Страницы

среда, 6 марта 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 3. Модификаторы сюжета

Периодическая таблица сторителлинга - 3.Модификаторы сюжета
Модификаторы сюжета - сравнительно мелкие сюжетные приёмы, позволяющие усилить какую-либо сюжетную, придать ей дополнительную "яркость" (привлечь внимание, спровоцировать эмоции и т.п.). 

Это не просто ключ! - это игры с разумом (см.п.6)

Всего в периодической таблице сторителлинга предлагается 12 модификаторов сюжета: 


1. "Эффект наковальни" (Anv) - способ прояснить, подчеркнуть, акцентировать значение какого-либо персонажа, поступка, сюжетного действия. Это как бы подчеркивание, усиление эмоционального смысла какого-либо элемента сюжета. 

"Эффект наковальни" - это термин из мультфильмов. Когда один из персонажей мультика, окончательно желает покончить с другим персонажем, для чего сбрасывает на него наковальню :) Упавшая на голову наковальня как бы недвусмысленно сообщает: "Я хочу избавиться от тебя!". 

В качестве повествовательного приема "эффект наковальни" используется обычно применительно к "неопределенным" или "двусмысленным" персонажам, событиям и т.п. Например, в повествовании есть вспомогательный персонаж, который вроде бы нейтральный - ни "хороший", ни "плохой". Но вот в его голове возникают плохие мысли, далее он совершает плохой поступок, который тут же приводит к очень плохим последствиям - это и есть "наковальня", которая обрушилась на аудиторию. Теперь они со всей определенностью знают, что этот персонаж точно "плохой". 

"Наковальня" может быть и отдельной частью сюжета (цепочкой событий, эпизодов), и диалогом, и даже совсем маленьким акцентом вроде одной реплики в диалоге или отдельного визуального образа. Важна "чёткость" данного сообщения, определенность авторского отношения. 


2. "За пределами возможного" (Bti) - очень простой приём, который используется в многосерийной литературе, комиксах, сериалах. С его помощью некая "планка допустимого" в сюжете повышается снова, и снова, и снова :) 

Это постоянное увеличение, нарастание событий и конкретных аспектов сюжета. Вслед за супероружием приходит супер-пупер-оружие, остановить которое невозможно ничем…разве что супер-пупер-дупер-оружием, которое, откуда ни возьмись, появляется в следующем сезоне. И так далее.

Это достаточно типовой приём для повествований, в основе которых лежит конфликт между Добром и Злом (детективы, боевики, фантастика и т.п.). Например, детектив сталкивается со всё более зловещими преступниками; галактический флот атакуют ещё более могущественные пришельцы из других миров, и т.д. 


3. "Дважды переступить черту" (Cl2) - прием, часто используемый в комедиях и мультиках для взрослых – юмор, граничащий с садизмом. Жестокость, черный юмор, садизм сами по себе вызывают отвращение и неприятие у аудитории, однако, когда эффект от них гротескно увеличен вдвое, это превращается в забавное шоу. Из разряда "А давайте отрежем ему ещё и вторую руку...". 

Причем, черта может переступаться на дважды, а даже большее количество раз. Повторения - древнейший, простейший, но по-прежнему эффективный приём для создания комического эффекта. Кажется, ещё великий Чарли Чаплин говорил о том, что если человек упал один раз - нам его жалко, если он упал второй раз - мы улыбаемся, упал третий - мы все смеемся. 


4. "Наглость - второе счастье" (Ria) - прием, использующийся в комедийных сериалах, мультфильмах, комиксах, реже - в боевиках и детективах. Его суть заключается в том, герои выходят сухими из воды после совершения неких возмутительных, неуместных, противоречащих всем нормам морали и здравого смысла действий. 

Стремление приблизить их действия к реальности было бы обидным и требовало бы цензуры, однако, когда их непристойность, нелогичность, аморальность и хамство доведены до абсурда, аудитория готова принимать их такими, какие они есть.


5. "Мрачнее и серьезнее" (Dae) - смена тональности повествования, изменение атмосферы и сюжета произведения в более «взрослую сторону». Как правило, попросту характеризуется добавлением в сюжет секса, насилия, жестокости, противоречивости, несправедливости, социальной критики, цинизма и т.п. 

Приём достаточно рискованный, т.к. есть риск "не попасть" в целевую аудиторию, и вызвать разочарование читателей / зрителей. Например, может получиться так, что читатель начинает читать любовный роман, который незаметно трансформируется в трагедию про семейное насилие. Наверняка ожидания многих читательниц, настроившихся на идеалистический текст "про привязанность и нежность", будут жестоко обмануты. Но, с другой стороны, наверняка найдутся и другие читатели, для которых такая смена тональности будет интересна. 

Приём "мрачнее и серьезнее" может быть очень эффективен при правильной его подаче. Если с "мрачным и серьезным" сталкивается главный положительный персонаж, и побеждает (с честью выдерживает все испытания), то это обычно очень хорошо воспринимается аудиторией. 


6. "Игры с разумом" (Skw) - в повествование вводится провокационный элемент, смысл и значение которого для аудитории не ясны. Сам элемент явно является символическим (гротескным, сюрреалистическим, абсурдистским и т.п.), но при этом неясно, каким именно образом он связан с сюжетом. 

При этом очевидно, что этот элемент - не спроста! Что он почему-то, для чего-то важен... Но почему, для чего? Приём "игры с разумом" провоцирует у аудитории WTF-реакцию: «Что это б… вообще такое было?!» :))).  

Такие работы практически умоляют фанатов создавать собственные теории и истолкования авторских загадок, кстати, сам автор совершенно не торопится помогать зрителю понять его.

Если вы не очень понимаете суть приёма "игры с разумом", то настоятельно рекомендую пересмотреть "Твин Пикс" :) Ну, и далее всю фильмографию Дэвида Линча по списку... Все эти красные комнаты, синие коробочки и проч. ;) 


7. "Ну разве это не круто?" (Aws) - приём в основном сериально-кинематографический. На самом деле для любого повествования крайне важно найти некую золотую середину между "бытом" и "экшеном" (главной сюжетной линией). 

"Быт" - это описание простых повседневных действий, когда персонажи чистят зубы, работают за компьютером, едят свой завтрак, собираются на работу и т.д. То есть это то, что делаем все мы каждый день. Описание бытовых мелочей - это важнейший способ создания правдоподобного, "живого" персонажа, с которым аудитории будет легко себя отождествлять, и к которому проще проникнуться симпатией. Но если "быта" в повествовании будет слишком много, то повествование станет скучным, превратится в заурядный лытдыбр :( 

"Экшен" - это события, поступки, конфликты, интриги, отношения (и т.д.) - т.е. всё то, что придаёт динамику сюжету, делает его захватывающим и интересным. Разумеется, существуют жанры, в основе которых "чистый экшен" (и совсем нет "быта"). Например, русские народные сказки :) Или любые другие тексты, которые, скорее являются ритуальными, чем рассчитанными на массовую аудиторию. 

Даже если мы пишем боевик про какого-нибудь космо-десантника, то нам всё равно не избежать описания моментов, связанных с чисткой зубов, одеванием, приготовлением пищи и т.д. Даже если намеренно постараемся исключить описания "быта", и будем писать только про "подвиги", то персонаж получится очень абстрактным ("ходульным"), не жизненным.

Суть приёма "ну разве это не круто?" заключается в особой, трюковой подаче читателю/зрителю обычных бытовых действий. Это может достигаться с помощью разных технических приёмчиков: макросъёмки; ускоренной или замедленной съёмки; особой фоновой музыки; сменой освещения; клиповым монтажом и т.п. 

Сам герой, совершая эти бытовые действия, делает их как-то необычно: используя собственный рецепт или персональный ритуал/привычку; совершая какие-то гротескные действия (например, он завтракает только голый в бассейне, или только пританцовывая на крыше) и т.д. 

Т.е. суть приёма: придумать (и показать!) что-то оригинальное и "крутое" для вполне заурядных обыденных действий. 


8. "Фансервис" (Bwb) - приём, используемый в сериалах, но пришедший туда из комиксов. Что делают фанаты любого фильма, сериала, комикса?  Среди всего прочего они любят коллекционировать изображения своих кумиров - персонажей данного текста. 

"Фансервис" - это создание визуального контента для фанов, поклонников конкретного сериала, фильма и т.п. Фансервис может использоваться как в явном виде - когда печатаются постеры (и т.п.) с изображением любимых персонажей, создаются сайты, делается "сувенирка" и т.д. - так и в скрытом.  Важно понимать, что не надо слишком усердно делать за фанатов их "работу" :) То, что достаётся легко - не ценится! Фанаты сами заинтересованы в том, чтобы "добывать" (преодолевая трудности :)) интересующую их информацию о любимом персонаже.

Сравните два варианта: можно напечатать огромными тиражами плакат с полюбившимся героем сериала, и раздавать его всем желающим;   а можно ничего не печатать, но сделать в сериале 2-3 сцены с качественными "портретными планами" этого героя. Второй вариант будет гораздо эффективнее: фанаты сами найдут способ "вытащить" изображение с красивым портретным планом из фильма, начнут тиражировать эту картинку в Интернете, использовать в фан-арте и т.д. 

Но изначально приём использовался в комиксах, когда или на внутренней стороне обложки, или где-то в центре комикс-ленты включалось одно крупное "красивое" изображение главного персонажа. Это изображение как бы провоцировало фанов: "Вырви страничку, повесь на стену!" :) 

Очевидно, что "абы что" для фансервис-контента не подойдёт :)  Классика фансервис-контента - это эротика  (от очень лёгкой, вплоть до софт-порно :)). Именно изображениям "с эротическим оттенком" полюбившихся персонажей фаны отдают предпочтение в первую очередь. Мальчики наверняка будут искать картинку из "той самой сцены, где она в мокрой майке", а девочки с радостью повесят себе над кроватью изображение молодого вампирчика с голым накаченным торсом :)). 

Чаще всего фансервис-контент вводится в повествование искусственно, и не имеет никакого смысла с точки зрения развития сюжета. Это просто эпизод, сценка, где персонажа можно продемонстрировать во всей его/её красе. Это разной степени "обнажёнка" :), длительность которой в сериалах - считанные секунды. 

Такие эпизоды носят характер "пасхальных яиц" (неожиданных сюрпризов, подарков) для фанатов. Предполагается, что они это заметят, оценят, и начнут тиражировать. 

Приём, кстати, широко применяется в аниме. Когда в титрах какого-нибудь сурового и боевого аниме-сериала фигурируют (уже совсем не суровые :)) женские персонажи этого сериала где-нибудь на пляже в бикини. 


9. "Слезливый момент" (Cry) - в повествование вводится трагическое событие, провоцирующее соответствующую эмоциональную реакцию со стороны аудитории. 

Некоторые зрители совершенно равнодушны ко всему, что происходит в фильмах. Они видели все, их уже сложно удивить. Однако, есть и другие. Есть те, для которых, безусловно, сцена смерти, шокирующий поворот, значительное происшествие или просто удачное сочетание правильного видеоряда, настроения и музыки может являться слезливым моментом. 

Стоит отметить, что слезливый момент – вещь совершенно субъективная, и разные люди могут реагировать на него по-разному. Т.е. приём является довольно рискованным, его следует применять в меру. 


10. "Нытье" (Ang) - как правило, это монологи, в которых главный герой (или вспомогательный персонаж) переживает страдания и жалуется на свою трудную жизнь (в настоящем или прошлом). 

Страдания героя могут помогать в создании драматизма и влиять на ход сюжета и атмосферу произведения. Однако, и кашу можно испортить маслом, а потому страдания, доведенные до абсурда превращаются в нытье по поводу тяжелой судьбы, темного жуткого прошлого и мучительных воспоминаний героя. Конечно же, является что-то нытьем или нет определяется скорее субъективно, и зависит от уровня индивидуальной переносимости чужих страданий.


11. "Прыгнуть выше головы" (Jts) - приём, относящийся к сериалам и популярным шоу. Применяется тогда, когда популярное шоу значительно меняется для того, чтобы оставаться свежим. Обычно это значит, что оно достигло своего пика и старается "прыгнуть выше головы", чтобы как можно дольше удержаться на плаву. 

Конкретными способами "прыгнуть выше головы" могут быть: изменение актерского состава; неожиданное развитие - "движуха" :) -  героев (герои меняют работу, переезжают в другой город, меняют привычные статусы); изменение сюжета (действие переносится в новые локации, в сюжет добавляется ребенок, и т.д.); трюки (в шоу появляются приглашенные звезды, добавляется эффект 3D, меняется качество съемки, музыки, цветовая гамма и т.д.). 

Но на самом деле слишком большое количество попыток "прыгнуть выше головы" может свидетельствовать о начале процесса полного разложения сериала :( 


12. "Феномен бороды" (Gtb) - в противоположность предыдущему тропу является позитивным изменением в качестве сериала, который происходит благодаря приходу в команду нового сценариста или креативщика или любого другого специалиста, который способен значительно изменить качество повествования в положительную сторону. 

Феномен назван так потому что данный эффект можно сравнить с отращиванием бороды главным героем, которому борода действительно идет больше, чем ее отсутствие :)




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий