Страницы

понедельник, 25 августа 2014 г.

Искусство обучения от Джоша Вайцкина

Искусство обучения от Джоша Вайцкина
Друзья, ну вот что бы я делал без любознательных читателей моего блога?!  :)

В начале августа мне подсказали новую книгу по саморазвитию: Джош Вайцкин - Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле (МИФ, 2014 г.; страничка книги на сайте издательства). Я её с превеликим удовольствием прочитал, и спешу поделиться с вами рецензией.  Так что, будет ещё что-нибудь интересное из книг по саморазвитию на примете - советуйте ;) 
 
Джош Вайцкин - Искусство учиться. Как стать лучшим в любом деле - отличная книга по саморазвитию!
Книга "Искусство учиться" - очень крутая, и она мне очень понравилась. Для всех, кто хоть как-то заинтересован в личном саморазвитии и эффективном самообучении, это книга из разряда must read. С одной стороны в ней есть множество точек пересечения с уже известными моделями/инструментами повышения личной эффективности, но с другой стороны, книга предлагает собственный уникальный подход к саморазвитию (об этом - чуть дальше).  



Но сразу хочу предупредить, что читается она довольно тяжело. Дело в том, что автор рассказывает о том, как он разрабатывал собственную систему саморазвития на примерах "от первого лица" из собственной биографии. В книге ОЧЕНЬ много воспоминаний, личных впечатлений и эмоций. Какие-то обобщения и выводы, принципы и инструменты саморазвития просто тонут в потоке этих впечатлений. Они "размазаны" по всей книге и плохо структурированы. 

Т.е. читать про творческую автобиографию автора - легко и занимательно, а вот выхватить из этого "потока сознания" чёткие инструменты для применения в своей жизни - несколько тяжеловато :(.  Плюс это усугубляется ещё и тем, что для обозначения каких-то ключевых идей Джош использует свои собственные авторские термины (например, "зона комфорта" в его понимании - положительный термин, а не традиционно понимаемая пассивность и нежелание меняться).  

Тем не менее, полезные инструменты и идеи для саморазвития в книге есть, и их довольно много. Но все они требуют отдельного осмысления, т.к. "запрятаны" в тексте; автор не даёт им чётких определений; нет ясных взаимосвязей между ними и т.д, и т.п. Могу сказать, что книгу я прочитал очень быстро, буквально за пару дней, но потом мне понадобилась ещё неделя работы с книгой (и моим конспектом по ней), чтобы в голове сформировалось более-менее чёткое понимание системы обучения, которую предлагает Джош Вайцкин. 

*   *   * 

Перед тем, как рассказать о ключевых идеях системы обучения "по Вайцкину" (как я их понял ;)), давайте сначала немного об авторе... 

Могу сказать, что автор книги - Джошуа Вайцкин - сразу произвёл на меня очень сильное положительное впечатление. Во-первых, я слышал о нём ещё очень давно - ещё в 1988, как о том самом "гениальном ребенке-шахматисте, который сыграл вничью с Г.Каспаровым" :). 

Во-вторых, этот человек несомненно успешен в плане личных спортивных достижений. Согласно информации с официального сайта Джоша, он 8-кратный чемпион США по шахматам (и один из создателей классной программы всех времён и народов Chessmaster ;))), 12-кратный чемпион США и 2-кратный чемпион мира по туй-шоу, обладатель черного пояса по бразильскому джиу-джитсу. 

*   *   *

Сегодня "мы все учились понемногу" (с) ;))), и так получилось, что мне довелось и поиграть в шахматы, и позаниматься восточными единоборствами. Разумеется, на фоне достижений Джоша я всего-лишь жалкий дилетант, но читать книгу мне было крайне интересно, т.к. опыт автора был мне знаком до уровня малейших ощущений :).  

Например, в книге есть дивная глава, где Джош описывает, как он побеждал своих противников в туй-шоу, подлавливая моменты, когда те моргали. У меня был один спарринг-партнер, который неизменно меня побеждал, и который однажды раскрыл мне секрет, как он это делает :). Когда я готовился атаковать, я слегка щурил глаза. Причем партнёр утверждал, что по этому прищуру он даже может определить, буду я атаковать в корпус, в ноги или в голову. Пришлось отучать себя от этой вредной :))) привычки... 

Или, к примеру, в одной из глав (стр.142) Джош пишет об особой форме восприятия ситуации, которая развивается у мастеров тайцзи.  Это своего рода "объёмное", целостное восприятие, когда мы фокусируемся не на отдельной части тела соперника (например, смотрим на его руки), а видим и чувствуем его как бы целиком, причём подмечая мельчайшие его движения. Мой ши-фу называл это "плёночным зрением". Он говорил: "Представьте, что зрение - это не узкий луч, а это как бы плёнка, покрывало, которое плотно прилегает ко всему телу соперника. Это покрывало подобно вашей коже, т.е. состоит из множества чувствительных датчиков. Как только противник начинает малейшее движение любой своей частью тела - вы тут же это видите и чувствуете". 

/Скажу по секрету, что навык "зрения-плёнки" очень классный, и может быть применён в самых разных ситуациях. Например, для развития навыков скорочтения. Например, для улучшения умения читать "язык тела". Например, для развития "умения видеть" для художников и дизайнеров. И т.д./. 

Вот именно из-за этих совпадений в опыте, лично мне читать книгу было ооочень интересно :). Но уверен, что и без таких совпадений вы найдёте в книге много полезного! 

*   *   *

Шахматы и боевое тайцзи (туй-шу) - это два очень разных вида спорта. Если в шахматах победа одерживается за счёт интеллекта, то в тайцзи крайне важны также и физические кондиции. Собственно, своей жизнью Джош продемонстрировал "маленькое чудо" - как из ботаника-шахматиста, стать машиной-убийцей :)), побеждая подготовленных соперников, весящих больше тебя на 40-50 кг. 

Эффективность в спорте не вызывает сомнений. Там невозможно добиться успеха (тем более многократного) за счёт какого-то читерства или просто везения. Чего, кстати, нельзя сказать о бизнесе (или любом другом виде социальной успешности) - там-то как раз факторы везения, случайности, моды и т.п. играют довольно значительную роль. Но успех в спорте - это в 99,9% случаев честный успех. 

Но добиться успеха и детально осознать механизмы этого успеха - это две разные вещи. Проанализировать, "разобрать по косточкам" собственную деятельность, выделить в ней какие-то принципы и инструменты может далеко не каждый человек (особенно спортсмен :))). И уж тем более найти такие универсальные принципы, которые можно перенести из одного вида деятельности в другой на таком уровне, чтобы быть успешным и в этом новом виде деятельности!  Тут нужно быть не просто чемпионом, а ещё и исследователем с незаурядным интеллектом и развитой рефлексией. 

Джошу это удалось, и в этом и есть уникальность его подхода. Всем известна поговорка "успешный человек - успешен во всём", и книга "Искусство учиться" пытается дать ответ на вопрос "С помощью каких именно инструментов / принципов успешный человек успешен всегда и во всём?". 

стр. 179 "Мой подход к обучению основан на разрушении искусственных барьеров между разными видами деятельности и обобщении опыта, полученного в каждой из них". 

*   *   *

Чтобы закрыть тему "об авторе" могу сказать о том, что сегодня Джошуа Вайцкин является основателем общественной организации JW Foundation, создателем одноименного с книгой проекта The Art of Learning Project.   Проект ориентирован в первую очередь на школярскую (в широком смысле))) братию - школьных учителей, преподавателей вузов, студентов и т.д. Вроде как дела у проекта идут неплохо: к нему подключились более сотни американских школ и 49 различных организаций.  

Разумеется, кроме "школярской братии", Джош также ведёт и тренинги "максимальной эффективности" для бизнес-элиты. А также работает в качестве тренера и популяризатора единоборств - тайцзи и бразильского джиу-джитсу (в т.ч. продвигая онлайн-школу). 

В блоге проекта The Art of Learning бывают довольно неплохие материалы. Вот, к примеру, "о вечном")))) - "In Universities throughout the US, students are surfing the internet, shopping online, Facebooking, and emailing while their professors speak to disengaged minds".  Хотя, шутки-шутками, а сама статья, в которой описываются 7 навыков, с помощью которых можно преодолеть многозадачность - очень толковая. Жаль только, что блог в последнее время обновляется очень редко...  

Сам Джош в настоящее время катается по США, продвигая своё "Искусство обучения" и проводя разного рода мастер-классы, обучающие семинары, раздавая интервью. Как это примерно выглядит, можно посмотреть, например, здесь (часовое выступление для Authors@Google) или здесь (10-минутный пересказ основных идей книги). Хотя, на мой взгляд, оратор он так себе))).  Также Джош периодически засвечивается на разных ресурсах по саморазвитию, например,  у Тима Ферриса, Лео Бабауты и проч. 

Если я правильно понял, то в рамках проекта The Art of Learning Джош продвигает своего рода "систему улучшения учебных навыков", которая (с методической точки зрения) является индивидуальным или групповым коучингом.  Ученики Джоша анализируют свой собственный учебный опыт, обсуждают его с Джошем (и/или в группе), решают, с помощью каких инструментов они могут улучшить свои учебные навыки. Потом, разумеется, применяют всё это в своей деятельности.  

В качестве стартовой точки коучинга они обязательно должны прочитать книгу "Искусство обучения", после чего (на основе узнанных из книги терминов и инструментов) анализируют свою  учебную/обучающую деятельность. Анализ осуществляется с помощью вопросов для коучинга, которые можно скачать на сайте проекта The Art of Learning Project (вот секретная ссылка на скачивание вопросов, не требующая регистрации на сайте ;)). 

/Кстати, очень жаль, что доблестные издатели из МИФ'а не добавили данные вопросы в Приложения к книге! Они очень и очень полезные. М.б. во втором издании книги догадаются сделать? ;) 

*   *   *

Теперь - о чём в книге... Сразу хочу сказать, что книгу читать было сложно, т.к. в ней отсутствует какая-либо линейная логика. Отсутствие линейной логики - это не упрёк с моей стороны, это неизбежность, если речь идёт о сложных системных вещах, вроде человеческой эффективности. 

Как правило, дурацкие и попсовые книги, посвящённые успешности и личной эффективности, обычно всё упрощают. Они пытаются свести сложные вещи к "простым алгоритмам", к "5 шагам, которые приведут вас на вершину" :))) и т.п. Но на самом деле эффективность как система - это комплекс тесно переплетённых между собой механизмов. Каждый из механизмов имеет множество неоднозначных и нелинейных связей с другими механизмами. Разложить все эти взаимосвязи "по полочкам" довольно непросто, и может быть именно поэтому книга "Искусство учиться" кажется несколько сумбурной. 

Выше я уже написал, что размышлял над книгой целую неделю. Кроме составления её конспекта, я нарисовал штук пять схем, пытаясь представить процесс / модель эффективного обучения / саморазвития по Джошу Вайцкину. В итоге я отказался от этой затеи, т.к. схемы получались слишком запутанными и неудобными для восприятия. 

Подсказка о том, как можно более чётко структурировать предлагаемую модель обучения, была найдена на сайте самого Джоша. По сути дела, он предлагает просто систему понятий (тезаурус), описывающих основные механизмы / инструменты саморазвития. Причём, изучая сами эти понятия, надо постоянно держать в голове, что они взаимосвязаны, что "всё влияет на всё". Надо лишь выбрать, какие понятия и связи между ними наиболее актуальны и эффективны в моей ситуации... 

Ниже я просто приведу этот самый тезаурус с моими комментариями. Сразу хочу предупредить, что здесь будет описано скорее моё (личное и профессиональное) понимание терминов Джоша. Но очень надеюсь, что это не исказит, а напротив, прояснит смысл предлагаемых понятий ;). 

Итак, Джош Вайцкин предлагает четыре группы механизмов / инструментов эффективного обучения: 

1. Последовательность, настойчивость, способность следовать своей цели, несмотря на обстоятельства (Resilience).  

1.1. "Оценивать процесс до того, как оценивается результат" (Value Process Before Results). 

На самом деле речь идёт про концепцию развития, предложенную Кэрол Дуэк в её замечательной книге "Гибкое сознание" (на которую я писал рецензию в этом блоге ;)), которую Джош непосредственно цитирует. Напомню, что в книге Дуэк противопоставляются две внутренние установки: "на рост" и "на данность".  

Установка "на данность" формируется у тех, кого оценивают только по результатам, причём сами результаты - следствие неизменяемых ("от Бога") способностей. Спортсмены с установкой "на данность" превращаются в перфекционистов, которые стремятся к "результатам любой ценой". А это очень сильно деформирует их психику, чаще всего приводя к завышенной самооценке, неспособности конструктивно реагировать на ошибки и неудачи, к "выгоранию" и карьерному срыву. 

Джош, как "молодое шахматное дарование" испытал всё это на собственной шкуре. О чём он очень душевно пишет в книге ;) - что высокие результаты, несомненно, важны, и обладают огромным мотивационным потенциалом. Но в долгосрочной перспективе важнее фокусироваться на процессе, спокойно исправляя малейшие ошибки в своей деятельности, доводя базовые техники до совершенства. Это и будет правильной "установкой на рост", которая в конечном итоге приведёт к высоким результатам. 

1.2. "Инвестиции в проигрыш" (Investment in Loss) - в книге Джош описывает этот принцип на очень красочном примере из своих тайцзи-тренировок :)) Как он несколько тренировок подряд спарринговал с мощным противником, превосходящим его по весу, силе и технике. И на каждой тренировке поединок заканчивался тем, что Джош шмякался о стену спортзала :). Но в итоге эти поражения не прошли даром, и Джош этого самого противника победил.

Суть принципа "инвестиций в проигрыш" в следующем - при правильном отношении,  даже накапливая много негативного опыта, мы можем обучиться на нём, и потом сделать значительный рывок в своём обучении. Правильное отношение к неудачам означает умение не просто терпеть их - это умение анализировать их, делать выводы, и вносить изменения в свои конкретные действия, улучшать свои технические навыки. 

И ещё - "выживают параноики" :). Т.е. опыта, даже негативного, должно быть достаточно МНОГО. Только тогда количество перерастёт в качество... 

1.3. "Мышление новичка" (Beginner’s Mind) - для того, чтобы эффективно обучаться, необходимо периодически "забывать себя", отказываться от уже имеющегося опыта, стратегий и методов, чтобы изучить что-то новое. "Мышление новичка" означает открытость, искреннюю готовность учиться чему-то новому. 

Причём это не только изучение чего-то принципиально нового (чем вы раньше никогда не занимались), но и готовность менять уже сформированные навыки в привычной деятельности.  "Мышление новичка" означает дружелюбное отношение к альтернативным способам выполнения каких-либо навыков (не "Я знаю, как правильно!", а "А как это ещё можно сделать?"), и готовность попробовать их на практике. 

В книге Джош замечает, что это не всегда просто, т.к. "мышление новичка" имеет наибольшую эффективность, когда оно проявляется в реальных (а не учебных) ситуациях. Представьте себе, например, спортивный поединок с очень сильным противником, который  "просчитал" ваши обычные техники, и которого можно "удивить" (и победить!) только предприняв что-то неожиданное. 
"Мышление новичка" - это всегда риск. Это и риск потерпеть неудачу, и риск нарваться на осуждение окружающих, которые могут воспринять ваше новое поведение как "неправильное". Но без этого риска вряд ли можно научиться чему-то новому...

1.4. "Использование неприятностей" (Using Adversity, так называется 12 глава книги, которую в русском издании почему-то перевели как "Игра на противоречиях" :)) -  то, о чём пишет Джош, в психологии называется "утилизация" - т.е. извлечение практической пользы из негативного события, нахождение позитивного смысла в неприятной ситуации. 

Сталкиваясь с негативными событиями, мы реагируем по-разному. В книге Джош описывает ситуацию, когда на одной из тренировок ему сломали руку. А до крупных соревнований оставались считанные недели. Негативное событие можно отрицать (как бы "не замечать", но со сломанной рукой это сложно :)), можно его пассивно принять (например, просто отказаться от участия в соревнованиях, и с чистой совестью лежать на диване - типа, я выздоравливающий))). Но что сделал Джош?  Он продолжил тренироваться, оттачивая свою технику боя... одной рукой!  Он утилизировал - обратил себе на пользу - негативное событие, научившись бороться одной рукой, и благодаря этому получил очень серьезное преимущество над многими противниками. 

В другой главе Джош пишет о том, что мы можем тратить очень много энергии, не впуская неприятные события и всякие отвлекающие стимулы (например, негативные эмоции, внешние шумы и т.п.) в своё сознание. Хотя на самом деле гораздо проще и гораздо полезнее интегрировать эти вещи в процесс деятельности, сделать так, чтобы они помогали нам стать сильнее и успешнее. 

1.5. "Внутреннее решение" (The Internal Solution) - в книге это переводится как "найти решение внутри себя". Ох, уж эта мне авторская терминология Джоша :)) На самом деле речь идёт о давно известном в научной психологии внутреннем локусе контроля

Суть в следующем: не надо искать какие-то внешние причины и объяснения негативным событиям и неудачам, которые с вами происходят (и уж тем более обвинять кого-то в этом). Единственно полезной для нашего роста и развития является установка, когда мы пытаемся понять, какой полезный урок для себя мы можем извлечь из произошедшего? Что МНЕ нужно сделать (а не "они/жизнь/государство должны..."), чтобы взять на себя ответственность за произошедшее, и стать лучше, стать сильнее? 

Внутренний локус контроля = "внутреннее решение" о 100% взятии на себя ответственности за происходящее с нами.

*   *   * 

2. "Пиковая эффективность" (Peak Performance) - конечно, в книге очень сильно чувствуется, что Джош - спортсмен... И его подход к внутренней энергетике человека изначально - чисто спортивный.  Это подход "соревновательной мобилизации", когда надо "собраться и выложиться по-максимуму", пусть даже ценою травм и испорченного надолго здоровья. 

Кстати, очень многие идеи Джоша по "максимальной производительности" очень сильно перекликаются с теми, что изложены в книге Дж.Элиота "Сверхдостижения", по которой я делал рецензию и подробную интеллект-карту ;). 

Но, что любопытно, на Джоша очень благотворно :)) повлияли занятия тай-цзи, т.к. его отношение к энергетике (в начале описанной в книге карьеры, и в конце) очень сильно меняется. По сути дела, он приходит к пониманию того, что в любой деятельности есть некая оптимальная (соответствующая по энергетическому уровню именно данной деятельности) "мягкая зона" (или "зона комфорта", как он её называет). "Мягкая зона" - это не максимум энергии, а её необходимый и достаточный уровень, чтобы в конкретной деятельности можно было войти в "поток"

2.1. "Сила настоящего" (The Power of Presence) - если сформулировать данный принцип одной фразой, то я бы сделал это так: необходимо позитивное принятие того энергетического уровня ситуации, в которой мы оказались. 

В качестве пояснения две маленькие цитаты из Джоша (стр.168): 1) "Обстоятельства ВСЕГДА складываются наилучшим образом";  2) "Если у нам есть хотя бы малейшая надежда достичь совершенства, не стоит жаловаться на обстоятельства; мы должны привыкнуть жить в постоянном напряжении. Сосредоточенность должна стать такой же естественной, как дыхание". 

2.2. "Мягкая зона" или "Персональная зона комфорта" (The Soft Zone) - ...опять же, в психологии есть соответствующий термин: "ресурсное состояние" :). Поясним. 

Предположим, мы выполняем привычную деятельность, планомерно двигаемся к нашей цели. И - бах! - случается нечто неприятное. Это может быть всё что угодно: противодействие противников, внешние помехи и обстоятельства и т.д.  Эта неприятность закономерно вызывает у нас стресс и самые разные негативные эмоции. 

Но, тем не менее, двигаться к завершению цели всё равно надо, и мы начинаем напрягаться. Мы мобилизируемся, собираем волю в кулак, стараемся подавить негативные эмоции, избавиться от отвлекающих мелочей, максимально концентрируемся и т.д. Короче, вгоняем сами себя в "твёрдую зону", которая, по сути дела является энергетическим перенапряжением, ведёт к истощению. 

"Мягкая зона" заключается в принятии и использовании (утилизации) тех энергий, которые вторглись в вашу деятельность. Отвлекающие мелочи, негативные эмоции и т.п. - это ресурс, который можно и нужно повернуть на достижение своих целей. 

И главное: способы перехода из "твердой зоны" в "мягкую" можно и нужно тренировать, так сказать, "в мирных условиях". 

2.3. "Нисходящая спираль" (The Downward Spiral) - очень любопытный "глюк" нашего сознания, связанный с неадекватной оценкой ситуации и самооценкой своих сил и способностей в данной ситуации, который возникает, если наше сознание слишком идёт на поводу у наших эмоций. 

В самом парадоксальном варианте "нисходящая спираль" работает так: в спортивном поединке вы на голову выше противника, и абсолютно уверены в собственной победе. Но в какой-то момент вы делаете маааленькую ошибку... После чего сами себе внушаете: "Ничего страшного, у меня ещё тысяча шансов исправить ситуацию!", и продолжаете действовать так, как будто ничего не случилось. 

По сути дела, вы не пускаете в свою голову реальную картинку ситуации, бессознательно выбирая более "оптимистическую" версию реальность. Естественно, если мы продолжаем действовать "как будто всё хорошо", то наш следующий шаг только ухудшает положение дел. Но в сознании по инерции сохраняется оптимистическая переоценка ситуации! И мы принимаем следующее "оптимистическое" решение, которое уводит нас ещё дальше от реальности... И аналогичным образом "нисходящая спираль" разворачивается, пока наша оторванность от реальности закономерным образом не приведёт нас к проигрышу. 

Джош описывает, как "нисходящая спираль" наказывает тех, кто излишне оптимистично воспринимает ситуацию, идёт на поводу у положительных эмоций. Но "нисходящая спираль" может подпитываться и отрицательными эмоциями. Тогда мы получаем классический её вариант, который в психотерапии называется "самосбывающееся пророчество". 

И ещё: из "нисходящей спирали" можно выйти! Но не пытаясь вернуть ситуацию на привычные рельсы, а, например, с помощью импровизации (подключив "мышление новичка" ;)). 

2.4.  Стресс и восстановление (Stress and Recovery) - это довольно банальная, но верная истина о том, что высокая эффективность - это верно выбранный ритм, правильно подобранное чередование периодов рабочего напряжения и отдыха / расслабления. 

Здесь сложно что-то придумать, разве что Джош правильно акцентирует внимание на важности микроотдыха - т.е. на умении профессионалов встраивать моменты релаксации в непрерывный (как кажется со стороны) поток своих действий. 

2.5. Создайте свои собственные триггеры (Building Your Trigger) - эффективные люди отличаются от неэффективных тем, что могут по своей воле переходить из "твёрдой зоны" (напряжения) в "мягкую зону" (потока). 

Как правило, в жизненном опыте каждого человека уже были какие-то ситуации, когда он непроизвольно оказывался в "мягкой зоне".  Можно проанализировать данные ситуации, и на их основе разработать некую последовательность действий ("ритуал настройки"), которая будет закономерно приводить нас в "мягкую зону". 

Изначально этот ритуал может быть долгим и состоять из множества действий. Но со временем данный ритуал можно значительно сократить и по времени, и по количеству совершаемых ритуальных действий. Собственно, профессионал отличается от обычного человека лишь тем, что для перехода в состояние "потока" произвольно использует какой-то микростимул (триггер), вроде щелчка пальцами :). 

/В скобках заметим, что методика эта известна в психологии очень-очень давно :). По сути это формирование условного рефлекса. В НЛП это называется "якорь". Очень классно данная методика саморегуляции проработана у Хасая Алиева, называется "Ключ"/.

*   *   * 

3.  "Искусство интроспекции" (The Art of Introspection).  Интроспекция - один из самых первых терминов современной науки психологии. По сути дела, интроспекция - это обычное самонаблюдение, возведенное в ранг научного метода. 

Здесь важно понимать следующее: существует два принципиально разных состояния сознания. Первое - когда мы погружены в деятельность, в решение какой-то задачи, то наше сознание полностью направлено на сам предмет деятельности и сопутствующую ситуацию. Сам деятель (т.е. мы) обычно остаётся как бы "за скобками", вне фокуса нашего сознания. Это и есть внешнее наблюдение (экстраспекция). 

Второе состояние сознания - это фокусированность на самом себе, на том, что и как я делаю, что я чувствую при этом, чего хочу, о чем думаю и т.д. и т.п. Это и есть внутреннее наблюдение - самонаблюдение (интроспекция). 

Два этих состояния противоположны друг другу. Их крайне сложно совместить в один момент времени (хотя и возможно; но это уже высшее мастерство ;)). Помните шутку про сороконожку? Как только она пытается понять, как ей переставлять все 40 лапок (т.е. включит свою интроспекцию), она попросту запутается и упадёт, не сможет дойти до цели. Непосредственно в процессе достижения цели внешнее наблюдение гораздо важнее интроспекции (избыток которой может быть даже вреден). Но вот ПОСЛЕ достижения цели интроспекция ("разбор полётов" :))) крайне полезна, т.к. помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны, наметить направления "прокачки" своих навыков и т.д. 

Развитие профессионала в любом деле происходит по спирали: после витка бурной деятельности обязательно нужен виток анализа и осмысления этой самой деятельности - т.е. интроспекции. Какие инструменты здесь предлагает Джош? 

3.1. "В первую очередь слушать" (Listening First) - базовый навык интроспекции - умение слушать самого себя; тонко чувствовать и понимать свою внутреннюю реакцию на то, что вы делаете. 

Такое "тонкое слушание" - не самоцель. Оно должно дать понимание того, "что для меня хорошо", а "что для меня плохо". А это понимание, в свою очередь, должно лечь в основу вашего собственного стиля деятельности. 

Вот цитата из книги: "Решающим фактором успешности моей игры (шахматной  - С.К.) стало то, что её стиль полностью соответствовал особенностям моей личности". 

И ещё (стр.88): "При изучении нового важно не разрушить основу своей личности, не утратить собственную уникальность, свой стиль". 

Этот принцип можно применить не только для своего самообучения ("В первую очередь тонко слушать самого себя"), но и как основу для обучения/коучинга других людей ("В первую очередь уметь слушать и понимать реакции ученика").  Кстати, в книге очень много интересных примеров о работе Джоша с тренерами, некоторые из которых пытались сломать его уникальность, переделать его "как надо" (из этого обычно не получалось ничего хорошего). Но другие вели себя как настоящие коучи: пытались понять его индивидуальный стиль, начинали с вопросов, подталкивали к самостоятельным решениям и т.п. 

3.2. "Любить игру" (Loving the Game) - в книге есть очень интересная метафора: в детстве, когда мы хотим достичь какой-то цели, мы делаем это в процессе игры. А раз это игра, то для нас не существует слова "невозможно", мы не боимся импровизировать и экспериментировать, подключаем к достижению цели наше воображение и все творческие способности. И даже если что-то не получается, мы относимся к этому, как к игровой неудаче - у нас "понарошку" не получилось :). И готовы продолжать стремиться к достижению цели... 

Когда мы становимся взрослыми, то достижение цели становится для нас очень важным и ответственным делом, связанным с напряжением и стрессами (см. в п. 2.2. про "твёрдую зону"). Мы боимся совершить ошибку, мы боимся неудачи, наше воображение блокировано, т.к. "мы серьёзные люди, и не можем позволить себе всякую ерунду" :(. 

В чём суть метафоры? В детстве путь до цели подобен широкому мосту - шириной с детскую игровую площадку - по которому можно легко и без страха дойти до победы, до результата.  У взрослого человека путь до цели подобен натянутому над пропастью канату, идти по которому рискованно, трудно и страшно. И успех вовсе не гарантирован... 

Это не означает, что нам всем срочно нужно впадать в детство :). Игра ("игровая беспечность") сама по себе нерациональна; т.е. в условиях жёсткой целеустремленности (на соревнованиях, к примеру) она является не лучшей стратегией поведения. Джош предлагает придерживаться золотой середины между "напяжением" и "игровой беспечностью" - он называет её "оптимистической компетентностью". 

"Оптимистическая компетентность" - способность воспринимать свою деятельность отстранённо (интроспективно!), со стороны, как некую игру - последовательность действий, ходов, правил и т.п. Причём, эту игру всегда можно улучшить, подкорректировать правила :) и т.д.   Вы будете успешными только в том случае, если относитесь к своей деятельности как к любимой игре. 

3.3. "Сломать стены" (Breaking Down Walls) - идея, опять же, не нова :)  Суть её в том, что на нашу эффективность в основной деятельности влияет положение дел, которое существует в других наших жизненных сферах. Например, конфликты в семье могут негативно повлиять на наши отношения с коллегами в трудовом коллективе или клиентами. Или наоборот, неразделённая любовь вдохновляет нас на выдающиеся спортивные достижения или поэтические шедевры :). 

Как я уже заметил, книга очень субъективна - в ней очень много примеров переплетения "личного" и "профессионального" из личной жизни автора. Но тут важнее всего другое: как на все эти переплетения реагировать?  По сути дела ответ Джоша следующий: надо интегрировать ("сломать стены"), объединить все части своей жизни! Любая часть нашей жизни, даже проблемная, должна стать ценным ресурсом (см. п.1.4. про утилизацию), который помогает нам в нашей основной деятельности. 

От себя замечу, что в целом идея правильная... Но иногда такая интеграция может быть технически сложной, требующей настоящей психотерапии. И в некоторых случаях отдельные части нашей жизни/личность всё-таки проще изолировать от основной деятельности, чем "призывать на службу" (утилизировать) в пользу эффективности в основной деятельности. 

3.4. Интуиция: развивайте свой внутренний компас (Intuition: Developing The Internal Compass).  

Цитата (с.142): "Главная идея (максимально эффективной деятельности - С.К.) состоит в том, чтобы передать ведущую роль от сознания к подсознанию без впадения в транс и утраты ясности мышления, обеспечиваемой сознанием". 

У Джоша прекрасное понимание интуиции, которое полностью согласуется с современным научным пониманием: интуиция - это способность принимать быстрые решения, основанные на качественной "свёртке" больших объёмов информации (см. трактаты по когнитивной психологии - про вложенные схемы, семантические сети, эвристики и т.п. ;))). Джош так заумно не пишет :), но в 13-14 главах книги приводятся отличные примеры, как это всё работает в условиях спортивного поединка :).

При этом также важно понимать, что интуиция не возникает сама по себе: а) она опирается на отработанные "до автоматизма" базовые навыки;  б) она опирается на регулярный интроспективный анализ собственной деятельности;  в) для её "включения" необходим правильный энергетический уровень деятельности. 

3.5. Срединный путь: изучая "серую зону" (The Middle Way: Navigating Greyness). 
"Серая зона" - это наши потенциальные возможности; это "вызовы" это то, кем мы могли бы стать, чего мы могли бы достигнуть. "Серая зона" - это не только возможные результаты, это ещё и возможные навыки, техники, стратегии и т.п. 

Исчерпывающая цитата (с.95 - 96): "С моей точки зрения, обучение и творчество ― это познание неведомого, отодвигание пределов той серой зоны, которая находится за областью познанного. Для этого следует удерживать равновесие между неустанным подталкиванием самого себя вперед и опасностью преждевременно сдуться. Чтобы мускулы и ум развивались, необходимо нагружать их, но, если переусердствовать, можно надорваться. Спортсмен должен ориентироваться на прогресс, постоянно искать все более сильных соперников, чтобы развиваться самому; но и постоянно выигрывать тоже необходимо, иначе можно потерять уверенность в себе. Иногда стоит критически оценить накопленный опыт, чтобы погрузиться в изучение новых данных; но важно не перегнуть палку и не потерять данные природой способности и наклонности. Трепетный, творческий идеализм следует уравновешивать практическим профессиональным подходом". 

Я для себя определил этот "срединный путь" как баланс между "быть собой" (т.е. добиваться успеха, результатов за счёт проверенных навыков, за счет наработанного мастерства) и "быть не-собой" (т.е. рисковать, пробовать новое; и новые "высоты", где успех не гарантирован, и новые навыки, которые могут вообще "не пойти"). Думаю, для саморазвития это важно... 

*   *   * 

4. "Продвинутое обучение"  (Advanced Learning) - это механизмы / инструменты, которые имеют отношение к освоению базовых технических элементов любого мастерства - базовых навыков. 

/Кстати, многие идеи Джоша Вайцкина по наработке навыков пересекаются с изложенными в книге "От знаний к навыкам", на которую я также писал рецензию/. 

4.1.  Важность базовых принципов (Master the Fundamentals). 

Книга начинается с классного эпиграфа (стр.11): "Некоторые люди способны понять принцип действия, досконально изучив всего один предмет или событие… Предметы и люди подчинены одному и тому же правилу. Если вы разбираетесь в чем-то одном, то разберетесь и в другом, по крайней мере в основных и общих чертах". (Эр Ченг Иши, XI век) 

И ещё цитата (стр. 126):  "В сферах деятельности с высоким уровнем конкуренции успеха можно добиться, если обладать чуть-чуть более эффективной техникой, чем конкуренты. На самый верх люди взбираются не благодаря знанию секретных приемов, а скорее благодаря совершенному владению их базовым набором". 

И маленькое уточнение: под "базовыми принципами" Джош имеет ввиду идеально ПРАВИЛЬНОЕ (т.е. соответствующее неким правилам, критериям), доведённое до полного автоматизма, исполнение базовых навыков в каком-либо виде деятельности. 

4.2. Изучение крупного через мелочи    (Learning the Macro From the Micro).  

Цитата (стр.119):   "Принцип обучения состоит в том, чтобы погрузиться в таинственную магию деталей и на их основе выделить факторы, определяющие целостную картину. Наша общая проблема состоит в том, что в мире существует дефицит внимания.

Господь Бог (или дьявол)), как известно, в деталях... Профессионал отличается от не-профессионала большей дифференцированностью картины мира. Обычный человек знает пару десятков цветов, а художник или дизайнер - несколько сотен. Сознание мастера воспринимает реальность (и собственную деятельность) более точно, более детализировано. 

Принцип эффективного обучения = стремиться к пониманию "тонкостей", к повышению когнитивной сложности своей картины мира. В книге Джош очень хорошо описывает, как это работает в шахматах, и особенно в единоборствах. Для того, чтобы победить противника, мастеру достаточно поймать момент, когда тот моргнул, или сместил центр тяжести тела буквально на сантиметр. Но это надо для начала заметить :). Так что развиваем наблюдательность и внимание к мелочам. При этом не забываем их анализировать и осмысливать в духе "главных принципов" (см. п.4.1.). 

4.3. "Делать сужающиеся круги" (Making Smaller Circles; в книге переведено как "делать маленькие круги" :)). 

По сути дела речь идёт о пошаговом, поэлементном освоении каких-либо навыков или умений (подробнее см. 11 главу книги). Я вот для себя идею "сужающихся кругов" сформулировал так: 

  • изучить ВЕРНО самую простую базовую технику
  • поймать правильное внутреннее ощущение при её исполнении
  • повторять многократно, довести до автоматизма
  • постепенно начинать варьировать исполнение базовой техники, подключать к ней новые элементы
  • максимально концентрироваться на "мелочах", на каких-то новых ощущениях/результатах, которые возникают при варьировании техники
  • найти лучший (соответствующий вашему стилю деятельности) вариант техники
  • помнить, что глубина владения базой побеждает широту ;) 

4.4. "Изучение цифр, чтобы забыть о цифрах" (Numbers to Leave Numbers). Это довольно простая идея, связанная с автоматизацией нашего самоконтроля при выполнении тех или иных действий. 

Когда мы только изучаем какое-то действие, нам нужен максимальный самоконтроль: мы максимально концентрируем внимание на каждом элементе этого действия; контролируем последовательность необходимых шагов; даже проговариваем в уме какие-то важные моменты :). Например, начинающие шахматисты знают о том, что каждая шахматная фигура обладает собственной ценностью, и в каждой новой позиции они пытаются эту ценность в буквальном смысле слова подсчитывать. Но по мере роста мастерства, возникает понимание, что ценность фигур на доске - величина относительная, и зависит от множества других системных факторов. 

Эти "системные факторы" - некие общие принципы / закономерности / смыслы, понимание которых возникает по мере накопления опыта за счёт интегрирующей работы сознания (интроспекции) и подсознания (см. п. 3.4. про интуицию). 

В идеале (при максимальном освоении действия и понимании его общих принципов) мы оказываемся "в потоке" (см. п.2), когда самоконтроль правильности того, что мы делаем, осуществляется на высшем интуитивном уровне. С точки зрения внутренней энергетики, такой "потоковый самоконтроль" является гораздо более экономным, чем "пошаговый самоконтроль", которым пользуются новички. 

4.5. "Свяжите всё вместе" (Bringing It All Together). И снова идея, которая не нова :). По сути дела, в своей книге Джош Вайцкин предложил "модель для сборки" - набор техник для саморазвития россыпью :). 

Техник более чем предостаточно, осталось только из них выбрать что-нибудь подходящее для себя, и на их основе создать персональную траекторию развития / самообучения.  Например, это может выглядеть так: 

1) Начните с того, что вас увлекает, что вам нравится делать
2) Начните с самых простых навыков. Не торопитесь, заложите прочную базу; шлифуйте эти навыки до полного :) совершенства. 
3) Применяйте "сужающиеся круги". 
4) Нарабатывайте опыт - "Используйте неприятности" и "инвестируйте в проигрыш". 
...и т.д. 

Цитата напоследок (с. 225): "...мастерство включает поиск информации, наиболее точно соответствующей нашим потребностям, и ее полное включение в систему наших взглядов приводит к тому, что она перестает существовать отдельно от нас, а мы обретаем свободу полета."

*   *   * 

Уф, текст получился длинным, но я фактически пересказал все основные "фишки" из книги "Искусство учиться" ;).   Теперь всё это можно представить и в виде простенькой таблички на одной страничке: 


Но, тем не менее, книгу всё равно рекомендую читать, т.к. в ней есть куча интересных идей, которые в мой пересказ/табличку не вошли - например, про "обучение Инь-Ян"; про то, как доминировать в любом силовом взаимодействии (не только на спортивных соревнованиях, но, например, в деловых переговорах) и т.д. 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий