Страницы

вторник, 8 марта 2011 г.

Time-management - изобретение маркетологов?


В одной хорошей книжке (Джон Грант. 12 тем: маркетинг 21 века), посвященной "новому маркетингу" в 21 веке, наткнулся на интересную мысль о том, что современный тайм-менеджмент как некая "религия" (идеология, система ценностей), и связанные с ней практики (образ жизни) во многом есть не что иное, как изобретение маркетологов.

В действительности существует один общий тренд - разрушение времени биологического и  увеличение давления социо-культурного (экономического - в первую очередь!) времени на человека. Давление это субъективно невыносимо и от него надо усиленно "лечиться" :)
Биологическое время запрограммировано природой в наших биоритмах - как минимум, циркадных (циркадианных) - в суточном режиме сна и бодрствования. И все вроде бы просто: после восхода солнца мы бодрствуем, после захода - спим.  Когда электричество (искусственное освещение) получило повсеместное распространение?  Правильно, только к середине прошлого, 20-го века. А до этого 99% человечества "жило по солнышку". И проблем со временем не было никаких! Если не считать полярной ночи для северных народов или редких солнечных затмений для всех остальных…

(Кстати, надо порыться в исследованиях по хронобиологии и хрономедицине… Наверняка что-то есть по нашим северным малым народностям. У них явно должно быть ДРУГОЕ восприятие / чувство времени).

Приезжая в гости в какие-нибудь крупные города-миллионники (...о, боже, только не в Москву! Это аццкое пространственно-временное искривление :) ), первое, что я слышу от друзей: "Ну, ты сейчас ложись спать, а ночью поедем тусоваться". И это не потому, что мы такие прям уж клубные аддикты :) или фанаты night life - просто потому, что ночью нет пробок на дорогах, моно спокойно посмотреть любые достопримечательности, воздух свежее и т.д. и т.п. Т.е. "нормальная жизнь" возможна в мегаполисе только ночью :)

Про подрастающее "сетевое поколение" я уж вообще молчу… Интернет не различает дня и ночи… Выберите любое сетевое сообщество, любого завсегдатая данного сообщества, и просто ради эксперимента проследите хронологию его активности / сообщений / постов и т.п. Что получится?  Получится простой вывод: люди не живут в сети, они там ночуют!  У меня есть данные 2009 года  (к сожалению, есть выписанные цифры, но потерялся источник, откуда я их брал :(  ), согласно которым более 80% сообщений в социальных сетях пишутся после 23.00 по местному времени. А в котором часу солнышко закатывается за горизонт в твоем регионе, %username%???

Биологические ритмы современного  человека сломаны, причем основательно. Биологическая адаптация (на уровне вида), разумеется, произойдет, но для этого надо еще лет 300-400 такой жизни. А мы в условиях сломанных цивилизацией биоритмов еще и века не прожили. Что это означает?  Это означает, что ближайшие лет 200 будет происходить добровольно-принудительная "отбраковка" тех, чей организм (в силу разных причин) не сможет приспособиться к жизни в условиях сломанных биоритмов. Тем, кто живет в деревне и строит свое расписание "по солныщку" - повезло, если не сопьются, могут жить долго и счастливо :) ; жители мегаполисов будут все больше страдать (и умирать!) от "урбанистического стресса", синдрома хронической усталости и целого букета болезней, главная причин которых - именно сломанные биоритмы.

(Хочете примеров? Их есть у меня! Но тема хрономедицины - отдельная и большая. Обязательно буду еще писать об этом, но не сейчас. А пока оптимистически настроенные идиоты могут заниматься поиском "супер-методик, сокращающих время сна на 50%". Не уверен, насчет сокращения сна - а вот биоритмы свои этими "методиками" они доломают окончательно. И организм им за это обязательно отомстит!) 

Впрочем, я несколько увлекся… Речь сейчас о том, что на фоне сломанных биоритмов, усиливается т.н. "давление времени" на человека. Это идеология современности - "соответствовать времени", "быть впереди", "успевать", "достигать", "стремиться" и т.д. и т.п. Это внушаемые ценности современного общества, которые в процессе социализации "вбиваются" нам в головы: "Открыли свежий номер Forbes? Пролистали? Есть там ваша фамилия? Ну если нет - тогда вперед, работать!". (Можно подумать, что когда ваша фамилия окажется в Forbes, вам больше не надо будет работать :)))). Мы все гипер-мотивированы либо идеологией иерархического общества (всем хотеть "наверх"!), либо идеологией потребительского общества (а у тебя уже есть новый Айфончик?!).

Наше сознание, уж простите за сленг, засрано рекламными картинками (иллюзиями) о распрекрасном стиле / образе жизни там, наверху. И всем нам прямо или косвенно вдалбливается - как "правильные" члены общества (ячейки Матрицы ;) )  мы все должны ориентироваться на "правильные" (общества потребления) ценности. Желаем мы этого, или нет, но общество потребления усиленно втягивает всех нас в "крысиные бега", в гонку за "счастьем", весьма убедительную модель которого нам  услужливо подсовывают политики и ведущие мировые бренды. 

И вот мы уже в позиции низкого старта, и вот мы уже все рванули - быстрей, быстрей! - успеть сделать карьеру, успеть заработать и потребить, успеть хотя бы ненадолго "попасть в картинку" того волшебного стиля жизни, о котором мы так много читали в глянце… А если мы НЕ УСПЕВАЕМ сделать карьеру (головокружительную!), заработать деньги (большие!), купить вещи ("фирменные", стильные, модные!), пожить "как человек" (чтобы тусовка сказала "Wow!")??? Если мы НЕ УСПЕВАЕМ, в идеологии современного общества - мы НИКТО… Жалкие лузеры :(

Современное общество обязывает нас "соответствовать времени". А вокруг нас информационный взрыв, глобализация, высокие технологии и прочая гипер-реальность, с трудом впихуемая в отдельно взятую голову :)  И вот тут появляется СТРАХ… Тайный подсознательный ужас, паника, где к глобальному футурошоку примешивается банальная индивидуальная тревога "не успеть", "не соответствовать", "стать лузером", "ничего не добиться в жизни" и т.п.

Но мировые корпорации не дремлют! Большой брат все видит!!! :)  Маркетологи очень быстро (еще в начале-середине 20 века) вычислили этот самый тренд - страх современного человека перед временем; экзистенциальная тревога, возникающая под влиянием давления времени.

Вывод последовал незамедлительно: надо создавать и продавать такие продукты, которые помогут людям "успевать", "экономить время", "делать все быстрее" и т.п. Эти продукты и будут замечательными "пилюлями от страха перед временем", за которые люди будут платить свои денежки. Самый лежащий на поверхности пример - индустрия быстрого питания. Но кто-нибудь в здравом уме и в трезвой памяти может привести мне хоть один серьезный аргумент в пользу фастфуда???

Логическим завершением всей обширной и многообразной линейки продуктов "для успевания" стали методики / технологии тайм-менеджмента. Здесь железная маркетинговая логика: если это востребовано, почему бы это не продавать?  Что характерно, тайм-менеджмент первой волны был чистейшей воды тейлоризмом: хронометр в зубы, все записываем и считаем, потом тренируемся, потом делаем всё быстрее. Или еще проще: прошел курсы, например, скорочтения, научился читать в 3 раза быстрее, значит, на работе сможешь работать с документами в 3 раза быстрее. Производительность возрастет, денег заплатят больше, и - ура! - вот оно светлое потребительское будущее. 

В основе тайм-менеджмента первой волны - исключительно методики, позволяющие "прокачивать" и "разгонять" отдельные умения и навыки, позволяющие нам функционировать в системе быстрее, лучше соответствовать её требованиям и ожиданиям. Я специально употребляю "функционировать", т.к. это чистейшей воды экономика - ничем человеческим тут и не пахнет :) Парадокс (и горькая ирония) в том, что "эффективно функционирующий" на самом деле системе не всегда нужен. Но "пилюля от страха времени" принята (тренинг по тайм-менеджменту пройден, денежки уплачены, жертва Хроносу принесена :))) ), и человек пребывает в блаженной уверенности, что все проблемы позади.

Кстати, в идеальной ситуации, всё так и есть: а) система довольна (если она вообще может что-то чувствовать :) ) - очередной винтик стал "более эффективным";  б) сам винтик счастлив - он принял "пилюлю от страха времени";   в) а уж как доволен специалист по тайм-менеджменту - на гребне тренда он гребет свои денежки :) .  Этот треугольник является вполне устойчивой коммерческой системой, уже сложившейся в современном обществе. Тайм-менеджмент продавался, продается и будет продаваться!

Но вот только все ли "пилюли от страха перед временем" одинаково полезны? И вообще - нужны ли нам эти самые "пилюли" на самом деле?

/…не прощаюсь :)  Продолжение следует.../



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий