Страницы

воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Сила эмпатии - в деловом общении и в жизни

Сила эмпатии - в деловом общении и в жизни
Помнится, о том, что есть такая замечательная штука как "эмпатия" я узнал на 1 курсе, изучая предмет "Общая психология".  В классической хрестоматии по психологии эмоций (МГУ, 1984 г; под ред. Гиппенрейтер и Вилюнаса) была маааленькая заметочка Карла Роджерса об эмпатии, которая оставляла больше вопросов, чем давала ответов :(. 

Определений эмпатии существует множество. В самом простом смысле - это способность сопереживать другим людям (на уровне эмоций и чувств), как бы входить в резонанс с их состоянием. Но это не просто эмоциональное заражение; сопереживание помогает нам лучше понять, осмыслить внутренний мир другого человека - его систему ценностей. Благодаря эмпатии мы начинаем понимать смысловую "систему координат" другого человека - почему одни события его радуют, другие печалят, третьи делают виноватым и т.д. (Эмпатия - важный компонент эмоционального интеллекта). 

Книга Сила эмпатии - набор простых техник взаимопонимания для непростых ситуаций общения
На уровне определения всё более-менее понятно (кому недостаточно определений: здесь есть довольно неплохой дайджест научных статей об эмпатии). Но лично для меня очень долго было неясно:  если эмпатия - это способность, то существуют ли какие-то способы, с помощью которых её можно развить?  Ведь эмпатия является является крайне важным качеством для множества профессий типа "человек-человек" (психологи, педагоги, коучи, врачи, продавцы, менеджеры и т.д.).  Способы существуют, и их довольно много ;). 

В этой заметке я не буду их все перечислять, хочу лишь порекомендовать очень толковую книгу по теме: Донни Эбенштейн - Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам  (МИФ, 2014; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне). 

/...далее рецензия на книгу и все самое интересное из неё :)... /

воскресенье, 21 сентября 2014 г.

Как очаровывать людей - секреты от Гая Кавасаки

Как очаровывать людей - секреты от Гая Кавасаки
Друзья, по наводке одного хорошего человека и постоянного читателя моего блога ;), я прочитал-таки книгу великого и ужасного Гая Кавасаки "Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки" (Альпина Бизнес Букс; 2012 год;  подробности на Озоне :))).  

За рубежом книга была издана в 2011 году; вошла во множество списков "лучших бизнес-книг"; и подавалась рецензентами не иначе как "новый Дейл Карнеги". Книгу Кавасаки сравнивали с супер-книгой Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", но при этом добавляли, что это современное руководство, которое написано с учётом произошедших в обществе и технологиях изменений. 
Книгу Гая Кавасаки Как очаровывать людей сравнивают с книгой Дейла Карнеги Как приобретать друзей

В своей книге "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" Игорь Манн также рекомендует "Как очаровывать людей" как хорошую книгу по современному нетворкингу; как сборник инструментов для управления отношениями с другими людьми.  

Могу добавить, что информация об этой книге Гая Кавасаки мне попалась довольно давно в замечательном блоге Brainpickings  Марии Поповой, который я давно и регулярно читаю. В 2011 году там была опубликована заметка  Enchantment: Guy Kawasaki’s Guide to Success , в которой  очень кратко освещались основные идеи книги. Также в заметке присутствует очень неплохая инфографика (одного взгляда на которую мне тогда хватило, чтобы решить, что читать ЭТО мне не надо :))). 

Тем не менее, через несколько лет книга "Как очаровывать людей" всё же догнала меня :), и я понял, что надо её всё же прочитать... 



понедельник, 15 сентября 2014 г.

Зона ближайшего развития (ЗБР) и саморазвитие

Зона ближайшего развития (ЗБР) и саморазвитие
Саморазвитие - модная и актуальная сегодня тема. В целом это замечательная тенденция, хотя маразма здесь тоже хватает :).  

Например, существует серьёзная путаница с ключевыми терминами. Многие термины настолько часто используются, и в настолько различных контекстах, что фактически утрачивают свой первоначальный смысл, превращаются в какие-то медиамемы.  

Ирина Гусинская (зам.главреда уважаемого издательства Альпина Паблишерз) на своей страничке в Фейсбуке как-то раз с горькой иронией написала, что сегодня ни одна книжная рукопись по саморазвитию не обходится без одних и тех же понятий и бесконечно повторяющихся банальных цитат и примеров. Классическим примером таких затёртых до дыр понятий, является, к примеру, "зона комфорта". Пока в шутку (но в целом очень правильно ;)) Ирина предлагает создать редакторский "стоп-лист": как только в рукописи встречается что-то вроде "зоны комфорта", это автоматически означает отказ от публикации данного "шедевра про саморазвитие". 
 
Пресловутая зона комфорта представляется мне как-то так)))

От себя добавлю, что пресловутая "зона комфорта" - не термин, а некое житейское понятие, метафора. Сейчас уже точно установить автора этой метафоры вряд ли получится, но подозреваю, что это был кто-то из модных коучей, вроде Брайана Трейси. Гуру коучинга вообще славятся тем, что любят плодить сущности без крайней на то необходимости. Это вполне в их стиле: взять какое-нибудь красивое слово или аббревиатуру, и назвать это "термином", "методикой" и т.п. :). Строгих определений у данных "терминов" нет и быть не может, т.к. они передаются гуруическим образом - из уст в уста :). При этом, разумеется, претерпевают множество смысловых искажений. В итоге и получается некое квази-понятие, в которое можно вложить вообще какой угодно смысл :(. 

*   *   * 

Но хватит критики... Эту статью я затеял как раз с обратной целью - рассказать об одном важном (и не сильно затёртом различными гурями :)) понятии саморазвития - о "зоне ближайшего развития".