожно охнула и обернулась. Сзади кто-то есть! Но нет, никого. Совершенно очнувшись, я услышала из соседней комнаты приглушенный шум телевизора и голос комментатора: «Он ведет мяч, бьет по воротам… Мяч стремительно летит обратно! Возможно, рикошет… Сейчас будет повтор…»

Я опустила глаза и посмотрела на бумагу. Там, какими-то каракулями, ничуть не похожими на мой почерк, было выведено одно-единственное слово:

НАКЛОН

Я задула свечу, включила верхний свет. Наклон? Что за чушь? Что, скажите на милость, имеется в виду? Я достала тезаурус Роже в бумажной обложке, по которому обычно подбирала синонимы к распространенным словам, вроде дрожать — трястись, трепетать, ходить ходуном; и нашла это слово.

Наклон — 1 обычно о судне, самолете: крен; 2. склонение, наклонение / о голове; кивок.

Что за идиотское слово, подумала я, какой от него прок Пенелопе или Эстелле? И только потом ясно осознала, что произошло. Я написала что-то без своего ведома и, хуже того, видела в зеркале, точнее в комнате, какого-то человека — он стоял за моей спиной. Это совершенно точно. Я сразу вспомнила все, о чем говорила Леда Спротт; все было по-настоящему, абсолютно реально; кто-то пытался мне что-то сообщить.

Я захотела вернуться в мрачный, странно светящийся коридор и увидеть, что там, с другой стороны…
И все же меня туда вовсе не тянуло. Слишком страшно — и слишком нелепо. Что за глупости, свечи, зеркала; я же не какая-нибудь престарелая спиритка. Мне, конечно, нужно послание для Пенелопы, но я совсем не готова спалить ради него себя.
Я пошла на кухню и налила еще виски.

С этого все и началось. Зеркало и любопытство победили. Пенелопа была временно забыта, осталась сидеть в кресле: ею я займусь позже. Слово предназначалось не ей, а мне; необходимо выяснить, в чем тут соль. Наутро я отправилась в ближайший супермаркет «Лоблауз», купила шесть пар длинных свечей и в тот же вечер, пока Артур смотрел футбол, снова вошла в зеркало.

Ощущения были примерно те же, что и в прошлый раз, и так продолжалось примерно три месяца — столько времени заняли мои эксперименты. Я чувствовала, что иду по темному коридору вниз, и понимала, что если еще и еще раз заверну за угол — мои путешествия становились все длиннее, — то найду искомое: правду, или слово, или человека, которые ждут меня, предназначены мне. Но ощущение, что кто-то стоит у меня за спиной, больше не повторялось. Когда я выходила из транса — думаю, именно так можно было назвать мое состояние, — в блокноте, лежавшем передо мной, оказывалось слово или несколько, а иногда целая фраза. Только дважды не осталось ничего, кроме каракуль. Я подолгу смотрела в блокнот, пытаясь постичь смысл написанного; потом лезла в тезаурус — и почти всегда соседние слова удачно складывались в фразы:

Кто там клонится с носа корабля
Кто эта путница, куда она стремится
наклон земли, наклон небес
кивок удачи
той лодке смерти; почему она поет
Колени преклонив, она склоняет спину
пред силой ее слезы так темны
и так зазубрены они — та смерть, которой так боишься
И под водой, и под водой небес
те слезы льются темными цветами

Я не очень понимала, что это значит, и никак не могла дойти до конца коридора.

Между тем, слова, копившиеся в блокноте, становились все загадочнее и страшнее: «железо», «гордо», «нож», «сердце». Поначалу текст выстраивался вокруг одной женщины, и спустя какое-то время я видела ее почти воочию: она жила не то под землей, не то в огромной пещере или колоссальном здании, иногда плыла в лодке. Она обладала невероятным, почти божественным могуществом, но ее сила была проклятьем. Я никак не могла понять, что это за женщина Она отличалась от всех, кого я видела в воображении, и, абсолютно точно, не имела ничего общего со мной. Я была совсем другая — счастливая. Счастливая и бессильная.

Потом начал появляться второй персонаж, мужчина. Между ним и женщиной что-то происходило; на страницах блокнота возникали таинственные любовные письма, непонятные, пугающие. Я чувствовала, что мужчина — плохой, но почему, объяснить не могла; временами он казался вполне хорошим. У него было много обличий. Иногда в блокноте появлялись целые пассажи словно бы из другой оперы и длинные, прозаические, невероятно скучные проповеди о смысле жизни".  

Тут есть где порезвиться психоаналитику :), но сейчас не об этом... В скором времени сеансы автоматического письма пришлось прекратить. От себя добавлю, что у меня был похожий опыт во время медитации, когда я "застрял в картинке", и с очень большим трудом и страхом смог вернуться к обыденной реальности. Т.е. Этвуд описывает это очень правдоподобно: 

"Не знаю, что было бы дальше, но только эти занятия пришлось прекратить. Однажды вечером я не смогла выбраться из зеркала. Шла, как всегда, по коридору со свечой в руке, и та внезапно погасла. Думаю, она погасла по-настоящему, потому-то я и застряла в зеркале. В темноте я потеряла ориентацию и боялась пошевелиться и даже повернуть назад, чтобы случайно не зайти еще глубже. Мне не хватало воздуха, я задыхалась.
Представления не имею, сколько это продолжалось; по ощущениям — много столетий. Потом я почувствовала, что меня трясет Артур.

— Джоан, чем ты занимаешься? — недовольно спросил он. — Что с тобой происходит?

Я сразу вернулась в нашу спальню и так обрадовалась, что благодарно обхватила Артура за шею и расплакалась.  ... 

Я тут же поклялась себе прекратить заниматься глупостями. Леда Спротт предупреждала, что Автоматическое Письмо требует специальной подготовки, и теперь я в этом убедилась. ... Но у меня остался целый ворох записей. Спустя несколько недель я их просмотрела и решила, что они ничем не хуже книжек, которые я видела в магазинах. Подумав, что ими может заинтересоваться одно из маленьких экспериментальных издательств, я перепечатала всё на машинке и отослала в «Черную вдову»." 

Как вы догадываетесь, заметки эти опубликовали под псевдонимом "Мадам Оракул"; и главная героиня стала невероятно знаменитой :).



Мои опыты с автоматическим письмом



Будете смеяться, но во время моих сеансов автоматического письма у меня получалось нечто похожее на то, о чем пишет М.Этвуд. Только у меня почти всегда получалось что-то близкое к стихам или к рифмованной прозе. Вот парочка сканов* для примера: 

Образчик моего как бы автоматического письма №1 :)

1.   Чёрная бездна, помнишь ли ты обо мне?
Серые тени тайно живут в твоей глубине,
Тайно мелодию ужаса 
Мне напевает желтоглазая тварь.
О, на грани кровавой Луны
Я соскальзываю в объятья твои,
многорукая Мать!
Мать Времени! - что за мелодия снов 
вихрем ломает солнечный день?
Они окружают меня...
Пучина - ты так сладка! 
Ночь убаюкает разум страданием, болью
Забвением сердца, потерей себя
Ад одиночества... Грёзы ночные.
Ужас кошмарного сна...
Нет  - это явь! До конца... 

Образчик моего как бы автоматического письма №2 :)

2. Я бреду по улицам этого города
Я ищу что-то словно в бреду
Но деревьев не видно - 
Они ниже своих каменных братьев
где тысячи листьев 
хранят шелестящий уют
радуются собственной зелени
и вечности жизни.
Иллюзии рвет ветер холодный - 
они упадут под ноги грядущих
удобряя почву останками кармы - 
целительным перегноем
И вырастут новые листья
беспечно вечностью гордые
и опадут
Гряды облаков словно грядки
Поднялся цветок Луны

Образчик моего как бы автоматического письма №3 :)

3. Вновь чередою пасмурные дни
Сквозь зиму вечную бредут
Тоскою желтой блекнут фонари
Мне создавая призрачный уют 

/* - отрывочков таких у меня много :). Выкладываю самые длинные и самые связные. Там, где по 1-2-3 слова или что-то неразборчивое - совсем не интересно. Если среди читающих будут психологи, которым захочется интерпретировать выложенные фрагменты - резвитесь! :)) Хочу лишь сказать, что это записи 30-летней давности, а с тех пор огромная работа над собой проделана/. 

Зачем я так подробно пишу об этом? На самом деле, с точки зрения классического оккультизма, то, чем занимался я или Мадам Оракул из книги М.Этвуд, ну никак нельзя назвать автоматическим письмом. Хотя бы потому, что не было ощутимого контакта с какими-то потусторонними сущностями; не было персонификации этих сущностей. Воздух не холодел и не сгущался; призраки медиуму не являлись и не представлялись :) (т.е. "контакта" как такового не было); глубокого спиритического транса не было; диалога с сущностями не было и т.д., и т.п. А с другой стороны, это и хорошо, что такого контакта не было - душа моя чище осталась... Но что же тогда было?!

А была это письменная практика, дающая возможность установить более тесный контакт со своим подсознанием и со своими творческими способностями. И сегодня такая письменная практика (и много похожих) получила название фрирайтинг. 



Что такое фрирайтинг? Краткая история фрирайтинга 



Фрирайтинг (калька с английского freewriting) дословно "свободное письмо", точнее, "свободное писательство". Наверное, самый правильный русский смысловой аналог - "сочинение на свободную/вольную тему" :). Фрирайтинг - это написание текста без каких-либо ограничений - просто выплескивание на бумагу всего, что есть в сознании. Во фрирайтинге главное процесс, а не результат. Главное полностью погрузиться в процесс вождения ручкой по бумаге :), не обращая внимания на свой почерк, правила правописания, и критику со стороны своего Внутреннего Цензора.   

Уверен, что при желании "фрирайтинговый подход" к написанию текстов можно найти ещё "от Гомера" (т.е. в глубокой древности). Автором термина freewriting в его современном понимании считают профессора филологии Мичиганского университета Кеннета Макрори (Ken Macrorie), который предлагал использовать фрирайтинг как педагогический прием для развития навыков письма у старшеклассников и студентов.  От себя добавлю, что Макрори работал в 1960-70 годы и каких-либо крупных публикаций (именно по теме фрирайтинга) не оставил. В сети за исключением отдельных его статей "не про то" тоже ничего не откопать.  

Наиболее подробно и обстоятельно сущность и приемы фрирайтинга описал другой профессор филологии (уже из Массачусетского университета) - Питер Элбоу (Peter Elbow). В 1973 году Элбоу издал книгу "Писательство без учителей" ("Writing Without Teachers"), где, собственно и писал подробно о том, как работать с текстом с помощью различных приемов, в том числе и с помощью фрирайтинга. В 1981 году вышла его книга (в моем вольном переводе :)): "Крутое писательство: техники совершенствования процесса написания текстов" ("Writing With Power: Techniques for Mastering the Writing Process"). Вторая книга, по сути, является дополненной и более академичной (т.е. с научными обоснованиями предложенных приемов) первой книги, в которую вошли все ключевые идеи и техники Элбоу по работе с текстом. 

На русском книг Питера Элбоу нет (и напрасно, думаю, это большой промах издателей! :(( ), но на английском их вполне можно найти (официально купить / скачать) в сети. У меня сейчас в работе Writing With Power - дочитаю, сделаю, интеллект-карту с основными идеями/техниками, и обязательно размещу в этом блоге. Так что, оставайтесь на связи ;) . Пока могу сказать только про общее впечатление от книги: на мой субъективный взгляд, книга Элбоу гораздо полезнее и глубже, чем трактаты всех последующих популяризаторов фрирайтинга. Очень жаль, что его не переводят и не издают на русском :( . 

Главный популяризатор фрирайтинга - Джулия Кэмерон, написавшая настольную книгу всех творческих людей "Путь художника. Ваша творческая мастерская". Книга Кэмерон по-своему уникальна, так как сумела удивительным образом объединить методы "Анонимных алкоголиков" :) , техники развития творческих способностей, и принципы антикризисной психотерапии.  В результате получилась оригинальная и мощная система, позволяющая выкарабкиваться из творческих кризисов и реанимировать/реновировать творческий потенциал. Стоит ли говорить, что 99% процентов людей не реализуют себя как Творцы. Но если у них остались хотя какие-то поползновения "быть творческой личностью", то книга Кэмерон тут очень помогает. Не удивительно, что с момента первого издания (1992 г.) "Путь художника" - вечнозеленый бестселлер! (В России книга издана в 2005 году, потом неоднократно переиздавалась). 

Если по существу, что Кэмерон предлагает авторскую программу восстановления творческого потенциала, которая длится 12 недель. На каждой неделе используются новые техники, упражнения, творческие задания. Но есть две универсальные "сквозные" техники, которые надо применять всё время, все 12 недель, желательно ежедневно: 1) "утренние страницы" и 2) "творческое свидание". 

"Утренние страницы" - этот разновидность фрирайтинга, когда утро каждого дня должно начинаться с потока сознания, умещённого на трёх рукописных страницах. Для Джулии Кэмерон "утренние страницы" являются способом, благодаря которому можно "очистить" сознание от всех барьеров, которые блокируют наши творческие способности (сомнений, страхов, неуверенности в себе, критики и самокритики и т.д.). "Страницы" убирают весь этот ментальный шум и эмоциональный мусор, и мы лучше начинаем понимать себя, находим контакт со своим Внутренним Ребенком (в смысле юнговского архетипа) / Свободным Творцом. "Страницы" учат нас быть искренними с собой и с миром, являются своего рода катализатором творческого самовыражения. 

Ещё один популяризатор фрирайтинга - писатель, поэтесса, наставник литературного мастерства Натали Голдберг, которую называют "учителем писательского дзэн". В 1986 году издала книгу "Writing Down the Bones" (гм... название явно креатиффно скопипащено с Пола Репса  Zen Flesh, Zen Bones ;) ). Спасибо "Альпине", в 2016 году они перевели и издали эту книгу под названием Голдберг Н. "Человек, который съел машину: Книга о том, как стать писателем".  По сравнению с книгой Джулии Кэмерон (которая про "творчество вообще"), книга Натали Голдберг более специализированная - в ней много приемов именно для совершенствования писательских навыков. Главным методом, конечно же, является фрирайтинг, который Голдберг понимает как своего рода "медитацию на бумаге". В книге многих всяких "дзэн-изречений" :) ; много про личный опыт творчества самой Натали; есть приёмы фрирайтинга (как я сейчас понимаю, практически все заимствованные у Питера Элбоу :( ) ; и совсем немного дельных советов про писательство. Книга очень эмоциональная, сумбурная, экспрессивная, и по стилю (и по некоторым советам ;)) напоминает "Птицу за птицей" Энн Ламотт

Последним в списке "гуру" фрирайтинга можно назвать Марка Леви, автора книги "Accidental Genius: Revolutionize Your Thinking Through Private Writing" (2000 г.; в России "Фрирайтинг. Современная техника поиска креативных решений" была издана "Эксмо" в 2011 году, и сейчас это первое издание уже библиографическая редкость :)). Сегодня проще приобрести второе издание книги "Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей", которая была издана МИФом в 2013 году, и с тех пор тираж регулярно допечатывается.  В качестве курьёза также добавлю, что автора "Accidental Genius" часто путают с другим Марком Леви - модным французским писателем :) . Но если "автор бестселлеров" штампует минимум по одной книге в год (и уже написал их 16 штук), то автор "Фрирайтинга" (владеющий методикой супер-продуктивного создания текстов :)), так больше ничего и не написал... 

Впрочем, по моему мнению, книга Марка Леви наиболее практична и наиболее полезна. Марк является маркетологом (точнее, бренд-консультантом)  с мировой известностью; и ему удалось адаптировать приемы фрирайтинга именно для решения бизнес-задач. По сравнению с экспрессивными и спонтанными барышнями :))  (вроде Н.Голдберг), Леви придерживается своего рода "задачного подхода" к фрирайтингу. Он предлагает использовать фрирайтинг не ради "опустошения сознания", а как способ получения творческого/нешаблонного решения вполне конкретной задачи. Например, для разработки нового продукта, для поиска идей по изменению своей жизни и т.п. М.Леви использует фрирайтинг более рационально, как своеобразный вариант "мозгового штурма". Кроме того, Леви легко комбинирует фрирайтинг с другими техниками креативности.



Как использовать фрирайтинг?



На самом деле очень просто :) - возьмите карандаш или ручку, блокнот или тетрадь, и просто пишите. Можете три страницы (как советует Дж.Кэмерон), можете 15 минут (как советует Н.Голдберг), а можете так, как вам самим нравится. В качестве ежедневного ритуала я трачу на фрирайтинг 10-15 минут; но если мне нужно "помедитировать" над какой-то проблемой, то это может быть и минут 20-30. Можно и дольше, но мне обычно хватает этого времени, чтобы "поймать инсайт" или получить ответы на интересующий меня вопрос. 

Лучше писать каждый день - это помогает не просто сформировать хороший навык изложения своих мыслей на бумаге, но и установить хорошие отношения с собственным подсознанием. Но фрирайтинг даёт хорошие результаты даже в случае однократного применения "по необходимости". 

Когда писать? По моим наблюдениям, если писать утром, то фрирайтинг лучше подходит для "настройки" - эмоциональной, интеллектуальной, творческой и др. - на наступающий день. Чувствуешь себя более спокойным, целеустремленным, собранным. Если писать вечером, то в текст неизбежно "просачиваются" впечатления прошедшего дня, и фрирайтинг приобретает оттенок личного дневника. Начинают "фонить" эмоции, начинается рефлексия по поводу наиболее значимых событий дня. Я не говорю, что это плохо :), просто надо понимать, что время суток накладывает определенный отпечаток на ваши записи.

Я довольно долгое время практиковал именно "вечерние страницы". По сути это были достаточно эмоциональные дневниковые отрывки, где впечатления дня прошедшего микшировались с осколками прошлого и мечтами о будущем. Питер Элбоу называл подобный формат "жалобной книгой" (Desperation Writing); про "страницы отчаяния" есть и у Натали Голдберг; Джулия Кэмерон пишет, что в самом начале творческого возрождения нам необходимо "оплакивать" творческие возможности, которые мы упустили, и творческие способности, которые мы ранее сами в себе задушили. Для меня "вечерние страницы" были своего рода "психотерапевтическим фрирайтингом", началом пути к самому себе. 

Сегодня фрирайтинг - часть моих утренних ритуалов. Просто в какой-то момент я решил заменить "вечерние страницы" утренними, и был очень сильно удивлен приростом моей продуктивности в этот день. С тех пор уверен, что фрирайтинг особенно полезен тогда, когда предстоит трудный и суматошный день - помогает оставаться "в фокусе" несмотря на помехи и отвлечения. Таким вот парадоксальным образом для меня фрирайтинг - это техника тайм-менеджмента :)), которая идеально дополняет ежедневное планирование.  Сознаюсь, что утренний фрирайтинг практикую не каждый день (утренние ритуалы не всегда используются в полном варианте). Но чем насыщеннее событиями предстоит день, тем больше от него пользы. 

Правила фрирайтинга есть у всех перечисленных выше авторов. Но точнее и проще всего, пожалуй, их сформулировал Марк Леви. Вот его шесть правил фрирайтинга

1. Пишите расслабленно, не прилагайте сверхусилий, не "старайтесь".  Войдите в то самое состояние "потока сознания" (Дж.Кэмерон) или "медитации на бумаге" (Н.Голдберг). 

2. Пишите быстро и непрерывно.  От себя добавлю, что пишу от руки и с такой скоростью, что аж пальцы сводит :) . По поводу непрерывности - это желательное условие, но не обязательное. Бывает, что в процессе написания возникает неожиданная "пустота", пауза. Следом за такой паузой обычно следует смена темы - поток сознания просто сворачивает в другую сторону :). 

3. Работайте в жестких временных рамках.  Добавлю, что главное в технике фрирайтинга: максимальная скорость Х ограничения (по времени или по количеству написанных страниц). 

4. Пишите как думаете.  Уточним: есть большая разница между старательно сформулированной, олитературенной речью (устной или письменной), и нашей внутренней речью. Есть много психологических исследований, где выявлены различия между внутренней и внешней речью. Внутренняя речь схематична, фрагментарна, свёрнута, перемешана с образами и ощущениями, нарушает множество правил фонетики, грамматики, стилистики и т.п. Идеальный фрирайтинг - когда удается вытащить на лист бумаги именно внутреннюю речь. 

5. Развивайте мысль, импровизируйте, разворачивайте текст, выстраивайте ассоциативные цепочки, добавляйте образы и ощущения и т.д. Не знаю, в курсе ли Марк Леви таких умных слов :)), но по сути дела он говорит об автопоэзисе - о тексте, который самопорождает, достраивает сам себя. Это знакомо всем хорошим творцам: когда не мы пишем текст, а он сам пишется - мы лишь фиксируем происходящее. 

6. Переориентируйте свое внимание. Леви имеет в виду дополнительные стимулы для фрирайтинга. У Джулии Кэмерон для получения таких стимулов использовались "творческие свидания" - ежедневная "охота" за какими-то яркими эмоциональными впечатлениями, маленькие "творческие приключения", способы порадовать своего внутреннего ребенка. Н.Голдберг пишет о "наводках". Такими "наводками" могут быть разные вещи и события; и можно собрать собственную коллекцию таких тем и ситуаций, про которые легко начать писать и про которые всегда есть, что написать :).  Поскольку Леви практикует "задачный" поход к фрирайтингу, в качестве главного переключателя внимания он использует вопросы. 

От себя добавлю, что все дополнительные стимулы для фрирайтинга (впечатления после "творческих свиданий", "наводки", списки вопросов и т.д.) - это "костыли", которые хорошо помогают, когда "не пишется". А "не пишется" скорее всего потому, что вы плохо вошли в нужное состояние (см. правило №1). "Костыли" могут помочь войти в нужное состояние; но если навык уже сформирован, они не особо полезны (хотя с ними и занятно экспериментировать ;)). 

Резюме: фрирайтинг - очень простая техника, которую очень легко освоить. Главное - начать! :) Главное №2 - практиковать регулярно! Фрирайтинг уникален тем, что это такой своеобразный "самонаводящийся" инструмент. Т.е. он сам подстраивается под вашу наиболее актуальную потребность. Если вы на пике творческой формы - фрирайтинг поможет придумать фейерверк новых идей и подскажет пути их реализации. Если вы в творческой яме - фрирайтинг поможет найти силы внутри себя самого и поможет выбраться из этой ямы. Т.е. несмотря на простоту, техника получается очень мощная. 

Ну и в заключение поста для тех, кто заинтересовался фрирайтингом, добавлю две полезняшки :)  Первая полезняшка: решил сделать обобщенную интеллект-карту про фрирайтинг. Туда вошли конспекты книг М.Леви, Н.Голдберг и Дж.Кэмерон (только то, что касается "утренних страниц"), и ещё всякие-всякости :).  Интеллект-карта получилась ооочень большая, поэтому картинку ниже размещаю со свернутыми ветками. Не огорчайтесь, полный mindmap по книге  можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz   / *.mmap / *.xmind

 mindmap все про фрирайтинг. это карта со свернутыми ветвями, качайте интеллект-карты в других форматах!

(Добавлю, что выкладываю первую версию интеллект-карты. Она у меня в работе, поэтому будет периодически обновляться/дополняться. Проработаю книгу Peter Elbow, добавлю вторую версию mindmap ). 

Вторая полезняшка: пару лет назад сделал для  себя отдельный список "практик" для развития навыков фрирайтинга, которые есть в книге М.Леви. Практики все обкатал на собственном опыте. Наиболее сложными для меня оказались №№ 9, 13, 15, 18. Наиболее полезными: 4, 8, 11, 12.  А самым прикольным - № 6 , это чистый fun :) . 



21 упражнение для развитие навыков фрирайтинга (по книге М.Леви "Гениальность на заказ")




1) 5 минут схематического фрирайтинга о лучшей идее, которую узнали за последние 3 суток. 

2) 5 минут на худшую идею, о которой узнали за последние 3 суток. Потом 5 мин.на то, чтобы развернуть идею в ином направлении. 

3) Прочитайте свой текст. Найдите место, где можно вставить вопрос. С этого места 10 мин. фрирайтинга. 

4) Пишите 5 мин. о сложной ситуации. Пауза. Ещё 5 мин. - детали, отклонения, ассоциации - развить всё "второстепенное" из первого текста. 

5) Пишите 10 мин. фрирайтинга по одной из наводок: «Я хотел бы поведать вам одну историю…» и «Это представляется несущественным, однако…». 

6) Список из 5 жаргонизмов вашей отрасли. По 5 мин. на переозначивание каждого. 

7) Пишите 10 мин. об актуальной, но нерешенной проблеме. Записать очевидные факты, мнения, действия. Не списком, а с логичными переходами. 

8) Пишите 10 мин. о решении актуальной проблемы (с помощью 4 вопросов: Какую проблему я пытаюсь решить? Кому приходилось решать схожую проблему? Как они её решили (или решали)? Как их опыт можно использовать в моей ситуации?). 

9) За 2 дня напишите 100 решений какой-либо важной проблемы. 

10) Вспомните интересное наблюдение, выберите самую любопытную деталь. 10 мин. на преувеличение этой детали. Какие новые интересные идеи возникли? 

11) 10 мин. на "совещание" (письменное обсуждение проблемы с воображаемым "ценным советником") по важной проблеме. Потом выделяете самую интересную мысль, и уже по ней 10 мин. "совещания" с другим советником. Повторить ещё 2 раза (всего 4 х 10 мин.). 

12) 20 минут, чтобы ответить на вопросы: Что мешает и что помогает мне в работе? Особенно как я сам себе помогаю / мешаю. Какие подобные случаи были? Какие идеи были в подобных ситуациях? 

13) В утренние часы 2-3 часа исследуйте в режиме марафона какую-либо идею.

Алгоритм фрирайтинг-марафона: 

1. пишите 20 мин.
2. прочитайте, выделите самое ценное и интересное
3. с помощью вопросов выберите 1-3 момента, которые надо развить далее:

          – Видите ли вы мысль, которую хотели бы развить?
          – Есть ли тут нераскрытая идея, нуждающаяся в конкретизации?
          – Видите ли вы между идеями связь, о которой следовало бы написать?
          – Возможно, вы зашли в тупик из-за ошибки в мышлении, ставшей очевидной лишь сейчас, когда вы перенесли умозаключения на бумагу?
          – Возник ли у вас вопрос, который можно было бы исследовать?

4. сформулируйте "пусковую мысль" для следующего сеанса
          - в виде четкой цели, например, "Я хочу изучить..."
          - в виде вопроса
5. развивайте "пусковую мысль" следующие 20 мин.
6. повторите цикл! важно: в каждом цикле стремитесь к максимально новизне

14) Фрирайтинг 10 мин. о ситуации, которая изнуряет морально или физически. Что именно происходит? 

15) Фрирайтинг 10 мин. о проблемной ситуации, в форме письма человеку, которого эта проблема тоже затрагивает. Потом 10 мин. письмо другому человеку о МЕНЬШЕЙ проблеме. Как идеи из второго письма применить к первой проблеме? 

16) Выберите прочитанную недавно книгу. Пишите 10 мин. о самой ценной идее этой книги + 10 мин. о самой бесполезной идее из этой книги. 

17) Пишите 20 мин. о том, что мне нужно для лучшей жизни. Потом выберите одну из идей: какие действия для её реализации предпринять в ближайшие 3 часа? 

18) Спросите у друга/коллеги, готов ли он прочитать текст по важной для вас проблеме. Если "да", то за 1-2 дня напишите "говорящее" письмо или документ-коллаж, и отправьте адресату.

19)  В этот сеанс фрирайтинга напишите четыре истории.

20) Придумайте собственное писательское правило и опробуйте его прямо сейчас. 

21) Какой писательский проект вдохновляет и является самым амбициозным для вас? Начните работу над ним(с помощью фрирайтинга) прямо сейчас!


На этом всё... Практикуйте фрирайтинг! Делитесь опытом и находками в комментариях!  Всем удачи :) 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



6 комментариев:

  1. Спасибо! Очень подробная статья и отдельно спасибо за минд мапу. Лично я на стадии жалобной книги :) и считаю успехом то, что за два года регулярного ведения записей я наконец-то начала там рисовать . /ага ... 12 недель :) /

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, замечательно!!! Мне, кстати, тоже казалось, что я слишком долго застрял на стадии "жалобной книги" :) Но, думаю, наша психика лучше знает, сколько времени нужно, чтобы очиститься от всякого эмоционального мусора. Поэтому можно смело писать "жалобы" столько, сколько хочется.

      Да, визуальный дневник - это отдельная классная тема! Я пробовал два варианта: а) лист А3 расчерчен табличкой 6 Х 5, и в каждой клеточке зарисовывается главное событие дня. Понравилось, но теряется много информации. Стараюсь уплотнять время, и за день может произойти несколько важных событий; б) просто зарисовывал в блокноте свой день :). На одном листке - события одного дня. Процедура замечательная, но, увы, не знаю у кого как, но у меня на рисование тратится намного больше времени, чем на записи :(. Сегодня использую такие "визуальные страницы" лишь изредка.

      ...а отдельные рисуночки - да, могу добавлять к тексту и во время фрирайтинга ;) Тем более, что это не противоречит идее - во внутренней речи у нас много образов и схем.

      Удалить
  2. очень хорошо написанная стаття, сегодня и начну делать, спасибо за труд.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Как раз думала, покупать ли книгу Марка Леви. Говорят, там вроде воды много.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, нет, по сравнению с книгами Кэмерон и Голдберг, в книге Леви "воды" меньше всего :) Смело можете покупать!

      Удалить
    2. Насчет Кэмерон полностью согласна! )) Пафоса там чересчур и приторной сентиментальности. В Голдберг пока не заглядывала. А Леви видела одну из раритетных в местном книжном) Последнюю...

      Удалить