Один из читателей моего Твиттера ( http://twitter.com/s_kalinin ), а именно Дмитрий Степанов (@DmStepanov), прочитав моё BIO, где указано, что я "бизнес-тренер", задал мне вопрос: "Подскажите, а что значит бизнес-тренер?"
Меня такая формулировка несколько насторожила, т.к. в наше время мало кто не слышал словосочетание "бизнес-тренер", и не понимал бы, что оно означает. Возможно, подобный вопрос есть лишь некий повод выразить скептицизм и неприятие "бизнес-тренерства", начать дискуссию по теме. Ну, или действительно, стремление более глубоко разобраться в вопросе...
В Твиттере я тогда ответил нейтрально: "Бизнес-тренер - это эксперт, который помогает бизнесу и людям в бизнесе быть более эффективными и успешными".
На что Дмитрий ответил: "Думается, что тайм-менеджмент - это правильно, а вот бизнес-тренерство - это утопия и также бизнес для тренера".
На что я ответил, что тренировка (тренинг) каких-либо навыков, позволяющих людям лучше делать свою работу - не утопия, а очень даже реальность, подтвержденная практикой. И что "правильный" тайм-менеджмент - это тоже, по сути, ни что иное, как тренировка (тренинг) навыков управления временем.
На этом диалог и оборвался… Причем, от того, что качественный бизнес-тренинг - это в т.ч. и "бизнес для тренера" (в смысле "профессиональное занятие, приносящее деньги; способ зарабатывания на жизнь") - я с Дмитрием не спорю, и вполне с этим утверждением согласен :)
Хотя, возможно, что существуют бизнес-тренеры, которые относятся к своей работе как к развлечению, хобби (и т.п.), а не как к "бизнесу" (коммерческому предприятию). Сейчас набирает популярность подход к профессиональной занятости как к "хоббиз" (от "хобби + бизнес"). Основная идея подхода: "Занимайтесь в жизни тем, чем любите заниматься, что доставляет вам удовольствие (т.е. живите своим хобби). Монетизируйте своё увлечение, начните с него получать доход, обеспечивающий ваше благосостояние (т.е. зарабатывайте на хобби)". Т.е. даже если и не считать свою работу-увлечение бизнесом, от денежек мы всё равно никуда не денемся :)
Одной из неудобных сторон Твиттера является то, что он имеет достаточно жесткие ограничения в применении. Да, в 140 символов можно вложить больше смысла, чем в 60 символов (как в SMS, например). Но в целом "синдром людоедки Эллочки" (помнится, имевшей не только крайне ограниченный словарный запас, но и связанный с данным словарным запасом ограниченный набор мыслей) является характерной болезнью 99% твиттерян. С помощью "чириканья" легко писать дежурные шутки, новости одной строкой, издавать эмоциональные возгласы - но увы! - крайне плохо обмениваться развернутым смысловым содержанием.
Поэтому тем, кому действительно интересно моё понимание "бизнес-тренера" и "бизнес-тренингов", я отвечу здесь. Разумеется, мой ответ также включает в себя и то, почему именно я позиционирую себя как "бизнес-тренер".
Начну с того, что (если трезво посмотреть со стороны) в экономическом российском "новоязе" существует множество абсурдных терминологических словосочетаний. Как правило, это англоязычные термины или дословные переводы (кальки) этих терминов на русский.
Например, нет ничего абсурднее словосочетания "тайм-менеджмент" ("управление временем"). Как можно вообще управлять временем? Это все равно что "управлять гравитацией", "командовать космосом" и т.п. Можно управлять собой во времени, своими целями, своими интеллектуальными и физическими силами (и др.ресурсами), распределяя их во времени.
Та же самая история со словосочетанием "бизнес-тренинг". Вообще, если сделать переводческую кальку, то получается что-то вроде "тренировки коммерческого предприятия". Как вообще можно "тренировать" бизнес? И, главное, на фига его "тренировать"? Бизнесом (делом) надо просто заниматься, и делать это как следует, ответственно, профессионально и с полной отдачей - это и будет для него лучшим "тренингом".
