Люди лгут. Особенно изощренно лгут люди, для которых саморазвитие - не пустой звук, а важная часть их жизни. Лгут они сами себе, но делают это непреднамеренно...
Поясню. В нашу голову периодически приходят всякие светлые мысли о том, как "начать новую жизнь", "измениться в лучшую сторону", "достичь выдающихся целей/успеха" и т.п. Но мысли так и остаются мыслями (или разговорами), а на практике ничего не происходит. Проблески "работы над собой" вязнут в инерции обыденности :(.
Людям кажется, что иногда они как-то "саморазвиваются" (и можно врать себе / утешать себя / хвастаться перед окружающими), но на деле НИЧЕГО не меняется.
По-идее, это классический "стратегический разрыв" - пропасть между глобальными долгосрочными целями и повседневными усилиями по их достижению. Мы ставим красивые цели, но часто очень мало делаем КАЖДЫЙ день что-нибудь для их достижения. Предпринимаем целенаправленные усилия слишком редко. Или это слишком слабые усилия. Или вообще - чисто символические усилия "для очистки совести".
Чтобы преодолеть такой "стратегический разрыв", применительно к саморазвитию существуют три "ключа":
1. На что ежедневно тратится моё время?
2. Достаточно ли сил, энергии я в это вкладываю?
3. На что я обращаю внимание? Насколько я сосредоточен на главном?
Ответ на первый вопрос - это ваш ежедневный тайм-менеджмент; инструменты и техники, которые позволяют вам осмысленно использовать доступное время.
Ответ на второй вопрос - это ваш персональный energy-management. Нужно уметь мобилизовать свои силы на том уровне, который требуется для лучшего решения жизненных задач; но нужно уметь и отдыхать, восстанавливать силы.
Ответ на третий вопрос - это навыки управления своим вниманием. Именно внимание определяет "глубину" нашего погружения в то, что мы делаем; и именно от нашей внимательности зависит, сохраняем ли мы бОльшую часть времени "правильный вектор движения" к нашим главным целям. Как только наше внимание ослабло, мы отвлеклись, и вот мы уже снова занимаемся какой-то ерундой или второстепенной рутиной...
* * *
Внимание - ключевой фактор нашей продуктивности / результативности. Существует три вида внимания:
а) непроизвольное - когда мы автоматически реагируем на новизну; на любой стимул, достаточно сильно выделяющийся из фона
б) произвольное - это волевое сосредоточение, концентрация на чём-либо (на каком-то деле, размышлениях, восприятии информации и т.п.). Произвольное внимание - замечательная вещь, у которой есть один очень серьёзный недостаток. Произвольное внимание является ОЧЕНЬ энергозатратным процессом для нашего мозга.
Считается, что взрослый человек способен поддерживать произвольное внимание на уровне максимальной концентрации 30-40 минут. Потом ему нужен отдых, или он начнёт допускать серьёзные ошибки в том, что делает. Или его "уставшее внимание" начнёт искать спасения в отвлечениях, спонтанно переключаясь на любой случайный стимул (т.е. превратится в непроизвольное).
в) послепроизвольное - это самый интересный вид внимания, напрямую связанный с высокой продуктивностью. Послепроизвольное внимание связано с целым комплексом факторов: высоким уровнем мотивации, положительными эмоциями, творческим и игровым отношением к делу, осмысленностью того, что мы делаем и т.д.
Собственно, то, что Чиксентмихайя называет "потоком" на языке научной психологи называется "макросистемным описанием послепроизвольного внимания" :)).
Но есть два особенно интересных свойства послепроизвольного внимания: во-первых, оно основано на произвольном внимании, как бы опирается на тренированное и "сильное" произвольное внимание. Просто так - без предварительных усилий произвольного внимания - запрыгнуть в состояние "потока" невозможно!
Во-вторых, послепроизвольное внимание не требует волевых усилий для поддержания максимальной сосредоточенности. Послепроизвольное внимание в некоторых случаях парадоксальным образом не истощает ресурсы мозга, а наоборот, "заряжает" нас энергией!
* * *
Сегодня издана масса книг по тайм-менеджменту и довольно много источников по energy management. А вот тема управления вниманием незаслуженно забыта :(. Пожалуй, кроме книг упомянутого М.Чиксентмихайи навскидку ничего и не вспомнить...
Состояние "потока" - очень классная штука! Любой, кто занимается саморазвитием, мечтает "поймать поток", "жить в потоке" и т.п. Но когда поток упорно "не ловится" :), мало кто вспоминает о том, что нужна прочная база - в виде тренированного произвольного внимания. В виде навыков, позволяющим своим произвольным вниманием управлять и уметь переключать его в послепроизвольное (а там уже и до настоящего "потока" совсем рядом :)).
Но теперь появилась отличная возможность заполнить этот пробел. Рекомендую просто отличную книгу Люси Джо Палладино "Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления" (МИФ, 2014; страница книги на сайте издательства; купить на Озоне).
Книга ооочень крутая! Впрочем, давайте по порядку: сначала об авторе. К сожалению, об авторе в сети довольно мало информации :(. В сети есть два сайта: один как бы об авторе, другой посвящён книге "Максимальная концентрация". Сайты одинаковые как близнецы-братья, и, к сожалению, мёртвые :(. Т.е. обычные рекламные сайты, не предполагающие никакого интерактива с посетителями. Что удалось найти интересного?
Люси Палладино - доктор психологии и практический психолог (с 35-летним стажем; что круто, т.к. я вот психолог всего с 25-летним стажем ;) ), эксперт по психологии внимания. Если я правильно понял, то основной опыт работы автора - в качестве школьного психолога. Неспособность к сравнительно долгой концентрации, лёгкая отвлекаемость - это традиционное слабое место современных школьников. Я уж молчу про столь любимый специалистами диагноз СДВГ , который ставится настолько часто, что распространенность "синдрома дефицита внимания" напоминает массовую эпидемию (хотя есть и другой взгляд на СДВГ ;))). Поэтому специалисты по коррекции / развитию внимания у детей очень востребованы в современной школьной психологии.
Первая книга Люси Палладино "Dreamers, Discoverers & Dynamos: How to Help the Child Who Is Bright, Bored and Having Problems in School" (на Amazon) была издана в 1999 году, и посвящена исключительно проблемам коррекции нарушения внимания у детей. Идея книги довольно проста: по аналогии со "стилями обучения" (learning styles) существуют устойчивые стили внимания, связанные с особенностями активации головного мозга. Всего можно выделить три таких стиля: "мечтатель" (слабая активация), "исследователь" (оптимальная активация) и "живчик" (гиперактивный ребёнок, избыточная активация). Для каждого типа детей нужны соответствующие условия и упражнения по развитию / коррекции внимания.
Вторая книга "Find Your Focus Zone: An Effective New Plan to Defeat Distraction and Overload" (которая в русском переводе получила название "Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления") вышла в США в 2007 году. И вот эта книга получилась просто отличной, т.к. автору удалось выйти за рамки школьной психологии, и предложить стратегии и методы развития внимания, актуальные для ВСЕХ. Хотя в книге по-прежнему много примеров "из школьной жизни", она будет полезна и взрослым, и особенно тем, кто застрял в своём саморазвитии. Для преодоления стратегического разрыва (т.е. для удержания правильного фокуса внимания) между долгосрочными целями и ежедневными задачами в книге предлагается 8 стратегий и ОЧЕНЬ много методов и техник! ...но об этом чуть ниже...
* * *
На самом деле три "ключа", необходимые для успешного саморазвития (время, энергия, внимание) неразрывно связаны друг с другом. Проще всего внимание связать с энергией, т.к. уровень внимательности во многом зависит от общей активации (не только нервной системы, но и организма в целом):
Когда активация слишком высока ("перевозбужденность" на схеме ), то наше внимание становится беспокойным, начинает "скакать" с одного объекта на другой. Мы гиперактивны - суетимся, легко "впадаем в эмоции", но не в состоянии удержать внимание даже на решении простой задачи. В подобных ситуациях правильной стратегией будет "снижать уровень адреналина"; использовать любые методы, которые сделают нас спокойными и расслабленными.
Если активации не хватает ("недостаточная возбужденность", апатия), наше внимание начинает "скользить"; незаметно для нас самих смещаясь на разные объекты. В подобных ситуациях нам необходимо "взбодриться", повысить свой энергетический тонус.
Управление вниманием - это просто:
1) Сначала надо осознать собственное состояние (У меня избыток или недостаток активации для данной деятельности / ситуации?).
2) Нужно предпринять действия для повышения / понижения активации, что позволит вернуться в оптимальную "зону концентрации".
* * *
Самое ценное в книге - это восемь стратегий управления вниманием. Для каждой из стратегии автор предлагает по три метода, с помощью которых данную стратегию можно воплотить в жизнь. Итого получается 24 метода управления вниманием! (Но на самом деле в книге этих методов гораздо больше ;)).
Вот перечень стратегий и методов:
Стратегия 1. Самосознание
СамонаблюдениеМой уровень адреналинаЧего я сейчас не делаю?
Стратегия 2. Изменение состояния
Дыхание по квадратуВосстановительная передышкаОсмысленная многозадачность
Стратегия 3. Борьба с прокрастинацией
Развить уверенностьРазжечь огоньПереписать прошлое
Стратегия 4. Подавление тревожности
Осознать реальностьСоставить планЗаместить мысль
Стратегия 5. Контроль напряженности
ОстытьОбнаружить страхНастаивать на своем
Стратегия 6. Самомотивация
Ставить значимые целиБыть уверенным в себеИспытание смертным одром
Стратегия 7. Следовать курсу
Внутренний диалогИзменение отношенияУмственная тренировка
Стратегия 8. Хорошие привычки
Спокойствие и сосредоточенность в жизниПоддержка друзейЖизнь без хлама
Что интересно, стратегии 1-5 являются "эмоциональными", т.е. связаны с эмоциональной саморегуляцией. Это не случайно, т.к. именно эмоции являются мощным "энергетическим рычагом". Например, стенические негативные эмоции (вроде гнева, сильной тревоги, страха и т.п.) значительно повышают уровень активации. Астенические эмоции (вроде скуки, печали, уныния и проч.) понижают уровень активации.
По сути дела, предложенные в рамках стратегии 1-5 методы являются классическими техниками стресс-менеджмента. Они снижают или повышают уровень эмоциональной активации, позволяя вернуться в "зону фокуса". /Кстати, предлагаемые Палладино техники сильно пересекаются с теми, что есть в отличной книге Шэрон Мельник "Стрессоустойчивость" ;) /.
Стратегии 6 и 7 связаны с изменением внутреннего диалога (установок) и рациональным планированием своей деятельности. Автор называет это "когнитивными" (познавательными) методами, но на самом деле именно в этих главах книги больше всего методик из классического тайм-менеджмента :).
Суть многих стратегий/методов понятна уже из их названий. Но в процессе чтения я сделал конспект в виде интеллект-карты, в которой чуть более подробно описал наиболее интересные методы ( mindmap по книге можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz / *.mmap ):
/Сразу предупреждаю, что книга очень информативна, и впихнуть всю ценную информацию в интеллект-карту у меня просто не хватило терпения :). Поэтому книгу настоятельно рекомендую читать и иметь на своей книжной полке!/.
* * *
Что ещё мне очень понравилось в книге?
В книге есть прекрасные 10 и 11 глава, в которых ОЧЕНЬ подробно изучается вопрос "Интернет vs внимание". Что в сети отвлекает нас больше всего? Как работа за компьютером (и сёрфинг в сети) влияет на нашу психику? Что делать с многозадачностью (которая неизбежна в "цифровую эру")? Насколько реальна "информационная перегрузка"? Как лучше всего организовать работу за ПК с точки зрения лучшей концентрации внимания? И т.д.
Эти главы мне очень понравились подборкой качественных научных фактов/исследований по теме. Но сама Палладино использует проблему интернет-зависимости как своего рода кейс, на примере которого можно продемонстрировать комплексное применение предложенных ею восьми стратегий. Получилось и очень актуально, и очень полезно!
В книге также есть главы 12 и 13, которые будут очень полезны тем читателям, у которых есть дети школьного возраста. В этих двух главах - краткая выжимка практических рекомендаций из первой книги Л.Палладино про нарушения/проблемы внимания у школьников. В 12 главе очень здравые рекомендации по СДВГ; а в 13 главе есть 5-шаговый алгоритм "Как научить вашего ребенка быть внимательным". Все советы очень толковые, без лишней "воды".
* * *
Вывод: Книга очень хороша! С одной стороны, это сборник прикладных инструментов; а с другой стороны она открывает простор для понимания внимания как одного из стратегических ресурсов саморазвития (наравне со временем и энергией).
Книга будет полезна и узким практикам (которым нужны простые советы в стиле "возьми и сделай!"), и тем, кто привык творчески переосмысливать прочитанное. В книге множество интересных идей (например, про то, что экономика будущего - это "экономика внимания" :)), на основе которых любой мыслящий человек может создать что-то своё.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо за блог и за ваши рецензии. Неожиданно открыл для себя много интересных книг.
Про концентрацию внимания - одна из них. Прочитал ее целиком. Согласен, что книга интересная и полезная.
Единственно, поскольку я тоже интересуюсь данной тематикой, то мне кажется у Л.Палладино все таки присутствует методологическая неточность - слишком много внимания уделяется адреналину, как будто именно он влияет на концентрацию внимания.
Например, нобелевский лауреат Эрик Кандел пишет(http://www.e-reading.by/chapter.php/1032482/30/Kandel_-_V_poiskah_pamyati.html):
"Судя по всему, в явлениях, связанных с вниманием, был задействован модуляторный проводящий путь, медиатором в котором служит дофамин...
Более того, мы выяснили, что подавление действия дофамина в гиппокампе отключает закрепление пространственной карты у животных, внимание которых было сконцентрировано на окружающем пространстве, а активация дофаминовых рецепторов гиппокампа, напротив, приводит к закреплению пространственной карты у животных, внимание которых не было сконцентрировано".
Дофамин здесь является важной составляющей. Хотя Л.Палладино и указывает, что они с адреналином из одного "семейства".
p.s. верно в книге подмечено и про формирование теле-передач по принципу ориентировочного рефлекса(смена картинки и действия), чтобы невозможно было оторваться от экрана:)
Друзья, уж не знаю почему, но потерялся ценный комментарий к этой заметке от Андрея П. (на почту он мне пришёл, а здесь почему-то не отобразился :(( ). Поэтому привожу его здесь сам:
ОтветитьУдалить---------------------
Сергей, здравствуйте!
Спасибо за блог и за ваши рецензии. Неожиданно открыл для себя много интересных книг.
Про концентрацию внимания - одна из них. Прочитал ее целиком. Согласен, что книга интересная и полезная.
Единственно, поскольку я тоже интересуюсь данной тематикой, то мне кажется у Л.Палладино все таки присутствует методологическая неточность - слишком много внимания уделяется адреналину, как будто именно он влияет на концентрацию внимания.
Например, нобелевский лауреат Эрик Кандел пишет(http://www.e-reading.by/chapter.php/1032482/30/Kandel_-_V_poiskah_pamyati.html):
"Судя по всему, в явлениях, связанных с вниманием, был задействован модуляторный проводящий путь, медиатором в котором служит дофамин...
Более того, мы выяснили, что подавление действия дофамина в гиппокампе отключает закрепление пространственной карты у животных, внимание которых было сконцентрировано на окружающем пространстве, а активация дофаминовых рецепторов гиппокампа, напротив, приводит к закреплению пространственной карты у животных, внимание которых не было сконцентрировано".
Дофамин здесь является важной составляющей. Хотя Л.Палладино и указывает, что они с адреналином из одного "семейства".
p.s. верно в книге подмечено и про формирование теле-передач по принципу ориентировочного рефлекса(смена картинки и действия), чтобы невозможно было оторваться от экрана:)
----------------
Добавлю, что полностью согласен с Андреем! Дело в том, что влияние адреналина на уровень нейропсихической активности просто наиболее изучен и наиболее понятен. Вот Л.Палладино его в качестве примера и приводит :)
Гормональная система человека является целостной. Практически все гормоны как-то взаимодействуют друг с другом (потенцируют, угнетают и т.д.). А сегодня гормонов человека насчитывается несколько сотен. Например, в справочнике Верина и Иванова "Гормоны и их эффекты" 2011 года описаны 74 основных гормона человека. Большинство из них так или иначе влияют на активацию нервной системы (а значит на внимание, эмоции, моторику и проч.).
Это я к тому, что для исследований по теме "гормональная система и внимание" тут ещё множество возможностей! А влияние адреналина на внимание - это просто наиболее удобный и очевидный пример.
PS Абсолютно согласен про то, что современное ТВ и кинематограф построены на ориентировочном рефлексе! Отсюда всё большая "клиповость" в кино. Попробуйте для сравнения посмотреть какой-нибудь советский детектив, снятый в 1960-1970-х и современный детектив. Старое кино будет восприниматься как "нединамичное", "скучное", требующее чрезмерных усилий внимания от современного зрителя :( .
Сергей, спасибо, что не дали пропасть комментарию:)
ОтветитьУдалитьЯ высказался про адреналин в том, ключе, что книга была мне интересна, и поэтому никак не вязалось, что автор как-то поверхностно отнеслась к этому важному (на мой взгляд) пункту.
Да, старые фильмы могут показаться "скучными". Поэтому вряд ли можно ожидать качественные отечественные фильмы, как раньше. Их и не поймут. Скорее "зрелищные" - они и лучше продаются.. Новой культуре с частичным непрерывным вниманием такое ближе.
p.s. А вы не раскручиваете свой блог? Просто, наткнулся на него случайно, а информация здесь мне видится полезной. Новую книгу начал по вашим рецензиям:)