Помнится, о том, что есть такая замечательная штука как "эмпатия" я узнал на 1 курсе, изучая предмет "Общая психология". В классической хрестоматии по психологии эмоций (МГУ, 1984 г; под ред. Гиппенрейтер и Вилюнаса) была маааленькая заметочка Карла Роджерса об эмпатии, которая оставляла больше вопросов, чем давала ответов :(.
Определений эмпатии существует множество. В самом простом смысле - это способность сопереживать другим людям (на уровне эмоций и чувств), как бы входить в резонанс с их состоянием. Но это не просто эмоциональное заражение; сопереживание помогает нам лучше понять, осмыслить внутренний мир другого человека - его систему ценностей. Благодаря эмпатии мы начинаем понимать смысловую "систему координат" другого человека - почему одни события его радуют, другие печалят, третьи делают виноватым и т.д. (Эмпатия - важный компонент эмоционального интеллекта).
На уровне определения всё более-менее понятно (кому недостаточно определений: здесь есть довольно неплохой дайджест научных статей об эмпатии). Но лично для меня очень долго было неясно: если эмпатия - это способность, то существуют ли какие-то способы, с помощью которых её можно развить? Ведь эмпатия является является крайне важным качеством для множества профессий типа "человек-человек" (психологи, педагоги, коучи, врачи, продавцы, менеджеры и т.д.). Способы существуют, и их довольно много ;).
В этой заметке я не буду их все перечислять, хочу лишь порекомендовать очень толковую книгу по теме: Донни Эбенштейн - Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам (МИФ, 2014; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне).
/...далее рецензия на книгу и все самое интересное из неё :)... /