Тем не менее, давайте спишем всё на исторический / лингвистический казус, т.к. эти (и многие другие) не совсем удачные термины уже прижились на российской почве и являются стандартными de facto. Именно поэтому я лично понимаю всю неудачность термина "бизнес-тренинг" ("бизнес-тренер"), но от использования данного термина не откажусь. Хотя бы ради достижения стартового взаимопонимания с заказчиками моих услуг.
Т.е., если подходить к делу формально, то да, "бизнес-тренинг" - термин неудачный, но общепринятый. А теперь давайте разбираться содержательно…
Если посмотреть на любую профессиональную деятельность людей и организаций, с помощью которой они зарабатывают деньги (т.е. на "бизнес"), то в любой деятельности существует универсальная потребность в изменениях. Потребность в изменениях может быть вызвана негативными причинами (кризисом, внутренними и внешними проблемами и др.), а может быть и позитивными (стремлением к новым достижениям, новыми сферами деятельности и т.п.).
Инструментов изменений может быть множество, но некоторые из них прямо связаны с изменением людей, работающих в организации, с их обучением и развитием. Сами формы, методы, средства и приёмы обучения также могут быть весьма различны. Всего лишь один из таких методов обучения - тренинг.
Я не буду сейчас подробно писать о специфике тренинга как одного из методов обучения (по этой теме есть горы литературы). Напомню лишь главные особенности тренинга, отличающие его от других методов:
1) это активное и интерактивное обучение (в действии и через действия, через взаимодействие участников обучения). Азбучная истина - человек хорошо усваивает только то, в чем активно участвует сам (а не то, что просто слышит или видит).
2) это обучение, моделирующее основную деятельность участников. Главное здесь слово - "модель", на бизнес-тренинге мы не можем на 100% воспроизвести реальный бизнес, но смоделировать отдельные виды деятельности / действия / операции, входящие в бизнес - запросто!
3) это обучение, ориентированное на изменение поведения. В отношении тренинга термин "поведение" следует понимать максимально широко - это и элементарные операции, это и "правильные" последовательности действий (алгоритмы), это и сценарии (наборы алгоритмов для разных задач и ситуаций), это и мотивация (энергетика поведения), это и мета-алгоритмы (алгоритмы, позволяющие корректировать известные алгоритмы и творчески создавать новые) и т.д.
Пункт 3 содержит в себе скрытое противопоставление: поведение vs знания. Тренинг (в отличии от других методов обучения) направлен в первую очередь на изменение именно поведения; а уж изменение связанных с поведением знаний является закономерным следствием.
4) это развивающее и формирующее обучение. В тренинговых смоделированных ситуациях участник может испытать сам новые, не характерные для него в обычной жизни навыки и способы поведения без тех рисков и издержек, с которыми он бы наверняка столкнулся в реальной жизни.
Зачем я здесь всё это так подробно излагаю? Только затем, что в настоящее время на российском рынке бизнес-образования процентов 80 "тренингов" вовсе не являются таковыми. Чаще всего под "тренинги" маскируются банальные лекции (монолог ведущего, сопровождаемый слайдами презентации), либо семинары (70-80% времени всё тот же монолог ведущего; 20-30% диалог с аудиторией, обычно в виде вопросов-ответов).
Например, известный и востребованный специалист по маркетингу Игорь Манн вполне корректно позиционирует себя как "бизнес-лектор".
Лет 5-7 назад столь популярный ныне Радислав Гандапас действительно вел тренинги по навыкам публичного выступления. Но в последние несколько лет, то, чем занимается Гандапас, обучая, как правило, большие аудитории, "тренингом" называть вряд ли корректно. Возможно, я не знаю всего положения дел, но, судя по отзывам и по видеофрагментам "тренингов" Гандапаса, попадающим в сеть, речь идет всё о тех же лекциях и семинарах.
Да, лекционная манера Гандапаса далека от скучной профессорско-академической - его стиль скорее близок к выступлениям эстрадных артистов-юмористов. Весело, живенько, познавательно, артистично :) "Народу нравится!" (с) Кин-дза-дза :) Но того, чтобы каждый участник "тренинга" принял именно поведенческое участие в процессе (попробовав новые навыки сам, приняв активное участие в каких-то играх, заданиях, упражнениях и т.п.), я на этих "тренингах" что-то не наблюдаю :(
И вообще, я плохо представляю себе, как в аудитории, ну, скажем, в 40-50 человек, можно на практике отработать ВСЕ техники публичного выступления: вступления в контакт с аудиторией, привлечение внимания, управления эмоциями, ответы на вопросы и т.д. и т.п. Интересно, сколько нужно времени, чтобы КАЖДЫЙ участник смог хотя бы ознакомительно, хотя бы в одной интерактивной ситуации отработать все эти техники/навыки? А ведь "тренинг" предполагает не однократную апробацию новых навыков, а хотя бы 2-3 кратное повторение в разных ситуациях, заданиях. Иначе, какая это, нафик, тренировка :(
На самом деле существуют технологии проведения именно тренингов в больших группах ;) В этих технологиях есть ряд хорошо узнаваемых моментов. Например, для отработки навыков группа в обязательном порядке дробится на несколько малых групп. В каждой такой подгруппе существуют определенные фиксированные роли, например, помощник тренера, наблюдатель и др. К сожалению, практически ни в одном новомодном "тренинге" этих самых технологий я не наблюдаю.
Я могу даже раскрыть великий секрет популярности подобных "тренингов" :) Они веселенькие и ненапряжные. В них действительно есть толковая информация (знания) и мощный мотивационный импульс, эмоциональная "накачка" участников со стороны харизматичного тренера. Сочетание развлекательного характера обучения, плюс знания, плюс повышение самооценки участников со стороны тренера, создаёт некую общую эйфорическую атмосферу и до небес завышает ЧСВ всех сопричастных :)
А дальше уже работает статистика: чем больше участников на тренинге, тем больше вероятность, что в группе окажется кто-то, кто УЖЕ УМЕЛ делать то, о чем рассказывал тренер. Осталось только описать его прошлый опыт и ранее сформированные навыки в терминах тренера, и объявить о потрясающей успешности обучения на данном тренинге ;)
Кроме статистики также включаются хорошо известные механизмы групповой психологической защиты. Во-первых, все члены одной группы, вместе испытавшие некий опыт (независимо от его реальной эффективности и полезности :)), будут защищать ценность и уникальность данного опыта. Т.е. любая критика "со стороны" будет рассматриваться эмоционально (а не рационально) и с предубеждением (необъективно).
Во-вторых, ни один человек не хочет чувствовать себя обманутым, и уж тем более, признаваться в этом обмане перед окружающими. Вот именно поэтому задавать участникам подобных тренингов вопрос "Что конкретно вы научились делать?" - бесполезно! Ответ ВСЕГДА будет бодреньким и позитивным (даже если внутри ответившего засело смутное подозрение, что его "развели" - да, он приятно провел время на тренинге, но в его поведении ничего не изменилось).
Но даже если вы получите бодрый ответ: "Всему научились!", то рекомендую не верить ответившему на слово, а проверить его навыки на практике. В 99% случаев вы будете сильно удивлены их умелостью :))) - в негативном смысле, разумеется :)
Почему же подавляющее большинство специалистов по обучению взрослых используют именно термин "тренинг", хотя применение его некорректно? Кто-то это делает от недообразованности :) Да, таких "специалистов", увы, хватает - которые с легкостью учат других, но ничего не смыслят в современных методиках активного обучения.
Кто-то ориентируется на западных "гуру" - там вообще слово "тренинг" используется максимально широко и непринужденно. Возможно, это и правильный подход - не заморачиваться на терминологию. В конце концов, нам нужны шашечки или ехать? Хотите учиться - получите обучение, и неважно, как оно будет называться.
Проблема в другом… Проблема - в качестве процесса и результатов обучения. Сколько лет рынку бизнес-образования (обучения взрослых) на Западе и сколько у нас? Проблема в профессиональной среде, контролирующей уровень качества образовательных продуктов формальными и неформальными методами. На Западе всё это есть, и относительно эффективно защищает рынок от явных шарлатанов. У нас этого нет, со всеми вытекающими последствиями…
Кто-то из вполне квалифицированных специалистов идёт на вынужденный компромисс со своей совестью, называя свои обучающие программы "тренингами" только потому, что именно это слово знакомо заказчикам обучения и пользуется популярностью у клиентов.
Могу (на основе опыта работы нашей консалтинговой компании "Психология и бизнес") с уверенностью сказать, что продать корпоративным клиентам "бизнес-лекцию" практически невозможно :) /Хотя многие из менеджеров корпораций-заказчиков в качестве студентов слушали мои лекции в институтах, бизнес-школах и т.п. традиционных ВУЗах/. А вот "тренинг", или "семинар-тренинг", или "стратегическую сессию", или "креативную сессию" и т.п. оригинально звучащие :)))) методы групповой работы - продать гораздо легче :)
Если клиент готов к восприятию других названий (кроме "тренинга"), мы используем их для названия наших обучающих программ. Если клиент желает исключительно "тренинг", мы в любом случае ведем очень подробное переговоры о том, какая форма (и какие именно методы) обучения будет наиболее соответствовать целям заказчика. И в итоге в фантик "тренинга" могут быть завёрнуты совсем другие конфеты :)
Главное, чтобы клиент был удовлетворен! Если его цель - развитие навыков сотрудников в определенной сфере деятельности, это действительно будет тренинг, без всяких кавычек. Если его цель - вводный "ликбез" для сотрудников в контексте какого-нибудь грядущего проекта, т.е. важны именно новые знания - будет достаточно обычной лекции или семинара (но для заказчика это также может носить название "тренинг" :)).
Надеюсь, что с термином "тренинг" мы разобрались… Теперь что касается приставки "бизнес-", т.е. осмысленности словосочетания "бизнес-тренинг".
Лично я это словосочетание понимаю следующим образом: любой бизнес на 50% - люди, их труд, их человеческие качества и силы, вложенные в труд, а на 50% - система - процессы, технологии, ресурсы и т.д.
В любом обучении есть ПРЕДМЕТ - т.е. некая содержательная область. Что мы изучаем? На чем именно мы фокусируемся в нашем познании? Если в тренинге мы концентрируемся на людях и отношениях, я бы назвал это "психологическим тренингом", если в фокусе система - это "бизнес-тренинг".
Например, возьмем проблему мотивации. Психологический тренинг крутился бы вокруг навыков: как мотивировать самого себя, как мотивировать других в непосредственном общении с ними, через построение мотивирующих отношений и т.д. Т.е. это обучение персональным умениям и навыкам.
В центре бизнес-тренинга были бы несколько другие навыки: как создать, поддерживать и развивать мотивационную среду в организации? Как устранить демотиваторы и насытить орг.среду мотиваторами? Как нам необходимо формализовать и регламентировать мотивационную систему в организации? (и т.д.) Т.е. это совместная работа участников тренинга над совершенствованием системы.
Понимаю, что люди и система в бизнесе - это две стороны одной монеты, что отделить их невозможно. В любом тренинге неизбежно есть и "про людей", и "про систему" :) Но важны акценты - на чём мы концентрируемся, что прорабатываем в первую очередь.
Впрочем, есть и несколько иная точка зрения на "бизнес-тренинги", которая мне также кажется вполне обоснованной, и симпатичной :) Эта точка зрения принадлежит одному из моих Учителей - Елене Васильевне Сидоренко. В отличие от новомодных и распиаренных "гуру", она действительно Мастер, проводящий блестящие тренинги, и воспитавший множество настоящих тренеров-профессионалов. Титулы её я здесь перечислять не буду, но, если кто-то раньше про неё не слышал - вэлкам в любой поисковик!
Вот цитата из книги Е.В.Сидоренко "Технологии создания тренинга. От замысла к результату" (2007 г., с.18-22). Цитата довольно большая, но очень в тему:
БИЗНЕС-ТРЕНИНГ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ
Попробуем определить, чем отличаются друг от друга разные названия тренинга.
Бизнес-тренинг | Тренинг для людей бизнеса, направленный на повышение их эффективности в бизнесе |
Психологический тренинг | Тренинг, направленный на повышение индивидуальной эффективности человека в разных сферах жизни, в том числе и в бизнесе |
Профессиональный тренинг | Тренинг для обучения определенным рабочим навыкам, необходимым для эффективности в данной профессии |
Похоже, что классификация напоминает известную шутку: Столы бывают большие, маленькие и... деревянные
В некоторых видах профессиональной деятельности взаимодействие с людьми не менее важно, чем знание тарифов и умение рассказать них покупателям. Лидерство, управление людьми, менеджмент, маркетинг, брендинг— все это не только «пропитано» психологией, это является психологией. Искусство продавать тренируется в профессиональном тренинге, бизнес-тренинге или в психологическом тренинге? А искусство презентации— требует оно профессионального обучения или психологического?
Во всех профессиях, в которых подразумевается взаимодействие с ЛЮДЬМИ, бизнес-тренинг, профессиональный тренинг и психологический тренинг— это, по сути, одно и то же. Просто вести этот тренинг могут разные люди. Если тренинг ведет человек, имеющий опыт продавца, менеджера и т. п., то он сам чаще называет свой курс бизнес-тренингом.
Но можно ли работать с проблемами управления, лидерства, продаж и т. п., никак не затрагивая психологии человека и человеческого взаимодействия? Мой ответ: невозможно. Поэтому бизнес-тренинг— это психологический тренинг, который назвали по-другому.
Психологи тоже часто называют свой курс бизнес-тренингом, Особенно если хотят привлечь людей бизнеса. Называть свой курс психологическим тренингом — значит рисковать, что это отпугнет потенциальных заказчиков. Во многих городах России «психологические» тренинги уже проводились какими-то не вполне адекватными или недоучившимися психологами, которые замахивались на «личностный рост», а вместо этого нанесли участникам психологический вред или выставили себя на посмешище.
«Нам не психолог нужен, а бизнес-тренер!» (e-mail из тренинговой компании с Урала)
Это печальное предубеждение против психологического тренинга заставляет тренера по возможности избегать слова «психологический».
В действительности же и человек из бизнеса, ставший тренером, и психолог-тренер работают с психологическими технологиями. Чем делится с учениками опытный менеджер или продавец? Знанием тарифных сеток? Умением определить стратегию развития? Знанием потребностей рынка? Допустим. Но все эти знания основаны фактически на психологических исследованиях поведения покупателей, менеджеров, гениальных менеджеров, в свою очередь познавших психологию покупателей и других менеджеров.
Главное в преподавателе — это психологические знания и умении, которые он накопил благодари своему личному опыту. Это истории, живые примеры психологического взаимодействия и влияния, то есть практическая психология профессиональной деятельности. Есть ведь научные исследования, а есть и прикладные, которые каждый человек осуществляет в своей жизни. Каждый имеет возможность многократно наблюдать поведение других людей, сопоставлять полученные данные, анализировать их и делать спои выводы для оптимизации собственных стратегий поведения. Каждый человек имеет возможность проводить такие исследования — не каждый пользуется этой возможностью. Это то качество «хорошего знатока людей», которое Г. В. Оллпорт называл кратким и емким словом «опыт» [Allport G. W., 1937].
Сейчас чаще говорят об эмоциональном интеллекте как способности понимать собственные эмоции и эмоции других людей и управлять ими [Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., 2005]. Становится привычным читать о том, что эмоциональный интеллект важнее общего интеллекта, способность чувствовать людей и влиять на их эмоции важнее профессиональных знаний [Кэ де Ври М., Шекшня С. В., 2003; 2003; Базаров Т. X., 2006].
В общем, бизнес-тренинг — это передача опыта психологического взаимодействия с другими людьми. Название «бизнес-тренинг» — это всего лишь упаковка, в которой продается психологический тренинг, независимо от того, кто его ведет — человек из бизнеса или психолог.
Теперь о «профессиональном тренинге». В России этот термин используется редко. В сущности, это аналог того, что раньше называлось производственным обучением. Но кому же хочется в наше время называться мастером производственного обучения? И вот специалист, рассказывающий новичкам телекоммуникационной компании о тарифах и системах связи, называет себя то инструктором, то корпоративным преподавателем, то тренером, наконец. В действительности же он часто лишь инструктирует, потому такой тренинг можно назвать инструктивным, а не интерактивным.
Представим эти понятия графически. Схема передает идею о том, что бизнес-тренинг — это разновидность психологического тренинга. Инструктивный тренинг может быть всего лишь передачей информации, не более того. Впрочем, тогда это уже и не тренинг...
Однажды один из участников тренинга для тренеров, который я проводила в крупной корпорации, сказал: «Я испытываю трудности в проведении тренинга, только когда заранее не прочитаю стандартной презентации. Вот тогда я запинаюсь, могу что-то перепутать. А так — делаешь себе презентацию, и никаких проблем». Это инсруктивное обучение, а не интерактивное. Тренинг подразумевает интеракцию, то есть взаимодействие участников с тренером и между собой. А где взаимодействие людей, там уже психология.
Именно такой тренинг и ведут бизнес-тренеры. Огромная, при том совершенно анархическая, армия тренеров по всей России и ближнему зарубежью занимается тренировкой методов психологического взаимодействия, причем с помощью приемов психологического взаимодействия.
Огромное число людей без психологического образования фактически учат практической психологии, и при этом многие из них от психологии открещиваются. Во-первых, потому, что некоторые «психологи» наломали дров, и поэтому присоединяться к ним не хочется. А во-вторых, потому, что честные бизнес-тренеры стараются не грешить против фактов: я не психолог и на психологию не намахиваюсь, а просто веду бизнес-тренинги.
И вот— все, кто может выстоять перед аудиторией, стихийно превратились в учителей практической психологии, не желая признавать этого. Психологии учат непсихологи, и мало того, что учат, но психологию еще и отрицают. Иногда хочется закричать: «Ка-ра-ул!»
Но — кричать не надо. Такова реальность, и придется принимать ее, как погоду или закат солнца. Я сейчас пишу об этой тенденции для того, чтобы самой по-настоящему, полностью осознать ее.
Критическая масса непсихологов, которые учат психологии, уже давно достигнута, и какие-либо протесты потеряли смысл. Попытки психологических обществ выработать какие-то формальные требования к тренеру, выдавать официальные лицензии и тому подобные усилия уже не могут оказать никакого влияния на этот стихийный процесс.
Я делаю то, что считаю возможным сделать. А именно: предлагаю тренерам осознать и принять тот факт, что они работают в области психологического взаимодействия. Признать, что бизнес-тренинг — это обучение психологическому взаимодействию в бизнесе. Не осознав ясно, куда, ты ведешь людей, чему ты их учишь, ты не в состоянии ни вести, ни учить.
Последователь: Куда мы идем?
Лидер: Не знаю, но мы должны идти очень быстро.
Итак, новая классификация такова:
Бизнес-тренинг | Тренинг психологического взаимодействия для людей бизнеса, направленный на повышение их эффективности в бизнесе |
Психологический тренинг | Тренинг психологического взаимодействия, направленный на повышение индивидуальной эффективности людей в разных сферах жизни, в том числе и в бизнесе |
Инструктивный тренинг | Изложение знаний, информирование, предъявление и объяснение правил и т. п. |
В дальнейшем мы будем говорить о бизнес-тренинге, посвященном развитию возможностей человеческого взаимодействия и, следовательно, являющемся по сути своей психологическим тренингом.
Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий